Франшизы месяца:

Производство шоколадной пасты

Шоколадная паста – любимое лакомство взрослых и детей. Ее намазывают на хлеб, добавляют в десерты или просто едят ложкой. И хотя по популярности паста и уступает шоколадным конфетам, все же она давно прочно вошла в рацион сладкоежек и покидать его не собирается, ведь так приятно начать свой день с чашки кофе и булочки с нежнейшей шоколадной пастой.

Если вы решили открыть собственное производство шоколадной пасты, то, прежде всего, нужно подобрать подходящее помещение. Поскольку речь идет о пищевом производстве, при выборе площади следует учитывать санитарные требования.

Производственная площадь не должна располагаться в жилом здании. Желательно удаление на 50 метров от жилых массивов и расположение с подветренной стороны, чтобы исключить занос выбросов предприятия в сторону жилых домов при преобладающих ветрах.

Производственная площадь состоит из склада сырья, склада готовой продукции, рабочих цехов, санитарно-бытовых помещений. При подготовке помещения к работе создается технологический проект, который регулирует вопросы, связанные с производством продукта, и учитывает особенности изготовления продукции и планировку здания. Проект предполагает соблюдение всех необходимых санитарных и пожарных требований, норм охраны труда, планирует внутреннее пространство цеха, рассчитывает количество энергоносителей, коммуникационных и инженерных систем, нужных для работы технического оборудования. Заказать технологический проект можно в проектных организациях. Примерная стоимость работы – от 2 тысяч рублей за квадратный метр.

Для отделки стен лучше всего использовать глазированную плитку, посаженную на нетоксичный клей. Достаточно выложить плитку на высоту 1,75 метра, а дальше поверхность можно покрыть нетоксичной краской, например, водоэмульсионной. Высота производственных помещений должна быть не менее 4,8 метра, складских помещений – не менее 3 метров. Полы в пищевом цехе должны быть водонепроницаемыми и иметь уклон для стока.

В производственном цехе можно использовать комбинированное, естественное и искусственное освещение. Искусственное освещение осуществляется люминесцентными лампами. Освещение должно быть равномерным, не допускающим резких теней, не раздражающим глаза.

Цех должен быть оборудован отопительной системой и водоснабжением. Особое внимание следует уделить вентиляционной системе, так как предстоит работа с сахаром, который является горючим веществом, а при измельчении сахара выделяется пыль, которая является пожаро- и взрывоопасной.

Оснащение небольшого цеха всеми необходимыми коммуникациями обойдется не менее чем в 600 тысяч рублей.

Для открытия пищевого производства необходимо оформить Санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдает Роспотребнадзор. Чтобы быть уверенным, что помещение подойдет для производственных нужд и получит все необходимые разрешения, можно предварительно пригласить специалистов Роспотребнадзора для оценки пригодности будущего цеха для пищевого производства. С целью получения заключения предприниматель должен предоставить в контролирующий орган следующие документы:

  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН).
  • Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
  • Информационное письмо с указанием кода ОКВЭД.
  • Договор аренды/субаренды/свидетельство на право собственности помещений заявителя.
  • План (экспликация) БТИ.
  • Предыдущее санитарно-эпидемиологическое заключение (если было).
  • Ассортиментный перечень реализуемой (производимой) продукции.
  • Проект перепланировки помещений, согласованный с Роспотребнадзором (если была перепланировка объекта).
  • Технологический проект, согласованный с Роспотребнадзором.
  • План-программа производственного контроля.
  • Договор на дезинсекцию и дератизацию.
  • Договор на вывоз ТБО.
  • Договор на стирку спецодежды.
  • Договор на утилизацию люминесцентных ламп.
  • Договор с медицинским центром на медосмотры сотрудников.
  • Договор на очистку и дезинфекцию систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
  • Журнал учета работ по очистке и дезинфекции систем вентиляции.
  • Журнал учета дезинфекционных средств.
  • Личные медицинские книжки сотрудников.
Оформление санитарно-эпидемиологического заключения с помощью юридической компании будет стоить от 20 тысяч рублей.

Для приготовления пасты потребуется приобрести промышленный смеситель или пятивалковую мельницу, конш-машину и фасовочную машину.

Пятивалковая мельница, предназначенная для производства шоколадной пасты, производительностью 350-900 килограмм в час в зависимости от тонкости помола и мощностью 75 кВт стоит около 100 тысяч рублей.

Пищевой промышленный измельчитель-смеситель, предназначенный для измельчения, перемешивания и термической обработки вязких пастообразных продуктов обойдется в 80-120 тысяч рублей. Аппарат состоит из герметичной чаши с теплообменной рубашкой, снабженной тихоходной мешалкой со скребком и высокоскоростной режущей насадкой, что позволяет за один технологический цикл в достаточно короткое время провести значительное количество процессов, таких как подготовка, измельчение, смешивание, гомогенизация и т.д.

Конш-машина была изобретена еще в 1879 году швейцарским производителем шоколада Рудольфом Линдтом и с тех пор повсеместно используется для изготовления шоколадных продуктов. Комковатая масса в конш-машине проходит процесс проминания и перемешивания, благодаря чему улетучиваются нежелательные горькие вещества, раскрывается аромат компонентов и образуется плотная масса нужной консистенции. Стоимость оборудования начинается от 500 тысяч рублей.

Фасовочный автомат с поршневым дозатором, предназначенный для работы с пастообразными продуктами, также обойдется недешево – от 500 тысяч рублей.

В рецепт шоколадной пасты входят следующие ингредиенты: какао-порошок, сухое молоко, сахарная пудра, жир. Иногда в пасту добавляют арахис или фундук. Какао-порошка должно содержаться не менее 12%. Общее количество жира зависит от рецептуры и типа измельчителя и не должно превышать 28 процентов. Лучше всего использовать какао-масло, так как кокосовое и пальмовое масла небезопасны для организма. Они способствуют нарушению обмена веществ и отложению холестерина. В качестве эмульгатора рекомендуется использовать натуральный лецитин, который абсолютно безвреден для организма, хотя законодательством не запрещены Е-эмульгаторы. Качественная жировая основа адсорбирует в пастах другие масла (например, ореховые), что предотвращает выделение масел на поверхность пасты, а также делает пасту стабильной к расслоению при высокой температуре и позволяет хорошо намазываться при низкой температуре.

Жиры для производства шоколадной пасты, равно как и другие ингредиенты, можно приобрести у компаний, занимающихся поставкой товаров для пищевых производств. Стоимость зависит от производителя и объема заказа.

Процесс производства начинается с того, что какао-порошок, сухое молоко, сахарная пудра, жир и тертый орех (если он нужен по рецепту) перемешиваются в течение 5-12 минут до образования однородной массы. Затем масса, поступающая из смесителя, подвергается измельчению до частиц размером 20-25 мкм. На следующем этапе паста коншируется в течение 5-7 часов. За час до завершения конширования добавляется лецитин, который необходим для снижения вязкости конечного продукта. Конширование производится при температуре 60-70 градусов. Развешивание пасты в емкости производится фасовочной машиной.

В качестве упаковочной тары используются стеклянные или пластиковые банки или пакеты дой-пак. Последний вариант является наиболее экономичным и имеет также ряд других преимуществ. Дой-пак – это пакет с донышком, которое позволяет упаковке в наполненном виде стоять вертикально. Изготавливают пакеты из многослойных пленок различной комбинации. Каждый пакет снабжается пластиковым штуцером, через который продукт выходит при легком нажатии на пакет. Пасту в дой-пакетах удобно транспортировать и хранить, она занимает мало места. Стоимость одного пакета зависит от величины партии и оставляет от 5 до 20 рублей.

Чтобы не стать жертвой недобросовестной конкуренции и не столкнуться с крайне неприятной ситуацией, когда другой производитель использует название и логотип вашего продукта, рекомендуется зарегистрировать товарный знак. Помощь в регистрации оказывают многочисленные юридические компании, работающие во всех регионах страны.

В качестве товарного знака может выступать словесное, изобразительное или комбинированное обозначение. Информация, содержащаяся в товарном знаке, не должна вводить в заблуждение в отношении свойств и качеств товара. Регистрируемый знак не должен совпадать полностью или частично с уже существующим товарным знаком, представлять из себя общепринятый символ, характеризовать товар по месту, времени и способу производства, включать элементы государственных символов, иметь сходство с историческими и культурными памятниками России, произведениями искусства. Полный перечень требований, предъявляемых к товарным знакам, содержится в Гражданском кодексе (часть IV), статьи 6 и 7 Закона РФ №3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания».

После того, как будет создано обозначение, производится патентный поиск, чтобы убедиться, что похожего знака на территории РФ не существует. Поиск осуществляется как по базе существующих обозначений, так и по базе ожидающих регистрации знаков. Если поиск подтвердил уникальность вашего знака, то можно обращаться в Федеральный институт промышленной собственности с заявлением на регистрацию товарного знака. Пошлина за регистрацию заявки составляет 2700 рублей, пошлина за проведение экспертизы – 11500 рублей. Регистрация знака длится примерно 12-18 месяцев с момента подачи заявки. В этот период вы уже обладаете определенными правами на товарный знак.

Когда ФИПС заканчивает все проверки, заявитель может получить свидетельство о регистрации собственного товарного знака, но сначала нужно заплатить пошлину в 16 тысяч рублей. Каждые 10 лет действие знака необходимо продлять. Пошлина на продление на данный момент составляет 20250 рублей.

Упаковка пищевого продукта должна соответствовать многочисленным требованиям, установленным законами РФ, постановлениями Правительства РФ, подзаконными актами федеральных органов исполнительной власти, директивами и регламентами Европейского экономического сообщества. Прежде всего, информация на упаковку наносится на русском языке и может дублироваться на иностранных языках или языках субъектов Российской Федерации. Информация должна быть достоверной, однозначно понимаемой, не допускающей каких-либо двусмысленностей или заблуждений относительно состава, пищевой ценности, природы происхождения, способа приготовления и т.д. На этикетке содержатся следующие сведения:
  • Наименование продукта, нанесенное четко различимым шрифтом, понятное потребителю, конкретно и достоверно характеризующее продукт. 
  • Информация об отличительных свойствах продукта, например: «с добавлением фундука», «арахисовая», «паста из лесных орехов с добавлением какао».
  • Фирменный торговый знак изготовителя (если есть).
  • Наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). 
  • Масса нетто.
  • Состав продукта. Ингредиенты перечисляются в порядке уменьшения массовой доли в продукте. В случае, когда массовая доля компонента составляет менее 2 %, допускается не указывать его в перечне. При указании пищевых добавок сначала наносится групповое наименование, например, эмульгатор, а затем индекс согласно Международной цифровой системе (INS) или Европейской цифровой системе (E). Для ароматизаторов указывают: «натуральный», «идентичный натуральному», «искусственный».
  • Пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов). 
  • Условия хранения продукта. Например, хранить в темном и прохладном месте.
  • Срок годности. Исчисляется с даты изготовления. Для шоколадной пасты в среднем 12 месяцев. 
  • Дата изготовления. Наносится в виде двузначных чисел, обозначающих число, месяц, год, или отметок на кромках этикетки. 
  • Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (ГОСТ). 
Чтобы занять прочную позицию среди производителей шоколадных изделий, недостаточно предложить потребителю качественный продукт. Рынок уже достаточно насыщен разнообразной продукцией, и выигрывает тот, кто умеет привлечь внимание покупателя. Если говорить о шоколадной пасте, то стоит отметить, что большая часть продукции содержит слишком много жира и слишком мало какао, что вызывает естественное недовольство людей, приобретающих данную продукцию. Сделать шоколадную пасту более шоколадной – хороший шанс для стартапа заявить о себе. По оценке специалистов, рентабельность производства шоколадной продукции составляет около 50 %. 

Наталья Меркулова
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «шоколадная паста»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru