Франшизы месяца:

Прибыльный бизнес: скалодром

Сегодня становится всё более популярным такой вид досуга и одновременно занятия спортом как скалолазание. Многие молодые люди увлечены этим занятием, однако даже людям старше 35 лет это может быть интересно. Однако в городе занятия скалолазанием предоставляются так называемыми скалодромами, которые чаще всего работают в качестве спортивного клуба и предлагают своим клиентам специальную площадку, на которой на стенах и потолке установлены плиты, имитирующие скальную поверхность. Данный вид предпринимательства является относительно новым, а также имеет множество возможностей своего развития и вариантов организации.

В настоящее время в практически любом крупном городе можно найти не одну площадку, где можно заниматься скалолазанием. Причём нужно отметить, что скалодромы условно можно разделить на два типа: это профессиональные спортивные клубы для занятий настоящих альпинистов или же развлекательные площадки, которые ориентированы на массового потребителя, поэтому рассматриваемые в качестве места проведения досуга и развлечения. Скалодромы второго типа обычно не отличаются сложностью своих трасс, предлагают свои услуги достаточно широкому кругу потребителей, поэтому их посетителями становятся даже семейные пары и люди, которые не знают, чем себя занять. В связи с этим развлекательные скалодромы часто устанавливают в торговых центрах и в местах скопления людей, на территории спортивных комплексов, а также в некоторых случаях в школах и даже университетах. 

Если же рассматривать профессиональный клуб, то помимо непосредственно самой услуги скалодрома достаточно часто предлагается также и обучение скалолазанию, а также поддержка альпинистов и помощь им в освоении новых трасс, таким образом, на территории такого скалодрома работает полноценная школа альпинизма, во всяком случае здесь предлагаются услуги тренера, а сами трассы выполнены профессионально и на порядок сложнее, чем в развлекательных заведениях. 

Начинающий предприниматель может сам для себя выбрать вариант развития своего бизнеса, при этом перспективы имеет и одно, и другое направление. Однако в профессиональный клуб потребуется гораздо больше инвестиций, в то время как развлекательный скалодром можно открыть за относительно небольшую сумму в арендованном помещении или вовсе на территории того же спортивного комплекса и практически сразу рассчитывать на достаточно большой поток посетителей. Скалодром со школой, то есть профессиональный, имеет гораздо больший срок окупаемости, но в этом случае гораздо больше перспектив развития и расширения своего бизнеса. Некоторые профессиональные скалодромы также предлагают своим клиентам организацию походов и даже занятия скалолазанием в естественной среде. 

Начинающему предпринимателю стоит учитывать, что на этом рынке уже имеются свои игроки, которые прочно занимают своё место, поэтому в первое время может быть трудно привлечь своего потребителя, поэтому нужна активная рекламная кампания и какое-либо важное конкурентное преимущество. Также стоит учитывать специфику своего начинания, скалодром в большинстве случаев не целесообразно открывать в небольших городах, обычно такое увлечение интересно только в больших мегаполисах, да и даже в этом случае желательно предварительно провести исследование рынка, чтобы знать, как много потенциальных потребителей такой услуги имеется. Если есть желание работать в небольшом населённом пункте, то рассматривать стоит только развлекательный скалодром в каком-нибудь проходимом вместе и желательно в сочетании с другими развлекательными услугами.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Проще всего зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, в этом случае не потребуется больших средств на открытие, регистрацию, да и по времени это займёт не больше месяца в самом крайнем случае. Если есть необходимость в регистрации юридического лица, то лучше всего выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, потому что такому юрлицу, как и в случае с индивидуальным предпринимательством, доступна упрощённая система налогообложения, что предполагает перечисление в пользу государства не более 6 процентов от дохода или 15 процентов от операционной прибыли. Каких-либо специальных разрешений на открытие скалодрома со стороны государства получать не требуется, чаще всего такое заведение проходит по документам как аттракцион или спортивный клуб. Деятельность организации может подпадать под разные определения: (ОКПД 2) 93.11 Услуги спортивных объектов, (ОКПД 2) 93.12 Услуги, оказываемые спортивными клубами, (ОКПД 2) 93.19 Услуги в области спорта прочие, (ОКПД 2) 93.29 Услуги в области развлечений и отдыха прочие.

Далее следует заняться вопросом подбора помещения под свой бизнес. Если рассматривать варианты открытия развлекательного комплекса, то, как уже было замечено, лучше всего выбирать проходное место, где определённо будет большое количество людей, причём желательно, чтобы это были гуляющие и просто отдыхающие люди. Именно поэтому для развлекательного скалодрома подходят такие места как парки (да, их можно обустроить и под открытым небом), спортивные комплексы, торгово-развлекательные центры. Редкий предприниматель открывает развлекательный скалодром в большом, выкупленном только под свои нужды помещении. 

Дело обстоит иначе, если есть желание открыть скалодром профессиональный, возможно, даже со школой альпинистов. Для этого лучше всего найти помещение в центральных или даже деловых кварталах города, чтобы клиентам было удобно добираться до клуба. И здесь нужно понимать, что основными посетителями профессиональных скалодромов являются в большинстве своём работающие люди, которые занимаются скалолазанием в свободное от работы время, и многие из них посещают спортивный объект как раз именно после своей работы перед поездкой домой. В целом, профессиональный скалодром можно рассматривать в некоторой степени как альтернативу фитнес-клубы, более того, относительно большой процент посетителей таких скалодромов занимается лазаньем по стенам для того, чтобы держать себя в форме, а не учиться альпинизму.

Следующий вопрос, касающийся помещения, это непосредственно внутреннее обустройство площадки. Пожалуй, самым важным условием и ограничением является необходимость в высоких стенах, поэтому скалодром можно организовать только на территории здания с высокими потолками. Оптимальной является высота 12 метров, однако многие скалодромы открываются на территории здания с высотой потолков от 7 метров, это можно назвать абсолютным минимумом, всё, что ниже, даже не стоит рассматривать, потому что даже развлекательный скалодром не может быть организован в таком низком помещении. Для профессионального скалодрома желательно искать именно помещения с максимально высокими потолками. 

Далее нужно определиться с размерами самого помещения, непосредственно под саму площадку может потребоваться разная площадь в зависимости от направления своей деятельности. Профессиональные клубы имеют в своём распоряжении только для площадки скалодрома не меньше ста квадратных метров площади, хотя зачастую располагаются и на гораздо больших пространствах. В связи с этим для своего клуба потребуется достаточно большое помещение, ведь нужно учитывать, что на территории клуба должны располагаться не только сами площадки для альпинизма, но также место для раздевалок, душевых, администраторский корпус и прочие подсобные помещения. В связи с этим, открытие профессионального скалодрома во многом похоже на открытие полноценного фитнес-клуба. 

Что касается развлекательной площадки, что здесь требования гораздо проще, иногда достаточно располагать только одной стеной, на которой располагается сама трасса вертикально безо всяких ответвлений и сложных участков, при этом, если работать на территории спортивного комплекса или развлекательного центра, то не потребуется иметь в распоряжении дополнительных помещений. Предприниматель, который решил открыть развлекательный скалодром, может и вовсе обзавестись скалодромом мобильным, который, как понятно из названия, может быть перемещён с места на место. Отдельной категорией идут так называемые детские скалодромы, которые не отличаются высотой и сложностью трасс. Наконец, некоторые предприниматели даже совмещают услуги спортивного объекта и развлекательного заведения, предлагая в разных залах услуги для профессиональных скалолазов, людей, которые решили попробовать новый вид развлечения, а также для детей. 

Таким образом, можно сказать, что в зависимости от располагаемых денежных средств, можно открыть скалодром и за небольшую сумму, и вложив в дело несколько миллионов. Однако из практики успешных компаний в этом направлении можно заметить, что наиболее целесообразно в первую очередь организовать относительно сложную трассу, а уже впоследствии добавлять новые, рассчитанные на новичков или людей, серьёзно не увлекающихся этим занятием.

Важный этап организации бизнеса – закупка оборудование и монтаж панелей для скалолазания. Сегодня на рынке существуют предложения компаний, которые берут на себя ответственность в организации такого помещения, то есть достаточно обратиться в компанию, которая установит уже разработанные трассы. Стоимость может сильно меняться, но обычно простая панель, рассчитанная на одного человек обходится до 100 тысяч рублей (от 50 до 70, бывают варианты и несколько дороже). Профессиональные панели обходятся в несколько раз дороже – до 300 тысяч рублей. Таким образом, стоимость установки самих скалодромов напрямую зависит от размеров помещения, большой клуб, в котором одновременно занимаются не меньше 10 человек обойдётся в несколько миллионов рублей. Помимо этого нужно закупить страховочное снаряжение, стоимость одного комплекта обходится в среднем в 2 тысячи рублей. Также можно покупать дополнительные зацепы, устанавливать тренировочные доски и модульные щиты. 

Профессиональный скалодром предполагает оборудование стен, а также монтаж дополнительных элементов, например, горизонтальные перекладины. Многие предприниматели сталкиваются с проблемой, когда монтаж скалодрома может быть затруднён из-за наличия выступающих перекрытий и перекладин, поэтому идеально сразу подыскивать помещение без этих элементов конструкции, хотя иногда и их используют в качестве тренировочной поверхности. Развлекательное заведение обычно имеет одну-две вертикальные панели, профессиональный клуб же может предлагать своим клиентам порой трассу, занимающую целую комнату. Также нужно выделить средства на обустройство вспомогательных помещений – душевых, раздевалок и так далее.

Далее, если открывается профессиональный скалодром, нужно принять решение, стоит ли открывать на территории клуба школу. Нужно отметить, что далеко не каждый посетитель скалодрома заинтересован в таких услугах, и иногда школа действительно является неактуальной. Организация школы не потребует вложения больших дополнительных средств, потому что все занятия проводятся на уже обустроенном и открытом для всех клиентов скалодроме, хотя некоторые компании выделяют отдельное помещение под школу. Также занятия в школе можно проводить в то время, когда обычно не бывает большого числа посетителей (а для профессионального клуба пиковыми являются вечернее время и выходные дни). Но и это может быть неудобно клиентам, потому что учениками обычно становятся не подростки, а именно молодые работающие люди, не имеющие возможности ходить на занятия в будни в середине дня. Поэтому чаще всего в клубах можно увидеть предложения услуг тренера (это фактически обязательно), но более значительных знаний или дополнительного опыта не предоставляется.

Для работы потребуется нанять специалистов своего дела, самой большой проблемой может быть поиск профессиональных скалолазов, которые умеют обучать этому делу новичков. Иными словами, особо пристальное внимание нужно уделить поискам тренеров. В профессиональном клубе услуги тренера зачастую предлагаются по тому же принципу, что и в фитнес-клубах, то есть люди приходят заниматься самостоятельно, а к тренеру обращаются только по мере необходимости. С другой стороны, новички практически вынуждены обращаться к тренеру, потому что не знают точно даже как пользоваться страховкой, не говоря уже о непосредственно самом скалолазании. Хорошая фирма заботится о сервисе, и поэтому в простых вопросах тренеры всегда помогают бесплатно, их услуги платны, только если человек хочет действительно полноценной поддержки и обучения. Ведь компания также не заинтересована в том, чтобы её клиенты подвергали риску своё здоровье. Помимо тренеров, число которых рассчитывается в зависимости от размеров клуба и количества принимаемых посетителей, нужны администраторы, сотрудники, которые следят за гардеробом, выписывают пропуски и занимаются прочей организаторской работой. При этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, лучше передать на аутсорсинг. Простое развлекательное заведение и вовсе может обслуживаться 2-3 людьми, которые страхуют посетителя во время подъёма, помогают ему с экипировкой, поэтому здесь штат персонала не станет большой статьёй расходов.

Скалодром – относительно новый вид досуга, но с каждый годом число компаний, которые предлагают такие услуги, только растёт. Поэтому при выходе на рынок нужно учитывать не только имеющихся игроков, но и возможных конкурентов, которые появятся в будущем. Если сравнивать скалодром с иными видами бизнеса, то он является весьма привлекательным для инвестирования, поэтому можно говорить, что рынок в ближайшее время будет только расширяться, рано или поздно эта мода и увлечение дойдут даже до относительно небольших городов, хотя сейчас до этого далеко. Поэтому рекламная кампания – очень важный моменты, которому нужно уделить немало внимания. Информация о компании должна быть представлена во всех средствах местной массовой информации, на тематических порталах в интернете, можно даже создать свой собственный сайт или хотя бы страницы в социальных сетях для начала; сегодня интернет даёт большие возможности для продвижения своих услуг. Впоследствии придётся выделять немало средств на поддержание своей рекламы, единоразовыми вложениями здесь не обойтись. Открытие скалодрома может сопровождаться каким-либо мероприятием, предоставлением бонусов и скидок. 

В большинстве случаев предприниматель зарабатывает на том, что получает средства за счёт разового посещения клиентом скалодрома, хотя профессиональные клубы уже давно работают по системе выдачи абонементов, что гораздо выгодней и для самого клуба, и для его членов. Стоимость разового посещения разнится в зависимости от предоставляемого сервиса (и в разных городах будет разной, конечно), но обычно редко превышает 500 рублей, при этом абонемент на месяц стоит 3-5 тысяч рублей. Занятия в группе (практическое обучение с тренером) стоят в 1,5-2 раза дороже и также приобретаются абонементом, стоимость индивидуального занятия с тренером обычно определяется непосредственно самим работником. Также клуб зарабатывает незначительную часть средств с аренды спортивного оборудования и одежды, хотя профессионально занимающиеся скалолазанием люди обычно имеют свой собственный инвентарь. Участники рынка отмечают, что срок окупаемости составляет от года, но может быть и несколько лет.

Такой бизнес – достаточно интересное и перспективное направление, поэтому при грамотной организации обещает предпринимателю хороший доход. Сегодня можно при хорошо проработанном бизнес-плане быстро занять существенную долю рынка, главное, не забывать про постоянное развитие своего бизнеса.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «скалодром»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru