Франшизы месяца:

Новинка на рынке развлечений - комната загадок

Одна из последних (или даже вообще последняя) новинок на рынке развлечений – так называемый quest-room. Дословно – комната загадок. Также её называют escape-room – побег из комнаты. Представляет собой такое развлечение непосредственно саму комнату, в которую загоняют участников, запирают за ними дверь и дают задачу – за ограниченное количество времени выбраться наружу. Только сложность в том, что ключик к замочной скважине не висит на противоположной стене. Да и замочной скважины зачастую нет, как и самого ключа.

Эта идея была уже давно реализована в компьютерных играх, многие из них жанра quest содержат уровни (или даже полностью состоят из них), в которых игрок должен обследовать виртуальное помещение, найти нужные ключи, разгадать шифры, решить загадки, проявить нестандартный ход мышления или, наоборот, логику, быть очень внимательным и последовательно решать головоломки. Итог: завершение уровня и довольство этим фактом. Бизнесмены же решили, что такая концепция неплохо проявит себя в реальности и, что характерно, не прогадали – всё-таки на своей шкуре почувствовать, каково это быть в запертой комнате, в которой в дополнение назойливо тикают часики, гораздо эффектней, чем сидеть, уставившись в монитор. 

В других странах такая идея была реализована относительно давно, в России же появилась только в конце 2013 года. Причём первопроходцы сами удивились своему успеху. Главное преимущество quest-room в том, что это новинка, нестандартный способ проведения досуга, причём рассчитанный на людей, которые хоть немного умеют думать. С учётом того, что в больших городах очень трудно для современного человека найти оригинальное и ещё не опробованное развлечение, успех комнаты загадок вполне логичен.

Неудивительно, что столь свежая идея мгновенно привлекла к себе внимание многих бизнесменов. Придумать что-то новое достаточно трудно, а вот скопировать идею не составляет труда, поэтому число подобных заведений в больших городах начинает расти в геометрической прогрессии. Способствует этому и тот факт, что для среднестатистической комнаты не требуется огромных вложений, при этом стоимость входного билета и заинтересованность населения обещают быструю окупаемость вкупе с приличной рентабельностью. Но при этом стоит учитывать, что пока ещё во многих городах quest-room действительно считается безусловной новинкой, люди этим интересуются, но уже в городах федерального значения интерес хоть и не угасает, но предложение явно достаточно велико, чтобы удовлетворить многих желающих. Но в то же время сами бизнесмены этой отрасли предполагают, что этот ажиотаж имеет временный характер, и в скором времени интерес к комнатам загадок пойдёт на спад. Что вполне естественно. В провинции всё, как всегда, проходит с опозданием, а учитывая менталитет жителей не столиц, сейчас в регионах к такому виду проведения досуга относятся с некоторой настороженностью. То есть тут подъём ещё только впереди.

Безусловно, эта идея очень хорошая, кажется перспективной и обещающей быстрый успех и подсчитывание немалой прибыли. И даже если в первое время так и будет, то без развития продержаться на этом рынке будет невозможно. Устаревают загадки относительно быстро, потому что для каждого посетителя менять условия игры не получится, а информация имеет особенность с высокой скоростью распространяться среди населения. И в итоге, сделав свою комнату успешной, окажется, что она никому не интересна – все и так знают ответы. А новые предприниматели уже предлагают что-то новое. 

Сейчас всё относительно тихо, но пройдёт время, и конкуренция расцветёт, станет очень жестокой и начисто уничтожающей игроков, не способных мыслить на несколько ходов вперёд. Двигателем такого начинания станет очень хороший творческий потенциал организаторов, без этого вход на такой рынок попросту невозможен. Конечно, есть вероятность скопировать уже имеющиеся задачи (желательно, в других городах), продавать только чужие идеи, но в этом случае рано или поздно все возможности будут исчерпаны, а новые загадки всё-таки сначала будут появляться у конкурентов, а на их копирование и реализацию нужно время. Не исключено, что рано или поздно появится закон об интеллектуальной собственности на концепцию той или иной комнаты, поэтому подражатель рано или поздно уйдёт со сцены.

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности проходит в местном налоговом органе, причём проще всего оформиться как индивидуальный предприниматель – это быстрее, это выгодней да и меньше бумажной волокиты в процессе работы будет. Если же было принято решение зарегистрировать юридическое лицо, то предпочтительней выбрать общество с ограниченной ответственностью. Это позволит пользоваться упрощённой системой налогообложения, платя 6% (от дохода) или 15% (от операционной прибыли) в пользу государства. Деятельность такого рода подпадает под определение (ОКПД 2) 93.29 Услуги в области развлечений и отдыха прочие, и согласно этому выбирается кодировка. В дальнейшем также придётся согласовать план своего помещения и получить все разрешения в Роспотребнадзоре, Пожарной инспекции и тому подобных учреждениях – всё это формальности, без которых открывать площадку нельзя.

Самое главное в таком виде бизнеса, конечно, само помещение, но чтобы приходили люди, сама организация должна располагаться в центральных районах города. Быть может, уже после, когда escape-room станет обыденностью, и в спальных районах города такое развлечение будет пользоваться спросом, сейчас же клиентов будет достаточно только в традиционно кварталах отдыха. Достаточно часто площадки под комнаты загадок размещают на территории анти-кафе, которые и посещает тот контингент, которому будет интересно такое времяпрепровождение, и его уже наработанная клиентура будет постепенно становиться участниками таких испытаний по побегу из комнаты. Поэтому большая проходимость и удачное расположение являются определяющими факторами в росте своего бизнеса данного направления. 

В связи с этим стоит рассчитывать сразу на приличные суммы аренды (которые почти всегда выше в центре, чем на окраинах), а для quest-room нужно минимум 20 м2, и это только на саму комнату задач, а не на и административные помещения и комнаты расположения персонала. Нужно учитывать, что происходящее внутри комнаты постоянно мониторится, и сотрудник должен сидеть поэтому в специально оборудованном помещении.

Средний размер всего помещения – от 40 м2, это технические и административные помещения плюс одна рабочая комната. Одна. А этого мало, потому что какой-никакой выбор должен быть. Многие начинающие предприниматели открывают две комнаты – и это тот минимум, с которого можно стартовать. Всё, что меньше, не будет серьёзно восприниматься людьми. Соответственно, рассчитывать нужно примерно на 70 м2, в таком случае можно полностью оборудовать техническую площадку и обустроить рабочие комнаты. Наиболее успешные представители этого бизнеса имеют в распоряжении и более значительные помещения под одну комнату, но слишком большой её имеет смысл делать, если задание рассчитано сразу на несколько человек – от 4-х и выше. Либо же придётся увеличивать время игры, которое сейчас стандартно один час. 

В любом случае развитие данного бизнеса пока ведётся в направлении увеличения числа комнат и создания оригинальных заданий и антуража, но некоторые параметры остаются неизменными для многих предпринимателей. Это и упомянутое время в 60 минут, и примерно одинаковые размеры комнаты, и количество человек от 2 до 10 (хотя сейчас постепенно реализовываются идеи о комнатах на «толпу»). Нужно не забывать, что это всё-таки развлечение, и слишком затянутый уровень может утомить участников и значительно снизить их интерес к данному развлечению.

Что касается технического оснащения, то здесь трудно назвать какие-либо общие цифры, ведь достаточно интересную комнату можно организовать и с минимумом затрат, и вложиться в неё так, чтобы человек натурально попадал в другой мир. На закупку оборудования для оператора комнаты (то есть для человека, который следит за участниками, подсказывает им при необходимости и регулирует тот или иной технический процесс) нужно примерно 50 тысяч рублей – эту сумму называют франчайзеры, которые предлагают своё сотрудничество. Сюда входит компьютер, видеокамеры, настройка связи и передачи изображения. Каких-то сверхсложных вычислительных машин или специальных устройств не потребуется. Стоимость обустройства самой комнаты начинается примерно от 100 тысяч рублей и может достигать 2,5 миллионов – но это тот максимум, который был затрачен на создание комнаты в России. Понятно, что такие суммы могут вложить только успешно развивающиеся предприниматели, а на первых порах смысла в таком помещении нет никакого. В зависимости от фантазии авторов задач 2,5 миллиона может оказаться и недостаточно, но пока история escape-room этой страны таких прецедентов не имела.

Реклама такого заведения проходит зачастую в интернете, а также не слишком активно с использованием ATL-маркетинга (реклама на телевидении и радио, газеты, журналы, баннеры и тому подобное). Очень желательно создать свой собственный сайт; на его реализацию и раскрутку потребуется до 100 тысяч рублей, хотя зачастую цифра значительно меньше, а деньги на продвижение сайта лучше оставить на потом, когда появится много конкурентов (а они появятся). На сайте же можно вести статистику по прохождению задач, организовать бронирование билетов, не говоря уже о представленности услуг и общей информации о заведении. Нелишним будет и сделать собственные страницы в социальных сетях, причём продвижение там будет почти наверняка более эффективным, чем просто в интернете. Если проходит сотрудничество с анти-кафе, то задача значительно упрощается. Выделить на рекламу придётся порядка 50 тысяч рублей.

Можно пойти и иным путём, потому что сегодня появилось немало предложений от уже работающих компаний – они предлагают франшизу. На данный момент условия франшизы нельзя назвать слишком высокими (хотя есть и исключение: лидер рынка продает свою франшизу за несколько миллионов рублей, но только в столице, для регионов его стоимость в разы меньше, таким образом проходят искусственное ограничение развития ненужных ему игроков). Паушальный взнос начинается от 200 тысяч рублей, роялти составляет либо небольшой процент от дохода, либо же фиксированную сумму. Но в обмен на это франчайзер даёт своё имя (весьма сомнительный на данный момент плюс, кроме, может того самого лидера), помогает с рекламой (а это уже существенное преимущество), обучает работе, даёт подсказки, а что самое главное, если работать придётся не в его городе, то может дать тему или помощь в реализации комнаты. Впрочем, обычно в рамках одного предприятия (здесь имеется в виду франчайзер и все его франчайзи) не практикуется открытие одинаковых комнат - это обусловлено хотя бы тем, что пока ещё идёт анализ интереса населения, и только впоследствии, возможно, при большом спросе на «иногородний» escape-room он будет продублирован в разных населённых пунктах. Тем не менее, франчайзер может досконально объяснить, как устроить ту или иную ловушку, как её лучше применять, да и свою творческую команду он уже имеет.

Но как уже было отмечено, без творческого подхода в этот бизнес лучше вообще не пытаться войти. И творческая команда должна быть и прагматичной, ведь даже гениальная идея может разбиться о быт суровой реальности. Ведь, придумав поистине отличный сценарий, нужно подсчитать, во сколько обойдётся его реализация. И быстро ли окупится сложноустроенное помещение (если учесть, что стоимость игры – от тысячи рублей с команды)? В связи с этим приходится генерировать идеи таким образом, чтобы они не были очень затратными. Автор этих строк лично побывал в такой комнате, которая не была технически слишком сложно организована, но в ней были успешно реализованы такие идеи, как открывающийся сейф при наступлении одновременно на плиты двух человек, ультрафиолетовый фонарик, светящаяся в темноте краска, тонер, считывающий ноты и показывающий код, выключающийся по хлопкам свет и засвечивающиеся под вспышкой фотоаппарата лампочки. И это не говоря уже о простом использовании отвёртки и подборе шифра к кодовому замку. Стоимость обустройства такой комнаты не велика, но потребителю нравится и он требует добавки. Идеальная бизнес-схема.

Вместе с тем разрабатываются новые концепции комнат и бизнеса вообще. Например, «детская комната», которая заставляет шевелить мозгами лиц младшего школьного возраста, пока за ними, умиляясь, наблюдают их родители. Некоторые продвинутые предприниматели нанимают актёров для своих задач, но для конечного потребителя это выливается в дополнительные затраты. Неплохой идеей является преподнесение подарка имениннику на день рождения, который он должен отыскать в комнате, предварительно разгадав множество загадок. Уже можно отметить, что потенциал у такого рода развлечений огромен – от банального молодёжного увлечения до проведения корпоративов и team-building. Сегодня мало командных задач в комнатах вообще, и хотя в любую комнату пускают минимум двух людей (а для наиболее быстрого и эффективно прохождения их должно быть 4-5), для массовых мероприятий толком ничего не реализовано. Обычно такие проекты рассчитаны буквально на одну комнату, о каком-то многоуровневом задании речи не идёт. Этот бизнес пока находится в стадии выжидания, оценки, анализа, он развивается бешеными темпами, но ещё никто чего-то революционного не принёс. Революцией стало открытие комнат загадок вообще.

При этом охватить таким развлечение можно достаточно разные контингенты. Комната может быть рассчитана и на тугодумов, которые тщательно обдумывают каждый шаг, скрупулёзно изучают помещение и вообще ведут себя неспешного. Можно воссоздать такой антураж, что человек не будет жалеть потраченных денег, уже просто зайдя в помещение. Кому-то понравятся нетипичные и требующие особых знаний задания (алхимическая лаборатория, как пример), но здесь стоит быть чуть аккуратней, потому что все комнаты ориентированы на массовость – в них не придётся проявлять свой сверх интеллект или огромную физическую силу, то есть загадки должны быть «общими». Перспективно создание и максимально атмосферных помещений – что будет, если совместить комнату кошмаров и задач. Только в любом случае нельзя забывать, что клиент должен иметь возможность покинуть комнату, если ему станет некомфортно или у него появится такая необходимость.

Работать над таким делом теоретически может и один человек – сам бизнесмен, если он сам придумает загадки (а слишком лёгкая комната, как и слишком трудная, обречена на экономический провал), обустроит помещение, будет дежурить всё время работы (а многие комнаты сегодня работают даже в режиме 24/7), восстанавливать комнату и служить техником для неё. В более известных предприятиях до 20 сотрудников, но такой большой штат нужен, только если помещений несколько, и они постоянно бывают заняты в одно время. Да и наиболее хороший сюжет и сами головоломки может придумать только несколько человек. А уж первоначальное обустройство помещения вообще придётся доверить сторонним организациям. Но одно можно сказать точно – при должном уровне предпринимательского таланта и наличия полноценного творческого подхода к организации, можно открыть достаточно прибыльное дело, которое при этом ещё и весьма интересно. Время пока ещё есть, в этой сфере всё только начинается.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «квест»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru