Франшизы месяца:

Как открыть лодочную станцию

Россия обладает многими километрами водных путей, и поэтому во многих ее субъектах распространён такой вид досуга населения как прогулки по реке и отдых в прибрежных зонах. В связи с этим может быть актуально начинание бизнеса, основанного на сдаче в аренду водного транспорта и предоставлении парковочных мест для лодок и катеров. Нужно отличать обустройство лодочной станции от организации яхт-клуба, потому что в последнем случае требуется наличие членов этого клуба, в интересах которых и существует организация. Яхт клуб представляет собой достаточно сложный бизнес, во всяком случае, обустройство лодочной станции ориентировано на простых людей и не предполагает комплексного обслуживания водного транспорта, но только его стоянку. По своей сути лодочная станция это часть яхт-клуба, но она может существовать отдельно от него как самостоятельный бизнес.

Актуальность лодочной станции в зависимости от города работы может быть разной, но в большинстве случаев какой бизнес обладает средним или даже незначительным уровнем конкуренции, потому что еще в советское время построенная инфраструктура сегодня пребывает в плачевном состоянии, и относительно небольшое количество предпринимателей занимается таким бизнесом. Связано с тем, что считается будто бы отдых на реке является не популярным у населения, а значит и бесперспективным начинанием для своего бизнеса. Однако в последнее время даже местные жители начинает все чаще отдыхать у реки, не говоря уже о туристах, и людям нужна соответствующая инфраструктура и сервис. Поэтому вполне вероятно, что лодочная станция будет пользоваться спросом, но нужно сразу отметить сезонность данного бизнеса. В большинстве случаев заниматься им будет возможно только пять месяцев в году, а в некоторых регионах и того меньше. 

Что касается уже работающих конкурентов, то иногда на их станциях не хватает места или предоставляются некачественные или дорогостоящие услуги, в связи с чем новичок может занять своё место. Учитывая большую протяженность береговых линий, можно найти очень хорошее место для размещения, которое будет удобно для парковки водного транспорта, а берег станет хорошей зоной отдыха. И даже несколько лодочных станций в этом случае не сильно будут влиять друг на друга, и каждая из них будет иметь своих клиентов. Однако нужно найти по-настоящему привлекательное месторасположение, от чего зависит весь успех бизнеса.

Также наиболее оптимально организовать лодочную станцию в бухте, защищённой от сильных волн, иначе придётся вложить немалые средства в облагораживание водной территории. Безусловно, это не всегда возможно, потому что лучшие места уже наверняка заняты работающими компаниями или отданы под нужды муниципалитета. Но нужно отметить, что во многих городах такая сфера отдыха только начинает развиваться, и местные власти будут только рады, если появится предприниматель, готовый вложить собственные средства в обустройство территории, и поэтому смогут выделить ему землю из государственного фонда. Если она относится к природоохранной зоне, то тогда не стоит рассчитывать на возможность её выкупа, однако сдаётся она, как правило, на выгодных условиях и причём на достаточно длительный срок. Таким образом, подобное сотрудничество станет наиболее выгодным вариантом для начинающего предпринимателя, потому что стоимость земли может существенно увеличить окупаемость проекта.

В зависимости от способа организации своего бизнеса и перечня предлагаемых услуг подобная деятельность может подпадать под разные определения, в зависимости от которых выбирается код ОКВЭД. Если на берегу будет организовано хотя бы временное жильё, то нужно указать (ОКПД 2) 55.3 Услуги кемпингов, стоянок для передвижных дач и жилых автоприцепов, в дополнение (ОКПД 2) 77.21 Услуги по прокату оборудования для отдыха, развлечений и занятий спортом и (ОКПД 2) 77.34 Услуги по аренде и лизингу водных транспортных средств, что позволит сдавать в аренду плавательные средства. Непосредственно сама лодочная станция как организация, предлагающая досуг должна указать (ОКПД 2) 93.29 Услуги в области развлечений и отдыха прочие. Если предприниматель хочет проводить экскурсии на водных судах, то указывается (ОКПД 2) 50.3 Услуги по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом. Регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в местном налоговом органе, где следует оформить или юридическое лицо, или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Во втором случае можно будет существенно сократить расходы и время на бюрократические вопросы.

Когда решена юридическая часть, можно переходить к поиску территории. Для своей работы потребуется несколько аров земли с прилегающими водными пространствами. Если не предполагается закупка полноразмерного водного транспорта, то можно предлагать своим посетителям прогулки и рыбалку на реке, но в этом случае нужно уточнить, какие разрешения нужно получить в местных управляющих органов, потому что в каждом регионе предъявляются свои требования по пользованию природными ресурсами. К примеру может быть запрещена рыбалка и даже плавание без соответствующего разрешения. Почти всегда для лодочной станции следует получить разрешение в МЧС, которое выдаётся только в том случае, если территория должным образом обустроена и безопасна для посетителей и транспортных средств. 

Если всё-таки нет возможности арендовать на выгодных условиях территорию, то её можно выкупить в собственность, если это позволяют местные органы. Среднюю стоимость земли достаточно трудно назвать, потому что она сильно зависит от места и ближайших населённых пунктов, но в среднем городе 1 гектар не облагороженной земли у реки обойдётся примерно в полмиллиона. Эта цифра весьма условна и может быть как значительно выше, так и ниже. Однако стоимость вложений в возведение инфраструктуры и обустройство подъездных путей может значительно превышать стоимость самого участка. Стоит также учитывать, что, если участок находится не в собственности, то возведение капитальных сооружений будет нецелесообразно, так как его нужно согласовать с владельцем участка (которым по факту может являться государство), а в случае расторжения договора никто не возместит стоимость строений.

Впрочем, для работы не обязательно покупать несколько гектаров, может хватить 2-3 аров земли. На территории располагаются будка охраны, по желанию объекты для размещения посетителей, а также торговые киоски, которые могут быть собственными или партнёров. То есть свою территорию можно сдавать в аренду другим предпринимателям, которые на ней будут располагать свои торговые точки. Без продуктовых магазинов территория будет непривлекательна для клиентов как зона отдыха, поэтому если нет собственных средств лучше заключить договоры с другими бизнесменами. 

Лодочная станция может и не иметь зоны отдыха да, поэтому быть оборудованной только для стоянки мелкого водного транспорта. Обычно для этого нужно соорудить пирс, а каждое стояночное место должно быть оборудовано понтоном. В настоящее время особую распространённость получили пластиковые понтоны, которые отличаются достаточно дешевизной. В настоящее время установка понтонов занимаются специальные фирмы, но даже простая строительная компания может предложить такую услугу. 

Понтон можно не только купить, но и взять в аренду, но обычно это не выгодно. Понтонный изготавливаются из разных материалов, и иногда это цельное изделие, которое прочно крепится у берега, а не остаётся на плаву. Так, а не могут быть изготовлены из металла или бетона, а не только пластика или дерева. Небольшой пластиковый понтон обойдется предпринимателю примерно в 10 тысяч рублей, но многие компании продают их не поштучно, а изготавливают по квадратуре. Один квадратный метр обойдётся примерно в 8 тысяч рублей. 

Стоимость установки пирса может быть различной, но типичное изделие длиной 5 метров стоит около 50 тысяч. Это стоимость касается только самых простых устройств, не снабжённых какими-либо дополнительными механизмами или оборудованием. Но если предполагается зарабатывать преимущественно на предоставлении стоянки водным транспортным средствам, то рекомендуется выделить зону с более надёжными сооружениями. Однако стоимость сборно-разборного металлического гаража составляет порядка 200 тысяч рублей, поэтому их количество рассчитывается в зависимости от имеющихся финансов и, возможно, в первое время придётся обходиться без них. 

Полноценная станция должна быть также оборудована специальным местом под мастерскую, но для этого придётся заложить фундамент и осуществить монтаж металлоконструкции. В мастерской располагаются инструменты устройство для починки и обслуживания лодок. Самое главное - предоставлять услугу очистки водного транспорта от налипшего ила и грязи, для чего могут потребоваться механизмы для поднятия лодок и их спуска на воду. Однако наличие мастерской необязательно для лодочной станции, хоть и сильно повысит ее привлекательность в глазах клиентов, которые имеют свои собственные транспортные средства и швартуются на станции.

Предприниматель, который решил организовать свою лодочную станцию, должен располагать суммой не меньше одного миллиона рублей, хотя истории известны случаи, когда подобный бизнес начинали и за меньшие вложениями, сделав самый простой пирс и огороде в территорию. Однако сегодня для того, чтобы на участок никто не мог попасть из посторонних, его следует отнести надёжной оградой, а на въезде установить контрольно-пропускной пункт. Территория без проложенных дорог не будет пользоваться популярностью у посетителей, поэтому нужно всерьёз заняться этим вопросом. В связи с этим нужно с самого начала найти строительную компанию, которая возведёт все необходимые сооружения. Начать заниматься своим собственным участком нужно ранней весной, чтобы успеть к сезону; зимой строительные компании вряд ли смогут выполнить все работы.

Работы на лодочной станции могут выполнять всего 2 человека, потому что в обязанности будет входить по большей части только наблюдение и простое обслуживание стоящих лодок. Конечно, возможно потребуется привлечение значительно большего штата сотрудников, но обычно предприниматель и два помощника могут справиться с любыми задачами, дополнительный персонал нужен тогда, когда предполагается комплекс всех ремонтных работ, а на зоне отдыха будет множество дополнительных услуг. Таким образом, фонд оплаты труда в данном бизнесе является очень небольшим, и даже сам предприниматель может заниматься обслуживанием станции с помощью своей семьи, что не потребует привлечения сторонних работников.

Многие лодочные станции им предлагают своим клиентам аренду лодок, катеров и яхт, причём эта услуга может приносить значительно больший доход, чем входная плата на территорию или предоставление парковочных мест. Однако для того, чтобы заниматься этим, нужно закупить достаточно большой парк водных транспортных средств. Их стоимость может существенно отличаться, но дешевле всего приобрести в собственность уже бывшие в употреблении транспортные средства. 

Парк должен быть разнообразным и включать в себя транспорт разной ценовой категории. Больше всего должно быть лодок, потому что на такую станцию часто приезжают люди для рыбалки или просто прогулки по воде. При этом своего потребителя найдёт даже простая деревянная лодка с вёслами, а можно ограничиться надувными с мотором или также вёслами. Цена начинается примерно от двух тысяч и может достигать 50 тысяч рублей. Катера и яхты стоят на порядок дороже российского производства обойдутся значительно дешевле. Но даже в этом случае минимальная цена будет составлять примерно 100 тысяч рублей, если же покупать яхты иностранного производства, их стоимость будет в несколько раз выше. 

Обычно на лодочных станциях имеется большое количество непосредственно самих лодок (что логично), а вот катеров и яхт немного, как правило, 1-2. Впоследствии в случае успешного развития бизнеса можно будет значительно расширить свой собственный парк, а поначалу, пока только население узнаёт о лодочной станции, хватит и нескольких простых лодок. Также нужно учитывать, что слишком большой парк собственных средств занимает парковочные места, которые в ином случае могли быть сданы.

Стоимость входа на территорию будет определяться количеством и качеством предоставляемых услуг. Существенно на этом будет сказываться и само месторасположение, потому что если у населения место и до этого было популярно, то посетителей будет всегда много. Впрочем, есть зоны отдыха которые не берут плату со своих посетителей, а зарабатывают исключительно на том, что предлагают услуги уже на территории. В данном случае многое зависит и от уровня конкуренции, поэтому иногда предприниматель вынужден снижать стоимость входа. 

Стоянка для водных транспортных средств может оплачиваться либо по часам, либо посуточно, либо на целый месяц. Обычно владельцы водных транспортных средств приобретают своего рода абонемент, платя в месяц фиксированную сумму, что позволяет им зарезервировать место. Стоимость аренды составляет в среднем пять тысяч рублей, но может быть и немного меньше или больше. Стоимость стоянки даже на одной станции всегда различаются в зависимости от размеров транспортного средства - чем оно больше, тем дороже выходит возможность пришвартоваться для его хозяина. А вот стоимость аренды катеров и яхт нельзя называть невысокое, потому что составляет она в среднем 3 тысячи рублей за 1 час. Лодки, безусловно, сдаются за гораздо меньшую цену, но если это лодка с бензиновым двигателем, то клиент обязан оплатить ещё и топливо.

В таком виде бизнеса также стоит уделить немало внимания проведению рекламной кампании. Для этого следует дать информацию во всех местных средствах массовой информации, но лучше всего иметь представленность на тематических порталах в интернете. Создание своего собственного сайта не всегда целесообразно, потому что в этом случае более эффективно, когда местное население не знает о станции. В связи с этим можно сэкономить и дать информацию о себе на досках объявлений в интернете. Лучше всего, если станция будет популярна среди людей, потому что в этом случае сработает «сарафанное радио». В первое время наверняка будет очень мало как посетителей в зоне отдыха, так и клиентов, которые желают поставить свои водные транспортные средства на стоянку. 

Не исключено, что в первый год работы услуги не будут пользоваться спросом, и поэтому после первого сезона, учтя все ошибки, нужно начать продвигать свои услуги на будущий сезон. Если же с самого начала будет большой спрос, то окупить все вложения можно будет за первый же сезон. Но это касается только удачной станции, которая не обладает развитой инфраструктурой и на обустройство которой не потребовалось слишком много средств. В ином случае, когда речь идёт о многомиллионных вложениях, окупаемость проекта может составить несколько сезонов, но нужно отметить, что в большинстве случаев наиболее значительные средства тратятся на собственный парк водных транспортных средств, если сразу не покупать дорогостоящие судна, что можно существенно сэкономить, а значит и повысить рентабельность своего бизнеса.

Матиас Лауданум
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru