Франшизы месяца:

Свой бизнес: как открыть издательство учебной литературы

Издательский бизнес считается одним из самых сложных. И эта сложность обусловлена спецификой продукции. В отличие от продуктов питания, потребление издательской продукции ограничивается лишь наличием на рынке качественной (или не всегда качественной, но очень востребованной) литературы. Таким образом, конкуренция между издательствами заключается не только и не столько в цене, сколько в ассортименте и качестве издания. Собственно говоря, как правило, новые издательства открывают предприниматели, которые сами столкнулись с проблемой поиска хороших книг и увидели в существующем на рынке дефиците возможности для развития собственного бизнеса. Так появляются новые издательские дома, имеющие определенную специализацию. 

Попытка занять свою, узкую нишу на рынке объясняется и потребностью в инвестициях: универсальное издательство – слишком масштабный и дорогой проект. Но здесь возникает другая проблема: конкуренция на рынке книг, несмотря на все сложности, возрастает, а хорошие книги, которые пока еще никем не изданы, найти практически невозможно. Современных авторов, которые в состоянии достаточно продолжительное время «выдавать» качественный продукт, можно пересчитать по пальцам. А для издания западной литературы нужно заплатить немалые деньги, найти хорошего переводчика, запустить рекламную кампанию (все это зачастую оказывается не по карману мелким издательствам). Последняя надежда книгоиздателей – советские книги (в основном, детская литература для ностальгирующих по своему детству взрослых) практически все уже переизданы. Целевая аудитория тоже ограничена: людей, которые еще читают книги, осталось не так много. Тем более, тех, кто читает книги в печатном виде, а не в электронном, скачивая их в свободном доступе в интернете. Все это приводит к тому, что большинство первоначально специализированных издательств (к примеру, специализирующихся на детской или деловой литературы) в скором времени оказывается в тупике, исчерпав все свои возможности для развития. И тут его либо выкупает крупное издательство, либо оно остается автономным, но начинает печатать все подряд, «забыв» про свою первоначальную тематику. Тем не менее, перспективы у нового издательства есть, но лишь в том случае, если его учредитель имеет большой опыт работы в книгоиздательской сфере, обладает достаточно большим стартовым капиталом и связями, имеет талант находить хороших авторов и качественные произведения.

Прежде чем начинать организовывать свое издательство или хотя бы приступать к составлению предварительной версии бизнес-плана, необходимо определиться со своими целями и возможностями. Ответьте на следующие вопросы: какие книги вы собираетесь издавать, какова ваша целевая аудитория, как вы будете продвигать свою продукцию? В рамках этой статьи мы рассмотрим совершенно особый вид издательства, которое будет специализироваться на развивающей и учебной литературе, а также попробуем ответить на вопрос, как самому автору добиться того, чтобы его труд был замечен и издан.

Большое преимущество издательского бизнеса – относительная низкая цена входа на рынок. Себестоимость одной книги при тираже до 10 тысяч экземпляров составляет около $1-2. Речь идет, конечно, не о подарочном издании. Вложения в издание первой книги составят от $5 тыс. Впрочем, ассортимент начинающего издательства должен включать в себя хотя бы несколько наименований, чтобы его продукция могла попасть на полки книжных магазинов. Не забывайте про другие существенные расходы – аренду помещения, закупку оргтехники, заработную плату сотрудникам и т. д. Таким образом, изначально небольшая сумма оказывается вполне приличным стартовым капиталом. Рассчитывать на кредиты новоиспеченным книжным издателям не приходится. И до кризиса банки крайне неохотно кредитовали столько высокорисковый бизнес, как книгоиздательства. Сейчас же ситуация только усугубилась. Риски, действительно, есть и немалые. Проблемы могут начаться еще на этапе поиска авторов и сотрудничества с ними. Найти авторов, у которых уже есть написанные, но неизданные пособия, вполне возможно. Но дальнейшее сотрудничество с ними находится под большим вопросом. Автор может нарушить все условия договора или уйти в другое издательство, которое ему больше заплатит. Более-менее значимые залоги под кредит предприниматель, имеющий свое издательство, также не может предоставить. Книжная продукция быстро превращается в неликвид, если она не пользуется спросом.

Где же искать финансирование для нового проекта? Для начала можно попробовать привлечь частных инвесторов. В принципе, сумма требуется небольшая, и вполне можно найти желающих проинвестировать ваше издательство пусть и не для получения большой прибыли в скором будущем, а хотя бы в благотворительных целях. Небольшие начинающие издательства могут обратиться к помощи и крупной издательской компании. Интересный и перспективный проект имеет все шансы заинтересовать «гигантов» книжного рынка. Но этот вариант подходит лишь в том случае, если у вас есть, действительно, оригинальные авторские наработки. Причем нужно учитывать специфику выбранной специализации: для большинства современных учебных пособий требуется не только сам текст, но и художественное сопровождение – качественные иллюстрации. Хотя оформление может обеспечить и партнер, но желательно все же, чтобы поиском художников и контролем их работы занимались те, кому принадлежат права и на рукопись. Мелкому издательству такое сотрудничество кажется в итоге не очень выгодным, так как прибыль в лучшем случае будет поделена пополам. Но его можно рассматривать как инвестиции в раскрутку продукции издательства и повышение узнаваемости. Крупное издательство обеспечит большой тираж и хорошую дистрибуцию. Последним такое сотрудничество может быть интересно, так как универсальные игроки не могут быть специалистам во всех узких нишах. Это неплохой вариант для старта и наработки своего имени и репутации, но дальше придется стараться обходиться своими силами.

Какие сложности скрывает в себе издание учебной литературы? Прежде чем переходить к минусам, для начала напишем о плюсах этого направления. Конкуренция на этом рынке, безусловно, присутствует, но не столь велика, как могло бы показаться. И дело не только в том, что большинство издательств предпочитают сегмент детской художественной литературы (что и говорить, весьма привлекательный). Издание развивающей и обучающей литературы имеет свои нюансы, о которых мы скажем чуть ниже. Однако при низкой конкуренции спрос на качественные пособия лишь возрастает. Дополнительное образование и репетиторы обходятся недешево, уровень школьного образования не устраивает многих родителей, а требования к сдаче выпускных и вступительных экзаменов постоянно изменяются. В общем объеме продаж литературы по России прикладная и школьная обучающая занимается свыше 20 %. На сегодняшний день существует несколько издательств, которые занимаются изданием учебных пособий. Бизнес этот доходный, но уровень большинства изданий, представленных на рынке, оставляет желать лучшего. Свыше 80 % их написаны не специалистами с соответствующим образованием и большим опытом работы и издаются они не под контролем Министерства образования и науки.

Самая сложная задача в работе любого издательства – это поиск хороших авторов. А для начинающего издательства эта задача оказывается раза в два труднее. Уже состоявшиеся авторы предпочитают работать не с новичками, а с крупными компаниями, которые могут предложить большие гонорары и обеспечить продвижение их произведениям литературного труда. Конечно, вложения в продвижение художественной литературы и учебных пособий также существенно отличаются. Крупные издательства могут потратить до $100 тыс. на рекламу перспективного детектива или фантастической повести, а бюджет на продвижение учебных пособий оказывается в разы скромнее (зачастую он совсем отсутствует). Кроме того, шансы, что начинающее издательство сможет успешно выйти на рынок с новым автором, довольно малы. Конечно, есть примеры, которые говорят об обратном. Но, во-первых, их можно пересчитать по пальцам, а, во-вторых, во всех этих примерах речь идет опять о беллетристике, а не о такой специфической литературе, как учебная.

Шансы на успех нового специализированного издательства увеличиваются, если среди его учредителей или партнеров есть хорошие авторы. Причем авторы не одного-единственного пособия, а целой серии (это могут быть как уже готовые к печати рукописи, так и подробный план на несколько книг вперед). Такой автор-соучредитель или даже сам издатель имеет собственный интерес в развитии издательского бизнеса и может рассчитывать на большую прибыль, нежели он мог бы получить от сотрудничества с другими издательствами. Заметим, что примеры такого бизнеса есть и в нашей стране. Авторы, чьи развивающие и обучающие пособия пользовались хорошим спросом, рано или поздно задумываются над тем, чтобы работать самостоятельно. У них уже есть свои наработки, раскрученное имя, узнаваемый стиль и хорошая репутация, и дело остается за малым – найти единомышленников и организовать собственный бизнес.

Итак, у вас есть авторы, есть идея и амбиции. Что же дальше? Дальше нужно собирать команду. Начинать необходимо с поиска редактора. Редактор – это один из главных людей в любом издательстве. Он отбирает рукописи, которые будут изданы, и превращает их в книги, он определяет ценовую политику и зачастую даже занимается продвижением. Также вам потребуется директор по продажам. Организовать сбыт книг – задача непростая. Тем более, когда речь идет о небольшом издательстве с пока еще очень маленьким ассортиментом. В принципе, этими сотрудниками штат начинающей книгоиздательской компании может и ограничиться. Все остальные работы могут выполнять подрядчики: художники-фрилансеры, дизайнеры, корректоры и т. д. Многие типографии помимо собственно печатных работ проводят также и полную предпечатную подготовку книги – от верстки до корректуры, но все же лучше контролировать издание книги на всех этапах. Производство небольшого пособия занимает немного времени – от одобрения рукописи до выхода книги в свет потребуется около двух месяцев.

Но тут возникает другая проблема – готовую продукцию надо продать. В нашей стране сделать это непросто. Главная сложность заключается в очень небольшом количестве книжных магазинов, которые еще пока не закрылись. Да и сами эти магазины не пользуются большой популярностью из-за небольшого ассортимента и высоких цен на книги в сравнении с крупнейшими интернет-магазинами. Последние предлагают крайне невыгодные условия для новичков с небольшим ассортиментом. Причем такое сотрудничество даже нельзя рассматривать как продвижение – книги малоизвестных издательств и авторов без положительных отзывов просто останутся незамеченными среди огромного ассортимента. Оптовые и дистрибьюторские фирмы, которые специализируются на книжной продукции, также ориентируются на большие объемы и предпочитают работать с крупными издательствами. Если новое издательство не сотрудничает с именитыми авторами (что вряд ли) и, тем более, если речь идет не о художественной литературе, а об учебных пособиях, то, скорее всего, рассчитывать на оптовиков не стоит. Но даже если вам повезет и ваши книги возьмут на реализацию, это вовсе не означает, что они будут продаваться. Оптовики не заинтересованы в продвижении определенных книг чужих издательств. Они лишь выступают в роли посредников между издательством и розничными магазинами. 

Лучший вариант – самостоятельно заняться продвижением своих книг – договариваться с ритейлерами, обеспечивать магазины рекламными материалами и работать с каждой точкой. В конце концов, даже в крупных городах книжные магазины можно пересчитать по пальцам, а уж специализированных магазинов и розничных точек, которые специализируются на продаже учебной литературы, и того меньше. Убеждайте каждый магазин в том, что ваши книги стоит взять на продажу. Имеет смысл заняться продвижением своих книг на различных местных сайтах и форумах. Главное, делать это ненавязчиво. Неплохо срабатывает и ведение групп в различных социальных сетях. Тем более что там находится ваша основная целевая аудитория – дети и подростки, а также их родители. Старайтесь получать обратную связь от ваших читателей (вернее «пользователей» ваших пособий), тем более что в интернете сделать это не составит большого труда.

Риски у книжного издательства со специализацией еще более высокие, нежели у универсального. Прежде всего, они связаны с авторами, с которыми работает издательство. Тем более, если этот автор один и именно благодаря ему издательство стало успешным. Любой форс-мажор или разногласия – и вам придется искать новых авторов, на что уйдет много времени и сил. В качестве компенсации издатель, конечно, может потребовать от автора, нарушившего договор, возврата аванса за книги, которые тот обязывался написать, но это не снимет проблемы поиска нового автора. К сожалению, обезопасить себя полностью от ухода писателя к конкурентам невозможно. По закону издательства не могут заключать с авторами договоры на будущие книги, поэтому удержать их практически невозможно. С другой стороны, спрос на качественную и проверенную учебную литературу, в отличие от художественной, не снижается на протяжении многих десятилетий.

Однако есть у учебной литературы и свои плюсы. Если просчитать успех художественного произведения практически невозможно, то качественное учебное пособие с хорошими иллюстрации и методологической базой, которое ребенок может использовать как самостоятельно, так и с репетиторами, родителями или учителями, при грамотном продвижении будет пользоваться неизменным спросом.

Как автору самостоятельно издать и продать свое учебное пособие?

Для того чтобы подготовить учебное пособие, достаточно наличия хотя бы небольшого опыта работы в той сфере, по которой пишется учебник, и умение более-менее хорошо излагать свои мысли. Впрочем, многие обходятся и без этого, просто компилируя уже существующие пособия и немного изменяя их. Работа строится по следующему алгоритму. Сначала автор определяет тему учебного пособия и начинает собирать необходимый ему материал. На следующем этапе он выстраивает его по определенному плану, руководствуясь, прежде всего, двумя критериями – тем, насколько интересно работать по выбранному учебному пособию, и каким практическим материалом он располагает. Затем происходит непосредственное написание пособия, то есть логическое выстраивание теоретического и практического материала.

А вот то, что происходит рукописью дальше, зависит от того, кто ее издает и для чего. Многие учебные пособия составляются преподавателями ВУЗов. Заработать на их издании такому автору не удастся, так как все расходы он оплачивает из своего кармана. Но издание своей работы дает возможность подтвердить квалификацию и право заниматься научной деятельностью (с небольшим увеличением оклада). В этом случае на следующем этапе готовая рукопись направляется в редакционно-издательский совет ВУЗа. Предварительно материал вносится в план научной работы на предстоящий год и сдается в соответствии с установленными сроками. Специалисты, которые входят в состав редакционно-издательского совета, вычитывают рукопись, составляют на нее рецензию и возвращают автору на доработку. Если правок немного, то после исправления совету предъявляются лишь те выдержки из пособия, в которые нужно было внести изменения. После утверждения материала совет составляет смету на издание определенного тиража одобренного учебного пособия, и оно запускается в печать. Конечно, этот вариант нельзя назвать бизнесом.

Однако если у вас есть идея или даже уже готовый вариант авторского учебного пособия, основанный на ваших наработках, но при этом нет возможности, желания или необходимости открывать собственное издательство, вы можете самостоятельно издать книгу и заняться ее продвижением. Благо, современные технологии позволяют это сделать с относительно небольшими расходами. Прежде всего, как и в случае с издательством, нужно определиться с целевой аудиторией. Оптимальный вариант – это дети дошкольного возраста и младшие школьники. Что касается тематики, то большой роли не играет, будете ли вы обучать детей иностранному языку, русскому или математике. Главное – сочетать игровой и обучающий аспекты и руководствоваться, прежде всего, интересами ребенка.

Если ваше пособие рассчитано на детей дошкольного и младшего школьного возраста, но не стоит делать ставку на бюджетный вариант издания. Дети любят красочные картинки и задания-игры. Соответственно, возрастает себестоимость вашего пособия, ведь вам понадобятся услуги профессионального художника и качественная печать. Где искать деньги? Если своих средств не хватает, можно воспользоваться моделью краудфандинга. Краудфандинг – это так называемое народное или совместное финансирование, коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги и другие ресурсы вместе, чтобы поддержать усилия других людей (в основном, все это осуществляется через интернет). Краудфандинг имеет определенные отличительные черты и ограничения. 

Во-первых, собрать деньги на свои личные нужды с помощью этой модели не получится. Средства собираются лишь на определенные, четко заявленные цели. Окончательная сумма сбора и сроки, в течение которого он будет идти, ограничиваются. Это необходимо для того, чтобы оценить, насколько предложенный проект привлекателен для «народных инвесторов». Если по истечению сроков проведения сбора требуемая сумма не собралась, деньги возвращаются обратно пользователям. Направленность краудфандинга может быть любой – от сбора денег для записи альбома и проведения персональной выставки до предвыборной кампании или запуска нового изобретения в массовое производство. Заметим, что образовательные проекты весьма популярны, и деньги под них собрать намного проще. Вкладывая деньги в тот или иной проект, пользователи не получают гарантии возврата инвестиций. Зачастую они, вообще, не рассчитывают на компенсацию своих вкладов, но в случае с производством краудфандер может предложить пользователям бонусы. Например, если речь идет о производстве продукта, то, в зависимости от внесенной суммы, «жертвователь» может рассчитывать на получение скидки на покупку товара (при существенных вложениях скидка может составлять и 100 %). Деньги, конечно, не даются в «никуда». Получатель обязан выполнить взятые на себя обязательства и отчитаться об этом перед участниками. В противном случае придется вернуть полученные на реализацию проекта деньги.

Эта модель впервые появилась на Западе, но быстро стала популярной во всем мире. В России краудфандинг пока только на этапе становления, но уже существует достаточно большое количество краудфандинговых площадок. Перечислять их не имеет смысла, так как этот список быстро теряет свою актуальность: одни площадки прекращают свое существование, а на их место приходят новые. По этой причине лучше выбирать самые крупные и проведенные краудфандинговые сайты. Тщательно изучите требования к размещению заявок, постарайтесь сделать максимально полный бизнес-план реализации вашего проекта, дайте подробное описание конечного продукта. В этом случае ваши шансы на получение необходимой суммы существенно возрастают.

Далее предстоит организаторская работа по поиску подрядчиков, осуществлению контроля над ними, поиск типографии, организация сбыта. Многие авторы, которые выбрали такой вариант издания своих трудов, ведут блоги в ЖЖ, Инстаграме и т. д., рассказывая в подробностях обо всех этапах реализации своего проекта. Это повышает доверие пользователей краудфандинговых сайтов и привлекает внимание потенциальных покупателей. В дальнейшем изданные пособия реализуется через собственные сайты (заявки на приобретение зачастую принимаются через тот же блог или специально созданный интернет-магазин), другие интернет-магазины по продаже учебных пособий и книг для детей, обычные книжные магазины и т. д. Прибыль с реализации книг идет на разработку и издание следующих пособий или на открытие собственного специализированного книжного издательства.

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «издательство»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru