Франшизы месяца:

Бизнес по переработке автомобилей: авторециклинг

Некоторый процент от всего количества автомобилей находит свою смерть, припаркованный у обочины или во дворе многоэтажного дома. Происходит это по разным причинам, но почти всегда владельцы просто воспринимают своё авто уже как ненужный мусор и груду металлолома. При этом жильцов многоэтажных домов часто почему-то не устраивает наличие старого гниющего автомобиля. Либо он детям играть мешает, либо вид портит, либо вообще якобы опасен. Людям не понятна столь современная романтика, поэтому от четырёхколёсного металлолома стремятся избавиться. С практической точки зрения старый неработающий автомобиль представляет собой относительно ценный источник ресурсов, которые попросту пропадают и занимают место. Поэтому можно заняться бизнесом по сбору уже ненужных автомашин с последующей их переработкой.

Подобная деятельность не предполагает выкуп автомашин – они собираются без ведома хозяев и вывозятся на переработку. С юридической точки зрения подобное занятие является полностью легальным, потому что даже год простоявшее авто вряд ли вывезут – за этим следит Дирекция по эксплуатации зданий (потому что её работа предполагает отслеживание состояний не только зданий, но и прилегающих к ним территорий). Поэтому предприниматель в первую очередь обращается туда за разрешением сбора ненужных автомобилей, и если всё прошло удачно, то потом уже из ДЭЗ будет поступать информация о машинах, которые следует убрать. Конечно, это чужая собственность, поэтому по закону даже вывезенный автомобиль нужно подержать у себя в течение двух месяцев (которые никто не обязан оплачивать) в ожидании хозяев. Если по истечению срока никто за машиной не явился, её можно смело отправлять на переработку. 

Сотрудничество с ДЭЗ принесёт много пользы, потому что искать самостоятельно автомобили достаточно накладно, при этом в определённый момент случится так, что машин не останется. На самом деле, они появляются вновь и вновь, но зачастую в достаточно скрытых местах. Не будут же сотрудники авторециклинговой компании исследовать каждый двор и закоулок. А вот жильцы дворов постоянно сообщают о железном хламе, информация поступает в ДЭЗ, а оттуда уже предпринимателям. Схема достаточно простая и эффективная, но нужно ещё убедить муниципальные службы в том, что имеется возможность заниматься таким бизнесом.

Однако если удастся договориться с государственными учреждениями о том, чтобы собирать машины на благо города и экологии, то можно получить в своё распоряжение территорию под переработку по значительно сниженной цене аренды, и ещё на долгий срок. То есть арендодателем может выступить само государство, если убедить его в полезности своего начинания. Размеры площадки рассчитываются в зависимости от того, какой объём работы предполагается (а это зависит, в свою очередь, от размеров города). 

Вообще заниматься в небольших городах таким бизнесом не стоит – он будет постоянным только первое время, после чего мощности будут позволять перерабатывать больше автомобилей, чем находится. Отсюда простой техники и колоссальные траты. В небольших городах такую деятельность можно совмещать со свалкой или переработкой других отходов, но отдельно только на авторециклинге не заработать. В крупных городах эта проблема практически исчезает, так как работы даже после старта хватит на очень долгое время, за которое будут бросаться всё новые и новые старые машины. Размеры площадки должны быть не меньше нескольких аров, при этом территорию придётся обнести забором и, желательно, снабдить охраной, хотя бы удалённой.

Не стоит забывать и про регистрацию субъекта предпринимательской деятельности. Для такой крупной организации желательно зарегистрировать юридическое лицо (общество с ограниченной деятельностью подходит лучше всего, так как предполагает возможность пользоваться упрощённой системой налогообложения). Тем более, наверняка, таким делом будет заниматься группа людей, которым удобней работать как юридическому лицу. Стоимость регистрации с учётом всех мелких издержек может достигать 30 тысяч рублей. Чтобы деятельность была легальной, нужно указать код (ОКПД 2) 38.2 Услуги по обработке и утилизации отходов, который может подразделяться на (ОКПД 2) 38.21 Услуги по переработке и утилизации отходов неопасных и (ОКПД 2) 38.22 Услуги по переработке и утилизации опасных отходов. Так как в автомобиле имеются и опасные вещества (масла и прочая автохимия, составные части аккумуляторов и тому подобное), то может понадобиться тот или иной код. Но так как аторециклинговая компания зачастую не занимается опасными отходами, а сдаёт её другим перерабатывающим компаниям, то второй код наверняка не потребуется. Любая такая компания (в том числе и авторециклинговая) может заниматься одни из трёх видов деятельности:

  • Рециклинг – собственно переработка отходов для последующего использования в качестве сырья.

  • Рекуперация – извлечение полезных веществ из отходов.

  • Регенерация – повторное использование отходов без переработки, возможно, только с применением подготовительных работ.

Рекуперацией заниматься наиболее сложно, потому что в этом случае нужно дорогое оборудование, которое позволит получать составные компоненты изделий. К примеру, преобразовывать радиатор автомобиля в чистый цветной металл. Для этого нужно изделие очистить, подвергнуть обработке, расплавить. Регенерация возможна в том случае, если вдруг выясняется, что автомобиль является рабочим. Тогда его гораздо выгодней продать в ремонтные мастерские, которые всецело им займутся и поставят на ход. 

Также во многих машинах, которые уже не восстановить, имеется немало деталей, которые могут стать запчастями. Иногда в авторециклинге продажа целых деталей становится основным источником дохода, потому что марки машин, которые бросают, как правило, уже не выпускаются, что делает запчасти на них особенно востребованными у других владельцев подобных марок – ведь иначе, как с другой машины, нужную деталь не получить. И сам рециклинг – это превращение цельного остова автомобиля в измельчённое сырьё, которое пригодно для использования на производстве. Но не только металл ценен в автомашине, но и стекло, пластмасса, резина. Касательно переработки шин – это вообще отдельный вид бизнеса, и очень выгодный. Хотя обычно шины также сдаются на перерабатывающие предприятия. Таким образом, можно получить множество ценных ресурсов из никого не нужного хлама и заработать на этом значительные средства. Но при всей кажущейся простоте нужно уметь наладить весь процесс переработки и утилизации.

Особые сложности будут тогда, если планируется самостоятельная переработка опасных отходов. В авторециклинговой компании есть смысл заниматься только отходами до 4-го уровня опасности, всё, что выше – слишком сложные предприятия, чтобы организовывать их на базе, по сути, автосвалки. Лицензия на саму переработку не требуется, если не предполагается работа с опасными веществами, иначе придётся лицензировать свою деятельность. Для этого нужно обратиться в отделение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному, где в течение 30 дней будет рассмотрена заявка. Такая лицензия выдаётся только в том случае, если предприниматель обладает мощностями, позволяющими производить безопасную переработку отходов и если в его штате числится персонал, который имеет соответствующую квалификацию. Также в этом же учреждении нужно поинтересоваться о необходимости получения лицензии на металлы, потому что зачастую деятельность по переработке автомашин незаконна без подобного лицензирования. 

На данном этапе лучше нанять весьма грамотного юриста, который поможет пробиться через бюрократические ограничения, либо же обратиться в фирму, специализирующуюся на получении разнообразных лицензий. Её услуги будут стоить не меньше 20 тысяч рублей за одну лицензию, но это поможет сохранить своё время и нервы.

Чтобы собирать автомобили по всему городу потребуются эвакуаторы. Он может быть и один на всё предприятие, потому что его работа проводится гораздо быстрей, чем непосредственно утилизация, поэтому подвезённые машины всё равно будут ждать своей очереди на переработку. Также не помешает приобрести буксировщик – то есть какую-нибудь вездеходную мощную машину – это необходимо, чтобы вытаскивать старые остовы машин даже из труднодоступных мест. 

В самых запущенных случаях потребуется даже манипулятор – машина с краном, который может захватывать объекты, расположенные там, куда самому автомобилю не подъехать. Эвакуатор будет стоить около миллиона рублей, буксировщиком может стать внедорожник – это ещё около 500 тысяч, а вот полноценный манипулятор будет стоить около 2 миллионов рублей. 

Всю технику можно приобрести и значительно дешевле, если брать уже старые и изношенные машины; новое же оборудование может иметь даже более высокую цену в зависимости от производителя и функциональности. Ведь вышеназванное оборудование подойдёт для убора небольшого транспорта, а вот полноценный грузовик вытащить и перевезти им не удастся. В этом случае можно либо приобрести грузовик для себя, резать автохлам на месте, после чего погружать его и отправлять на производство. Либо же можно купить соответствующую технику для крупногабаритного груза. В первом случае придётся нанимать больше людей или доплачивать уже нанятым в штат, во втором – потратиться на дорогие машины. Здесь каждый решает для себя сам.

Но одних машин, конечно же, будет мало для ведения бизнеса. Для этого необходимо оборудование, которое непосредственно перерабатывает собранные автомашины, и здесь может быть как очень много технологических машин, так и стоять только измельчитель. Он же шредер. Но в любом случае для подготовки машин к переработке нужно приобрести специальное оборудование для сбора жидкостей; сюда входят всевозможные масла, антифризы, тормозная жидкость и жидкость гидроусилителя руля. Именно на этом этапе происходит разделение на бизнес по лицензии и бизнес без неё, потому что, если лицензии на утилизацию опасных отходов не имеется (а к ним и относятся некоторые из автомобильных жидкостей), то их нужно отвезти в компанию, которая и занимается утилизацией или переработкой подобных отходов. При этом для авторециклинговой компании это становится статьёй расходов, потому что практического применения отработанные жидкости уже не имеют и подлежат только разложению, которое должно быть выполнено без ущерба окружающей природе. 

Линии по откачке жидкостей могут имеют разную стоимость, начиная от почти полностью ручного оборудования, которое стоит до 50 тысяч рублей. В принципе, можно вообще не потратиться на такое оборудование, если имеется яма или подъёмник – тогда всё слить можно вручную, но в некоторых узлах и агрегатах это сделать очень трудно, и потребуется много ручной силы. Поэтому выгодней всё же оборудование купить. 

Для переработки металла, как уже было сказано, будет нужен шредер – машина, которая перемалывает металл. Обычно подобный аппарат обладает ещё и специальным прессом, под которым старый автомобиль приобретает форму параллелепипеда, после чего отправляется на переработку. Стоить такая линия может до 10 миллионов рублей, впрочем, можно купить бывшую в употреблении за гораздо меньшие деньги. Но в любом случае без неё не обойтись, потому что именно металл – основа заработка. 

Ещё одной затратной, но важной, линией является оборудование для переработки шин. Собой она представляет машины, которые превращают покрышки либо в жидкую резину (речь идёт не о превращении каучука в двухкомпонентную мастику для гидроизоляции, а в просто расплавленный материал, который впоследствии затвердеет), либо в твёрдую крошку или пласты. Стоит такое оборудование порядка 1,3 миллиона рублей, и может перерабатывать до 5 тонн покрышек в сутки, поэтому во избежание простоев можно заниматься ещё и сбором покрышек у шиномонтажа или на импровизированных свалках, потому что подобное предпринимательство является высокодоходным. Некоторые авторециклинговые компании просто продают снятые покрышки на предприятия, которые целенаправленно занимаются переработкой резины, но это не принесёт той прибыли, которая возможно при самостоятельной переработке. 

Помимо данных важных агрегатов нужно купить недорогое оборудование и инструменты для снятия стёкол (и, возможно, их резки), отделения пластиковых деталей, для общих ремонтных работ. Ведь не всегда машина оказывается годной только для пускания под пресс, иногда её можно восстановить или хотя бы продать на запчасти, а это значительно доходней.

Но чтобы обеспечить протекание всего этого процесса, нужно нанять соответствующий персонал. В первую очередь нужны водители и рабочие на автотранспорт, потому что обращаться с эвакуатором и манипулятором может только человек с соответствующими знаниями и опытом. Помимо водителей нужно операторы и технологи для линии по переработке, причём относительно трудно найти людей, которые уже имели опыт обращения с такой техникой, и есть вероятность, что людей придётся обучить. Также немаловажно иметь в штате и обычных автослесарей, автомехаников, автоэлектриков и кузовных мастеров. 

Несколько из этих должностей может совмещать один человек, главное, чтобы пришедшая машина была правильно и хорошо изучена на предмет своего потенциала. Лишь в случае, если она действительно простой хлам без возможности хоть что-то с него продать, производится её безжалостная переработка. Иначе автомастера принимаются за разборку и/или починку. Имеется небольшой шанс нарваться вообще на какой-нибудь раритетный автомобиль, который может стоить гораздо дороже многих современных новых автомашин. Но рассчитывать на такую удачу не стоит, лучше извлекать максимум прибыли из имеющихся возможностей.

С самого начала нужно искать места, куда можно будет сбывать полученное вторсырьё. С этим не должно быть проблем, потому что приём металлолома в последнее время особенно стал популярен, резина и шины всегда были ценным ресурсом, стёкла, пластик и прочая мелочь могут быть также проданы как относительно ценный материал многим компаниям. Но суть в том, чтобы найти партнёра, который предложит наибольшую цену или хотя бы оптимальные условия. Если вдруг в городе окажется всего лишь одна компания по, к примеру, приёму шин, то диктовать условия будет она; и иногда выгодней будет отвезти полученную продукцию в другой город. Чуть больше заработать можно, если разбирать машину и под пресс пускать только железный кузов, остальные детали, отсортированные по металлу, должны проходить отдельную переработку. Здесь всё очень просто: железо стоит копейки, алюминий дороже, а медь вообще особенно ценна. Покупающая компания также будет оценивать чистоту и однородность материала, и здесь может быть названа разная цена.

Авторециклинг – это хороший самостоятельный бизнес, который пока ещё мало освоен, хотя в крупных городах уже наверняка есть конкуренты. При этом переработка машин может стать весьма хорошим расширением своего собственного бизнеса, особенно если предприятие производить металлоизделия или изделия из резины. Ведь излишки всегда можно продавать, получая при этом относительно дешёвое сырьё. В связи с этим об этом социально-полезном начинании можно задуматься владельцам крупных объектов промышленности.

Матиас Лауданум 
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «авторециклинг»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru