Франшизы месяца:

Свой бизнес: логистический провайдер

В массовом сознании логистика ассоциируется с грузоперевозками и транспортными услугами вообще, иногда со складскими операциями. Однако нужно отметить, что логистика представляет собой область знаний, которая направлена на изучение возможностей оптимизации всего процесса движения материальных, финансовых и информационных потоков, то есть затрагивает огромное количество бизнес-процессов и является интегрированной системой управления предприятием в целом. В Российской Федерации понимание этого есть у относительно небольшого количества предпринимателей, в связи с чем услуги логистического провайдера понимаются непосредственно как услуги транспортной и экспедиторской компании. Однако в современной экономике логистический провайдер – та компания, которая занимается огромным количеством вопросов, но важно знать, в каком формате эта компания была организована.

Логистический провайдер по своей сути является аутсорсинговой компанией, перенимая некоторые обязанности свои клиента по ведению бизнеса. Несмотря на возможность серьёзной экономии за счёт передачи своих бизнес-процессов, которые не приносят прибыли, сторонней компании, услугами логистических провайдеров в России пользуется относительно небольшое количество компаний. Связано это с тем, что многие предприниматели ведут бизнес, не доверяя свои вопросы другой организации и не веря в возможность этой экономии. В связи с этим спрос на рынке логистических услуг нельзя назвать высоким, множество предприятий изредка обращаются к другим компаниям только в случае необходимости, но о полноценном аутсорсинге говорить не приходится. Простыми словами – эта часть экономики в России вообще не развита, особенно если проводить сравнение с развитыми экономически странами, где больше половины крупных компаний тесно сотрудничают с логистическими провайдерами. Рано или это поздно такая тенденция будет наблюдаться и в этой стране, только начиная бизнес сейчас есть риск того, что не будет достаточного количества клиентов. В связи с этим начинать свой бизнес лучше с организации именно простой транспортной компании, которая предлагает также достаточно широкий спектр дополнительных услуг, в этом случае можно постепенно развивать своё взаимодействие с компаниями, повышая их доверие к себе. 

Что касается конкуренции в этом направлении, то современный подход к ведению бизнеса в сфере логистических услуг даёт мощное конкурентное преимущество, если суметь правильно подать его, потому что достойными конкурентами является небольшое количество других провайдеров, которые действительно понимают, что логистика – это не только грузоперевозки. Найти современный подход можно зачастую только в компаниях, которые работают только в самых крупных городах, да и их количество не критично для возможностей выхода на рынок новой компании. То есть бизнес в сфере логистических услуг сегодня в России – это всё-таки сначала как раз транспорт и склад, а уже после всё остальное, но учитывая, что в итоге бизнесмены будут заинтересованы в более широком спектре услуг, можно начинать бизнес уже сегодня, постепенно развиваясь вместе с рынком и развивая его за счёт своих прогрессивных приёмов работы.

С правовой точки зрения логистический провайдер почти наверняка должен быть юридическим лицом. Связано это не с ограничениями законодательства, а с особенностями управления такой крупной компанией и её особенностями деятельности. Всё-таки сотрудничать придётся с большим количеством предприятий, и в идеале не раз обращаться самому в сторонние организации, работать с иностранными фирмами и представительствами их в России. Нельзя забывать и о лицензии на перевозку, которая может потребоваться, если компания работает как 3PL-провайдер (об этом подробнее ниже) и при этом занимается перевозкой некоторых категорий грузов (например, спирта или просто опасных грузов), если занимается международными перевозками на коммерческой основе. Проще всего организовать общество с ограниченной ответственностью, в случае различных особенностей работы налогообложение такой компании может быть различным, но этой правовой форме доступна упрощённая система налогообложения, что уже является положительным моментом. 

На этапе регистрации своего предприятия неплохо уже иметь грамотного юриста и налогового консультанта, которые помогут оформиться с учётом всех особенностей работы. В любом случае их услуги потребуются в дальнейшем, но можно и тут работать по аутсорсингу, не нанимая специалистов в свой штат. Сама деятельность компании может подпадать под различные определения, в целом самый развитый и современный логистический провайдер работает скорее как консультант, как управляющая компания – речь идёт о так называемом 4PL (или вообще о 5PL) провайдере, который зачастую даже не имеет материальной базы, а выполняет те же грузоперевозки через своих посредников. Его деятельность – это (ОКПД 2) 70.22 Услуги консультативные в области управления предприятием, в то время как простая транспортная компания указывает основным направлением своей деятельности (ОКПД 2) 49.41 Услуги по грузовым перевозкам автомобильным транспортом.

Чтобы более точно описать организацию предприятия, которое занимается аутсорсингом логистических услуг, рассмотрим классификацию провайдеров, которая сегодня общепринята среди экономистов и предпринимателей. В настоящее время выделяют 4 (иногда 5) уровней логистического сервиса, называют их «party logistics», то есть 1PL, 2PL, 3PL, 4PL и 5PL провайдеры. Начнём по порядку, от простого к сложному.

1PL-провайдер. Представляет собой маленькую компанию, которая вообще мало отношения имеет к логистике, если воспринимать её не просто как перевозки, но и как оптимизационную деятельность. Работает такая компания с ограниченными возможностями, обычно занимаясь только одним видом деятельности. Это могут быть только и исключительно грузоперевозки, только экспедиторская деятельность, выполнение таможенных операций (таможенный брокер), консультации юриста или экономиста по перевозкам, хотя это уже более сложный и совершенный сервис. В России достаточно много подобных компаний, но их число всё-таки постоянно уменьшается, потому что действовать локально и только в своей нише экономически не целесообразно, поэтому многие из таких провайдеров перешли на новый уровень (и так остановились, к слову). У такой компании практически нет логистического сервиса, она выполняет поставленную задачу согласно своему плану, поэтому говорить о, например, срочных перевозках нельзя. Такая компания располагает обычно материальной базой, то есть имеет свой автопарк для грузовых перевозок, но занимается ими исключительно без сопутствующих услуг и без оптимизации своей деятельности. Это фактически устаревший вид предпринимательской деятельности, который на современном рынке не может предложить конкурентоспособных услуг. Но, учитывая ситуацию в России, такая компания вполне может существовать, особенно в провинции.

2PL-провайдер. В России получили наибольшее распространение. Это и есть тот самый грузоперевозчик и/или экспедитор в понимании большинства организаций. Также концепция этого провайдера является безнадёжно устаревшей, что не мешает ему успешно работать и даже как-то развиваться, только экстенсивно, но не интенсивно. В мире постепенно вымещаются более совершенными компаниями, например, теми 3PL-провайдерами, потому что предлагают ограниченный спектр услуг. 2PL-провайдер должен обладать достаточными мощностями для осуществления своей деятельности – это большой автопарк с автомобилями достаточно большой грузоподъёмности, машины, оборудованные для перевозки различных категорий грузов. 2PL-провайдер иногда может выступать и как посредник между некоторыми компаниями, он также занимается оформление и обеспечением перевозок, выполняет достаточно большое количество операций, но всё-таки не в состоянии управлять процессом, оптимизировать их, контролировать всецело их выполнение, то есть не предлагает полноценного логистического сервиса, что и говорить о том, что такие компании уже действуют не в соответствии с современным подходом. Логистический сервис чужд компаниям такого рода, хотя в некоторых случаях, особенно на «рынках продавца» целесообразно работать в формате 2PL-провайдера. В целом организация подобной фирмы может быть выгодным направлением своего бизнеса в России, но, скорее всего, только временно, ибо в скором времени придётся развиваться, совершенствоваться и в итоге переквалифицироваться в компанию-оператора следующего уровня.

3PL-провайдер. В настоящее время именно на этом уровне работает большинство логистических провайдеров (но не в России, которая отстаёт в своём развитии). По своей сути это их есть самая современная компания, которая оказывает самостоятельно транспортные услуги и даже в некоторой степени занимается логистической деятельностью. Такой провайдер уже не требует от своего заказчика выполнения каких-то функций или каким-либо образом ограничивает его – теперь весь бизнес-процесс выполняется этим оператором, а от заказчика требуется только оплатить услуги. Такая компания принимает на себя обязанности по доставке груза, и сама же занимается страхованием, судится при необходимости со сторонними компаниями, которые не выполнили свои обязательства, передаёт груз, совершает погрузочно-разгрузочные операции. 3PL-провайдер обладает значительными мощностями, основные фонды могут исчисляться миллионами долларов, а иногда и десятками миллионов. Такая фирма располагает большим и разнообразным автопарком, имеет вспомогательные устройства, нередко осуществляет доставку не только автомобильным, но и иными видами транспорта, причём самые развитые компании вполне могут иметь и свой авиатранспорт и соглашения на пользование железной дорогой. Здесь трудится огромное количество людей, включая специалистов по логистике, сбыту/закупке, налоговых и юридических консультантов, то есть тех людей, которые напрямую влияют на качество выполняемых услуг, на аутсорсинг передаётся только то, что не имеет отношения к основной деятельности (та же бухгалтерия, хотя обычно целесообразней вести её внутри предприятия). Главная отличительная черта такой компании – полная ответственность по принятым обязательствам, то есть что бы ни случилось, например, с грузом во время транспортировки, отвечать в любом случае будет оператор. Именно организация такой фирмы может стать прибыльным и конкурентоспособным видом своего предпринимательства, потому что в настоящее время столь высокий уровень логистических услуг в России предлагает очень малое количество компаний.

4PL-провайдер. Гипотетически возможно его существование на российском рынке, фактически найти такую компанию в этой стране нереально. Открытие компании этого уровня определённо рискованно – рынок не готов. Однако именно компанию этого уровня можно назвать настоящим, полноценным провайдером логистических услуг. Что интересно, величина стартовых инвестиций на открытие компании подобного рода может быть даже меньше, чем на открытие компании-оператора более низкого уровня. Связано это с тем, что 4PL-провайдер в большей степени выступает именно как компания по консалтингу и которая оперирует знаниями, проводит анализ и сбор статистики, находит исполнителей для выполнения задач различного рода. Чтобы открыть компанию подобного рода не обязательно располагать огромными мощностями, серьёзной материальной базой, но критически необходимо найти для работы специалистов своего профиля – логистов. А также сотрудников, которые будут выполнять все остальные задачи, от налогового консультанта и таможенного брокера до юриста и маркетолога. Принцип работы базируется на том, что оператор, к которому обратился заказчик, находит операторов более низкого уровня (2PL, 3PL), чтобы передать им выполнение задачи, а сам 4PL-провайдер лишь контролирует, управляет и оптимизирует. В данном бизнесе важно сотрудничать с огромным количеством компаний, обычно открыть такую фирму сходу затруднительно, нужно постепенное развитие с самого начала. В ином случае придётся находить исполнителей, посредников, клиентов; учитывая при этом особенности работы каждой из компаний, возможно, передавая клиентам задачи друг друга или занимаясь оптимизацией уже не в рамках одного предприятия, а выстроенной цепи в целом. Простейший пример – консолидация грузов.

5PL-провайдер. Является скорее маркетинговым ходом, потому что в мире практически не существует компаний, которые бы работали на данном уровне – всё, чего удалось достичь – это некоторое совершенствование принципов работы 4PL. По другим оценкам 5PL-провайдеры уже существуют, однако всё это деление настолько условно, что точно определить истину не представляется возможным. Пятый уровень можно рассматривать как возможность дальнейшего развития данной области.

Как можно понять из всего вышесказанного, для открытия фирмы, которая предоставляет услуги логистического провайдера, может потребоваться слишком разное количество средств, а в некоторых случаях возможность открытия такой компании определяется особенностями рынка. В России наиболее целесообразно начать свою работу со второго уровня, открыв по сути простую транспортную и экспедиторскую компанию, которая только нацелена на постоянное развитие. Для организации потребуется найти место, которое имеет выгодное географическое положение, сюда относятся крупные города, являющиеся важными транспортными узлами. Потребуется весьма значительная территория для предприятия, потому что требуется выделить непосредственно место для организации административного блока, занимающегося управлением организацией, и автопарка на достаточно большое количество машин, а также в некоторых случаях организовать склады. Участок можно взять в аренду, но тогда придётся рассчитывать на весьма существенную статью расходов ежемесячно – территория такого предприятия редко занимает меньше нескольких аров земли. Если же участок покупать в собственность, то нужно располагать достаточно большими средствами, стоимость земли и зданий или строительных работ сильно различается в зависимости от региона, но рассчитывать также нужно на несколько миллионов рублей. Автопарк станет также весьма существенной статьёй расходов, потому что минимальная стоимость грузового автомобиля составлять 1 миллион рублей, и это только за относительно небольшие машины, в среднем грузовой автомобиль стоит в несколько раз дороже. Точную цифру опять же сложно назвать, потому что можно купить бывшие в употреблении машины, можно купить новые; транспорт российского производства обычно дешевле импортного – то есть имеются варианты.

Когда организована транспортная компания, можно начинать поиск клиентов. Предприятие, нуждающееся в транспортных услугах, всегда стремится сэкономить, поэтому нужно не просто снижать цену, чтобы привлечь своих клиентов, а именно нанять специалистов, которые могут оптимизировать процесс перевозки. Так постепенно компания выйдет на новый уровень логистического сервиса, когда будет сокращать не только издержки клиента, но и свои собственные. На этом уровне уже будет полная ответственность за груз, в связи с чем нужны юристы. Штат сотрудников расширится за счёт привлечения специалистов новых профилей – в первую очередь это сами логисты, способные полностью рационализировать всю деятельность предприятия. Уже на этом этапе провайдер может получать доступ к управлению некоторыми процессами на предприятии заказчика – если убедить его в эффективности своей работы, то он будет только счастлив избавиться от сложных для него бизнес-процессов, что сократит его издержки и улучшит показатели работы. Сюда относятся не только транспортные и сопутствующие услуги, но и анализ, сбор статистики и выведение итоговой оценки деятельности компании-партнёра. После этого можно начать заниматься сбытовой и распределительной деятельностью своего клиента, имея доступ к информации и располагая достаточными для этого ресурсами, можно уже более точно и более эффективно оптимизировать всю работу организации.

Таким образом можно перейти на четвёртый уровень, когда уже не нужны собственные мощности, и компания начинает заниматься только консалтинговой и управляющей деятельностью. Организуя собственные цепи поставок, регулируя работу нескольких организаций, координируя их действия и оптимизируя весь процесс, можно перейти к тому, что в штате будут только специалисты логистики и смежных дисциплин, вся более простая работа передаётся на аутсорсинг. Предприятие занимается преимущественно управленческой логистикой. Как уже было отмечено, можно сразу начать с четвёртого уровня, но, учитывая специфику российского рынка, почти наверняка не удастся привлечь достаточное количество клиентов и партнёров, потому что они не заинтересованы в том, чтобы передавать важные управленческие функции в стороннюю организацию. Нужна очень хорошая репутация, чтобы заниматься такой деятельностью, рынок не примет сходу такого оператора, ему нужно будет стать частью этого рынка, чтобы влиять на него. Здесь важно также иметь в штате не просто специалистов, а профессионалов своего дела, здесь человеческий фактор особенно важен, от сотрудников вообще зависит если не всё, то очень многое.

Открытие компании логистического провайдера в России – сложный процесс, потому что работать в формате простой транспортной компании может быть невыгодно и нецелесообразно; самой главной причиной тут можно назвать достаточно высокий уровень конкуренции и отсутствие важного (в глазах незнающего клиента) конкурентного преимущества. Работа провайдера более сложная, и при переговорах с потенциальными клиентами нужно уметь доносить до них информацию о том, что компания готова заниматься более сложными вопросами, предоставлять более качественный и расширенный сервис. Постепенно этим будут интересоваться, и можно стать действительно первой компанией на своём местном рынке, которая ведёт работу с учётом всех самых современных методов. Да, клиенты пока ещё редко рассматривают предложения такого рода, желая найти просто транспортную компанию, но рано или поздно осознание того, что логистика приводит к сокращению существенного числа расходов, приведёт к серьёзному спросу на услуги логистических провайдеров. Если грамотно наладить свою работу, то можно натурально дать толчок развитию экономики в своём регионе.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «грузоперевозки» и «аутсорсинг»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru