Франшизы месяца:

Свой бизнес: как открыть мотосервис

Мотоциклистов в нашей стране сегодня можно условно разделить на две категории: первая – это сельские «дедушки» и сельская же молодежь на продуктах отечественного мотопрома; вторая – люди, для которых мотоцикл является образом жизни, смыслом жизни, самой жизнью. Первая категория отличается отсутствием коллективности и активной коммуникации, обслуживает свою технику самостоятельно, либо с помощью знакомых универсальных механиков. Вторая категория – это в определенной степени социальное явление. Неважно, какого типа мотоцикл приобретает представитель этой категории – спортбайк, турер, кросс или эндуро, - с покупкой первого мотоцикла он становится членом закрытого клуба мотофанатов. Это предполагает и активное общение в рамках своей тусовки, и совместные выезды по городу и стране. А еще – пристальное внимание к состоянию своего мотоцикла.

Несмотря на растущую популярность и объем рынка мотосредств (к которым можно отнести как мотоциклы, так и квадроциклы), станций по их обслуживанию и ремонту не так много и в Москве, а уж в регионах и того меньше. Как правило, на город-миллионник приходится в среднем с десяток более или менее серьезных сервисов.

Разные источники приводят различные цифры относительно общего количества мототранспорта в нашей стране. Компилируя имеющиеся данные, а также отсеяв из статистики «ИЖи» и прочие «Уралы» советского производства, которыми еще пользуются в глубинке, можно сделать усредненный вывод – количество мото- и квадроциклов составляет около 6% от общего количества транспортных средств. Таким образом, при сегодняшней обеспеченности населения транспортом на уровне 40%, на 1 млн. населения приходится 400 тыс. единиц транспорта, из которых примерно 24 тыс. единиц – мототранспорт. Эти цифры позволяют сделать вывод о том, что рынок обслуживания мототранспорта все еще достаточно свободен и отличается низким уровнем конкуренции.

К этому следует прибавить и еще несколько немаловажных факторов. Количество мотолюбителей в стране растет; растет и интерес к квадроциклам. Для средних и крупных городов мотоцикл – это в первую очередь хобби или же отражение статуса, стиля жизни. Стоимость таких мотоциклов, как правило, выше стоимости средней иномарки. Соответственно, на обслуживание и ремонт своих стальных любимцев владельцы готовы тратить немалые деньги.

Итак, с востребованностью данного вида услуг мы разобрались. Осталось понять, насколько интересен такой бизнес с точки зрения инвестора. Для начала расходная часть. Нам потребуются: помещение, оборудование и ручной инструмент, расходные материалы, несколько пар умелых рук и реклама. Ну и расходы на регистрацию бизнеса, куда же без них.

В этой статье мы не будем рассматривать салон премиум-уровня с рецепцией и администратором, залом ожидания и прочими прелестями. Ограничимся сервисом начального уровня и средней ценовой категории – простым и понятным для каждого мотоциклиста. Для сервиса на два бокса со всеми дополнительными помещениями вполне достаточно будет площади в 50-70 кв.м. При средней стоимости аренды за квадратный метр в 500 руб. для Москвы и 300-400 руб. для регионов, ежемесячная стоимость аренды составит около 30 – 35 тыс. рублей.

К этой сумме стоит добавить расходы на обстановку комнаты отдыха персонала и комнаты ожидания для клиентов: минимум простой, но комфортной мебели, небольшой телевизор, кофе-машина или вендинговый аппарат обойдутся в 70-90 тыс. руб.

Требования СЭС к помещению достаточно просты. Запрещается размещение сервиса в жилых и общественных зданиях. Необходимы водопровод и канализация. Наличие приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, а также системы отопления. Отделка стен и полов с использованием влаго- и маслобензостойких материалов. Наличие душа, санузла. И, кроме того, обязательное согласование проектной документации на размещение и технологические процессы с Госсанэпидемнадзором. К счастью, на рынке недвижимости сейчас присутствует большое количество объектов уже оснащенных под автосервисы (которые по требованиям идентичны мотосервисам), с уже имеющейся разрешительной документацией.

Масштабнее вопрос с инструментом и оборудованием. Здесь будем исходить, собственно, из номенклатуры планируемых услуг. Примерный набор выглядит так:

- замена масел и фильтров;

- замена свечей;

- замена колодок и прокачка тормозной системы;

- замена звезд и цепей;

- замена охлаждающей жидкости и промывка системы;

- регулировка клапанов;

- замена цепи ГРМ;

- чистка и настройка карбюраторов;

- замена сальников вилки и масла;

- регулировка подвески;

- шиномонтаж;

- прочий мелкий ремонт.

В таблице ниже приведен список оборудования и инструмента.

 

Наименование

Цена, руб.           

Требуемое
количество, шт.

Стоимость, руб.

ОСНОВНОЕ

1

Подъемник гидравлический

11 000

2

22 000

2

Подкат

3 000

1

3 000

3

Подвижный стенд

7 000

1

7 000

4

Стенд с валами под колесо

2 500

2

5 000

5

Мойка высокого давления

10 000

1

10 000

6

Установка для замены антифириза

37 000

1

37 000

7

Бак маслосборный, 30 л

4 000

1

4 000

8

Ручной насос для раздачи масла

2 500

1

2 500

9

Установка для замены тормозной жидкости

24 000

1

24 000

10

Съемник механический

5 500

1

5 500

11

Стенд шиномонтажный

4 000

1

4 000

12

Гайковерт пневматический

6 000

1

6 000

13

Набор пневмоинструмента (шланг, пистолеты для продувки, накачивания воздухом, распыления)

3 000

1

3 000

14

Компрессор воздушный

15 000

1

15 000

15

Набор ручного инструмента

5 000

2

10 000

16

Прочий инструмент

15 000

1

15 000

Итого:

173 000

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

Аппарат сварочный, полуавтомат

16 000

1

16 000

Стеллаж

2 200

2

4 400

Вулканизатор настольный

15 000

1

15 000

Верстак профессиональный с наполнением

60 000

1

60 000

Итого:

95 400

Таким образом, мы видим, что набор обязательного оборудования обойдется во вполне приемлемую сумму – до 200 000 рублей. Если мы хотим заниматься мелким ремонтом после аварий – стоит задуматься о покупке сварочного полуавтомата. Отдельного внимания заслуживает верстак. Сегодня существует огромное количество производителей и поставщиков модульных систем, которые позволяют собрать рабочее пространство практически любой конфигурации. К тому же, значительную часть его стоимости составляет наполнение ящиков: здесь можно заказать абсолютно любой набор профессионального ручного инструмента. В таблице приведена стоимость верстака с двумя различными комплектами.

Обучение работе с оборудованием, как правило, производит дилер или непосредственный представитель компании-производителя.

Также необходим запас расходных материалов примерно на 70 – 100 тыс. руб. Зарабатывать на расходниках или использовать их по закупочной стоимости – вопрос сугубо индивидуальный. Но с учетом реалий сегодняшнего дня вполне приемлемым является вариант небольшой наценки – порядка 10%, что позволит даже при отсутствии торгового отдела обеспечить дополнительную прибыль. Как говорится, мелочь, а приятно. Но ни в коем случае не следует и жадничать. Чрезмерное завышение стоимости приведет прямиком в черные списки всех местных мотоклубов.

Следующий вопрос – персонал. И вопрос этот стоит достаточно остро. В нашей стране не так много учебных заведений, специализирующихся на мототранспорте. Поэтому владельцы мотосервисов выбирают как правило из двух вариантов: механики широкого профиля, которых воспитывают уже непосредственно на своей станции под себя, либо мотоциклисты-самоучки, проявляющие в работе на сервисе свой мотоэнтузиазм. И первый, и второй случаи имеют свои значительные минусы, к которым необходимо быть готовым. Механики широкого профиля не всегда владеют спецификой моторемонта, на их обучение требуются силы и время, а главное – наличие уже сформировавшихся специалистов. Мотоциклисты же активно работают в несезонное время; с началом сезона следует быть готовым к простоям из-за клубных выездов, пробегов и прочих уважительных причин. Ну и не забудем учесть фактор травмоопасности – по статистике мотоциклист падает за сезон как минимум один раз. Неудачно упавший механик застопорит работу сервиса на неделю-две в лучшем случае.

Еще один важный нюанс при подборе персонала, который к тому же влияет и на рекламу нашего сервиса. Как мы говорили ранее, настоящий мотоциклист не отдаст свою машину в чьи попало руки; владелец мотоцикла предпочитает побеседовать с тем, кому он доверяет свой транспорт. Клиентура мотосервиса наживается годами безупречной работы. Или, как вариант, хороший механик приводит с собой своих клиентов. Вот еще одна причина уделить особенное внимание работникам.

Для станции на два бокса достаточно трех механиков и одного мастера, распределяющего нагрузку и присматривающего за качеством. Для регионов средняя заработная плата механика составляет 25 000 руб. в месяц; в Москве – около 50 000 руб. Оклад мастера обычно процентов на 20 больше. Проведя несложные математические вычисления, получаем ежемесячный фонд оплаты труда в 105 000 и 210 000 рублей для регионов и Москвы соответственно. Сюда же добавим заработную плату бухгалтера, уборщицы, затраты на специалистов по обслуживанию оборудования – еще 50 000 рублей в месяц.

Переходим к рекламе. Конечно же, мы хотим, чтобы о нас знали все. Как говорилось выше, владельцы мотоциклов – особая каста, активно коммуницирующая в своих пределах. Поэтому основным направлением рекламы, на которое следует обратить внимание – это беззатратное «сарафанное радио», то есть то, что будут говорить о вас и вашем сервисе в узких кругах мотовладельцев. На это напрямую влияет квалификация вашего персонала, широта предлагаемых услуг и их стоимость. Все же на этапе рождения вашего бизнеса необходимо обозначить свое присутствие на рынке данного вида услуг. И здесь все ограничивается имеющимся бюджетом и креативностью владельца: реклама на радио, в специализированных изданиях, собственный сайт с хорошей программой продвижения – расходы могут составлять от 10 000 рублей единоразово и стремиться к бесконечности.

О выборе организационно-правовой формы сказано в других статьях уже немало, поэтому не будем на этом останавливаться. Скажем лишь, что даже если собственник решит делегировать открытие ИП или ООО специализированной компании, это обойдется не более чем в 10 000 рублей.

Подведем предварительный итог. В таблице ниже приведены все расходы, как единоразовые, так и ежемесячные.

Наименование расхода

Единоразово, руб.

Ежемесячно, руб.

1

Аренда помещения

-

30 000

2

Коммунальные услуги

-

15 000

3

Оборудование помещения

70 000

-

4

Регистрация бизнеса

10 000

-

5

Оборудование и инструмент

200 000

-

6

Запас расходных материалов

70 000

-

7

Фонд оплаты труда

-

155 000 (260 000)

8

Реклама

30 000

20 000

Итого:

380 000

220 000

Переходим к приятной части расчетов – к прибыли. Мотоцикл – не автомобиль. Комфортно ездить на нем можно далеко не круглый год, поэтому важно учитывать фактор сезонности. Несмотря на всю мудрость нашего народа, телегу зимой мало кто готовит, так что о начале сезона в среднем по стране можно говорить в марте-апреле, а об окончании – в октябре-ноябре. Итого получаем сезон длительностью 8 месяцев.

Стоимость услуг мотосервиса относительно невысока. Так, например, замена масла в двигателе и масляного фильтра обойдется в 600 рублей, замена звезд – от 700 рублей, чистка и синхронизация карбюраторов – от 3000 рублей. Стоимость нормочаса составляет в среднем 1700 рублей.

Целесообразно установить шестидневный график работы сервиса с 12-часовым рабочим днем. В первый сезон, пока сервис нарабатывает репутацию и клиентов, не стоит ждать загрузки более 50% рабочего времени. Исходя из этого, получаем ежемесячную выручку в 250 000 рублей, что составит 2 млн. рублей в год. В дальнейшем, при увеличении загрузки будет увеличиваться и выручка. Так, например, при загрузке в 70% годовая выручка будет равна уже 2,8 млн. рублей.

С учетом снижения потребления электроэнергии и воды в низкий сезон, отсутствия необходимости обслуживания оборудования и т.д., затраты зимой могут снизиться на 20-30%. В год за содержание сервиса придется выложить 2,3 млн. руб.

Итак, первоначальные вложения составляют порядка 400 000 руб., и нужно быть готовым выложить примерно такую же сумму в течение первого года работы на поддержание бизнеса на плаву; оборотные средства – еще 200 000 рублей. Если первый сезон прошел без серьезных «косяков» в отношении клиентов, через год следует ждать работы в плюс. 500 000 рублей прибыли до вычета налогов во второй-третий сезоны позволяют говорить о трехлетнем сроке окупаемости бизнеса и стартовом капитале в 1 миллион рублей.

При этом, мотосервис – это бизнес, который позволяет максимально сблизить зарабатывание денег и хобби. Едва ли кто-то из владельцев существующих мотосервисов пришел в этот бизнес без любви к двухколесному стальному другу.

Но хобби бизнесу не помеха, и, как и в любом другом виде предпринимательства, после правильного старта возможности развития ограничены только амбициями владельца и его желанием зарабатывать. Учитывая пока что имеющийся на рынке мотоциклетного сервиса простор и относительно невысокий порог вхождения, можно считать это направление весьма и весьма перспективным.

А главное, помните – репутацию сложно заработать и очень легко потерять.

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru