Франшизы месяца:

Как открыть шашлычную

Многие сторонники здорового образа жизни с пеной у рта доказывают, что жареное мясо вредно для организма, вегетарианство становится все более модным, но все эти перемены в гастрономическом сознании населения не отражаются на популярности одного из любимейших блюд русских людей – шашлыка. Сочное, источающее изумительный аромат мясо, приготовленное на открытом огне, прочно ассоциируется у большинства россиян с праздником, обильным застольем и дружной компанией.

Предприниматель, решивший заняться шашлычным бизнесом, обязательно должен считаться с фактором конкуренции. В некоторых районах шашлычные выросли, словно грибы после дождя, и теперь душат друг друга. Начинать свое дело в таких условиях не стоит. Для шашлычной подходит место, где нет других шашлычных и большого количества кафе и столовых, но есть много людей, причем лучше выбирать оживленную часть густонаселенного спального района, нежели центр города. Так и в стоимости аренды можно выгадать, и оказаться ближе к главным потребителям шашлыка – людям, решившим хорошо покушать после работы или в выходной день. Если заведение будет затеряно в глубине дворов, то придется изрядно потратиться на различную наружную рекламу (баннеры, указатели, стенды и т.д.), а многие потенциальные клиенты так и не дойдут до шашлычной, поскольку поленятся искать ее в проулках. Еще стоит упомянуть, что обосновавшаяся в спальном районе шашлычная привлечет в основном жителей этого района, а вот заведение, открытое возле дороги с большим трафиком, будет замечено всеми проезжающими.

Теперь поговорим о помещении. Размер зависит от того, будет заведение ориентировано на приготовление шашлыка на вынос или на привлечение посетителей в зал. И в том, и в другом случае, площадь шашлычной должна соответствовать санитарным, пожарным и другим требованиям. Предпринимателю могут быть полезными официальные документы, содержащие эти требования:

1. СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения».

2. СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».

3. СНиП «Предприятия общественного питания».

4. СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».

5. «Правила пожарной безопасности в РФ» ППБ-01-93.

6. СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".

7. СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Шашлычная может размещаться как в отдельном здании, так и в части жилого или общественного здания, но соседство с заведением общепита не должно ухудшать условия существования людей. Лучше всего арендовать или покупать помещение, уже использовавшееся под кафе, так как переоборудование помещения чревато лишними затратами и бумажной волокитой. В случае, когда помещение уже использовалось предприятием общественного питания, подготовка площади для открытия шашлычной (закупка оборудования, мебели) будет стоить от 200 тысяч рублей.

Если шашлычная располагается в жилом здании, то ее вход и эвакуационный выход должны быть изолированы от жилой части здания, а прием продуктов должен осуществляться с той части дома, на которую не выходят окна. Площадка для парковки транспорта персонала и посетителей должна располагаться со стороны проезжей части, а не на территории двора.

Помещение заведения общепита в обязательном порядке оснащается водоснабжением и канализацией. Функционирование шашлычной, в которой нет санузла, запрещено. Санузел должен быть оборудован системой автономной вентиляции. Ко всем раковинам должна быть подведена горячая и холодная вода. Стены кухни облицовываются плиткой на высоту 1,7 метра. Пол должен иметь покрытие, препятствующее скольжению. Отделка стен зала шашлычной должна легко мыться и соответствовать пожарным требованиям.

Генеральная уборка помещения общепита должна проводиться не реже, чем раз в месяц. Для уборки производственных помещений и туалетов выделяется отдельный инвентарь, который хранится отдельно и имеет специальную маркировку.

Разделочный инвентарь маркируется по группам в соответствии с обрабатываемыми им продуктами. Поскольку шашлычная – это, фактически, заведение одного блюда, используется разделочный инвентарь для мяса, рыбы, овощей и хлеба. После всех технологических операций ножи и доски тщательно очищаются с помощью моющих средств и горячей воды и убираются на хранение в специально отведенное место. Колода для разруба мяса устанавливается на специальной подставке или крестовине, прочно скрепляется металлическими обручами. Каждый день после окончания работы колода зачищается ножом и посыпается солью.

Для мытья посуды и инвентаря используются производственные мойки и щетки. Сушится посуда в опрокинутом виде на стеллажах или решетчатых полках. В моечной части вывешивается инструкция по правилам мытья посуды и инвентаря и указанием концентраций моющих средств. Удобнее всего использовать двухсекционную мойку. Сварная мойка из нержавеющей стали стоит от 7 тысяч рублей. Стеллажи для сушки и хранения посуды и инвентаря обойдутся в 8-15 тысяч рублей.

Теперь о хранении продуктов. Все продукты разделяются по видам и хранятся отдельно. Также отдельно хранятся сырые и готовые продукты. А специи и другие сильнопахнущие продукты хранятся в хорошо закрывающейся таре. Следует тщательно соблюдать условия хранения и срок годности продуктов. Не стоит жадничать и кормить посетителей испорченным мясом. В лучшем случае они найдут другую шашлычную. В худшем – будете выплачивать штрафы и компенсации. Холодильные камеры следует оборудовать легко поддающимися мойке стеллажами. Охлажденные мясные туши подвешивают на крючьях так, чтобы они не соприкасались друг с другом и со стенами. Птицу хранят в таре поставщика на стеллажах или подтоварниках штабелями. Чтобы обеспечить циркуляцию воздуха между ташками, можно проложить рейки. Лучший шашлык получается из свежего мяса, которое никогда не было заморожено, но если все же планируется использовать замороженное сырье, то следует оборудовать место для разморозки продуктов. Мясо размораживается в дефростере или на производственном столе. Не рекомендуется разморозка мяса в воде и повторная заморозка мяса. Птица размораживается на воздухе, промывается проточной водой и укладывается разрезом вниз. Рыбу можно размораживать на воздухе или в холодной воде при температуре не выше 12 градусов. Осетровые породы в воде лучше не размораживать.

Для каждой группы продуктов рекомендуется использовать отдельный холодильник или хотя бы отдельную полку. Стоимость холодильной камеры объемом 3 кубических метра начинается от 30 тысяч рублей.

Производственные разделочные столы с бортом стоят от 2,5 тысяч рублей. При использовании разных разделочных досок и небольшом объеме производства можно обойтись двумя столами.

Основным оборудованием в шашлычной является, конечно же, шашлычница. Существуют специальные мангалы для кафе, оборудованные вытяжкой и заслонкой, что обеспечивает пожарную безопасность. Стоимость от 20 тысяч рублей. Аппарат также может быть электрическим или газовым. Шашлычница имеет автоматически вращающиеся шампуры, обеспечивающие равномерность прожаривания мяса за максимально короткое время (от 15 до 25 минут). Стоимость оборудования начинается от 25 тысяч рублей за электрическую печь, и от 40 тысяч рублей за газовую. Шашлычница для закрытых помещений используется в холодный период. Летом, если есть место, шашлык готовится в лучших традициях на углях на открытом воздухе. Это возможно при наличии у шашлычной своего двора.

Кухня предприятия общепита обычно оборудуется вытяжным (вентиляционным) зонтом, который устанавливается в системе вытяжной вентиляции над любым видом теплового оборудования, чтобы очищать воздух в помещении. Стоимость зонта – от 10 тысяч рублей.

Зал шашлычной обычно обставляется несколькими столами, за которыми посетители могут поесть или подождать свой заказ, и барной стойкой. Стоимость одного деревянного стола с четырьмя табуретками составляет 5-10 тысяч рублей, барной стойки – от 10 тысяч рублей.

Кроме шашлыка обычно подаются соусы, хлеб, лук и овощи и напитки. Большинство любителей шашлыка предпочитают употреблять любимое блюдо в сочетании с алкогольными напитками: водкой, коньяком, красным вином, пивом. Наличие бара привлечет множество посетителей и принесет дополнительный доход, но тогда нужно подумать о вместительном зале и приобрести лицензию на продажу алкогольной продукции, которая стоит 40 тысяч рублей.

Разрешение на открытие предприятия общественного питания выдает Роспотребнадзор. Для получения разрешения необходимо собрать большой пакет документов. Помощь в оформлении документов оказывают различные юридические фирмы, запрашивая за свои услуги от 10 до 20 тысяч рублей. Получить разрешение самостоятельно сложно, но возможно, только придется потратить много времени и сил, но если каждая копейка на счету, выбора нет. Когда предприятие уже зарегистрировано в качестве ИП или ООО, находится на учете в налоговой и имеет расчетный счет, следует предоставить в Роспотребнадзор следующие документы:

  • договор аренды помещения;
  • копию проектного заключения на объекты общепита (или сам проект, если не было оформлено заключение);
  • расчет количества пищевых отходов в зависимости от мощности предприятия;
  • разрешение о возможности размещения;
  • копию поэтажного плана БТИ с экспликацией по предприятию питания;
  • копию генерального плана территории;
  • схемы коммуникаций (вентиляции, водоснабжения, канализации);
  • схему расстановки технологического оборудования;
  • копии действующих договоров с «Водоканалом»;
  • паспорта на существующие вентиляционные установки и системы кондиционирования воздуха;
  • акт ревизии, очистки и дезинфекции систем вентиляции, канализации, проверки теплового и холодильного оборудования на пищеблоке;
  • договор на обслуживание вентиляционных систем и систем кондиционирования, в т.ч. дезинфекции;
  • копии бактериологического и химического анализа питьевой воды;
  • копию свидетельства о государственной регистрации шашлычной.
  • копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • банковские реквизиты (полностью), заверенные "живой" подписью директора и "живой" печатью;
  • копию устава предприятия (если зарегистрировано ООО);
  • копии распоряжений о назначении ответственных лиц за ПК (производственный контроль);
  • ассортиментный перечень продукции;
  • копии договоров на утилизацию отходов: ТБО, пищевых, ртутьсодержащих и люминесцентных ламп;
  • копии договоров на поставку продуктов питания и продовольственного сырья;
  • копию договора на проведение дератизационных, дезинсекционных и дезинфекционных работ (+лицензия);
  • копию договора на проведение периодических медицинских обследований(+лицензия);
  • санитарный паспорт на объект (оформляется в дез.службе);
  • оформленный уголок потребителя (зарегистрированная книга жалоб и предложений, ФЗ 52 от 30.03.1999 «О сан-эпид.благополучии населения», «Сан.правила по организации общественного питания и дополнения к ним», «Сан.правила по проведению плана производственного контроля», «Гигиенические требования к срокам годности пищевых продуктов», «Закон о защите прав потребителя» и др.);
  • журнал учета и расходования дезинфекционных средств с утвержденным расчетом;
  • оформленные медицинские книжки сотрудников.
Работники шашлычной должны в обязательном порядке проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, а также профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. За соблюдением этих требований следит работодатель, который и несет ответственность в случае нарушений. Для обеспечения работы шашлычной требуются повар, официант, уборщик, посудомойщик. Поскольку заведение должно работать без выходных, а люди в таком режиме работать не могут, нужно предусмотреть сменный график. Если предполагается открытие заведения с большим залом, то потребуется несколько официантов и администратор. Использование одноразовой посуды позволит сэкономить на посудомойщике, а обслуживание клиентов через барную стойку позволит не брать на работу официантов, что на первых порах очень кстати.

В шашлычной посетителей привлекает не красивый интерьер, не уютная атмосфера, а вкусный шашлык, который получается при соблюдении двух одинаково важных условий: использовании свежего мяса и правильной технологии приготовления. Остановимся подробно на мясе.

Чтобы в распоряжении повара всегда было свежее мясо, нужно заключить договор с поставщиком, который будет привозить необходимое количество продуктов каждый день или через день. Спустя пару недель работы станет ясно, сколько мяса нужно заказывать, к тому же размер заказа можно корректировать. У поставщика должны быть документы, подтверждающие качество и безопасность продуктов. Мясо без клейма и ветеринарного свидетельства использовать для приготовления пищи в общепите запрещено. Прямые производители предпочитают сотрудничество с крупными покупателями, в число которых шашлычной попасть довольно трудно, если речь, конечно, не идет о сети заведений. Поэтому искать поставщика придется через перекупщиков и, следовательно, платить больше. Но есть в этом и свои плюсы: можно выбирать среди ассортимента продукции разных производителей и не требуется организовывать доставку мяса. Выбор поставщиков мяса на рынке достаточно велик. Принимая решение о начале сотрудничества, нужно убедиться в наличии необходимых документов и поискать отзывы о компании. Дурная слава обычно распространяется быстрее любой рекламы, и если не полениться, то на просторах Интернета можно отыскать интересную информацию. Чем крупнее партия, тем меньше цена на мясо, но экономить таким образом не стоит, иначе придется решать, что делать с излишками быстропортящегося продукта.

С поставщиками овощей и хлеба дело обстоит аналогичным образом: нужно проверить документы компании и решить, подходят ли предлагаемые условия работы.

Рентабельность шашлычной может быть высокой при наличии достаточного количества посетителей. Оптовая закупка свинины, например, обойдется в 130-150 рублей за килограмм, а килограмм готового шашлыка из свинины стоит от 600 рублей. Процветают обычно заведения, имеющие множество постоянных клиентов, раз за разом возвращающихся за приготовленным мясом. Эти люди покупают сами и рекомендуют заведение друзьям, соседям, родственникам.

При наличии транспорта и водителя можно предложить клиентам услугу, пользующуюся все возрастающим спросом в больших городах: доставку шашлыка. Часто люди просто не имеют достаточно времени, чтобы добраться до шашлычной, поэтому быстрая доставка обязательно будет востребована. Доставка обычно бывает бесплатной, если цена заказа превышает определенную сумму, например, 800 рублей.

На рынке готового бизнеса периодически встречаются предложения продажи шашлычной. В регионах средняя стоимость шашлычных составляет 400-600 тысяч рублей, московские заведения стоят от 1,5 миллионов.

Наталья Меркулова
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «шашлычная»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru