Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Как организовать бизнес по доставке еды из ресторанов

Как организовать бизнес по доставке еды из ресторанов

Без еды человек жить, конечно, может. Но недолго.

Как и любое другое живое существо, человек должен восполнять расходуемую в процессе жизнедеятельности энергию. Для этого нам приходится есть – употреблять пищу, укомплектованную в различной степени жирами, белками и углеводами. При этом мы любим, чтобы пища эта была вкусной, то есть не только отвечала нашим требованиям к вкусовым качествам, но и превосходила их. Зачастую мы не имеем достаточных навыков для ее приготовления таким образом. Или не хотим тратить время на ее приготовление. Или и то, и другое вместе. Именно для удовлетворения подобных потребностей и появились всевозможные заведения общепита, которые обеспечивают нас едой, отвечая одному или нескольким требованиям сразу: вкусно, быстро и без затрат собственного времени на приготовление. Как правило, кафе и рестораны стараются обеспечить уютную обстановку для посетителей и качественное обслуживание.

И все же, несмотря на эти приятности, иногда может возникнуть желание (а иногда и необходимость) поесть вкусно не в ресторане, а дома. Романтический ужин в приятном уединении, встреча с друзьями, просто желание провести вечер в уютном кресле за вкусным ужином – все это может заставить нас отказаться от ресторанного сервиса. Некоторые заведения предлагают услугу доставки еды на дом – и в данном случае это выход. Некоторые, но далеко не все. На сегодняшний день доставлять еду собственными силами готовы не более 10% заведений. Причиной этому служит то, что создание службы доставки – это не только дополнительные финансовые затраты, но и необходимость ее правильной организации. Здесь возникает возможность организации прибыльного бизнеса.

Организация службы доставки еды – это относительный новая для России ниша предпринимательства. Активных и успешных игроков здесь пока что практически нет: в ответ на соответствующий запрос поисковые системы в среднем городе-миллионнике предложат не более 3-4 вариантов, два из которых будут игроками федерального уровня. Сложно сказать, с чем именно связано такое положение дел. Можно лишь констатировать определенные сложности, возникающие при организации подобного бизнеса. Но какой же бизнес без сложностей?

В первую очередь необходимо продумать собственно организационную схему доставки: какой транспорт и в каком количестве необходим, как управлять логистикой. Здесь наиболее важным является момент соблюдения заявленных сроков доставки. Его также следует определить с особенной тщательностью – если заявить слишком малый срок, возникает риск не успеть, что вызовет негатив со стороны клиента; если заявить чересчур большой с целью перестраховаться, никто не откликнется на рекламу. Учитывать следует не только время курьера в дороге от места дислокации до ресторана, и оттуда до клиента, но и (возможно) время приготовления заказанного блюда. Для среднего регионального центра целесообразным будет время доставки от 1,5 часов. В идеале, курьер, приехав за заказом должен получить его уже без ожидания – здесь необходимо обеспечить грамотную работу диспетчера, который получив заявку от клиента сразу же транслирует ее в заведение, в котором блюдо будет готовиться.

При организации логистики существенную помощь может оказать специализированное программное обеспечение – CRM-система, обеспечивающая работу оператора и курьера в едином пространстве. Большим преимуществом при этом будет ее интеграция с геоинформационной системой для построения наиболее эффективного маршрута курьера. На сегодняшний день подобную систему предлагает один из участников рынка – франчайзер, несколько лет назад организовавший бизнес по доставке еды из ресторанов. Безусловно, приобретение франшизы – это хороший способ получить практически готовый бизнес и минимизировать риски, связанные с выводом на рынок новой услуги. Однако, по различным причинам не каждый предприниматель принимает решение в ее пользу. Альтернативой является использование уже существующих в открытом доступе CRM-систем, а для тех, кто обладает знаниями в программировании – создание собственного программного обеспечения.

Выбор транспорта для курьеров обусловлен условиями конкретного города дислокации. В Краснодаре, например, довольно успешно существует доставка еды на скутерах. При том, что это один из наименее затратных видов транспорта – дешевле только общественный – для города с более суровым климатом он вряд ли подойдет. В этом случае требуется приобретение малолитражных автомобилей – новых или б/у в зависимости от планируемых инвестиций в проект. Что касается упомянутого выше общественного транспорта, то и он может быть актуален в некоторых случаях. В Москве, например, в час пик с небольшим заказом гораздо быстрее добраться на метро; конечно присутствуют некоторые оговорки – заказ не должен быть слишком объемным, маршрут не должен быть чересчур сложным и длительным.

На момент старта проекта двух одновременно работающих курьеров будет вполне достаточно – это позволит обслуживать до 5 клиентов за час. Со временем количество курьеров будет увеличиваться, а расходы на их содержание будут покрываться за счет увеличивающейся клиентской базы. Потребуется также небольшой офис, оборудованный минимальным набором офисной техники, а также смартфоны или планшеты для курьеров с установленной CRM-системой. Таким образом, первоначальные затраты составят:

- разработка и продвижение интернет-сайта – минимум 150-200 тысяч рублей, если передавать на подряд; если позволяют знания и навыки – можно разработать самостоятельно, но на рекламу все равно придется потратить не менее 50-70 тысяч;

- CRM-система – в среднем от 40 000 рублей за одно рабочее место «коробочной» версии, но есть облачные сервисы, позволяющие полностью бесплатное использование версий с ограниченным функционалом для небольших компаний; если же необходима полная версия, то ее аренда обойдется от 1000 до 10000 рублей в зависимости от функционала и количество подключенных пользователей;

- транспорт для курьеров – от 30 000 рублей за новый скутер с гарантией или в два раза дешевле за бывший в употреблении; новая же малолитражка-иномарка обойдется в десять раз дороже – 300 000 рублей, а подержанная отечественная в хорошем состоянии – 80-100 тысяч, так что выбор будет обусловлен размером бюджета предпринимателя;

- компьютерная и мобильная техника – до 50 000 рублей;

- оборотные средства на несколько месяцев – на выплату заработной платы курьерам, оплату арендованного офиса, рекламу и т.д.

В итоге, в самом бюджетном варианте получаем сумму стартового капитала в 300-350 тысяч рублей. Однако, потребуется много терпения, усилий и, что немаловажно, везения, чтобы при таких вложениях добиться внушительных результатов. Оптимальным размером стартового капитала можно считать сумму от 600-800 тысяч рублей.

Начинать создание такого бизнеса, однако, стоит не с валовой закупки транспорта и оборудования, а с договоренностей с местными заведения общепита. Перед тем как принимать окончательное решение об инвестировании свободного капитала в проект, необходимо заручиться согласием кафе и ресторанов работать с вашей службой доставки. Как показывает практика, основных вариантов сотрудничества два: в первом минимальная сумма заказа не ограничивается, заказчик оплачивает фиксированную стоимость доставки; во втором доставка бесплатна для заказчика, минимальная сумма заказа ограничена, а доставщику достается процент от суммы счета, выплачиваемый рестораном. Первый вариант в большей степени применим к формату фаст-фуд, второй – к кафе и ресторанам с широким ассортиментом блюд. Возможность выплаты процентов от заказа появляется у заведения за счет привлечения дополнительных клиентов от службы доставки, а также за счет того, что в сумме чека отсутствуют расходы на аренду и содержание зала и заработная плата официантов; по различным оценкам, доставщик может получать 20-25% от суммы заказа. Ценообразование для клиента также может быть разным – стоимость блюда на дом может равняться его стоимости в заведении, а могут быть предусмотрены различные скидки или наценки – все зависит от грамотного маркетингового обоснования ценовой политики.

Только после получения принципиального согласия (в идеальном случае подписания договора) от 10-15 заведений – с меньшим количеством работать просто нет смысла – можно приступать к покупке техники и организации офиса. Для продвижения проекта можно использовать такие каналы как интернет, в том числе и собственный сайт, рекламу в лифтах, флаеры в кафе и ресторанах. Позиционировать предприятие можно по-разному. Есть примеры, когда служба доставки занимается только доставкой пиццы, или только суши и роллов. Однако, такая специализация, с одной стороны, облегчая логистику и взаимоотношения с поставщиками, существенно может сократить клиентскую базу – русский человек любит широкий ассортимент.

График работы для такого бизнеса подойдет только сменный – а вот круглосуточный или ограниченный по времени, позволит определить маркетинговое исследование региона или непосредственно практический опыт. Заработная плата курьеров может быть как фиксированной, так и с переменной частью, зависящей от количества совершенных доставок. Из расчета 5 доставок в час двумя курьерами при 12-часовом рабочем дне, получим 60 обслуженных клиентов в смену. При минимальной фиксированной стоимости доставки, скажем, в 200 рублей, это составит 12 000 рублей за одну смену. В случае доставки комплексного меню из ресторана – скромный ужин на двоих сейчас обходится не менее, чем в две тысячи – доставщик получит уже 400-500 рублей за один заказ; таким образом, максимальная суточная выручка может достигать и более чем 20 тысяч рублей. При сменном графике без выходных месячная выручка составит от 360 000 рублей. 12-часовой график предполагает наличие двух смен – по два курьера и одному диспетчеру на первом этапе развития проекта. Еще одного курьера на сдельщине можно подключать в часы пик или в наиболее востребованное время – вечера пятницы и субботы.

Заработная плата курьера должна составлять не менее 20-22 тысяч рублей в месяц в зависимости от рынка труда региона, или 100-120 тысяч рублей в месяц валово по предприятию. Два диспетчера – еще 40-50 тысяч рублей в месяц суммарно.  Аренда офиса обойдется в 10-15 тысяч, аренда CRM – в среднем 5 000 рублей; расходы на связь – столько же. ГСМ для автомобилей и их обслуживание – 50 000 рублей (скутеры, соответственно, дешевле). Итого ежемесячных расходов – 225 000 рублей. Валовая прибыль в таком случае составит не менее 135 000 рублей. Весьма неплохой показатель для малого бизнеса. Главными факторами достижения успеха проекта являются грамотное продвижение услуги с целью обеспечить планируемое количество заказов и соблюдение сроков их выполнения. С ростом бизнеса будет увеличиваться клиентская база, количество курьеров и ресторанов-партнеров, а, следовательно, и прибыль предприятия.

До момента выхода на плановые показатели продаж, дополнительный объем заказов можно привлечь доставкой и других товаров. В частности, российский франчайзер в сфере доставки еды предлагает также услуги по приобретению под заказ и доставке любых товаров – от подгузников до автозапчастей; также это может быть просто перевозка какой-либо вещи из одного места в другое. Впрочем, здесь уже следует прибегать к оговоркам, иначе скоро придется принимать заказы на переезды с транспортировкой роялей и прочих интересных вещей. Наиболее востребованными и простыми для транспортировки являются цветы, автозапчасти, продукты питания и медикаменты.

В эру бурного развития информационных технологий, незаменимым инструментом коммуникации с клиентом может стать мобильное предложение, с помощью которого клиент сможет оформить заказ и отследить его состояние. Разработка такого приложения обойдется по стоимости не менее 80 000 рублей, а его продвижение – не менее 50 000.

Как мы говорили выше, около 10% всех заведений общепита имеют собственную службу доставки. Строить партнерские отношения с ними все же необходимо – зачастую они делают упор на рекламу собственной марки, нацеленную на посетителей заведения, а доставка уходит на второй план. Таким образом, отсекается определенная целевая группа – люди, желающие получить блюдо данного ресторана, но не имеющие возможности туда приехать. В этом случае, партнерские отношения будут заключаться в размещении меню заведения на сайте и в мобильном приложении доставщика, доставка будет производиться собственными силами ресторана, а доставщик получит небольшой процент за предоставленные рекламные возможности.

Начав с малого и отработав схему работы на одном городе, через время можно организовать филиалы в других городах страны. Следующим шагом может стать уже создание франшизы и ее продажа, либо же создание федеральной доставочной сети. Как всегда в бизнесе, возможности развития ограничены только вашим желанием.

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Опубликована: 14.01.2016 12:02:10
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Социальные комментарии Cackle