Франшизы месяца:

Свое дело: маршрутное такси

Система общественного транспорта в этой стране после развала Союза практически полностью пришла в упадок, была разворована и фактически похоронена в своё время. Постепенно общественный транспорт немного восстановили, но до былого величия ему ещё очень далеко. Во многих городах России даже автобусы представлены закупленными из Европы машинами, которые там уже были списаны. 

На фоне всего этого уже давно появились частные перевозчики, которые предлагают населению относительно быстрый способ перемещения. Это маршрутное такси, или в просторечье маршрутка. Несмотря на свою опасность, маршрутка является наиболее оптимальным способом передвижения по городу деловых людей, потому что стоит ненамного дороже автобуса, едет значительно быстрей него (даже по пробкам умудряется чуть ли не распихивать других участников движения, при этом может, отклонившись от маршрута, объехать пробку дворами), может двигаться по маршрутам, которые не прописаны для общественного транспорта (или иметь альтернативные, «удлинённые» маршруты, что приводит к тому, что без пересадок можно доехать до пункта назначения только на маршрутке) и при этом в чём-то даже более комфортабельна. Но при всём при этом маршрутка не относится к городскому транспорту, более того, муниципальная транспортная служба не предусматривает возможность вывода на маршруты государственных микроавтобусов. Поэтому занимаются такими перевозками, как правило, только предприниматели.

Нужно отметить, что для того, чтобы построить свой бизнес на маршрутке, нужно уметь договариваться с чиновниками. Ведь такой «золотой источник», как перевозки маршрутками, явно привлекает людей. То есть не стоит рассчитывать на то, что удастся зарабатывать на перевозках, минуя все государственные и не совсем государственные структуры. По этическим соображениям не будем вникать в подробности, но посыл должен быть понятен.

Для начала нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Здесь лучше всего подойдёт форма юридического лица, потому что с ним будет работать отделение Ространснадзора (хотя обращения ИП тоже должны быть рассмотрены). Оптимально – общество с ограниченной ответственностью, потому что для этой формы не запрещено использовать упрощённую систему налогообложения. Регистрация предпринимательской формы не займёт больше месяца и потребует порядка 20 тысяч рублей. Код деятельности полностью подпадает под определение (ОКПД 2) 49.31 Услуги по внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам сухопутным транспортом. На данном этапе сложностей возникнуть не должно, потому что сегодня редко отказывают в регистрации предпринимательской деятельности (особенно в случае ИП).

Но вот следующая остановка – уже названный Ространснадзор, или Министерство транспорта Российской Федерации. Нужно обратиться в ближайшее отделение этой государственной структуры для подачи заявления на получение лицензии перевозчика. Их выдают в нескольких случаях (вернее, требуется лицензия только в нескольких случаях), но в данном случае лицензия нужна на перевозку пассажиров в городском, пригородном или междугородном сообщении при использовании для этого автомобильного транспорта вместимостью более 8 человек. Гипотетически, если закупить маршрутки на менее, чем 8 человек, можно заниматься перевозками безо всяких лицензий, но это абсолютно невыгодно для предпринимателя. Чем больше человек может поместиться в его автомобиль, тем рентабельней бизнес – это всё естественно. Поэтому здесь оплачивается пошлина (в размере 6 тысяч рублей) и подаётся целый пакет документов, который должен убедить лицензиата в том, что предприниматель в состоянии правильно выполнять пассажирские перевозки. 

В первую очередь будет оценено само предприятие, которое должно обеспечивать плановый осмотр автомобилей и их регулярный ремонт. Если его не планируется открывать самостоятельно, то нужно найти организацию, которая занимается техническим обслуживанием автомобилей и заключить с ней долгосрочный контракт. Далее оцениваются сами машины, которые должны быть оборудованы системами связи, в том числе и спутниковыми навигаторами, и, конечно, технически исправны. После этого оцениваются сами сотрудники, то есть водители, которые будут работать на маршрутках, должны иметь соответствующие стаж, квалификацию и опыт в обслуживании транспортных средств. Все водители обязаны иметь водительские удостоверения категории «D», никакая другая категория не подходит. 

Рассматривают заявление в течение 45 дней, при этом в случае успеха лицензию теперь выдают бессрочно. Но это не говорит о том, что контролирующий орган не может устроить проверку и отозвать лицензию в случае выявления нарушений. При этом они могут быть не только со стороны юридического лица, но и со стороны самого работника, который не должен нарушать положения правил пассажирских перевозок. Своих людей придётся тщательно подготовить перед выходом на линию.

Совсем недавнее новшество, которое затронуло всех перевозчиков пассажиров – это постановление правительства Российской Федерации №1484 от 30 декабря 2012 года. Оно предусматривает страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. В силу данный правовой акт вступил в 2013 году, и теперь существует новый вид обязательного страхования – ОСГОПП, или обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. 

Тарифы на данный вид страхования даже приблизительно нельзя назвать, так как они определяются по прописанным в законе формулам (страховщики не имеют права самостоятельно устанавливать тарифы). При этом формулы содержат множество элементов, которые индивидуальны (среднее количество пассажиров, число рейсов, длина маршрута etc.). Поэтому предприниматель, решивший заниматься этим бизнесом, должен рассчитывать на возможные дополнительные траты, которые могут быть весьма существенны. И не стоит забывать про стандартные страховки ОСАГО и Каско, ведь ОСГОПП предусматривает возмещение убытков только пассажирам, но не другим участникам движения или владельцу транспортного средства. Если машины берутся в кредит или лизинг, Каско наверняка придётся оформить, ведь кредитная организация не хочет рисковать заложенным имуществом.

Купить одну маршрутку для ведения такого бизнеса не получится; в лучшем случае удастся сдать её в аренду за минимальную цену, при этом машина наверняка очень скоро окажется в непригодном состоянии. Она в любом случае отправляется «на убой», поэтому лучше самостоятельно зарабатывать на машине, как на транспортном средстве, а не предмете аренды. Как отмечают многие игроки на этом рынке, оптимально начинать минимум с пяти машин. Хотя затраты можно минимизировать, если обеспечить ремонт и обслуживание машинам у сторонних предприятий (и там же производить ежедневный осмотр) и не нанимать никого, кроме самих водителей. 

Можно попробовать договориться с крупными АТП, которые будут забирать себе процент выручки с каждой маршрутки, но обеспечат её сервисом и обслуживанием. При этом не только технического плана; и диспетчеры будут работать с водителями стороннего предпринимателя, как с внутриштатными, и само руководство будет относительно работников поддерживать. Но на решение своих проблем чужими руками рассчитывать не стоит, АТП может дать место и соизмеримую плате помощь – но не более того. У такого предприятия своих машин хватает, чтобы заботиться о них, поэтому сторонние отходят на задний план. Зато через автомобильно-транспортное предприятие можно быстро получить разрешение на маршрут, особенно если он давно разработан и на нём имеется нехватка машин. 

В ином случае, особенно для разработки совершенно нового маршрута, нужно обращаться во всё то же отделение Ространснадзора, где будут долго определять возможность выделения нового пути следования. В последнее время стали появляться «маршрутки без маршрута», которые представляют собой дикий гибрид такси и общественного транспорта. Но такой вид транспорта целесообразней рассмотреть в отдельной статье, потому что имеет свои особенности и к обычной маршрутке относится только косвенно.

Но в любом случае содержание автомобиля – достаточно затратный процесс, поэтому дешевле их обслуживать вместе. Поэтому нужно определиться с автопарком, который оптимально составить из машин одной марки и даже модели. Тогда в случае покупки новых машин любую из них по гарантии будет можно обслуживать сначала в сервисном центре, потом – у партнёрской организации. 

Традиционно считается, что маршрутки – это «Газели», которые и называются «газенвагенами», «капсулами смерти» и тому подобными определениями чёрного юмора. Доля правды в этом есть: «Газели», особенно старые модели, плохо приспособлены для перевозки большого количества пассажиров, например, стоя ездить в них вообще невозможно (впрочем, нужно отметить, что перевозка стоячих пассажиров может быть запрещена, это определяют после изучения транспортного средства). Более современные модели не сильно эволюционировали за все эти годы, поэтому с практической точки зрения – это самый плохой вариант. Но он имеет одно важное достоинство, которое для многих бизнесменов становится определяющим – цена. Новую современную «Газель» можно купить за 650 тысяч рублей, старая стоит в 2-3, а то и больше, раз дешевле. 

Помимо этих изделий сурового нижегородского гения распространены и зарубежные микроавтобусы, например, Mercedes, Ford, Hyundai, Renault и в меньшей степени другие марки. Хотя в разных городах можно встретить совершенно различное соотношение. Например, уже порядочное количество лет южные города России снабжены по-настоящему годной машиной – Hyundai County. Спасибо за это стоит сказать ТагАЗу (расположен в Таганроге, Ростовская область), который производит большое количество этих машин по корейским технологиям. Такая автомашина весьма удобна для перевозки пассажиров, ломается относительно редко (она надёжней, в любом случае, чем изделия исконно русского автопрома), да и обслуживается легко. 

Пассажирам она тоже нравится благодаря эргономичному и просторному салону (например, даже Mercedes Sprinter вообще не рассчитан на количество людей больше сидячих мест, ибо очень тесный и неудобный). Но, увы, её цена составляет порядка полутора миллиона рублей, и это только за машину русской сборки, «чистокровный кореец» выйдет гораздо дороже (а, к примеру, на Дальнем Востоке проще найти «корейца», чем «таганрожца»). 

В общем и целом, при всём многообразии выбора ценовой диапазон лежит в пределах от 600 тысяч до 2 миллионов рублей за одну новую машину. Бывшие в употреблении стоят гораздо дешевле, но ввиду особенностей использования слишком быстро придут в негодность. Тем более, относительно трудно найти микроавтобус с посадочными местами, ранее использовавшийся не как маршрутное такси.

Понятно, что машины нужно выбирать не только по начальным вложениям, но и по стоимости дальнейшего обслуживания. Например, всё тот же Mercedes Sprinter, конечно, в случае поломки потребует много средств на своё восстановление, но немецкая машина будет ломаться значительно реже даже французских и американских, не говоря уже о корейских и тем более русских. Расход топлива у этой машины почти в три раза меньше, чем у County, поэтому стоит всерьёз задуматься о том, чтобы купить по-настоящему качественный автомобиль. 

Что касается пассажиров, то они, конечно, предпочтут какой-нибудь новенький Ford или Volkswagen, а не разбитую вдребезги «Газель», но когда ехать надо, уже не до выбора. Таким образом, комфортабельность перевозки полностью перекладывается на совесть перевозчика, и сильно не изменится количество людей, если маршрутка будет старой и убитой. Люди не поедут на совсем уж дряхлом и разваливающемся буквально на ходу транспорте. Но вот то, что дорогой автомобиль в итоге окупит себя, нужно учитывать.

Следующий этап – это поиск водителей на маршрутное такси. На одной машине обычно работает по два водителя, таким образом, маршрутка не будет простаивать ни одного дня в неделю. Уже давно ни для кого не секрет, что выгодней всего брать неграждан РФ, потому что они готовы работать за меньший процент. Схема заработка маршрутного такси проста до безобразия. Владелец перед выпуском машины на линию изучает полностью маршрут: его востребованность, среднее количество людей, сколько машин оптимально пустить etc. Тем более, эти данные теперь будут нужны для оформления ОСГОПП. После рассчитывается расход на содержание автомобиля. Когда все исходные данные известны, можно рассчитать примерный ежедневный доход. 

Владельца маршрутки интересует в первую очередь та сумма средств, которую можно заработать наверняка. Он забирает себе значительную фиксированную часть выручки, а водитель работает за всё остальное. То есть теоретически водитель может зарабатывать больше владельца машины, поэтому нужно точно определить потенциал маршрута. Но узнать точную сумму заработка практически нереально, для этого нужно ездить вместе с водителем и самолично считать заработанные деньги. Если поставить водителю слишком высокий порог сдаваемой суммы, то он может совершать уже противоправные действия для заработка – правила дорожного движения в этом случае полностью забываются. В этом не заинтересован и сам предприниматель, ему не нужны проблемы. Впрочем, человек – существо жадное, и всегда будет пытаться заработать ещё больше всеми доступными методами (а в случае маршруток – и недоступными, их водители чуть ли не летать учатся, чтобы подобрать больше пассажиров и вместить в авто количество людей, сопоставимое с населением небольшой деревни).

Хотя, конечно, можно и вести учёт заработанных средств. Для этого нужно нанять контролёра (но это тоже человек, и вполне вероятно, что контролёр с водителем будут попросту делить деньги на двоих) либо же установить билетный терминал с турникетами. В этом случае человеку будет достаточно зайти с задней двери в машину, получить билет и оплатить его на выходе. Либо же сразу оплатить на входе. Пассажирам эта затея вряд ли понравится – лишняя трата времени – водитель же и вовсе потеряет мотивацию работать, если его переведут на оклад и небольшой процент. Однако такая система сделает прозрачной все доходы и позволит точно знать, сколько можно зарабатывать. В общем-то, если предложить водителю достойные условия, то можно довольствоваться не какой-то одной и той же суммой (которая может быть в разы меньше), а настоящим доходом от своего автомобиля.

Своя маршрутка – безусловно очень и очень выгодный вид бизнеса, но в больших городах и при наличии значительного автопарка. При этом доход здесь пассивен, то есть не нужно прикладывать особых усилий, чтобы заработать деньги. Но нужно учитывать, что порою до половины заработанной суммы в день будут уходить на расходы (бензин, страховка, ремонт, штрафы) и амортизацию. Но даже при таких условиях можно говорить о пятидесятипроцентной рентабельности. Средняя маршрутка может зарабатывать порядка 3 тысяч рублей в день, из них 2 тысячи отходят владельцу. Даже если отдавать тысячу рублей на необходимые расходы, то с одного автомобиля можно зарабатывать 30 тысяч рублей в месяц. Эти цифры, конечно, очень условны, но уже отсюда становятся понятны перспективы такого бизнеса.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса


Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «маршрутное такси»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru