Франшизы месяца:

Свой бизнес: компания-аутсорсер

Предпринимательская деятельность предполагает не только ведение процесса, непосредственно приносящего прибыль, но и множество вспомогательных, которые обеспечивают бесперебойное выполнение главной задачи или необходимы для законности бизнеса. Большой статьёй расходов почти каждой организации являются те виды деятельности, которые ей не приносят ничего, кроме трат, но не могут быть исключены, что заставляет предпринимателя пытаться находить альтернативные пути выполнения этих задач. Почти любой бизнесмен обращается в сторонние компании, который занимаются сервисным обслуживанием или поддержкой, но такое сотрудничество носит временный характер и почти всегда заканчивается. Иначе дело обстоит, если нужно полностью переложить часть вспомогательных функций предприятия на другую фирму, которая целенаправленно этим занимается. 

Самый простой пример – бухгалтерия, которая сложна для необученного этой специальности человека, но должна вестись даже самыми мелкими фирмами. Поэтому на рынке уже давно существуют компании-аутсорсеры, перенимающие за вознаграждение часть обязанностей фирмы-заказчика, чтобы выполнить его непрофильную работу за него. Это компания, которая полностью работает по схеме B2B и представляющая собой порою очень важную составляющую всего бизнес-процесса обратившейся за помощью фирмы.

Существует несколько видов аутсорсинга. Первый – производственный, представляет собой промышленное производство деталей, комплектующих или даже готовой продукции, которые предназначаются для передачи аутсорсером заказчику, чтобы последний смог продолжить выполнение своего производственного процесса, не изготавливая какую-то часть или виды изделий. Аутсорсер здесь редко является фирмой, которая целенаправленно занимается только аутсорсинговой деятельностью, зачастую это крупные предприятия, которые имеют своё налаженное производство и в состоянии выполнить чужую работу, имея универсальное оборудование. 

Второй вид аутсорсинга – IT, который предполагает ведение и поддержку информационных систем заказчика, обеспечивая его наличием серверов или хостинга, а также человеческими ресурсами, которые выполняет сопутствующие работы. Аутсорсер самостоятельно следит за работоспособностью всей информационной системы, вовремя развивая её и ликвидируя возникшие проблемы. 

Третий – аутсорсинг управления знаниями, который появился сравнительно недавно и который развивает научную базу заказчика, давая ему возможность получить инновационные продукты или просто улучшить свою деятельность. Заниматься подобной деятельностью вряд ли придётся в ближайшее время, так как в России спрос на такие услуги ещё не сформирован, но постепенно подобные компании будут появляться, поэтому можно уже рассматривать этот вид как перспективу развития для ныне существующей успешной аутсорсинговой компании. 

Четвёртый вид – самое распространённое явление, когда некоторые бизнес-процессы передаются на выполнение в стороннюю компанию, при этом не предполагая создание какого-либо продукта. Аутсорсинг бизнес-процессов – это всё те же услуги сервиса, только выполняемые постоянно, а не в какой-то промежуток времени или единовременно. Именно данный вид является деятельностью большинства аутсорсинговых компаний. 

Существует также смежный аутсорсингу вид услуг, который предоставляет заказчику не результат деятельности своих работников, а самих работников непосредственно – аутстаффинг (out-staffing – «внешний штат»). То есть заказчик принимает на свою работу чужих сотрудников на определённый срок, платя аутстаффинговой компании определённую плату и не ведя учёт полученного таким образом персонала. Подобный союз был выгоден для заказчика не только получением нужного ему количества человек для работы, но и тем, что снижалась нагрузка налогообложения и убирались ограничения, накладываемые трудовым кодексом. Однако открывать свою аутстаффинговую компанию уже не целесообразно, в России был принят закон, который запретит заёмный труд с начала 2016 года.

Перед открытием своей аутсорсинговой компании нужно чётко определиться с перечнем функций, которые она будет выполнять. Это повлияет на абсолютно все последующие требования к организации бизнеса; например выполнение только аутсорсинга ведения бухгалтерии предполагает наличие небольшого офиса для бухгалтеров, в котором непрерывно кипит работа по выполнению чужих обязанностей, а из оборудования – только компьютеры, принтеры, сканеры и прочая офисная техника. Если же компания будет выполнять множество различных аутсорсинговых процессов, то могут потребоваться значительные мощности и целые оборудованные территории – IT-аутсорсинг потребует наличие серверных и профильного оборудования, которое занимает определённое место, а логистический аутсорсинг и вовсе должен быть обеспечен собственными складскими помещениями и/или транспортом. Вот какой перечень услуг может быть у крупной аутсорсинговой компании:

  • IT-сфера

    • Работа центров обработки и хранения данных

    • Разработка программного обеспечения

    • Обслуживания и внешнее размещения информационных систем

  • Сфера бизнес-процессов

    • Бухгалтерское и аудиторское сопровождение

    • Правовая поддержка

    • Издательские и печатные услуги

    • Логистика

    • Звонковые центры (call-центры)

    • Решение кадровых вопросов (HR)

    • Охрана

    • Продажи и торговля

    • Транспорт

    • Обслуживающие услуги, в том числе уборка

Открытие компании, которая сможет выполнять все эти функции, обойдётся в десятки миллионов рублей, поэтому начинающему аутсорсеру лучше остановиться всего на 2-3 видах услуг, чтобы начать выполнять свою работу действительно грамотно без огромных затрат, оставив весь остальной перечень как перспективу развития. Остановиться нужно на смежных областях, чтобы сузить специализацию, а значит, и повысить уровень сотрудников. Многие компании посвящают себя всего одному виду деятельности, что даёт им возможность быстрее развиваться и концентрироваться только на одних работах; в общем и целом, когда аутсорсер выполняет более одного вида работ он уже становится аутсорсинговым центром, содержать который проблематично для новичка. 

Чтобы выйти на рынок, нужно обстоятельно изучить его на наличие конкурентов и по возможности узнать их предполагаемое развитие. Фирма, которая предоставляет определённый перечень работ, может и не являться прямым конкурентом, но у неё есть известное имя, и в случае расширения её возможностей, она может отхватить клиентов у только открывшейся компании, которая до недавнего времени предлагала аутсорсинг не совпадающей деятельности. Лучше всего пытаться занять ещё пустующие или хотя бы не чрезмерно освоенные ниши.

IT-аутсорсеры выделяются в отдельную категорию по виду предоставляемых услуг и имеют большой перечень работ, которые они готовы перенять у заказчика. Как правило, такие фирмы имеют не только офис, но и серверные, которые обеспечивают работу компаний-заказчиков. Сотрудники аутсорсинговой компании разделяются по компаниям, то есть каждый работник обслуживает назначенные ему компании и следит за состоянием их информационных систем. В случае возникновения вопросов у заказчика, выявления проблем или необходимости каких-либо работ аутсорсинговая компания отправляет своего специалиста для оперативного решения задачи. Иногда наблюдается предоставление локальной сети для предприятия, которая полностью контролируется и обеспечивается аутсорсером, избавляя заказчика вообще от необходимости держать хотя бы одного программиста или системного администратора; не только руководство, но и сотрудники фирмы-потребителя услуг имеют возможность в любой необходимый момент связаться с IT-специалистами по рабочим вопросам.

На начальном этапе работы потребуется помещение от 50 м2 и закупка компьютерного оборудования. Так как у любой аутсорсинговой компании на этапе открытия клиентов немного, то можно обойтись пятью сотрудниками. Инвестиции в оборудование могут составлять сумму от 100 тысяч рублей – это сервер, компьютеры, свитчеры, роутеры и прочая техника. Арендовать офис не обязательно в центре города, хотя это станет хорошим подспорьем и позволит сотрудникам быстро добираться до компании-партнёра в случае каких-либо проблем. 

Заработная плата каждого из них будет состоять из оклада (около 15 тысяч на человека) и процента от стоимости обслуживания компаний, которыми человек непосредственно занимается. Вместе с арендой (в среднем – 50 тысяч рублей) и коммунальными платежами (15 тысяч за большой объём электроэнергии и обслуживание сервера) ежемесячные расходы составят 140 тысяч рублей. При этом базовое IT-сопровождение бизнеса обходится заказчику в 20 тысяч рублей ежемесячно, 3 из которых будут отходить специалисту. Наличие десяти обслуживаемых компаний будет приносить 170 тысяч дохода, а операционная прибыль составит 30 тысяч рублей. Увеличение числа заказчиков приведёт к необходимости расширения штата, а при слишком большом количестве договоров придётся закупать и дополнительное оборудование.

Что касается аутсорсинга бизнес-процессов, то в большинстве областей дело обстоит значительно проще. Исключение составляет такой сложный комплекс, как предоставление логистических услуг. На современном российском рынке сложилось ошибочное понимание логистики, зачастую под ней понимают транспортные перевозки и иногда складирование. На самом деле логистика охватывает абсолютно весь процесс производства от закупки сырья до получения готовой продукции потребителем. Логистика, грамотно внедрённая в процесс производства, позволяет значительно сократить издержки и повысить эффективность работы всего предприятия – настоящие специалисты могут контролировать создание продукта, планируя весь цикл работы и управляя им для максимальной производительности. 

Но своя логистическая фирма, равно как логистический аутсорсер, требует больших инвестиций для своего открытия – ведь нужен штат высококвалифицированных специалистов и значительные мощности. Являясь прогрессивной сферой деятельности человека, логистика организует такую систему, когда любой этап бизнес-процесса может быть пересмотрен в пользу оптимизации. Хороший пример – склад, если взять на себя хранение продукции обслуживаемого предприятия, можно только с помощью WMS (warehouse management system) значительно сократить собственные расходы, при этом заказчики согласятся на ту стоимость, которая существует на рынке; но рынок ещё только отходит от традиционных систем организации. Однако бюджет многих начинающих предпринимателей значительно урезан, поэтому начинать лучше всего с более простых аутсорсинговых предприятий. 

Относительно несложно наладить работу внешней бухгалтерии. Для этого потребуется офис в деловом квартале города, главбух и 3 человека у него в подчинении. Идеально, если получится найти аудитора-профессионала. Бухгалтерия – это та неотъемлемая часть любой организации, функционирование которой является большой проблемой для многих, особенно мелких, фирм. Содержать своего бухгалтера достаточно накладно, он должен быть специалистом своей области, но его деятельность никоим образом не сказывается на прибыли (имеется в виду «белая» бухгалтерия, «чёрная» как финансовые махинации не рассматривается). 

Арендовав офис за 30 тысяч рублей и отдав своим сотрудникам ведение всех отчётов заказчиков, можно рассчитывать на постоянный приток клиентов – спрос очень велик. Но в таком бизнесе опасно допустить хотя бы одну ошибку – конкурентов очень много, и недовольство клиента может стоить репутации. Доход напрямую зависит от того, с какими формами субъектов предпринимательской деятельности придётся сотрудничать, каков способ налогообложения у них и сколько документации придётся вести. Минимальный заказ – 1 тысяча рублей, это стоимость одной бумаги в месяц, но сотрудничество с одной фирмой может приносить до 30 тысяч рублей, если документов очень много. Однако это возможно только при работе с очень крупными фирмами, которые ведут много разнообразной деятельности. 

Бухгалтеры также будут получать фиксированный оклад и процент от выполняемых заказов. Оплата труда главбуха будет обходиться около 50 тысяч рублей в месяц, его помощников – по 25. Аренда, зарплата и коммунальные платежи (5 тысяч рублей) обходиться будут в 130 тысяч рублей в месяц, при этом доходность фирмы зависит только от количества заказчиков. Как понятно из расчётов, их должно быть много. 

Примерно так же начинается работа аутсорсинговой компании по налоговому консультированию, эти два вида деятельности можно совместить. В случае правовой защиты цены на услуги выше, но и клиентов немного меньше; однако дополнительным заработком может стать помощь в открытии и регистрации бизнеса вообще. HR и издательские услуги (самые частые обращения связаны с постоянной потребностью в печати специальных сложно составляемых документов и в официальных переводах) также имеют похожу модель работы и организации. Аутсорсинг транспортных услуг организуется как и транспортная компания в общем; специально заниматься аутсорсингом в транспортных перевозках попросту бессмысленно, так как открытие своей транспортной компании рентабельно при любых видах договоров, неважно, долгосрочных или одноразовых. То же самое касается охранных предприятий и обслуживающих фирм, их открытие предполагает занятие всей работой, вне зависимости от того, постоянное ли сотрудничество было установлено или потребовался единовременный заказ. 

Хорошо проявляет себя аутсорсинговая деятельность в торговле, как правило, розничной. Наиболее эффективно это можно заметить на работе мерчендайзинга. Содержание своих мерчендайзеров целесообразно только для компаний с широким ассортиментом продукции и большим количеством торговых точек, которые нужно обрабатывать (в случае стационарного мерчендайзинга нахождение сотрудника в точке должно быть обосновано, например, высоким уровнем продаж на протяжении дня). В случае небольшого количества позиций мерчендайзер выполняет свою работу быстро, получая за это относительно большую заработную плату. Для мелкого предприятия это будут лишние 15 тысяч рублей в месяц. Аутсорсинг мерчендайзинга позволяет полностью использовать человеческие ресурсы, главное, чтобы сотрудники не занимались работой для конкурирующих фирм. 

Большое распространение сейчас получает аутсорсинг обратной связи посредством работы с клиентами по телефону. Ситуация схожа, что и в торговле, содержать своего оператора накладно, и при этом сотрудник может полдня ничего не делать. Организация своего call-центра поможет занять работой всех операторов, которые работают по заказу множества фирм.

Регистрация подобной деятельности возможна для любых форм субъектов предпринимательства, но предпочтительней всё же общество с ограниченной ответственностью. Вряд ли крупные фирмы всерьёз отнесутся к ИП в столь важных вопросах. При этом код деятельности в каждом случае присваивается свой и зависит от основной, приносящей основной доход. Аутсорсинг возможен не только в вышеназванных направлениях, по сути, можно перенять абсолютно любой процесс, выполнение которого можно осуществлять для большого количества предприятий одновременно. Аутсорсинг является мощным инструментом бизнеса, так как сокращает издержки всех участников рынка и позволяет предприятиям действовать более эффективно, более того, даже наёмный труд оплачивает в аутсорсинговой компании, как правило, больше, чем в обычной фирме на соответствующей должности.

Матиас Лауданум 
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «аутсорсинг»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru