Франшизы месяца:

Красивый бизнес: модельное агентство

Sie ist ein Model, und sie sieht gut aus.

„Kraftwerk“

Золотая мечта многих девочек – стать моделью, считается, что эта работа не предусматривает никаких сложностей: пройдись по подиуму и получи хороший гонорар. Однако, чтобы стать по-настоящему известно и востребованной моделью, нужно обучиться этому искусству, не говоря уже о том, чтобы обладать соответствующей внешностью. В связи с этим модель не может существовать отдельно от агентства, эта организация находит потребителей, продвигает своих сотрудников и всячески поддерживает интерес к ним со стороны ведущих потребителей. Однако кажущийся на первый взгляд простой бизнес сопряжён с рядом трудностей, которые многим не удаётся преодолеть. Поэтому многие модельные агентства прекращают свою работу на первый же год существования.

Самое серьёзное ограничение для новичка – запредельно высокий уровень конкуренции, что приводит к перенасыщению рынка, появлению сильных игроков и несколько завышенным требованиям к подготовке моделей. Немногим удаётся соперничать с ведущими модельными агентствами, да и сами модели предпочтут работать в уже раскрученной фирме, надеясь на скорейшую высокооплачиваемую работу. Причём здесь приходится конкурировать не только с себе подобными – тоже начинающими работу – а также с российскими агентствами, но и с зарубежными компаниями и их представителями в России. Отчасти этот интерес связан с тем, что славянки общепринято считаются красивыми девушками; а в модельном бизнесе чаще всего требуются именно молодые и симпатичные девушки. Но не только они, агентство готовит и мужчин, а также детей и людей в возрасте. Всё зависит от того, на кого будет идти ориентация в дальнейшей работе.

Нужно отметить, что модельное агентство – это компания, которая занимается только, условно говоря, продажей уже готового товара, находя под него покупателя (модели – «живой товар», хоть это не совсем этически корректно). Но найти модель гораздо трудней, чем подготовить её самостоятельно. Поэтому, начиная такой бизнес, нужно сразу ориентироваться на то, что придётся организовать и школу подготовки моделей, причём это подразделение сможет приносить свой доход, особенно на более поздних этапах работы, когда будет получена репутация. Более того, сегодня практически никто не начинает как агент, моделей готовят самостоятельно, находя и выбирая из многих желающих по-настоящему подходящие кадры. В общем и целом, начинающий предприниматель с одной стороны будет испытывать нехватку по-настоящему хороших моделей, а с другой стороны – давление конкурентов и завышенные требования потребителей.

Понятно, что заниматься такой деятельностью получится только в больших городах, причём только в крупных мегаполисах удастся сотрудничать с заграницей, в остальных населённых пунктах интересоваться услугами модельных агентств будут только местные клиенты. Однако, начиная работать не в столице моды, можно ориентироваться на её рынок, находя потребителей там и предлагая своих моделей. Редкая модель откажется путешествовать по работе, потому что люди изначально и идут за таким графиком работы. Верно и обратное, находить подходящие кадры можно и в провинции, потому что таланты, бывает, рождаются и в совершенно забытых городах. В этом случае останется только подготовить начинающую модель, немало экономя при этом, ведь запросы провинциала будут гораздо скромнее. Однако и здесь немалую роль играет принцип работы агентства и контингент потребителей, на которое оно ориентируется.

Для начала своей работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. При индивидуальной работе можно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП), оставаясь при этом физическим лицом, при работе нескольких человек оформляется общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое является юридическим лицом. При этом именно этим двум формам доступна упрощённая система налогообложения (УСН), позволяющая отдавать государству всего лишь 6% от своего дохода или 15% от своей операционной прибыли. Однако многие крупные компании предпочитают сотрудничать именно с предприятием, с юридическим лицом, воспринимая ИП как нечто несерьёзное. Важно также правильно указать код классификатора предпринимательской деятельности. Непосредственно под работу модельного агентства подходит (ОКПД 2) 78.10 Услуги, предоставляемые агентствами по трудоустройству либо же (ОКПД 2) 78.30 Услуги в области трудовых ресурсов по обеспечению персоналом прочие. Разница в том, что в первом случае модель будет на постоянную основу переходить на работу к заказчику, и её сотрудничество с модельным агентством на этом будет прекращаться, во втором случае модель участвует в заказах клиента, но всегда работает непосредственно через агентство, которое ей и находит работу. Также могут быть полезны коды (ОКПД 2) 73.11.19 Услуги рекламные прочие и (ОКПД 2) 85.31 Услуги по профессиональному обучению для проведения рекламных акций самостоятельно и легализации деятельности школы моделей, за которую тоже можно получать деньги.

Первым делом стоит найти помещение под агентство. Помимо вышеназванной школы и офисных кабинетов нужно позаботиться о студии для съёмки и залов для показов моделей. При желании всё это размещается на территории около 100 м2. Стоимость аренды сильно отличается в зависимости от города работы и положения в нём, но располагаться лучше всего в центральных районах, ведь агентство где-то на окраине не будет интересно ни самим моделям, ни нуждающимся в них. Можно найти помещение в бизнес-центрах, но там обычно стоимость аренды даже выше, чем в целом по городу. Для небольших городов ценник на съём таких площадей начинается примерно от 50 тысяч рублей, но такое помещение будет явно не с идеальным ремонтом; в целом же стоимость может доходить и до нескольких сотен тысяч. Если помещение требует ремонта, его придётся провести, экономить на внутреннем и внешнем виде своего представительства нельзя ни в коей мере, это пагубно скажется на интересе к агентству и со стороны моделей, и клиентов.

Для работы агентства первым делом нужно закупить офисную мебель, технику, провести интернет и все остальные коммуникации, если их не имелось. После этого следует задуматься об организации фотостудии. Под неё выделяется просторное помещение с высоким потолком. Профессионалами считается, что только фотостудия должна быть размером порядка 100 м2, то такие пространства необходимы для съёмки большого количества объектов или групповых фото. В случае модельного агентства пока можно обойтись относительно небольшой студией примерно в 30 м2, то есть там фактически поместится фотограф, оборудование и сама модель. Для презентационных фото этого достаточно, в случае создания полноценного портфолио можно воспользоваться услугами сторонних организаций (потому что это происходить будет не слишком часто). Стоимость оборудования фотостудии начинается примерно от 50 тысяч рублей и может достигать 200 тысяч (это для небольших помещений, потому что крупные мастерские обходиться могут и в несколько миллионов). Нужно отметить, что стоит оборудовать именно студию для собственных нужд, которая не станет источником дополнительного дохода, потому что это выйдет гораздо дешевле.

Проще организовать непосредственно саму школу и офис, потому что здесь не требуется закупка дорогостоящего и специфического оборудования. Но проще – в техническом плане, но не в кадровом, потому что сотрудники модельного агентства решают очень и очень много вопросов, и от них зависит львиная доля успеха. Работать самостоятельно, выполняя множество задач и имея только одного-двух помощников, конечно, можно, но получится только на первых порах, дальше – не будет времени успевать и держать в голове огромное количество информации. Дополнительные руки и головы придётся нанимать. Если агентство открывают несколько человек, то им несколько проще – они распределяют между собой обязанности (а ведь люди, решившие заниматься этим делом, наверняка, имеют о нём представление и желание работать в этой сфере), после чего нанимают персонал, от которого не требуется сверхвысоких знаний и навыков. Работать должны: директор, специалист по работе с клиентами, менеджер по персоналу, специалист по подбору персонала, администратор, преподаватели актёрского мастерства (с уклоном в обучение профессии модели), а также фотографы, стилисты, визажисты и прочие имиджмейкеры. К каждому из этих людей предъявляются самые высокие требования, потому что в таком виде бизнеса представить свою модель в лучшем свете – значит, иметь бо́льшие шансы заполучить контракт. Учитывая высокий профессионализм моделей конкурирующих агентств, провалить показ можно, даже если человек по-настоящему талантлив и обладает хорошими природными внешними данными.

Важный момент – реклама собственного агентства, потому что она не должна прекращаться никогда и быть ориентированной на «два фронта» - на новых моделей и партнёров, которым эти модели нужны. Хорошо сегодня проводить рекламу в интернете и, тем более, иметь собственный сайт, потому что на него заходят в большинстве своём только потенциальные клиенты. Там же можно разместить всю информацию о себе, о моделях, об условиях сотрудничества, и в итоге обращаться будут уже почти готовые к заключению договора люди. Если имеется сайт, то неплохо зарегистрировать группы в социальных сетях, чтобы через них общаться напрямую с заинтересованными людьми и давать ссылку на страницы в интернете. Но нельзя забывать и про остальные способы продвижения – местное телевидение, радио и тому подобные приёмы, однако их эффективность порою бывает невелика.

Клиентам в первую очередь требуются молодые симпатичные девушки, потому что они могут устраивать и показы, и дефилировать, и проводить рекламные кампании, в общем, они нанимаются туда, где стоит очаровать или обаять потребителя. Но в некоторые виды рекламы нужны и мужчины, в последнее время в модельном бизнесе всё чаще привлекаются дети для съёмок роликов и показов. Принцип работы модельного агентства сводится к тому, что всегда быть на подхвате и предлагать своим партнёрам подходящие кандидатуры под любой проект. На самом деле, показ мод, о котором грезят некоторые девушки и который является модельным бизнесом в понимании обывателей, это только одна из частей, модели же нужны в гораздо большем количестве мест. Самое простое, с чего может начинаться карьера модели – это участие в рекламных промо-акциях. Заказчики ищут для своих проектов приятных молодых людей, только идут они для этих целей в рекламное агентство. Оно, в свою очередь, разрабатывает программу акции, после чего обращается в модельное агентство. То есть партнёрами здесь будут выступать рекламщики, которые почти всегда имеют спрос на хороших моделей.

Более профессиональные модели занимаются тем, что участвуют на фотосессиях и представляют продукцию на более высоком уровне. Они уже могут стать лицом компании или фирмы, или хотя бы отдельного продукта, их приглашают на презентации и показы. Сюда берут уже тех, кто имеет опыт работы и, конечно, действительно выдающиеся внешние данные, да, здесь ценится в первую очередь внешняя красота. Для того, чтобы успешно заинтересовывать потребителей такими моделями, следует предварительно устроить им фотосессию у себя в офисе, составить развёрнутое резюме и показывать модель только в лучше свете. Порою они попадают на страницы модных журналов и становятся участниками «тусовки». Уже такая работа привлекает большинство моделей, и они будут благодарны агентству, если оно поможет им выйти на этот уровень.

Далее уже идут более серьёзные заказы, многие из которых будут поступать из-за границы. Иностранцы будут сотрудничать с действительно известным у себя в стране агентством, поэтому, не пройдя всех предыдущих этапов, выйти на заграничный уровень практически нереально. Исключение – связи за рубежом в этой сфере, человек, проработав в модельном бизнесе и поездив по миру, может иметь знакомых и друзей, которым сможет поставлять нужные кандидатуры. Иначе придётся заработать имя, после ехать самому в чужие страны (Европа в первую очередь, что очевидно), изучать менталитет и особенности ведения бизнеса за рубежом, нарабатывать знакомства, и уже после возвращаться в эту страну, будучи готовым к сотрудничеству с иностранцами. Иначе просто не получится понимать друг друга, и речь сейчас идёт не только о языковом барьере.

Когда агентство открывается, ему стоит найти большое количество моделей под разные цели – от младенцев для рекламы до девушек для презентаций новых моделей автомобилей. Обычно практикуется следующая схема: агентство берёт в обучение за свой счёт наиболее перспективные кадры, работает с ними на износ, полностью перенимает на себя заботы по продвижению таланта, а всех остальных, кто рвётся в модельный бизнес, но, мягко говоря, не рождён для этого, агентство берёт на обучение на платной основе. Обычно это небольшая сумма, хотя порою может достигать и 10 тысяч рублей в месяц. Всё зависит от того, как себя (какого уровня) позиционирует агентство. Неизвестному новичку будет трудно привлечь клиента, готового отдавать большие суммы за такое обучение. То есть на первых порах это будет небольшой дополнительный источник дохода. Причём «бракованные» кадры тоже находят своё применение, должен же кто-то проводить промо-акции пива. Хороших же моделей при должном уровне работы обязательно заметят, ими заинтересуются, после чего возьмут на работу. Обученная модель должна подписать с агентством контракт, согласно которому она передаёт часть вырученных денег; это нужно в случае, если она сотрудничает с несколькими агентствами или больше работает как свободный сотрудник, а не состоящий в штате агентства. Сумма комиссионного вознаграждения сильно отличается в зависимости от известности модели, её проекта, объёма работы и тому подобных параметров. Средний же показатель можно назвать примерно равным тридцати процентов. Это и есть агентское вознаграждение.

Как можно понять из вышесказанного, быстро окупить вложенные средства вряд ли получится – на раскрутку, поиск моделей, клиентов, обучение и прочие организационные моменты уйдёт немало времени. Конечно, можно сразу вырваться вперёд, если есть связи или действительно талантливые сотрудники и отличные модели, но удаётся это единицам. Поэтому на первых порах придётся мириться с тем, что агентство не приносит прибыли, и для поддержания своего бизнеса нужно обладать резервными средствами. В зависимости от множества факторов срок перехода на относительно постоянный график работы может быть и пара месяцев, и больше года.

Модельное агентство в своём развитии может пройти путь от маленькой конторы, которая предлагает мелким рекламным агентствам студентов на промо-акции, до крупного игрока, который сотрудничает с ведущими представителями модельного бизнеса по всему миру. На базе известного агентства можно открыть уже не просто школу, которая готовит кадров для своих нужд, но и ту, в которой обучают за приличные деньги желающих и перспективных клиентов. Это достаточно сложный бизнес, и подходит он тем, кто серьёзно увлекается этой сферой и по-настоящему понимает все тонкости мира моды.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru