Франшизы месяца:

Свой бизнес: студия SMM

Относительно недавно появился новый бизнес-инструмент, который позволяет продвигать услуги или товары компании на рынке. Называется он SMM – social media marketing, и как можно догадаться из названия, предполагает он продвижение в социальных сетях. Зачастую SMM выступает как некоторая помощь в SEO-продвижении, однако может быть и отдельным направлением развития своей маркетинговой кампании. Такой вид бизнеса весьма актуален, и грамотный маркетолог может создать для себя хороший источник дохода. Только нужно учитывать, что SMM – это прогрессивный вид деятельности, который требует самых современных знаний и умений.

Сегодня уже существует немалое количество компаний, которые занимаются предоставлением подобного рода услуг. Связано это с быстрым ростом количества зарегистрированных пользователей социальных сетей, с развитием подобных сайтов, которые становятся уже не просто средством коммуникации, но и информационными площадками. Упускать возможность охвата такой аудитории, причём в которой очень просто проводить выборку по указанным критериям, не стоит, и многие компании понимают это. Однако далеко не в каждой компании есть специалисты подобного профиля, и даже не каждый маркетолог может заниматься маркетингом непосредственно в социальных сетях, потому что это достаточно сложная и обширная сфера знаний, которую нужно изучать дополнительно. А сейчас мало ВУЗов, которые дают своим студентам знания о SMM. То есть значительная часть специалистов, работающих по этому направлению, просто на собственном опыте изучила все особенности и пришла к своему уровню. В этом может быть сложность при выходе на рынок, потому что кадровый вопрос здесь очень важен, и конкурентная организация, в штате которой трудятся хорошие SMM-специалисты, может быть очень серьёзным соперником. Здесь не получится сыграть даже на предоставлении более дешёвых услуг, цена за свою работу может быть ниже поначалу, чтобы привлечь клиентов, но им нужен настолько же хороший результат, который могут предложить в других компаниях.

Для начала работы следует зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Тут можно оформиться и как индивидуальный предприниматель, потому что это потребует небольших финансовых и временны́х затрат. Если есть необходимость в регистрации юридического лица, то предпочтительной формой является общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае будет доступна, как и в случае с индивидуальным предпринимательством, упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной деятельности в качестве налогов, рассчитывается форма отчислений в зависимости от показателей рентабельности. Деятельность можно классифицировать по-разному, подходят в той или иной степени такие коды как: (ОКПД 2) 73.12 Услуги по представительству в средствах массовой информации, (ОКПД 2) 73.20 Услуги по исследованию конъюнктуры рынка и общественного мнения, (ОКПД 2) 73.11 Услуги, предоставляемые рекламными агентствами, (ОКПД 2) 63.12 Содержание порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет, (ОКПД 2) 63.11 Услуги по обработке данных, размещению и взаимосвязанные услуги.

Нужно также сказать, что заниматься исключительно SMM не всегда целесообразно, оптимально заниматься одновременно с продвижением сайтов и страниц в социальных сетях и простой оптимизацией и продвижением сайтов – SEO. Есть, конечно, компании, которые занимаются исключительно SMM, но всё же этот инструмент, хоть и имеет свои отличительные особенности, очень близок к SEO, да и многие клиенты интересуются общей «раскруткой» своего портала, а не только представленностью в соцсетях. Поэтому изначально лучше рассчитывать на то, чтобы открывать студию, которая занимается и SEO, и SMM, таким образом на аутсорсинг можно будет принимать бо́льшую часть услуг, не увеличивая при этом значительно свои мощности. Обычно будет достаточно привлечь одну или несколько штатных единиц, чтобы добавить к занятию SEO ещё и SMM. Более подробно об открытии студии, которая занимается SEO, можно прочитать тут. В связи с этим, если уже предприниматель содержит студию по оптимизации сайтов, ему есть смысл задуматься о расширении своего бизнеса. 

Надо отметить, что данный рынок будет только увеличиваться, сегодня уже значительное количество бизнесменов работает исключительно через социальные сети, и многие новички начинают вначале только со страницы в соцсети, уже значительно позже создавая свой сайт. Поэтому если предлагать клиенту качественные услуги по нормальным ценам, уметь противостоять конкурентам, то можно рассчитывать на то, что клиентов всегда будет предостаточно. А сейчас ещё то время, когда рынок не перенасыщен предложением во многих случаях, но это почти наверняка изменится скоро – слишком уж перспективное направление.

Конечно, придётся найти себе помещение для размещения офиса. Есть, конечно, компании, которые фактически из дома работают или представлены сетью удалённых работников, и офис им в этом случае не требуется, однако это скорее касается очень маленьких компаний или вообще энтузиастов, которые только начинают заниматься бизнесом. Но для полноценной студии придётся искать офис, причём лучше всего искать помещения где-нибудь в центре города или в деловых кварталах, как раз там, где больше всего потенциальных клиентов. Ведь клиентами становятся преимущественно организации, поэтому их представителям должно быть удобно добираться до места проведения переговоров. Лучше всего располагаться в каком-нибудь бизнес-центре, тогда значительная часть клиентов будет набираться из предприятий, которые расположены в этом же здании. Если есть возможность, можно помещение выкупить в собственность, хотя обычно это не целесообразно, потому что потребует слишком больших инвестиций сразу же. Поэтому чаще всего такие предприятия обходятся арендой небольшого помещения (порядка 30 квадратных метров), хотя его размеры могут быть и большими, если организация занимается огромным количеством проектов, и в работе одновременно задействован большой штат сотрудников. 

Стоимость аренды сильно зависит от нескольких факторов, самый главный – это месторасположение, как раз в центре и бизнес-центрах в частности аренда зачастую самая дорогая. В дополнение нужно рассчитывать на то, что какие-то средства потребуются на оборудование помещения, а также на его ремонт, хотя бы косметический. Вместе с закупкой мебели и техники сумма может достигнуть 100 тысяч рублей, а для больших офисов она на порядок больше.

В этом бизнесе однако определяющим фактором успеха является не оснащённость предприятия какими-либо производственными или иными мощностями, но наличие в штате сотрудников, которые смогут максимально эффективно выполнять поставленные перед ними задачи. Уже было замечено, что для работы придется найти маркетологов, которые хорошо разбираются непосредственно в SMM-приёмах и имеют достаточный опыт для того, чтобы заниматься проектом любой сложности. Сам предприниматель, если обладает достаточными знаниями, может стать руководителем группы, которая отвечает за продвижение сайтов и страниц в социальных сетях клиентов, в ином случае ему лучше сконцентрироваться на выполнении обязанности руководителя по административным и организационным вопросам. SMM-специалистов можно нанять, в том числе и переманить из других компаний, однако иногда целесообразнее обучить своих сотрудников, выделив на это соответствующие средства и время. Нужно также отметить, что каждый специалист должен заниматься своим делом, поэтому люди, которые занимаются общим маркетингом, не должны в ущерб своей основной работе изучать и проводить SMM. При этом инструменты SMM тоже отличаются друг от друга, и тут потребуется иметь сразу несколько профессионалов, которые занимаются разными направлениями. 

Итак, необходимы будут программисты – это люди, которые умеют создавать сайты, и несмотря на то, что представленность в социальных сетях обеспечивается за счёт создания страниц непосредственно на самом сайте соцсети, иногда требуется немало знаний для того, чтобы сделать эту страницу красивой и функциональной. Плюс может быть необходимо обеспечивать поддержку стороннего или просто сложного кода. И, наконец, SMM предполагает работу не только (хоть и преимущественно) в рамках соцсети, иногда требуется размещать материалы и содержать порталы на сторонних ресурсах или даже создавать собственный сайт. Далее – в штате должны быть и SEO-специалисты, которые умеют проводить оптимизацию сайта или страницы для получения более высокого рейтинга и для размещения информации заказчика на верхних позициях в поисковых машинах. В целом, конечно, это не столь глубокая и профессиональная работа (и иногда она вовсе не требуется), но без специалистов по этому направлению может быть невозможно взять в работу некоторые заказы или заниматься определёнными категориями проектов. Далее – нужны просто маркетологи, которые занимаются непосредственно рекламой – то есть написанием (созданием) рекламного материала, изучением конъюнктуры рынка, сбором статистики, анализом, то есть делают всё необходимое от рекламщика. Далее – уже сами SMM-специалисты, которые знают о технологиях social media marketing, которые понимают всё о создании и размещении страниц, о привлечении людей, о представленности и прочем. Расписывать все приёмы здесь не имеет смысла, потому что это займёт слишком много времени, а при начале работы придётся всё равно усваивать большой объём информации. Наконец, нужны люди, которые будут заниматься продвижением услуг своей компании, контактировать с потенциальными клиентами, предлагать им продукт, убеждать людей в том, что SMM позволит действительно более эффективно проводить свою маркетинговую кампанию и увеличивать свои продажи/востребованность своей услуги среди населения. В их обязанности входит также и работа непосредственно с потенциальными потребителями, то есть они общаются с людьми в социальных сетях, находят их, увеличивают количество просмотров, занимаются техническим выполнением. В маленькой компании штат сотрудников редко превышает 10 человек, некоторые близкие, но всё же разные обязанности иногда может выполнять и один человек, но в большой организации, которая вынуждена работать с большим количеством потребителей, создаются целые группы, каждая из которых ведёт свои проекты. 

Все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, можно передать на аутсорсинг, сюда относится ведение бухгалтерии, консультация по юридическим и налоговым вопросам, а также охрана своего офиса, если он размещается в отдельно стоящем здании и не обеспечивается охраной изначально. Работа с аутсорсинговыми компаниями позволяет существенным образом сократить свои издержки за счёт того, что в штате не будут значиться дополнительные единицы, работа которых на конечный результат деятельности никоим образом не влияет. Стоит также отметить, что какой-то процент именно штатных работников может работать удалённо, либо же могут привлекаться люди только по мере необходимости, которые занимаются, к примеру, написанием рекламных текстов и/или созданием простых страниц, использующихся в дальнейшем продвижении компании-заказчика.

Как можно понять – кадровый вопрос наиболее важный в организации такого предприятия, потому что здесь именно люди выступают главной ценностью, которая формирует прибыль предприятия. Сотрудники не только выполняют заказ, но и находят потребителей. Сама организация должна создать собственный сайт для размещения информации о себе, через сайт можно напрямую контактировать с потенциальными потребителями, при этом, если студия сама занимается SEO, то может оптимизировать свой интернет-портал таким образом, чтобы у него была большая посещаемость. Неплохо, если в компании работает человек, который разбирается и умеет проводить lead-менеджмент, тогда будет проще искать своих клиентов. В ином случае можно обратиться в компанию, которая целенаправленно этим занимается, то есть обратиться к аутсорсеру. Ну и, конечно, имеет смысл разместить информацию о себе в социальных сетях, в которых будет проходить работа. 

В настоящее время в России наиболее популярен сайт «Вконтакте», именно через него можно наиболее эффективно проводить продвижение товаров/услуг заказчика. К чести этого портала стоит отметить, что он поддерживает это направление, и рекламная сфера на нём в той или иной мере развита. Следующий сайт, который также стоит рассматривать – зарубежный «Facebook», несмотря на то, что сейчас в мире это самая популярная социальная сеть, и она достаточно быстро развивается и в России, и существует относительно много российских пользователей этой соцсети, работа через неё не будет отличаться такой эффективностью, как «Вконтакте». «Facebook» - направление очень перспективное, но пока не приоритетное, хотя там тоже есть поддержка бизнеса, в некоторых аспектах даже более мощная и эффективная. Страница на этом сайте может стать полноценным сайтом, что позволит хотя бы использовать её как рекламную и информационную площадку для клиента. Наконец, организации, которые нацелены на работу с клиентами из других стран (дальше СНГ), должны рассматривать «Facebook» именно как основное направление для продвижения своих товаров и/или услуг; таким образом студии SMM нужно уметь работать на этом ресурсе. Далее стоит развивать свою работу в таких социальных сетях как «Instagram» и «Twitter», они имеют свою специфику (один, грубо говоря, сайт для размещения фотографий, второй – микроблог), потому что не предполагают предоставления полноценной поддержки в рекламной кампании, обладают не столь широким функционалом, но как дополнительные ресурсы обязательны. Учитывая всеобщую интеграцию и постепенное слияние этих сервисов (вернее, синхронизацию профилей одного пользователя между собой), через эти соцсети также можно находить достаточно большое количество клиентов. 

Есть и некоторые другие социальные сети, которые стоит рассматривать для своей работы, но они будут нужны в несколько нестандартных задачах, например, при поиске клиентов в определённом регионе или определённого контингента пользователей. Вообще студия SMM должна уметь работать с любой задачей, даже если речь идёт о соцсети или представленности в целом в другой стране, поэтому нужно развивать в своих сотрудниках не только умение работать с конкретными сайтами, а понимать принцип работы и схему развития и продвижения порталов. Тогда можно будет справиться с совсем уж нестандартным заданием, например, представленностью компании-заказчика на сайте знакомств.

Сумма стартовых инвестиций для открытия совсем небольшой студии может не превышать 100 тысяч рублей, но тогда можно говорить об открытии только домашнего предприятия, в рамках которого трудится несколько человек (если вообще не один), предлагающих самые простые услуги небольшому количеству клиентов одновременно. Сейчас считать это полноценным бизнесом не стоит, и без последующего развития такое начинание обречено на провал. Но даже если рассматривать вариант открытия большой компании, то не придётся рассчитывать на миллионный стартовый бюджет, потому что для начала достаточно просто оборудованного офиса. Значительные средства, правда, уйдут на свою рекламную кампанию, которую всё равно придётся оплачивать вне зависимости от того, насколько умные сотрудники есть на предприятии. Подводя итог, можно сказать, что этот вид бизнеса очень перспективный и обещающий большую прибыль, это направление ещё только развивается, и компания, которая сможет предложить что-то совершенно новое, получит очень важное конкурентное преимущество.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса


Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «веб-студия»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru