Франшизы месяца:

Бизнес для небольшого города: свой авторынок

В России около 75% людей покупают и эксплуатируют автомобиль уже бывший в употреблении. Подержанные автомашины пользуются постоянным спросом, потому что их цена значительно ниже, чем при покупке аналогичного нового авто в автоцентре. При этом на перепродаже автомобилей зарабатывают очень многие, и их бизнес очень часто оказывается успешным. Но обращаться к дилерам или перекупщикам не хотят очень многие по причине того, что посредник предложит за авто заведомо низкую цену. Машины до сих пор очень часто продают через интернет и даже через объявления в газетах. Но бывает так, что человеку некогда заниматься продажей автомобиля, а к дилерам идти нет никакого желания. Тогда он обращается к владельцу авторынка, чтобы последний разместил машину на своей площадке. В случае, если кто-то машиной заинтересуется, он звонит хозяину или сообщает об этом владельцу рынка.

Однако сложностей в данном начинании достаточно. Дело в том, что в больших городах уже есть свои авторынки, они существуют ещё с девяностых, и уже тогда эта ниша была занята. В достаточно крупных городах не больше пяти авторынков, при этом большой и всеми используемый – один, максимум два. Большие населённые пункты могут содержать несколько авторынков в том случае, если они располагаются на разных концах города, и добираться до каждого из них очень долго. Таким образом, город географически делится владельцами авторынков, и они мирно уживаются друг с другом, никому не мешая. 

Суметь выйти в этот бизнес можно в случае если есть возможность предложить какое-либо конкурентное преимущество. Основные клиенты – продавцы машин, именно они за арендную плату располагают свои автомобили в ожидании продажи. Самый очевидный вариант привлечь клиента – предложить ему более низкую плату за размещение автомобиля. Но дело всё в том, что многие ныне существующие и устоявшиеся авторынки в большинстве своём возникли стихийно, и уже позже были выкуплены предпринимателями, и жители города уже привыкли к проверенным авторынкам, считают их неотъемлемой частью всего населённого пункта. Изменить эту привычку в сознании будет очень нелегко. 

Однако всё же ещё есть незанятые места. Например, в небольших городах своего авторынка нет, это может касаться и города с населением до сотни тысяч человек. На стыке нескольких районов или даже регионов можно организовать авторынок чуть ли не в открытом поле, и это даст возможность собирать продавцов с большого количества близлежащих городов и сёл. 

Главное преимущество такого начинания – в выкупе земли, в городе придётся отдать не меньше пяти миллионов за относительно большой участок, располагаясь при этом не в центре, а ближе к окраинам; в сельской местности для этого не потребуется и миллиона (можно обойтись суммой в 200-300 тысяч). Но если располагаться вне города, то на юге России, да и в центральной её части, сложно найти землю не под сельскохозяйственные нужды, особенно если есть желание начать бизнес далеко от крупных городов. Переоформить участок под частное строительство не получится, поэтому на этом этапе очень часто возникают сложности с поиском подходящего места.

Если же есть твёрдое желание заняться организаций авторынка, то нужно зарегистрировать как субъект предпринимательской деятельности. По закону ограничений на форму предпринимательства не предусмотрено. Далее нужно определиться с кодом деятельности. Авторынок может предлагать множество услуг, при этом основным источником дохода могут быть совершенно разные направления деятельности. Так, если просто сдавать площадку продавцам для выставления своего автомобиля на продажу, то потребуется код (ОКПД 2) 68.2 Услуги по сдаче в аренду (внаём) собственного или арендованного недвижимого имущества. Если же самостоятельно заниматься продажей или перепродажей автомобилей, то (ОКПД 2) 45.1 Услуги по торговле автотранспортными средствами; при этом нужно учитывать, что если предполагается продажа легковых автомашин, то код уточняется до (ОКПД 2) 45.11 Услуги по торговле легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъёмности, продажа запчастей – (ОКПД 2) 45.3 Услуги по торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. И, наконец, можно использовать площадку как дополнительны источник дохода, вплотную занимаясь предпродажной подготовкой или просто ремонтом автомобилей (с учётом большого количества посетителей это становится хорошей идеей), тогда нужен код (ОКПД 2) 45.20 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. 

Но все эти возможности нельзя упускать из виду, и можно заняться абсолютно всем вышеперечисленным, ведь территория авторынка должна быть большой и оборудованной. Если хватает денег только на покупку и оформление земли, то можно найти партнёров, которые готовы инвестировать в проект и разместить на авторынке свои гаражи и автосервисы для ремонта. Сюда же можно отнести желающих открыть свой магазины автомобильных товаров – от лампочек до деталей на грузовики. Хорошо, когда на авторынке круглые сутки дежурит небольшая каморка, помогающая заключать договоры купли-продажи – доход с неё будет идти не только при совершении сделок с машинами, разместившимися на авторынке, но и при заключении договоров сторонних людей. Здесь же можно возвести представительство страховой компании. 

Авторынок по возможности нужно как можно быстрее превратить в оживлённый автолюбителями центр, где есть всё необходимое для практически любой машины (и даже сами готовые машины), заострять внимание только на организации всего лишь площадки не стоит. Этот способ хоть и простой и не требует лишний затрат, уже изжил себя, людям нужен сервис, и ни продавцы, ни покупатели не поедут туда, где кроме поля ничего нет. На всё это без партнёров уйдёт несколько миллионов, а может даже и десятков миллионов рублей – зависит это от размеров самого рынка. Но даже если выкупить просто землю, то её нужно будет облагородить – возвести ограду, заасфальтировать, установить служебные постройки. 

Нельзя забывать, что авторынок должен круглосуточно охраняться, и для охранников нужно своё отдельное помещение. Помимо своей собственной службы безопасности нужно заключить договор с частным охранным предприятием, которое сможет выехать в экстренных случаях. Это, конечно, маловероятные риски, но позаботиться о них стоит. Облагораживание территории может обойтись не в один миллион рублей.

Вообще авторынок больше чем на 50 мест вряд ли будет интересен в небольших населённых пунктах. Поэтому небольшое своё предприятие можно открыть в маленьких городах, и вложения здесь потребуются не столь значительные. Да и, как было сказано выше, в мегаполисах эта ниша уже занята, и стать новым игроком достаточно сложно. В небольшом городе авторынков ещё нет, магазинов по продаже автозапчастей мало, сервис предлагают немногие компании; если это всё собрать на одном месте, то народ может потянуться. 

Но где бы ни располагался авторынок, ему нужна реклама. Указатели и баннеры своё дело сделают, но эффективней всё же сообщения и ролики в СМИ. В целях экономии можно ограничиться только рекламой на местном радио, это должно сработать очень хорошо. Но придётся ждать немало времени, прежде чем население привыкнет к авторынку и начнёт совершать покупки и продажу автомобилей через него. Для небольших населённых пунктов, где это будет первый авторынок, появление интереса жителей может затянуться на несколько месяцев вплоть до года, в крупных городах всё зависит от конкурентов. Население больших городов привыкло проводить сделки через авторынки, и если себя правильно подать и заинтересовать клиентов, то можно рассчитывать на посещаемость в первое же время. Но заинтересовать людей в таком деле очень сложно.

Непосредственно авторынок может зарабатывать двумя способами. Первый – это взимание арендной платы за размещаемый автомобиль. Но и здесь есть разные способы получения денег, некоторые авторынки требуют почасовую или по дням оплату, другие же требуют оплатить въезд на рыночную площадку, после чего машина может располагаться на ней столько, сколько нужно. Однако неограниченно хранить автомобиль тоже обычно нельзя, то есть прописывается договор на долговременное хранение, но не на постоянное. 

Второй способ заработка – это получение процента со сделки. Для автовладельца это бывает выгодно, особенно если автомашина не обладает потребительской привлекательностью и продаваться будет долго. Помимо того, что автомобиль представлен на рынке длительное время, владелец рынка, будучи сам заинтересован в продаже автомашины, будет всячески помогать её реализации. Но и в этом случае безвозмездно держать машину не получится, в случае, если владелец уезжает, так автомобиль и не продав, он оплачивает стоимость хранения. 

Потребитель оценит, если владелец авторынка предлагает разные тарифы на оплату своих услуг. Ведь кто-то приезжает на авторынок только каждые выходные и самостоятельно пытается авто продать, после чего уезжает; кто-то оставляет машину на длительное хранение; кого-то интересует максимальная поддержка в продаже. Лучше всего иметь некий общий список цен, но условия сотрудничества с каждым клиентом при этом обсуждать индивидуально. Когда клиенты поймут, что на авторынке пытаются им помочь, а не просто зарабатывать на них, сработает замечательное маркетинговое понятие «сарафанное радио». И тогда на авторынок будут ехать и продавцы, и покупатели, и автолюбители за запчастями и аксессуарами, и владельцы машин, нуждающихся в ремонте. Репутация в таком начинании очень важна, и без неё будет трудно стать успешным предпринимателем. Помимо самой площадки авторынка на нём должны быть:

Автосервисы и автомойки. Они станут не просто дополнительным источником дохода, но и важным инструментов в предпродажной подготовке автомобилей. Это особенно важно, если предприниматель решил сам заняться перепродажей авто. В этом случае просто покупать машину с целью продать подороже не так эффективно, как купленный автомобиль предварительно довести до товарного вида и до блеска вымыть в автомойке. Автосервис должен заниматься всеми видами работ, а его сотрудники должны уметь оценивать автомобиль и проверять его на наличие скрытых дефектов.

Магазины запчастей, аксессуаров, автотоваров. Для многих людей понятие «авторынок» связывается именно не с продажей автомобилей, а с возможностью купить всё, что угодно для своей машины. На свои деньги открывать такие торговые точки не нужно, лучше найти людей, готовых возвести здания и ежемесячно платить аренду.

Автоюрист и консультант. Могут размещаться круглосуточно в маленьком вагончике и за вознаграждение оформлять договоры купли-продажи. Если на территории авторынка есть своё хорошее административное здание (но на первых порах его наверняка не будет), то они могут переехать туда. Если получится, можно нанять нотариуса, который необходим в некоторых операциях в автомобильной сфере, и представителя страховой компании.

Дополнительные услуги. Очень неплохо иметь на территории авторынка точки по продаже напитков и еды или даже открыть полноценное кафе. Окупит себя подобное начинание достаточно скоро (но только если сам авторынок популярен), но можно открыть не самому, а привлечь сторонних людей.

На организацию автосервиса понадобится не меньше полумиллиона – но в итоге можно получить небольшую заасфальтированную площадку и только в небольшом населённом пункте. Облагораживание территории обойдётся уже значительно дороже. На самом деле, подобный бизнес может быть актуален и выгоден сегодня только при открытии в небольших, но быстрорастущих городах, в этом случае инвестиции в авторынок становятся вложениями в будущее выгодное дело, которое на первых порах таковым не будет.

Авторынок слишком сложный комплекс, чтобы его было легко окупить и сделать рентабельным в короткие сроки. Нужно быть готовым, что поначалу клиентов будет мало, если вообще кто-нибудь приедет. Некоторые предприниматели вкладывают сами деньги в покупку автомашин, не выжидая, пока появятся продавцы, и начинают свою деятельность как перекупщик. Если иметь соответствующие мощности (автосервис и станцию технического обслуживания), то можно восстанавливать уже битые автомашины или даже организовывать авторазборки. На покупку 4 битых автомашин можно выделить 200 тысяч рублей, после чего их разобрать на запчасти и продать целые детали. Либо просто закупить те же 4 машины по 250 тысяч, продать каждую после косметического ремонта можно по 280-300 тысяч. То есть, в первое время нельзя сидеть и выжидать клиентов, нужно пытаться зарабатывать при помощи альтернативных и сопутствующих способов. 

Потом, когда авторынок получит свою известность, клиенты начнут приезжать уже для размещения своих автомобилей, и тогда рынок начнёт приносить прямой доход. Рассчитывать на окупаемость в несколько месяцев не стоит, авторынок может возвращать вложенные в него средства несколько лет.

Но нужно отметить, что собственная земля предполагает отсутствие важной статьи расходов – аренды, поэтому ежемесячное содержание авторынка предполагает оплату коммунальных платежей и сотрудников, которыми являются исключительно охранники. Если, конечно, рынок не обустроен дополнительными сооружениями. Если иметь в штате 6 охранников для дежурства 24/7, то их заработная плата составит 90 тысяч рублей на всех (по 15 тысяч на одного). При этом стоимость размещения одного автомобиля или въезд на рынок в среднем составляет 200 рублей. Если 50 машин в течение дня заедут на рынок (или там будет находиться 50 машин), то ежемесячный доход составит 300 тысяч рублей. За вычетом зарплаты и прочих мелких расходов останется 200 тысяч операционной прибыли. Но эти цифры предприниматель сможет увидеть очень нескоро.

Подводя итог, можно сказать, что авторынки ещё будут существовать какой-то продолжительный промежуток времени, в ближайшие годы такая форма продажи автомобилей наверняка не будет испытывать серьёзных сложностей или снижения уровня потребителей. Но вот в крупных городах эта ниша почти везде полностью занята, для выхода нужны крупные вложения и даже некоторое влияние, поэтому начинающему предпринимателю рассматривать такие перспективы даже не стоит. 

Чуть лучше дело обстоит с небольшими населёнными пунктами, его жители ещё не настолько обеспечены интернетом, чтобы проводить поиск через него. Поэтому свой рынок, где можно в одно время и в одном месте выбирать из множества автомобилей, для маленького города может стать хорошим начинанием. При этом здесь предполагается меньшая сумма вложений (недорогая земля и отсутствие необходимости в больших площадях), да и клиенты не столь требовательны к рынку, для них главное – просто наличие территории. Можно разместиться действительно в проездном месте поблизости от дороги, что позволит охватить клиентуру из сразу нескольких городов, но в этом случае нужно тщательнейшим образом проводить исследование, очень сложно найти место вне городов, которое станет общим рынком для многих. Перспектив в данном начинании немного, но они есть, и их можно использовать.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru