Франшизы месяца:

Свой бизнес: краткосрочная аренда автомобиля

На первый взгляд кажется, что нет различия между краткосрочной и обычной арендой автомобилей, и в том, и в другом случае потребитель получает автомобиль в личное пользование на определённый срок. Однако краткосрочная аренда автомобилей (её ещё называют carsharing) выгодно отличается тем, что позволяет в любой удобный момент и в любом удобном месте взять себе машину на любой срок, в том числе и на пару часов, в то время как конторы по аренде автомобилей предлагают своим клиентам аренду машины от суток, а если и предусмотрена почасовая аренда, то она будет достаточно дорогой. Автопрокат ориентирован на людей, которым потребовался автомобиль, нередко определённого класса, но которые при этом не видят для себя необходимости постоянно быть за рулём. 

Краткосрочная аренда автомобилей позволяет фактически иметь в распоряжении свою машину, но при этом платить за неё только тогда, когда ей приходится пользоваться. Отсюда сокращение издержек для клиента, потому что ему не приходится покупать сразу машину и отдавать всю сумму, но машина при этом немало времени будет просто стоять возле дома, клиент избавлен от необходимости заниматься обслуживанием и ремонтом. В целом, краткосрочная аренда автомобилей полезна даже для города, ведь если эта сфера будет развита, то сократится количество автомашин, будут разгружены парковочные комплексы, ведь одной машиной будет пользоваться несколько людей.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, регистрировать ИП чаще всего нецелесообразно, потому что потребуется немало вложений в такой вид бизнеса. Поэтому лучше всего выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае, если годовой доход не превышает 60 миллионов рублей, будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Сама деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 77.11 Услуги по аренде и лизингу легковых автомобилей и лёгких автотранспортных средств.

Вообще такой бизнес потребует от предпринимателя немало вложений, на порядок больше, чем при организации даже крупного автопроката. Ведь для бизнеса по краткосрочной аренде автомобилей недостаточно располагать парком машин, нужна ещё и соответствующая инфраструктура на территории всего города. Если город будет небольшим, то и вложения на порядок меньше, будет достаточно нескольких точек выдачи машин, а вот в мегаполисах количество таких точек измеряется десятками. В связи с этим есть смысл объединиться нескольким предприятиям для организации бизнеса, когда одна контора имеет автомобили, другая – парковочные зоны, третья – места технического обслуживания. Есть смысл обратиться и в муниципалитет, потому что такой бизнес смело можно относить в категорию значимого для города в целом (разгрузка автодорог и парковок), поэтому с большой долей вероятности местные власти смогут деньгами или землёй помочь в этом начинании. Понятно, что преимущество тут имеет тот бизнесмен, который имеет немало связей среди властных структур, потому что договориться в этом случае будет на порядок проще.

Чтобы понимать, что потребуется, нужно чуть более рассмотреть принцип работы сервиса краткосрочной аренды автомобилей. Человек не обращается в какой-то конкретный офис за получением машины, он смотрит на сайте (а некоторые компании даже разрабатывают специальные приложения для телефонов) доступные автомобили в ближайшем к нему месте. Обычно машины располагают неподалёку от станций метро, на больших парковках, возле или на территории крупных бизнес-центров, развлекательных центров, в общем, там, откуда их будет забирать большому количеству людей. Нельзя забывать про аэропорты, автомобильные и железнодорожные вокзалы. Чем больше таких мест, тем более эффективна краткосрочная аренда автомобилей. То есть человек берёт машину, после чего сдаёт её в уже другом месте, оплачивая только фактическое время пользования, расчёт идёт даже не по часам, а по минутам. Клиенту удобно – он может взять машину недалеко от дома, а после сдать её рядом с работой.

То есть тут уже нет никаких проблем с парковкой и содержанием автомобиля, при этом все преимущества личного автотранспорта для клиента сохраняются. В первую очередь нужно купить достаточно большое количество автомобилей, но тут уже нет такой острой необходимости в том, чтобы приобретать дорогие машины, здесь автомобиль именно средство передвижения, а не роскошь. Покупать совсем уж дешёвый автохлам тоже не стоит. Подойдут машины среднего класса, приобрести одну машину можно за 400 тысяч рублей. Это средняя цена, хотя предприниматель может рассмотреть возможность совсем уж экономного и исключительно городского транспорта – электромобилей. Они не развивают высокую скорость, не пригодны для многочасовых поездок, но при этом не потребляют бензин (что очень выгодно) и стоят при этом не слишком дорого. Неплохой китайский электромобиль обойдётся в сумму от 200 тысяч рублей. При этом его и содержать на порядок выгоднее. В большинстве случаев электромобили станут лучшим решением для многих фирм, при этом стоимость зарядки такой машины изначально включается в стоимость, и клиент избавлен от необходимости заезжать на заправку. Правда, придётся иметь немало резервных машин, если будет слишком много заказов и придётся постоянно машины подзаряжать – это единственный (но существенный) недостаток использования электромобилей. Поэтому можно в парк приобрести и обычные автомашины, и электромобили. Количество автотранспортных средств рассчитывается в каждом случае индивидуально. Если всё-таки было принято решение работать в небольшом городе, то даже в этом случае придётся приобрести не меньше 5-10 автомобилей, а в мегаполисах счёт автомобилей увеличивается в несколько раз. Отсюда и необходимость даже в городе с населением меньше 100 тысяч человек располагать минимум 2 миллионами рублей для закупки только транспорта. 

Впрочем, в маленьких городах почти всегда нецелесообразно открывать сервис краткосрочной аренды автомобилей, потому что тут даже автопрокат не всегда рентабелен. В относительно крупном городе нужно иметь несколько десятков миллионов рублей хотя бы для начала, хотя можно в первое время всё-таки попытаться сэкономить, приобретая машины в лизинг. Многие банки рассматривают возможность приобретения машин в лизинг, и это здорово помогает на первых этапах. Однако есть некоторые ограничения на взятие лизинга, к примеру некоторые банки устанавливают ограничение на максимальную сумму (может быть в пределах 30 миллионов), что существенно ограничивает возможности предпринимателя. В первое время можно понадеяться на то, что не будет ажиотажа и сильного спроса, и недостатка в машинах не придётся испытать. Но если услуга вдруг окажется актуальна, то люди будут недовольны, если где-то не окажется машины.

Следующий этап – налаживание инфраструктуры. Вряд ли на первых же этапах работы будет возможность купить сразу несколько парковочных зон, выделить места и оборудовать станции технического обслуживания, поэтому стоит начать искать партнёров в этом направлении. Ими могут стать уже работающие конторы, которые предлагают соответствующие услуги. Стоимость одного машиноместа на парковке обходится в среднем в 200 рублей в сутки, то есть в месяц содержать одну машину будет стоить 6 тысяч рублей, что не так дорого; причём можно рассчитывать и на бо́льшую скидку, если суметь договориться с партнёром. В ином случае придётся строить свои парковки, для чего придётся искать землю, получать разрешение на строительство, вкладывать немало средств в инфраструктуру. Более подробно о постройке одной автопарковки можно прочитать в соответствующей статье, однако тут отметим, что минимум – около 2 миллионов рублей. А по всему городу нужно их немало. То есть сотрудничество с другими компаниями действительно позволяет существенно сократить свои траты. Партнёрами станут аэропорты, гостиницы, а не только парковочные зоны. Но всё же иметь несколько своих станций рекомендуется, хотя бы иметь возможность содержать автомобили непосредственно возле офиса. Для работы нужно выделить офис хотя в 20-30 м2, и для этого лучше искать место в центре города, куда удобно добираться всем клиентам. На аренду офиса придётся выделять около 20-30 тысяч рублей в месяц, но эта сумма очень усреднённая.

Следующий этап – поиск работников своего предприятия, и тут потребуется хотя бы по одному человеку на одну точку, где будет можно забирать и оставлять машины. В общем-то, если налажена партнёрская программа, то выполнять функцию менеджера может и сотрудник компании-партнёра, а некоторые фирмы, которые предлагают carsharing, и вовсе оборудуют свои машины специальными устройствами, которые блокируют и открывают автомобиль дистанционно. То есть можно полностью исключить необходимость привлечения сотрудников – человек может оплатить автомобиль через банковскую карточку, приехать на место, где для него дистанционно разблокируют автомашину, после чего он уезжает на ней и сдаёт её точно так же без участия менеджеров. Однако тут возникает немало рисков, ведь предприниматель не может проверить состояние автомашины, а если произойдёт какой-то сбой в программе, то клиент не сможет воспользоваться автомобилем. Помимо людей, которые занимаются приёмом и выдачей автомобилей, желательно нанять водителей, которые могут работать на машине, то есть предлагается услуга авто с водителем или которые просто занимаются тем, что доставляют автомобиль клиенту прямо к дому. 

Далее нужно нанять людей, которые будут заняты простыми организационными и административными вопросами, и этим может заниматься непосредственно сам предприниматель. Отдельно нанимаются люди, которые занимаются урегулированием вопросов, связанных с ДТП и решением споров со страховыми компаниями, всё-таки какой-то процент аварий будет происходить даже несмотря на то, что машины обычно выдаются только опытным водителям (возраст от 21 года, стаж вождения – не меньше года, обычно три года). Все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, следует передать на аутсорсинг. Сюда относится ведение бухгалтерии, консультации по налоговым и юридическим вопросам, а также обеспечение охраны своих парковок, если это не предусмотрено самим партнёром.

Теперь можно произвести примерный расчёт финансовых показателей. К примеру, в начале предприниматель приобретает 10 автомашин, каждая по 400 тысяч рублей, при этом в эту сумму входит также стоимость страхования по ОСАГО и КАСКО. Машины приобретаются лизинговой компанией, величина стартового платежа – 10%, то есть 400 тысяч рублей. Величина ежемесячного платежа составит около 120 тысяч рублей. Существует немало программ лизинга, условия в разных компаниях могут сильно отличаться, поэтому это всё слишком усреднённые показатели. На обслуживание автомашин потребуется в самом плохом случае около 200 тысяч рублей в месяц (5% от стоимости автомобилей); стоимость топлива не учитывается, так как его оплачивает клиент, некоторые компании предлагают своим постоянным клиентам возможность приобретение клубной карты, которая предполагает ежемесячные платежи, которые и покрывают стоимость топлива, но при этом несколько снижается цена аренды. Вообще на топливо на 5 автомобилей может уходить до 200 тысяч рублей в месяц дополнительно – из расчёта 20 литров бензина в сутки на одну машину. На заработную плату может уходить от 100 тысяч рублей в месяц, если не нанимаются люди на каждую точку приёма/выдачи автомобилей. Получается, что ежемесячные расходы составляют 620 тысяч рублей, стоимость аренды парковочных мест – дополнительно ещё 60 тысяч, то есть 680 тысяч рублей. Цена одного часа проката составляет в среднем 300 рублей, то есть если каждый автомобиль будет занят в сутки не меньше, чем на 7,5 часов, то предприниматель сможет покрыть свои расходы. Если же каждая машина будет занята 10 часов в сутки, то доход составит уже 900 тысяч рублей, а операционная прибыль – 220 тысяч рублей в месяц. Отсюда чистая прибыль составит 187 тысяч рублей. Ещё раз отметим – это очень грубые расчёты, потому что в зависимости от региона и многих других факторов показатели могут быть различными. Также понятно, что каждый новый автомобиль повышает рентабельность такого начинания, хоть и увеличивает в некоторой степени расходы, то есть покупка каждого нового автомобиля – это всё-таки риск.

Сложностей в данном начинании немало. Много времени уйдёт поначалу на оформление своего бизнеса, потому что нужно заключить договор лизинга, поставить автомобили на учёт, заняться множеством других бюрократических вопросов. То есть на это может уйти несколько месяцев. Но всё-таки самая большая сложность – это привлечение клиентов, потому что если автопрокат уже относительно популярен и имеет своего клиента, то carsharing пока ещё мало известен в России. При этом нужно очень грамотная политика ценообразования, ведь в случае высоких цен на свои услуги придётся конкурировать со службами такси. Мало кто захочет брать машину на прокат, нести за неё ответственность, когда можно просто вызвать водителя с машиной. Поэтому carsharing должен быть определённо дешевле и удобней. Проводить маркетинговую кампанию можно через средства местной массовой информации, нужно будет размещать информацию о себе на тематических порталах в интернете, а также при возможности создать свой собственный сайт. Такое дело отличается достаточно продолжительный сроком окупаемости, особенно если предполагается постройка инфраструктуры, однако обещает предпринимателю немалую прибыль. Учитывая, что сегодня это направление практически не развито, начинающий бизнесмен может стать первым в своём городе.

Матиас Лауданум 
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «автопрокат»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru