Франшизы месяца:

Свой бизнес: грузовая СТО

Открытие своего автосервиса является зачастую очень хорошим и перспективным начинанием: автолюбителей много, и их число только растёт, при этом самостоятельное обслуживание автомобиля зачастую требует определённых знаний и наличия специального инструмента. Однако в большинстве случаев предприниматели открывают автосервис, рассчитанный на легковые автомашины, часто на таких станциях технического обслуживания занимаются ещё и небольшими микрофургонами и маленькими грузовыми машинами (типа ГАЗель), но вот ремонт и обслуживание больших грузовых машин – совершенно иное направление. Хотя бы потому, что требуется другой инструмент и значительные площади. Поэтому предприниматель, решивший открыть свою СТО, может всерьёз рассмотреть более сложный, но в некотором роде более перспективный бизнес по ремонту и обслуживанию грузовых автомобилей.

В любом большом городе уже имеется не одна станция, которая занимается грузовиками, но их число значительно меньше, чем простых СТО. Однако зачастую имеющегося предложения на рынке достаточно для того, чтобы новичок испытывал некоторые сложности со входом на рынок. Грузовой транспорт используется преимущественно для перевозки грузов, автобусы и прочие габаритные машины такого рода – для перевозки пассажиров, поэтому такой транспорт почти всегда принадлежит компаниям, его редко можно увидеть в собственности частных лиц – это попросту бессмысленно. 

В связи с этим принцип работы по данному направлению имеет свои особенности, в первую очередь нужно отметить то, что сотрудничество зачастую придётся налаживать с крупными транспортными компаниями, занимаясь обслуживанием и ремонтом сразу большого парка автомобилей. Безусловно, конкуренты также стремятся наладить работу со всеми возможными транспортными компаниями, и может быть трудно убедить потребителей в необходимости сменить обслуживающую компанию. Однако не всегда конкурент предлагает качественный сервис, поэтому можно, предлагая меньшую цену или больший перечень услуг с лучшим обслуживанием, переманить на свою сторону определённую часть клиентов. 

Перед началом работы нужно тщательно изучить рынок, оценить предложения и возможности конкурентов, узнать о потребностях и ожиданиях потенциальных потребителей. Достаточно часто станции технического обслуживания грузовых автомобилей занимаются только определенными марками или предлагают весьма ограниченный и скудный спектр услуг, поэтому можно сыграть на том, чтобы вывести на рынок совершенно новое предложение, аналогов которому нет.

Чтобы начать свою работу, нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Проще всего оформиться как индивидуальный предприниматель, это не потребует много времени и средств, при этом будет доступна упрощённая система налогообложения, позволяющая перечислить в пользу государства не больше 6 процентов от доходов или 15 процентов от операционной прибыли. Если есть необходимость в регистрации юридического лица, то предпочтительной формой является общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае также будет доступна УСН. Подобная деятельность полностью подпадает под определение (ОКПД 2) 45.20 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Каких-то специальных разрешений на проведение подобной деятельности не требуется, только если не предполагается предоставление некоторых услуг вроде установки тахографов (что для грузовых автомобилей весьма актуально).

Далее следует заняться поисками места для размещения своей станции технического обслуживания грузовых автомобилей. Здесь потребуется достаточно большая площадка, гараж должен быть не только имеющим большую площадь, но и достаточно высокие потолки. Можно всерьёз рассматривать предложения аренды пустых складов и ангаров, потому что только в таких помещениях можно будет полноценно обслуживать и ремонтировать большой грузовой автомобиль. Нужно рассчитывать на площадку размером в несколько сотен квадратных метров, только тогда есть возможность разместить сразу несколько постов обслуживания машин. Также следует позаботиться о том, чтобы была зона для манёвра грузовиков, для их удобного подъезда, потому что разворот такой машины иногда требует наличия большой площадки. 

Что касается самого места размещения, что здесь не всегда целесообразно располагаться в центральных районах города или в проходных местах, иногда гораздо проще открыть свой сервис на окраине города или даже в промышленных кварталах, где большое количество заводов и промышленных предприятий, которые в большинстве своём и содержат большой парк грузовых автомобилей. При этом стоимость аренды в таком случае обычно становится ниже, в промышленном квартале также не составит труда найти подходящий склад или ангар. Однако этот вариант подходит только для тех предпринимателей, которые хотят заниматься обслуживанием ремонт грузовых автомобилей только по договорам с компаниями, тех предпринимателей, основным направлением деятельности которых не будет обслуживание единичных заказов. Поломавшийся в пути грузовик представляет собой трудно транспортируемую машину, которую во многих случаях практически невозможно починить на месте. В связи с этим обычно владельцы грузовых транспортных средств уделяют очень большое внимание предотвращению поломок, постоянно отправляют машины на диагностику, обследуют их и проводят даже мелкий ремонт при малейших рисках того, что машина может прийти в неисправность в нужное время. 

Некоторые предприниматели совмещают работу по обслуживанию автомобилей любых размеров и типов, поэтому работает с частными лицами, которые приводят к ним легковые и небольшие грузовые автомобили, а также сотрудничают с транспортными компаниями и обслуживают их автомашины только по предварительной договоренности. Однако, как и в любом другом бизнесе, лучше начать с малого, стать профессионалом только в одной области, и уже после начинать расширение своей деятельности и предоставление дополнительных услуг, ориентированных даже на потребителей совершенно другого уровня.

Следующий этап – оборудование своего помещения и закупка устройств и механизмов для работы. Здесь потребуется специфическое оборудование, рассчитанное на работу с грузовыми транспортными средствами. По своей сути это всё то же оборудование автосервиса, привычное любому пользователю и которое можно увидеть на любой станции технического обслуживания, только имеющее большую мощность и рассчитанное на большие нагрузки. Существуют поставщики и производители таких машин, поэтому проблем с закупкой возникнуть не должно, но здесь у предпринимателя есть несколько вариантов. 

Стоимость оборудования отличается в первую очередь по мощности, но существенно на ней сказывается и страна-производитель, европейские устройства всегда дороже китайских, но в первом случае есть гарантия того, что машины не выйдут из строя в ближайшее время. В общем, либо цена, либо качество. В первую очередь нужно закупить мощные подъёмники для грузовых автомашин. Стоимость 1 составляет несколько сотен тысяч рублей, для того чтобы организовать несколько постов нужно располагать примерно 1 миллионом рублей. В дополнение нужны будут средства на доставку и установку этого оборудования, но обычно изначально они вкладываются в стоимость продажи, либо являются несущественным. Почти всегда будет необходимо шиномонтажное оборудование и для сход-развала, помимо основных станков нужно немало вспомогательных инструментов. Полностью оборудовать место для шиномонтажа можно также примерно за 1 миллион рублей, хотя в некоторых случаях может потребоваться больше денег, особенно если планируется открыть два или больше таких места. 

Оборудование отличается между собой также по функциональным возможностям, и это нужно учитывать при покупке. Существуют станки, которые рассчитаны на ручную настройку, полностью автоматизированная система стоит гораздо дороже. Универсальным является также диагностическое оборудование, которое применяется во многих процессах и, как понятно из названия, при диагностике почти всех узлов и агрегатов автомобиля. Можно обойтись 300 тысячами рублей при закупке такого оборудования. Дополнительно к этому закупаются стенды для проверки тормозов и оптимальной настройки всей тормозной системы, это ещё примерно 500 тысяч. Далее нужны слесарные инструменты, устройство для замены масла, столы для разборки и ремонта двигателей и трансмиссий. 

Достаточно часто на станции технического обслуживания грузовых автомобилей также организуется большая автомойка, для чего может потребоваться ещё около 500 тысяч рублей. Может быть актуальным предложение своим клиентам кузовных работ, что потребует не только закупки дополнительного оборудования, но и привлечения специалистов по данному вопросу. 

Наконец, можно организовать свой пост покраски; для этого приобретается и устанавливается специальная покрасочная камера, в которой можно производить покраску и сушку деталей и автомобиля в целом. Для того, чтобы организовать подобный пост, нужно располагать суммой порядка ещё одного миллиона рублей. Как можно понять, организация станции технического обслуживания грузовых автомобилей требует достаточно больших инвестиций. 

Следует отметить, что достаточно часто оборудования для автосервиса подобного рода изготавливается только на заказ, поэтому нужно рассчитывать своё время, ведь иногда срок производства может составлять несколько месяцев, и к нему нужно добавить время на доставку и установку оборудования. Для экономии можно попытаться найти бывшее в употреблении оборудование, в этом случае помимо экономии денежных средств можно рассчитывать на быструю доставку; есть специальные компании и даже российские производители, которые в состоянии быстро обеспечить своего заказчика нужными устройствами.

Штат сотрудников определяется в зависимости от размеров станции и от перечня предоставляемых услуг. Нужно учитывать, что проводить ремонт и обслуживание грузовых автомобилей могут далеко не все специалисты, вернее, человек, который до этого занимался легковым транспортом, не обязательно справится с обслуживанием грузовика. При этом нужно учитывать, что для работы с таким транспортом требуется несколько больше мощности, в том числе и больше рабочей силы для того, чтобы даже снять какую-то деталь и переместить её. Но в целом – это автослесари, которые имеют достаточный опыт работы, также при необходимости нанимаются люди, которые занимаются кузовными работами и покраской. Если открывается автомойка – на ней должны работать дополнительные люди. 

Помимо этого нужно позаботиться о специалистах, которые умеют работать с клиентами и привлекать их, иными словами – менеджеры по продажам, которые и будут договариваться с предприятиями об обслуживании на станции. Сам предприниматель может взять на себя такую работу, особенно на первых порах, причём он в состоянии первое время единолично справляться с этой задачей. Все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, передаются на аутсорсинг, это в первую очередь ведение бухгалтерии и охрана. Второму нужно уделить особое внимание, потому что часто автомашины будут оставаться на станции несколько дней, и за ними необходимо следить. Для этого проводится сигнализация по комплексу, а на ночь частная охранная организация присылает своих людей для дежурства.

При организация своего автосервиса можно выбрать несколько иной формат работы. Если предполагается вести свою деятельность в крупном городе, можно связаться с производителями грузовых автомашин и предложить вам сотрудничество. Актуально это в том случае, если марка автомашин является распространённой среди потенциальных потребителей. Таким образом, своя станция технического обслуживания грузовых автомобилей будет работать как официальный сервис, предлагающий комплексное обслуживание и плановую диагностику, но который при этом работает только с машинами одной марки. Однако в этом случае удастся получить договор на поставку необходимых для ремонта деталей, потребитель при этом будет получать только оригинальные запасные части и официальный сервис; производитель машин может также провести обучение сотрудников станции технического обслуживания. Данное направление имеет свои преимущества и недостатки, и поэтому в каждом конкретном случае предприниматель тщательно взвешивает все за и против.

В данном виде бизнеса необходимо зачастую самостоятельно искать клиентов для своей работы, потому что процент водителей, которые заехали на сервис просто по дороге, чрезвычайно мал. Для этого и нанимаются сотрудники, которые будут связываться с транспортными компаниями, промышленными предприятиями и частными владельцами грузовых транспортных средств. Хороший контракт можно получить у автомобильно-транспортных предприятий, потому что ввиду специфики своей работы они вынуждены содержать большой парк пассажирских транспортных средств (автобусы, трамваи, маршрутные такси и т. д.), и многие из автомобилей быстро изнашиваются и требуют постоянного ремонта и обслуживания. Таким образом предприниматель получает чуть ли не ежедневную работу от одного предприятия. Нужно отметить, что большинство автомобильно-транспортных предприятий держат свою ремонтную мастерскую и не нуждаются в услугах сторонней компании. 

Пожалуй, проще всего заключить контракт с небольшими предприятиями или индивидуальными предпринимателями, которые имеют в собственности несколько грузовых транспортных средств и зарабатывают на том, что сдают их в аренду, потому что все они заинтересованы в сотрудничестве с ремонтной мастерской и не имеют возможности самостоятельно организовать станцию технического обслуживания. Однако такие субъекты предпринимательства заинтересованы в первую очередь в недорогих услугах, поэтому СТО, которая предлагает наиболее низкие цены, имеет изначально преимущество перед своими конкурентами. В целом можно отметить что, по сравнению с мастерской по ремонту легковых автомобилей, сервис по ремонту грузовиков представляет собой бизнес, в котором сложнее завоевать своё место на рынке, но в случае успеха можно рассчитывать на более стабильный и постоянный доход, ведь работа идёт по договорам с компаниями, и предприниматель имеет работу благодаря этому.

Такое начинание отличается достаточно продолжительным сроком окупаемости, сумма стартовых инвестиций составляет несколько миллионов рублей, а если планируется выкуп территории и постройка зданий, то счёт идёт уже на десятки миллионов. При этом в первое время работы не стоит рассчитывать на большое количество заказов, несколько месяцев придётся потратить на наработку клиентской базы. Очень важно поддерживать репутацию компании, которая выполняет свои работы очень качественно и точно в срок, если этим пренебречь, то можно потерять сразу несколько клиентов, а потеря даже одного из них грозит резким сокращением числа заказов. У этого бизнеса имеются и свои перспективы развития, можно расширять перечень предлагаемых услуг, перейти на обслуживание другого транспорта (например, сельскохозяйственной техники) или просто начать заниматься грузовыми машинами разных производителей, если изначально работа велась только с определёнными марками.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса


Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «автосервис»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru