Франшизы месяца:

Свой бизнес: автопрокат

Бизнес на автопрокате является относительно сложным направлением, но при этом проверенным перспективным видом предпринимательства. Если правильно наладить свою работу, можно рассчитывать на весьма серьёзную прибыль. Спрос на арендованные машины достаточно велик, но касается это именно в первую очередь больших городов. Особенностей очень много, и в каждом конкретном случае приходится очень точно просчитывать свою стратегию развития.

Уровень конкуренции почти всегда в таком направлении будет очень высоким, однако специфика бизнеса предполагает, что достаточно высокий процент потребителей будут составлять люди, которые воспользовались услугой единоразово. Однако на старте всё же нет своей клиентской базы, что может сильно затормозить развитие компании. Все работающие конкурентные организации обычно имеют хорошую репутацию и определённое количество постоянных клиентов, за счёт чего могут быстро развиваться. Новичок этого лишён, и ему приходится привлекать клиентов либо посредством снижения цены, либо посредством предоставления уникальных услуг. Но в этом направлении придумать что-то новое достаточно сложно, в связи с чем приходится вести ожесточённую конкурентную борьбу с уже не один месяц или даже год проработавшими организациями. Выйти на рынок порою бывает слишком сложно, и это нужно понимать. Однако не всегда в городах занята какая-либо ниша; это могут быть услуги проката очень дешёвых автомобилей или какого-то класса, которые в малом количестве представлены в других компаниях. И, конечно, почти наверняка услуги автопроката будут неактуальны в небольших городах, потому что из всего населения вряд ли найдётся достаточное количество клиентов. В целом перед началом работы нужно изучить деятельность конкурентов, предлагаемые ими услуги, а также потребности потенциальных клиентов. Варианты могут быть и тут, потому что зачастую потребители остаются недовольны ценой проката автомобиля (что будет, наверно, всегда) либо их не устраивает предлагаемый автопарк. Поэтому нужно продумать все тонкости вплоть до того, не только какая марка, но и какие модели в какой комплектации целесообразней купить, а также каким дополнительным оборудованием оснастить машины, какой сервис предлагать.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Лучше всего зарегистрировать юридическое лицо, и предпочтительной формой является общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае, как и в случае с индивидуальным предпринимательством, будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. В данной статье рассматривается прокат только легковых автомобилей (прокат иного транспорта, в том числе и автомобильного грузового, отнести можно к другим видам бизнеса, потому что слишком много различий в ведении бизнеса), поэтому данная деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 77.11 Услуги по аренде и лизингу легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств. В общем-то эта кодировка позволит заниматься всеми видами автомобилей с числом посадочных мест не более восьми и массой до трёх с половиной тонн, и любой легковой автомобиль соответствует этим требованиям, и сложности могут быть только с лимузинами, которые имеют больше восьми посадочных мест. Тогда это уже работа с другим видом транспорта. Об этом чуть более подробно ниже.

Следующий этап – поиск места размещения. Оптимально располагать свой офис, а значит и автопарк, в таких местах как: 1) крупные транспортные узлы, в первую очередь – аэропорты и вокзалы (железнодорожные, автомобильные и даже речные), почему – думается, объяснять не нужно; 2) в центре города – удобно для жителей города, туристам и просто гостям города просто добраться, концентрация людей выше, хорошая проходимость, то есть преимущества очевидны; 3) возле или даже на территории крупных гостиниц, здесь только придётся соответствовать уровню гостиницы, потому что в дорогом отеле предлагать машины низшего ценового сегмента попросту глупо, при этом верно и обратное – в дешёвой гостинице вряд ли найдётся человек, который готов платить за машины люкс-класса; 4) возле салонов автомобилей, а также неподалёку от крупных станций технического обслуживания, здесь уже ориентация идёт на людей, которые временно не могут использовать или приобрести свой автомобиль; 5) даже в спальных районах найдётся свой клиент, но тут нужно очень хорошо изучить местный рынок, потому что в квартале советских построек вряд ли найдётся нужное количество людей, готовых платить за арендованный автомобиль, да и потребности в этом у них не будет. Однако нужно понимать, что потребуется немалая территория для размещения своего предприятия. Самое простое – разместить офис, особенно если арендуется или выкупается территория с готовыми постройками. На офис потребуется выделить порядка 20-30 квадратных метров – это просто место проведения переговоров с клиентами и оформления договоров. Не нужно иметь большое помещение, достаточно уютного маленького офиса с хорошим ремонтом. Далее обязательной частью будет участок непосредственно под автопарк. Его размеры зависят от количества автомобилей, но минимальное их количество, как отмечают сотрудники уже работающих в этом направлении компаний, - 10 машин. При меньшем автопарке почти наверняка будет проблема нехватки машин в пиковые часы/дни/месяцы, поэтому лучше иметь резервные автомобили. Они являются страховкой и на тот случай, если вдруг машина клиента сломается в дороге, и ему будет необходимо срочно предоставить другую. На один автомобиль нужно порядка 5 квадратных метров парковочного места, хотя опытные работники советуют оборудовать свою стоянку с расчётом 10 квадратных метров на одну машину минимум. Далее потребуется обустройство своей станции технического обслуживания автомобилей, если предприниматель не хочет или не может по каким-то причинам обращаться в стороннюю организацию для заключения договора на техническое обслуживание. Обустройство своей СТО обойдётся в немалую сумму, и хотя более выгодно в долгосрочной перспективе, на первых порах всё же лучше начать сотрудничество со специализированным сервисом. Таким образом, размер участка составляет около 150 квадратных метров с минимальным расчётом, но нередко потребуется и больше территории для размещения всего необходимого. Стоимость аренды сильно зависит от множества факторов, в том числе и от города работы, поэтому более точно нужно узнавать по своему региону.

Нужно сказать, что на настоящий момент значительная доля рынка занята иностранными компаниями, вернее предпринимателями, которые работают по иностранной франшизе. Этот способ ведения бизнеса имеет одно важное преимущество – иностранные клиенты (которых немало, особенно в больших городах) предпочитают пользоваться услугами «своих» проверенных фирм, названия которых им известны. При работе по франшизе имеется множество сложностей, но в некоторых случаях наиболее целесообразно наладить сотрудничество с иностранной конторой. Помочь в поиске и оформлении договора франшизы может опытный юрист, который в любом случае должен работать в компании или хотя бы сотрудничать с нею, потому что в таком бизнесе есть немало ситуаций, когда без юриста не обойтись. Да, в штате помимо него должны быть водители, если планируется предлагать услугу частного водителя, люди на организационных и административных должностях, а также сотрудники СТО, если она открывается на территории автопроката. Все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, следует передать на аутсорсинг.

Теперь нужно чуть более подробно остановиться на специфике бизнеса. Автомобиль, как известно, не роскошь, а средство передвижения, но в любом случае зачастую услуги автопроката ориентированы на тех людей, которые не слишком ограничены в своих возможностях. Как бы там ни было, услугам автопроката есть немало альтернатив, и автопрокат – это всё-таки в большинстве случаев роскошь. Человек, который не имеет своего автомобиля, может пользоваться общественным транспортом, в редких случаях заказывать такси; даже человек, который приехал в командировку, может пользоваться услугами автоперевозчиков. Но всё же всех потребителей такой услуги можно условно поделить на две категории. Первые – это те, кто хочет показать свой статус, кому нужен комфорт и для которых автомашина – показатель, но не необходимость. Поэтому и автомобиль в этом случае нужен соответствующий. Другие – это те, кто вынужден арендовать машину, потому что это наиболее оптимальный вариант. К примеру, это могут быть люди, которые приехали в командировку и испытывают необходимость постоянно перемещаться по городу. На собственном автомобиле это не просто удобней, но и быстрее, чем на общественном транспорте, а постоянное использование машины всё-таки выгодней, чем всё время заказывать такси, потому что за автомобиль в прокате есть ставка на целые сутки, а не за каждую поездку. При этом человек не платит за услуги водителя, потому что может сам управлять машиной. Только, как уже было отмечено, достаточное количество потребителей будет в относительно большом городе, в маленьких населённых пунктах не стоит рассчитывать на высокий уровень спроса, и такой бизнес зачастую является неактуальным. По закону пользоваться автомашиной может любой совершеннолетний гражданин, имеющий права категории B (в данном случае), но почти любая компания автопроката устанавливает свои требования к клиентам. Во-первых, это стаж вождения, если он меньше трёх лет, то редкая фирма согласится иметь дело с таким клиентом, а если и согласится, то выдвинет для него невыгодные условия – повышенная ставка, иногда поручительство, увеличенная сумма залога. То же самое касается и возраста, нередко отказывают в предоставлении машины лицам, не достигшим 21 года (что понятно, учитывая, что трёхлетний стаж вождения по закону может быть только к этому сроку и никак не раньше), а иногда и даже 22, 23, 24 или даже 25 лет (проще автокредит получить). Причём без связи со стажем – должен быть и он, и необходимый возраст. Зачастую это просто попытка избежать рисков, хотя по закону разницы между 21-летним и 25-летним нет никакой. Если клиент подходит под критерии, с ним составляется договор о предоставлении услуг по прокату автомобиля, и тут уже нужно иметь в штате опытного юриста, который поможет составить грамотный документ, потому что особенностей много, и нельзя допустить ситуации, когда машина разбита, виновник спокойно забирает залог, а страховая компания отказывает в выплате. Тут закон не всегда на стороне предпринимателя, и юридическая поддержка необходима. К тому же почти всегда клиент оставляет некоторую сумму залога (это либо процент от стоимости машины, либо сумма эквивалентная сумме проката за 2-3 дня, даже если машину арендовали на сутки или вообще несколько часов). То есть получить машину в пользование не так уж и легко, и предприниматель может несколько упростить условия получения автомашины на прокат, чтобы привлечь дополнительных клиентов.

Теперь непосредственно о закупке автомобилей. Если у предпринимателя достаточно средств, то он может приобрести весь автопарк на собственные средства предприятия – это на порядок выгоднее, но мало кто может себе позволить купить около 10 машин за раз, больше половины которых будут стоить больше полумиллиона (а в некоторых случаях и несколько миллионов). Самый оптимальный выход – кредит или, что зачастую ещё лучше, лизинг. Многие банки предлагают относительно выгодные условия лизинга, чем стоит непременно пользоваться. То, что машины будут какое-то время в собственности банка, никоим образом не повлияет на ведение бизнеса, потому что единственным важным условием оформления договора лизинга является страхование автомобилей. По системе КАСКО, естественно, а не только ОСАГО. Это может быть неудобно в случае покупки машины для собственных нужд, но при сдаче их в прокат в страховании заинтересован сам предприниматель. В ином случае никто не возместит ущерб при аварии или ином происшествии, а ведь машина будет передана неизвестному человеку на достаточно продолжительный срок. Некоторые компании предлагают своим клиентам договор своего «лизинга», когда арендованное авто постепенно выкупается, но занимается этим немного компаний, да и риски всё равно немалые, ведь человек может выплатить малую часть, после чего машину разбить и после отказаться выкупать её. Отсюда следуют долгие судебные разбирательства и прочие неприятные моменты. Поэтому все машины страхуются, стоимость страховки сильно различается в страховых компаниях, но в среднем составляет 10-15% от стоимости машины. Покупать лучше только новые автомобили – так и обслуживание дешевле, и гарантия есть, и страховка меньше, редкая компания, которая занимается автопрокатом, приобретает бывшие в употреблении машины. Теперь непосредственно о классе машин. В зависимости от ориентации на какие-то определённые категории потребителей процентное соотношение «бюджетных» и «элитных» машин может меняться, но почти каждая компания предлагает несколько классов автомобилей – от низшего до люкс. Стоимость бюджетного автомобиля начинается примерно с 300 тысяч рублей, за эти деньги можно купить иномарку в минимальной комплектации. Но при этом редкий клиент согласится брать автомобиль без кондиционера (особенно летом) и без гидроусилителя руля, потому что разница в аренде одной и той же модели на сутки в хорошей комплектации и «не очень» составит пару сотен рублей, а комфорт резко различается. Поэтому нужно купить хоть и недорогие, но всё-таки комфортабельные машины. Лучше покупать автомашины иностранного производства, которые считаются относительно дешёвыми – Chevrolet, Renault (Logan в особенности), Daewoo и тому подобные. Брать продукцию сумрачного гения АвтоВАЗа не стоит – себе дороже. Далее идут автомобили более высокого уровня, которые обходятся в сумму от полумиллиона до миллиона, они рассчитаны на обеспеченных людей и нередко используются в качестве презентабельного автомобиля – это японские, некоторые американские и европейские машины (Toyota, Volkswagen, Ford). Отдельной категорией идут внедорожники, и хороший стоит порядка полутора миллионов (хотя ценовой диапазон очень широкий, можно вложиться и в 500 тысяч, если купить «паркетник» китайского производства). Предел в компаниях автопроката составляют обычно автомашины стоимостью до трёх, реже пяти миллионов рублей (BMW, Audi, Nissan). Иметь в наличии такие машины необходимо, потому что спрос на них немалый, и именно их порою берут чаще остальных, в том числе и те, кто хочет хоть один день «управлять мечтой» (дорогие машины Toyota тоже имеются). В парке из десяти машин 3 автомобиля будут низшей ценовой категории – 900 тысяч рублей; 3 машины стоимостью в пределах 500 тысяч рублей – то есть 1,5 миллиона; ещё 2 машины в среднем по 700 тысяч – 1,4 миллиона; и наконец один автомобиль за 1,5 миллиона и один за 2 миллиона. Итоговая сумма – 7 миллионов 300 тысяч рублей. Нужно отметить, что это усреднённые расчёты, потому что каждая компания пытается занять свою нишу и поэтому предлагает автомобиль разного класса. Для того, чтобы иметь возможность заключить договор лизинга, необходимо располагать хотя бы 10% от суммы автомобилей, то есть потребуется 730 тысяч рублей. В месяц отдавать придётся порядка 200 тысяч рублей за лизинг. Если брать в расчёт оформление страховки, то это дополнительно ещё порядка 730 тысяч рублей (10% от стоимости машины). Предпринимателю необходимо оформить КАСКО на каждый автомобиль и не потому, что лизинговая компания этого требует, а потому, что риск того, что клиент разобьёт автомобиль всё-таки есть, и необходимо обезопасить себя от невозможности возместить причинённый ущерб. Ведь даже долгие судебные тяжбы с клиентами не всегда заканчиваются в пользу компании.

Далее нужно подумать о том, есть ли необходимость заниматься предоставлением дополнительных услуг. Почти каждая компания автопроката предлагает услуги личного водителя – для кого-то это статус, для кого-то необходимость, но машину с водителем порою берут чуть ли не чаще, чем без оного. Часто обращаются те, кому нужен свадебный кортеж, всенепременно с лимузином, и тут нужно купить хотя бы один такой, а некоторые компании закупают сразу несколько, причём разного уровня (начиная Chrysler, проходя Cadillac, заканчивая Rolls-Royce). Мало того, что лимузин стоит на порядок дороже, для управления им необходимо иметь права категории D, и это стоит учитывать при поиске водителей или при передаче автомобиля клиенту. Есть и многие другие дополнительные услуги, причём некоторые компании даже стремятся «отобрать хлеб» у таксистов, предлагая помощь «трезвого водителя» или вообще пассажирских перевозок; правда обращаются в эту сферу либо развивающиеся компании, которые хотят сразу занять несколько рынков, либо испытывающие проблемы с клиентами и пытающиеся хоть как-то избавиться от простоя машин, отличие первых от вторых в том, что первые покупают дополнительные соответствующего уровня автомобили для новой работы. Есть и иные способы заработка – предоставление дополнительной техники (от навигаторов до «домиков на колёсах»), прокат мотоциклов и даже велосипедов и прочий мелкий сервис, который позволяет поиметь с очередного клиента лишние сто рублей. Иногда это существенно увеличивает прибыль.

Расходы компании составляют выплаты по договору лизинга (200 тысяч рублей), обслуживание автомобилей (в пределах 50 тысяч рублей), заработная плата сотрудникам (средний показатель – около 100 тысяч рублей, но может быть и значительно ниже, и значительно выше), оплата своего офиса и места размещения автомобилей (ещё до 100 тысяч рублей), также каждый месяц нужно выделять средства на страховку (60 тысяч). Водители на автомашины получают обычно деньги только в том случае, если была заказана услуга личного водителя, в этом случае клиент дополнительно доплачивает средства, которые полностью переходят водителю (порядка 1 тысячи рублей в сутки, в крупных городах – значительно больше). В остальном нужны менеджеры, которые занимаются оформлением договоров (заработная плата – в среднем 20 тысяч рублей), обслуживание автомобилей передаётся в сторонние компании, как и прочие побочные бизнес-процессы (ведение бухгалтерии, например). Итоговая сумма ежемесячных расходов – порядка 500 тысяч рублей. Стоимость проката начинается примерно с полутора тысяч рублей в сутки, может доходить до 20 тысяч (но обычно самые дорогие машины стоят 10-12 тысяч в день), чем больше срок, тем ниже ставка в день. При средней стоимости машины в 3,5 тысячи рублей в случае их постоянного использования можно рассчитывать на доход чуть больше одного миллиона рублей. Тогда операционная прибыль составит 500 тысяч рублей, а чистая – 440 тысяч рублей (расчёт УСН по доходу). Также компания устанавливает предел пробега в день, жадные конторы дают своим заказчикам прокатиться 200 километров, особо щедрые – 500 и больше. За дополнительные километры начисляется дополнительная стоимость (обычно не слишком высокая), но вот в случае задержки автомашины заказчик рискует нарваться на серьёзные штрафы. Компании, которые не испытывают проблем с машинами и всегда могут найти замену автомобилю, обычно лояльно относятся к задержкам, взимая символичные суммы за опоздание до трёх часов, но те, у кого автопарк маленький, а клиентов уже много, могут начислять немалые суммы за задержку. Всё это прописывается в договоре, и нужно сказать, что формирует немалую часть дохода, хотя слишком грубая политика сказывается на репутации и отпугивает клиентов. 

В целом, бизнес достаточно интересный и перспективный, риски в подавляющем большинстве случаев возмещаются, но главное ограничение – сумма стартовых инвестиций, потому что потребуется сумма в пределах 10 миллионов рублей, а порою эта цифра в несколько раз больше. Сокращает сумму договор лизинга, но только в том случае, если удастся найти организацию, которая готова предоставить средства (причём банки в лизинг выдают машины только на ограниченную сумму, и не стоит рассчитывать, что там будут сотни миллионов). По закону предприниматель имеет отчисления на амортизацию, что значительно повышает рентабельность такого начинания. Спрос на подобные услуги будет всегда, даже несмотря на то, что это в некоторой степени роскошь, и при малом уровне конкуренции стоит задуматься о подобном начинании. Срок окупаемости данного направления составляет несколько лет, но, как только будет закрыт договор лизинга и предприниматель получит в собственность автомобили, рентабельность бизнеса резко возрастёт.

Матиас Лауданум 
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «автопрокат»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru