Франшизы месяца:

Как открыть адвокатскую контору

Нужно сказать, что с юридической точки зрения адвокатская деятельность не может быть предпринимательством – это профессия, и адвокат получает определённый гонорар, а не занимается бизнесом. Отсюда следуют и многие ограничения, связанные с этой деятельностью, ведь ею заниматься могут только люди с высшим юридическим образованием. Однако несмотря на это сегодня существует огромное количество адвокатских контор, которые работают непосредственно как организации – во всяком случае, именно так они себя позиционируют на рынке. Данная статья вряд ли будет интересна уже опытным адвокатам, потому что мало кто лучше их знает об особенностях регистрации, урегулирования юридических вопросов и ведения адвокатских дел, однако новички нередко ищут информацию об открытии своего бизнеса в юриспруденции.

Однако стоит отметить, что теоретически и человек, далёкий от юриспруденции, может открыть свою адвокатскую контору, только выступать он будет просто как учредитель организации, помогающей своим сотрудникам в поиске клиентов – то есть технически это совершенно иной вид деятельности. Но не все адвокаты имеют возможность открытия своей собственной конторы и даже небольшого кабинета, в связи с чем они могут вместе работать на территории одного предприятия, которое занимается организационными и вспомогательными вопросами, но никоим образом не касается адвокатской или юридической деятельности в своей работе. Таким образом, предприниматель открывает некое заведение, приглашает туда адвокатов, которые платят ему некий процент от своих гонораров, а предприниматель в свою очередь занимается рекламой, ищет и привлекает клиентов, зарабатывает репутацию, решает хозяйственные и прочие вопросы. От коллегии адвокатов такая организация отличается тем, что является коммерческой организацией (в отличие от коллегии, которая может быть только некоммерческой организацией), то есть ориентирована на получение прибыли. Впрочем, в дальнейшем будет более подробно рассмотрено открытие своего собственного бизнеса (вернее, заведения для занятия частной практикой) непосредственного для адвокатов.

Сегодня в любом крупном городе можно найти не одну адвокатскую контору, но все они отличаются по своему уровню. Именитые и известные адвокаты всегда требуют хороших гонораров, но не все люди могут себе позволить отстаивание своих интересов за большие деньги. При этом все адвокаты определяют ещё и профиль своей деятельности – далеко не каждый занимается уголовными делами или ведёт дела крупных организаций. С другой стороны, население гораздо чаще нуждается в юридической поддержке в более простых вопросах, особый спрос имеют адвокаты, занимающиеся вопросами семьи и бракоразводных процессов, которые помогают в решении проблем в банковской сфере (брать кредиты, а потом не отдавать их любит достаточно большой процент населения), а также отстаивающие интересы своих клиентов в административных делах – суд с коммунальными службами, разбор дорожно-транспортных происшествий, проблемы с шумными соседями. 

Юридическая помощь требуется очень часто, поэтому нужно сразу определиться, какой существует спрос на те или иные услуги адвокатов и какое существует предложение на рынке. Однако только в ещё не очень больших населённых пунктах та или иная ниша может быть не занята, в больших городах предложение обычно достаточно для удовлетворения спроса. Очень важно в работе адвоката зарабатывать репутацию, однако неизвестный никому адвокат имеет значимое преимущество перед теми, кто свою репутацию уже изрядно испортил, а это случается довольно часто. 

Обычно клиент, обращаясь к адвокату, видит в нём всемогущего спасителя, который во что бы то ни стало решит его проблему. Но это, по понятным причинам, возможно далеко не всегда. Dura lex sed lex. Однако и среди самих адвокатов имеется немало непрофессионалов, которые кроме диплома о высшем образовании ничем не располагают. В связи с этим у подающего надежды юриста, который действительно понимает, что такое адвокатская практика и умеет применять свои таланты, есть все шансы выйти на рынок и завоевать значительную его часть. Только адвокат – это не только грамотный юрист, но и оратор, манипулятор и вообще жнец, швец и на дуде игрец. В исключительных случаях – в прямом смысле.

Теперь нужно определиться, стоит ли регистрировать юридическое лицо для своей деятельности, но, как уже было отмечено, непосредственно сам адвокат не может быть предпринимателем. Предприятие может быть организовано сторонним лицом для помощи работы адвокатов. По законодательству адвокат не может заниматься рекламой своей собственной деятельности, поэтому он заинтересован в том, чтобы работать в организации, которая рекламирует себя, а значит и своих сотрудников. В этом случае лучше всего подходит общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае будет доступна упрощённая система налогообложения. Использование этой системы позволяет перечислять в пользу государства не более 6 процентов от доходов или 15 процентов от операционной прибыли. Фактически деятельность адвокатской конторы подпадает под определение (ОКПД 2) 69.1 Услуги юридические, однако предприятие может использовать (ОКПД 2) 70.21 Услуги по связи с общественностью и информации, если не хочет позиционировать себя юридически как организация, которая имеет отношение к адвокатуре.

Непосредственно сам адвокат, прежде чем начать заниматься адвокатской деятельностью, должен получить высшее юридическое образование по профилю. Без высшего юридического образования настоящим адвокатом не стать, да и клиенты вряд ли заинтересуются услугами самоучки. Нужно отметить, что выбор высшего учебного заведения также может повлиять на дальнейшую карьеру, ведь окончившие именитые университеты люди зачастую изначально воспринимаются как специалисты своего дела. Нельзя, конечно, говорить о том, чтоб успешными адвокатами становятся только выпускники московских и петербургских всем известных ВУЗов, но свою роль это играет, во всяком случае на первых этапах работы. Не стоит даже и говорить, что институт или университет должен быть аккредитованным и выдавать дипломы государственного образца. Неплохо также иметь пару лет адвокатской практики, например помощником адвоката. Это полезно и для самого адвоката, потому что он получает незаменимый опыт работы. Вместо того, чтобы два года работать по юридической специальности можно пройти годичную стажировку в адвокатском образовании. Стажем работы по юридической специальности считаются работа судьи, на должностях в федеральных органах государственной власти, в качестве преподавателя юридических дисциплин в средних и высших профессиональных учреждениях, в учреждениях послевузовского профессионального образования, непосредственно в качестве адвоката, его помощника или нотариуса, а также работа на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах и научно-исследовательских учреждениях. 

Чтобы получить статус адвоката, нужно обратиться с заявлением в квалификационную комиссию адвокатской палаты по месту прописки. Заявитель передает непосредственно само заявление, копию документа, удостоверяющего личность, анкету с биографическими данными, при наличии трудовую книжку или иной документ, который подтверждает стаж работы по юридической специальности или прохождение стажировки, документ о получении высшего юридического образования, документ о постановке на налоговый учёт; причём при передаче копий требуется предварительно их нотариально заверить. В зависимости от региона работы квалификационная комиссия может потребовать предоставление и иных документов. После успешной сдачи экзамена квалификационная палата присваивает статус адвоката. Новоявленный адвокат становится членом палаты, и поэтому должен соблюдать её устав.

Сам адвокат должен открыть как минимум свой кабинет, который и станет местом его работы. То есть, если открывается отдельное предприятие для объединения адвокатов, то на его территории должны быть организованы кабинеты для каждого из юристов. Местоположение для своей работы стоит выбирать в центральных районах города, потому что именно там наибольшая проходимость людей. Хотя в этой работе гораздо более эффективной будет полноценная рекламная кампания. К известному адвокату же клиенты поедут хоть на край города, хоть вообще в другой город, поэтому поначалу нужно наработать всю ту же репутацию. Схема здесь проста – вначале нужно привлечь хоть каких-нибудь клиентов, после успешно провести их дела, а далее уже известность адвоката или конторы сама будет приводить новых клиентов. В итоге можно стать известным учреждением, которое помогает клиентам в разрешении даже самых сложных ситуаций. Однако адвокатов, которые получили известность и, как следствие, высокую стоимость своей работы, очень немного.

Для обустройства помещения вряд ли понадобятся большие суммы средств, адвокату для работы нужна стандартная мебель и офисная техника, специализированная литература и тому подобные вещи. Учитывая, что один адвокат может работать в очень небольшом кабинете (от 10 м2), потребуется порядка 100 тысяч рублей для обустройства нескольких кабинетов. Однако хорошая контора должна иметь представительный вид и обустроена соответственно, поэтому не исключено, что потребуются дополнительные средства для закупки хорошей мебели в фойе и зал приёма. Однако это почти наверняка потребуется в дальнейшем, потому что у только что открывшейся адвокатской конторы вряд ли будут состоятельные клиенты, которые много внимания уделяют содержанию помещения. В связи с этим сумма на открытие небольшой конторы вряд ли будет превышать 200-300 тысяч рублей, хотя может существенно увеличиваться в зависимости от своего размера. Частнопрактикующий адвокат обычно ограничивается и ещё меньшими средствами.

Важный момент организации своего бизнеса – рекламная кампания. Учитывая весьма высокий уровень конкуренции, придётся вложить достаточные средства на размещение информации о себе. Причём клиент должен только из-за рекламы выбрать для себя именно эту контору, а не какую-то другую. Может привлечь клиентов снижение цены услуг, однако ниже определённого минимума ни один адвокат не захочет работать. Стоимость работы определяется направлением дела, его сложностью (и, конечно, именем адвоката, но это в дальнейшем). Многие клиенты наверняка заинтересуются, если им предложить выгодные условия сотрудничества, но тут в сознании человека не должна проскользнуть мысль, что если дёшево, то значит некачественно, а в данном случае – значит, что адвокаты не знают своего дела и ничего не умеют, успеха стоит не ждать. В этом бизнесе на первых порах обычно бывает очень тяжело, только если нет поддержки от уже практикующих адвокатов, которые направляют определённую часть своих клиентов своим знакомым. Тут может помочь практика адвокатов в качестве помощников, потому что их наставники, развиваясь, наверняка перестают брать в работу мелкие или неинтересные им дела, а обратившегося человека по знакомству отправляют к своему помощнику или коллеге, который теперь стал заниматься частной практикой. 

Без поддержки, совсем с нуля, работать будет очень непросто. Реклама позволит привлечь людей, которые ещё ни разу в жизни не обращались к адвокату, хотя даже в этом случае человек в первую очередь спрашивает у своих знакомых о возможных кандидатах на эту должность, потому что обращаться к совершенно стороннему человеку мало кто решается. То есть тут нужны либо связи, либо репутация, и чем быстрее адвокат их получит, тем лучше будет развиваться его дело. Рекламная кампания может быть эффективной на местном радио и телевидении, в печатных изданиях, но обычно её стоимость является завышенной по отношению к фактически полученному посредством её количеству клиентов (стандартная проблема ATL-методов маркетинга). Можно также создать свой собственный сайт, на котором будет размещена вся информация о компании и указан перечень её услуг, но в этом случае помимо создания сайта придётся оплатить и его продвижение (если нет возможности, конечно, сделать это своими силами). Из-за высокого уровня конкуренции в этом сегменте раскрутка сайта даже просто по своему региону может обойтись в сумму около 100 тысяч рублей. Причём впоследствии придётся платить, пусть и меньшие суммы, за поддержание уровня в поисковых машинах.

Для обеспечения работы почти наверняка потребуется дополнительный персонал – администраторы, секретари и помощники самих адвокатов. Руководить организацией также должен отдельный человек – обычно с юридическим образованием (но в зависимости от того, какой формат работы был выбран). Для небольшой конторы понадобится 2-3 дополнительных человека, в остальном адвокаты сами смогут справиться с обязанностями. Не каждый адвокат нуждается и в помощнике, особенно это касается тех, кто ведёт простые дела. Также можно привлечь дополнительных специалистов из области юриспруденции и смежных областей. Например, спросом могут пользоваться услуги юридических консультантов и налоговых консультантов в частности, нотариусов и т.д. Само предприятие также должно развиваться и расширять сферы своей деятельности, хотя история знает немало примеров того, как известной становилась контора, занимающаяся только делами узкого профиля. Однако направления своей деятельности выбирает непосредственно сам адвокат, а вот контора заинтересована в том, чтобы перечень её услуг был как можно более полным. 

Невыгодно держать вместе адвокатов, которые ведут дела одной и той же направленности – таким образом создаётся конкуренция внутри предприятия, что очень пагубно сказывается на её развитии. С другой стороны, по востребованным вопросам нужно держать достаточный штат специалистов, чтобы обеспечить решение вопросов всех обратившихся клиентов. Законом не предусмотрено какое-либо ограничение на число дел, которые одновременно ведёт адвокат, но более определённого их количества он взять не сможет – физически не сможет. Точное определение того, сколько и каких специалистов нужно иметь в штате будет определено явно даже не в первые месяцы работы. Все бизнес-процессы, которые не влияют на получение прибыли организацией, нужно передать на аутсорсинг.

Стоимость услуг адвоката может быть очень разной. Обычно за простую консультацию с клиента берут символическую сумму, но полноценное ведение дела начинается примерно от 10 тысяч рублей в регионах. В крупных городах – несколько дороже. Некоторые адвокаты предпочитают почасовую оплату своих услуг, но это целесообразно не в каждой сфере. В общем и целом, каждый специалист самостоятельно устанавливает стоимость своих услуг, обычно нигде изначально это не афишируется, максимум – предоставляются ориентировочные цены, чтобы клиент знал, на что рассчитывать. В дальнейшем, при личной встрече, обсуждаются детали и точно обговаривается гонорар. Адвокат, прошедший стажировку или проработавший помощником, уже должен знать механизм ценообразования, а учитывая специфику его работы, может использовать психологические приёмы при работе с клиентом. Ни для кого не секрет, что успешные адвокаты – обеспеченные люди, поэтому заниматься этим направлением наверняка стоит. Поэтому такой вид бизнеса хоть и будет очень трудным поначалу, впоследствии может стать очень хорошим источником дохода. 

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «юридические услуги»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru