Франшизы месяца:

Новый бизнес: маршрутка без маршрута

Ситуация. Холодная зима, на остановке общественного транспорта толпится немалое количество народа, многие из них не могут уехать уже почти час, виной тому - забитые донельзя автобусы и редкое появление маршрутных такси. К остановке без особой надежды подъезжают таксисты, паркуются неподалёку в надежде, чтобы кто-нибудь, устав ждать своего маршрута, решит отдать значительно больше денег за быструю и комфортабельную поездку в автомобиле. Однако люди считают по-другому и поэтому терпеливо ждут своего транспорта. Подобная ситуация знакома многим людям, которые не обладают собственным автомобилем, многие из них не готовы постоянно платить за услуги такси, особенно если существует шанс поймать нужную маршрутку или автобус, однако ожидание их появления порою сильно утомляет. 

В некоторых городах уже появилось предложение от предпринимателей, которые сумели совместить услуги такси и маршрутки, и в итоге стоимость их услуг стала в два-три раза дороже, чем поездка на общественном транспорте, но во столько же раз дешевле, чем поездка на такси. Это новый вид транспортных услуг в больших городах, испытывающих недостаток в транспорте на определённых маршрутах.

Представляет собой такой бизнес услугу по пассажирским перевозкам, осуществляемых знакомыми жителям больших городов микрофургонами, которые и используются как маршрутки. Однако их отличие в том, что они не привязаны к определенному маршруту, он формируется непосредственно самими пассажирами, и приоритетное право установки конечной цели имеет первый пассажир. После того, как он достигнет места назначения, микрофургон отправляется дальше к месту требования следующего пассажира. При этом на информационном табло на автомобиле высвечивается дальнейший маршрут следования, и поэтому стоящие на остановках люди заранее знают, куда поедет автомобиль, и если это совпадает с их необходимостью, то они могут сразу присоединиться. 

В ином случае после того, как автомашина развезёт всех ранее вошедших людей, новый пассажир может указать своё место назначения. Благодаря тому, что примерный маршрут заранее известен, это позволяет людям, которым ехать совершенно в другую сторону, дожидаться следующей подобной автомашины или стандартной маршрутки (или же согласиться на более долгую, а значит и дорогую поездку). В итоге человек платит несколько больше, чем за проезд в общественном транспорте, но на порядок меньше, чем за поездку в такси. 

В иных случаях такие маршрутки без маршрута позволяют доехать до точки назначения без пересадок и без ожидания общественного транспорта. Стоимость такой услуги доступно для большинства людей, которые постоянно ездят общественным транспортом, не интересно оно будет только тем, у кого проездной или стойкое нежелание платить хоть немного больше, чем стоимость билета в автобусе. В зависимости от маршрута и длины его следования стоимость поездки в такой машине может быть даже меньше, чем на общественном транспорте, если речь идёт о необходимости пересадок, потому что такая маршрутка едет напрямую.

Такой вид услуг является относительно новым, поэтому во многих городах можно не опасаться конкуренции. При этом эта услуга ориентирована не на завоевание части рынка, занятого маршрутными такси, а на предоставление некоторой альтернативы им, в связи с чем пассажиров хватит и общественному транспорту, и работающей без маршрута автомашине. Такая маршрутка может заниматься пассажирскими перевозками в тех районах города, где своих постоянных маршрутов общественного транспорта вообще не имеется. В связи с этим подобные начинание имеет достаточно большое количество перспектив и возможностей для своего развития. 

В любом случае, если предприниматель всерьёз задумался о возможности покупки своей маршрутки, то он может рассмотреть вариант организации подобного вида бизнеса. Однако стоит отметить, что в некоторых случаях запуск в маршрутке без маршрута может быть не целесообразен в связи с недостаточным предложением общественного транспорта и его удовлетворением потребностей потребителей, и достаточно часто в первое время население не будет доверять подобному виду пассажирских перевозок. На первых порах придётся вхолостую ездить по городу, и те немногие пассажиры, которые сразу же заинтересуются услугой и воспользуются ею, не будут показывать расходы на заработную плату водителям и топливо. Однако патрулирующая город автомашина становится своего рода рекламой, доносит до потенциальных потребителей информацию о новой нестандартной услуге, а значит, через некоторое время спрос значительно вырастет, и бизнес станет для предпринимателя стабильным источником дохода.

Для начала работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, в данном виде бизнеса можно остаться физическим лицом, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель, но если есть необходимость в регистрации юридического лица, то лучше оформить общество с ограниченной ответственностью. Тогда можно будет воспользоваться упрощённой системой налогообложения, отдавая налоги в размере шести процентов от доходов или 15 процентов от операционной прибыли. Определением деятельности является (ОКПД 2) 49.31 Услуги по внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам сухопутным транспортом, и на основе этого выбирается код ОКВЭД. Процесс регистрации может затянуться только в случае оформления юридического лица, стать индивидуальным предпринимателем гораздо проще.

Однако после проведения регистрации нужно получить лицензию на осуществление пассажирских перевозок. Лицензирующим органом выступает местное отделение Ространснадзора (Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), и здесь следует получить лицензию непосредственно на пассажирские перевозки транспортом с числом посадочных мест более восьми. Если предполагается закупить автомобили, число посадочных мест которых меньше восьми, то лицензия будет не нужна. В лицензирующий орган передаётся большой пакет документов:

  1. Свидетельства о регистрации организации, о постановке её на учёт;

  2. Устав организации, договор об учреждении или решение;

  3. Информационное письмо из Госкомстата, с расшифровкой кодов;

  4. Выписка из Единого Государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);

  5. Приказ на действующего Генерального директора;

  6. Карточка предприятия с обязательным указанием юридического и фактического местонахождения, банковских реквизитов, ОГРН, ОКПО, ОКВЭД, контактный телефон;

  7. На каждое ТС свидетельство о регистрации, диагностическая карта, ОСАГО, ОСГОПП;

  8. На каждого водителя ТС: медицинская справка о состоянии здоровья, водительское удостоверение с открытой соответствующей категорией, трудовая книжка с записью в соответствующей организации;

  9. Договор аренды на ТС/договор лизинга ТС в лизинге/документ на право собственности ТС;

  10. Платёжное поручение на оплату госпошлины;

Для ведения бизнеса по пассажирским перевозкам потребуется также оформить договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОПП), который стал обязательным после принятия постановления правительства Российской Федерации №1484 от 30 декабря 2012 года. Стоимость такого договора на год рассчитывается по определённым тарифам, и тарифная сетка устанавливается не страховщиком, а самим правительством и представляет собой сложную систему расчётов, основанную на множестве факторов. Поэтому назвать точную сумму практически невозможно, она в каждом случае рассчитывается индивидуально.

Также для того, чтобы вести законное предпринимательство, на работу должны быть приняты только водители с водительскими удостоверениями с открытой категорией D. Также все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Предприниматель должен располагать либо собственным гаражом, на территории которого можно проводить техническое обслуживание автомобилей, либо заключить договор со сторонней организацией, которое будет заниматься постоянным обслуживанием всего автопарка. Также следует отметить, что все водители перед выездом на работу должны проходить медицинское освидетельствование, которое служит разрешением и допуском на выполнение должностных обязанностей. После того, как урегулированы все формальности, можно приступать непосредственно к своей деятельности.

В данном виде бизнеса обойтись всего лишь одним автомобилем не удастся, нужен полноценный автопарк минимум из пяти автомашин. Для простоты обслуживания рекомендуется приобрести машины одной марки и даже модели. Также серьёзно задуматься о том, где будут располагаться машины в нерабочее время. Как вариант, можно рассмотреть возможность хранение автомобилей непосредственно водителями, что позволит им начинать рабочий день без необходимости посещать территорию предприятия. С другой стороны, предприниматель должен иметь возможность связаться со своими водителями в любой момент времени, для чего оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Стоимость аренды достаточно большой площадки может стать серьезной статьёй расходов ежемесячно, хотя оно сильно отличается от местоположения в городе и самого города работы, для экономии можно постараться найти место на окраине города. 

Для своей работы предпочтительно купить новые автомашины, желательно иностранного производства. Известно, что автомобили российского производителя не отличаются хорошим качеством, комфортабельностью и надёжностью. Поэтому лучше всего обратиться к немецким или французским автомобилям. Микрофургоны в этом случае обойдутся в сумму не менее 1 миллиона рублей, ну предприниматель получить качественный автомобиль, который прослужит не один год даже в условиях постоянной эксплуатации, и потребуется ему только плановый и профилактический технический осмотр.

Особенностью данного бизнеса является необходимость обеспечения контроля за пассажирами, потому что они платят не фиксированную плату, как в общественном транспорте, а оплачивают посадку по фиксированной стоимости непосредственно проезд в зависимости от километража. То есть система расчёта стоимость поездки в этом бизнесе практически полностью совпадает с оплатой за услуги такси, только тариф здесь на порядок дешевле. Поэтому машины оборудуются специальными устройствами, которые выдают пассажирам билеты, по которым они оплачивают проезд в конце поездки. Устройство самостоятельно считает стоимость проезда, то есть является по своей сути таксометром, рассчитанным на нескольких пассажиров одновременно. Желательно, чтобы клиенты имели возможность видеть текущую стоимость поездки, для чего в салон помещается информационное табло, на экране которого в режиме реального времени считается стоимость поездки. Когда клиент достигает точки назначения, водитель проверяет номер его билета, и согласно ему производится расчёт. В некоторых случаях предприниматель может установить валидатор и нанять дополнительно контролёра, но это станет только лишними тратами. Также на крышу автомобиля помещается информационное табло, на котором показывается маршрут следования и количество свободных мест. 

Таким образом, в каждый автомобиль придётся выложить ещё до 100 тысяч рублей для установки и настройки всех систем. Гипотетически предприниматель может обойтись без установки дополнительных систем, наняв одного только контролёра, но тогда нельзя быть точно уверенным в том, что сотрудники полностью передают выручку в конце дня, да и для них самих, и для пассажиров такая система подсчёта очень неудобна.

Во многих случаях имеет смысл заняться проведением рекламной кампании для того, чтобы проинформировать население о новой услуге. В данном виде бизнеса может быть эффективна реклама в местных средствах массовой информации: радио, телевидении, прессе. Предприниматель должен в первую очередь показать все преимущества своей альтернативы общественному транспорту, но наиболее эффективной будет та реклама, которая продвигает не конкретное предприятие, а идею в целом. Поэтому, например, нет смысла содержать свой собственный сайт, как только в массовом сознании подобный вид перевозок перестанет считаться непонятной новинкой, количество пассажиров начнёт увеличиваться. Однако можно обойтись и без этого, ведь такая реклама значительно упростит выход на рынок новым предпринимателям, которые станут конкурентами. В любом случае населением подобные маршрутки будут восприниматься непосредственно как общественный транспорт, а не компания, предлагающая услуги такси. Таким образом, лучшей рекламой станет регулярное появление автомобилей у остановок общественного транспорта.

В связи с тем, что подобный вид услуг во многих городах является новинкой, рассчитывать на быстрое получение прибыли не стоит, в первое время придётся заниматься непосредственно продвижением этой услуги на рынке, на что может уйти не один месяц или даже год. Учитывая достаточно большие финансовые вложения на старте бизнеса, можно говорить о сроке окупаемости в несколько лет. Однако всё зависит от того, насколько быстро удастся выйти на уровень, когда машины перестанут ездить пустыми или полупустыми. Так как в данном случае водитель, скорее всего, будет получать фиксированный оклад, можно рассчитывать на то, что, когда данная услуга станет популярной у населения, доход предпринимателя станет весьма существенным для того, чтобы постоянно развивать свой бизнес, приобретая новые автомобили. В конечном итоге можно перейти на уровень полноценной транспортной компании, которое осуществляет не только внутригородские, но и междугородние перевозки, в том числе и по индивидуальному заказу. Также задуматься о таком виде бизнеса можно тем предпринимателям, которые сейчас содержат маршрутки, но недовольны их эффективностью.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «маршрутное такси»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru