Франшизы месяца:

Творческий бизнес: фитодизайн

Дизайнерские услуги всегда пользуются спросом среди населения. Несмотря на большое количество дизайнерских фирм, сегодня даже небольшие студии могут успешно существовать на рынке, хоть и уровень конкуренции не лучшим образом сказывается на их деятельности. Но даже в условиях такого широкого распространения дизайнерских студий большинство из них предлагают общий комплекс услуг без углубленного проектирования какой-либо сферы. И поэтому появляются «тематические» дизайнеры, которые занимаются не совсем стандартными заказами. Сюда относится и отрасль фитодизайна.

Собой фитодизайн представляет обустройство помещений растениями, причём это направление ориентируется не только на эстетическую привлекательность создаваемого проекта, но и на его научную обоснованность и практическую составляющую. Не секрет, что зелёные насаждения хорошо сказываются на здоровье и самочувствии человека, и многие начальники задумываются о том, чтобы внести в декорирование своего офиса живые растения. Всё это значительно сказывается на целесообразности проведения фитодизайна, и наиболее прогрессивные бизнесмены уже сегодня начинают обращаться к таким услугам.

Данное направление имеет преимущество в том, что им занимается не так много фирм, то есть уровень конкуренции в больших городах достаточно низок. Безусловно, обычные дизайнерские студии могут принять подобный проект и полностью сконцентрироваться на создании правильного расположения тех или иных растений относительно друг друга и интерьера, но при этом они не будут учитывать природные особенности самих растений, а это очень важно в данном направлении. В общем и целом, именно сочетаемость растений – это существенное отличие фитодизайна от собственно простого дизайна. Даже флористика не столь глубоко изучает эти характеристики растений, поэтому фитодизайн и выделяется как отдельное направление в деятельности человека, а не небольшой подраздел дизайнерского искусства. Но отсюда и следствие – заниматься этой работой может только человек, который прошёл соответствующее обучение и прекрасно разбирается во всех особенностях работы. Ему нужно понимать принципы дизайна, флористики, а также специфических моментов именно этого направления. Фитодизайном не следует заниматься любителям, потому что в итоге рано или поздно появится человек, который предложит что-то лучше.

Для начала своей работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Для простоты можно остаться физическим лицом, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель. Это не потребует существенных финансовых вложений в регистрацию, заметно упростит документооборот, да и по времени пройдёт гораздо быстрее. Если есть необходимость зарегистрировать юридическое лицо, то предпочтительно выбрать общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае доступна упрощённая система налогообложения: 6% от дохода или 15% от операционной прибыли в пользу государства, что заметно ниже, чем налог на прибыль организации. Важный момент – выбор кода ОКВЭД, и такая деятельность подходит под определение (ОКПД 2) 74.1 Услуги по специализированному дизайну. Чтобы не допустить ошибок на этапе регистрации лучше обратиться к грамотному юристу или вообще в специализированную фирму, которая помогает начинающим предпринимателям оформить своё дело в установленном законом порядке. Но в этом случае потребуются дополнительные финансовые вложения.

Сходными видами бизнеса являются не только дизайнерские услуги и услуги флориста, но и торговля живыми или искусственными цветами – фитодизайн объединяет это всё и привносит дополнительную специфику. То есть нужно быть флористом, дизайнером, продавцом, а также в своём роде учёным, получившим знания в данной сфере. Здесь перед предпринимателем открывается два пути: получить эти знания самостоятельно или же привлечь сотрудников. Лучше всё-таки самому понимать, на чём держится свой бизнес, и поэтому обратиться в специализированные конторы, которые проводят курсы фитодизайна. 

Среди обилия таких учителей важно выбрать настоящего, а не такого, который просто хочет денег, объясняя какие-то пространственные вещи, которые впоследствии не найдут практического применения. Также важно ознакомиться с самой программой обучения, потому что она может быть неполной или освещать лишние для работы моменты. Фирма, предлагающая такие услуги должна обладать какими-либо сертификатами на проведение учебной деятельности, не говоря уже о лицензии государственного стандарта на такую работу. 

На занятия придётся выделить не меньше месяца, причём занятия в этом случае должны проводиться с высокой частотой, иначе освоить весь нужный материал не получится. Из общераспространенных видов фитодизайна нужно изучить всю информацию об озеленении, правила растениеводства (посадка, уход, обслуживание, температурный режим, физические воздействия), дизайнерские принципы (сочетание цветов, расположение элементов, психологическое восприятие, символика), изучение свойств объектов (от природных особенностей растений до особенностей горшков и ваз), а также правила составления букетов и «язык цветов». Дополнительно обучаются мастерству работы с так называемым зимним садом и оранжереями, с японской аранжировкой (в первую очередь – икебана), работе с сухими цветами и их композициями и искусственными цветами. Также важно, чтобы в курс входила не только теоретическая часть, но и практика. 

В итоге прошедший обучение человек становится полноценным фитодизайнером, и обучающая компания должна выдать свидетельство об окончании этих курсов. Это будет впоследствии больше применяться в рекламе и для подтверждения своей квалификации перед клиентами, самому же предпринимателю главное – обучиться этому искусству.

Стоимость таких курсов может существенно отличаться. Начинается она от 10 тысяч рублей, для икебан может быть немного дороже, но в среднем полноценное обучение потребует порядка 20 тысяч рублей. Если нет желания учиться в группе или требуется быстрое освоение знаний, можно заказать индивидуальное обучение, но оно обойдётся не меньше 50 тысяч рублей. В случае, если нет вообще желания тратить на это время и силы, можно нанять уже обученного фитодизайнера, но тогда придётся отдавать ему существенный процент от суммы заказа, и предпринимателю придётся сотрудничать со многими фитодизайнерами и находить огромное количество заказов, что может быть нелегко, особенно в первое время. Иначе не получится получать прибыль. То есть в этом случае организатор бизнеса станет менеджером по продажам, хотя лучше эту должность совмещать с дизайнерской.

Следующий очень важный человек – флорист. Он будет ухаживать за растениями, собирать их в букеты, производить подбор, то есть станет исполнителем заказа (а не разработчиком проекта в противоположность фитодизайнеру). Флористы будут работать в самом офисе компании, но в их обязанности может входить и выезд на объект с целью претворения проекта в жизнь, а также последующее обслуживание клиентов. Обычно эти обязанности выполняют разные люди, но поначалу, когда огромной загруженности нет, штат может быть сокращённым. В некоторых случаях флорист и будет фитодизайнером, потому что его знаний может быть достаточно для создания проекта, но лучше различать эти должности на исполнительную и творческую. Тем более, что в компании должны быть и помощники-декораторы, которые выполняют всю работу, связанную с непосредственно монтажом, а также с выполнением требований флориста.

Для работы потребуется и помещение, которое не обязательно должно располагаться в центральных районах города – в целях экономии все презентации своих услуг можно проводить на собственном сайте или уже непосредственно на территории заказчика. В зависимости от планируемых объёмов своей работы подбирается и размер помещения, и его должно хватать на обслуживание всех заказов в каждый момент времени. То есть это может быть и простая каморка, где трудится один флорист, и огромная оранжерея, где обрабатываются закупленные цветы командой опытных работников. Офис компании – это «перевалочный пункт», где флористы собирают закупленные по заказу букеты, рассаживают растения и подготавливают их к последующему монтажу на месте заказчика. Плюс нужно иметь помещение для хранения всей продукции перед отправкой к заказчику. Отдельно выделяется рабочее помещение для самих дизайнеров, и им потребуется стандартная офисная техника и программное обеспечение для работы.

Работа студии фитодизайна состоит из четырёх частей, причём каждая является развитием предыдущей. Заказчик может ограничиться только первой частью, а всё остальное выполнить сам, либо же заказать комплексный проект, который стоит довести до конца:

1. Фитодизайн. Это и есть разработка проекта с учётом всех требований и пожеланий клиента и особенностями самого фитодизайна, который учитывает параметры помещения, назначение помещения и его интерьер. Разработка только на бумаге, которая по завершению передаётся заказчику. Стоимость такого вида работы начинается от 5 тысяч рублей. Дополнительно оплачивается первичный выезд дизайнера на место.

2. Закупка материалов. Клиенту могут понравиться редкие растения или что-то совершенно необычное, да и простые растения он может не захотеть покупать самостоятельно, доверив это дело профессионалу. В этом случае фитодизайнер покупает нужные материалы (не только сами растения, но и горшки, вазы, ограждения, клумбы и другие элементы) и передаёт их потребителю. Стоимость этой работы может не взиматься (то есть оплачивает заказчик только сами цветы и материалы) или же быть небольшим процентом от закупки.

3. Монтаж. Если заказчик не обладает возможностями (или желанием) заниматься благоустройством своего помещения самостоятельно, то студия и тут поможет ему. Именно для этого в штате содержатся дополнительная рабочая сила – исполнители, которые просто проводят установку. По своей сути, эти все три этапа и есть законченный и реализованный проект студии фитодизайна. Стоимость – обычно процент от цены на закупленные растения и вспомогательные элементы.

4. Обслуживание. При облагораживании живыми цветами нельзя забывать о том, что они могут погибать, и для предотвращения этого проводится постоянный уход за ними. Конечно, этим часто начинает заниматься сам заказчик, но всё же он не обладает достаточными знаниями, чтобы правильно ухаживать за растениями, особенно экзотическими. В этом случае заключается договор на постоянный приезд флориста с целью поддерживать созданный интерьер. Здесь стоимость также лучше рассчитать в зависимости от количества растений, и установить фиксированную плату в месяц. Для студии это хорошо тем, что приносит постоянный доход.

Стоимость проекта должна быть не меньше определённой цифры, но при этом рассчитывать всё-таки по квадратуре помещения. Также нужно учитывать и предпочтения заказчика. Таким образом, несколько проектов позволят получить не только прибыль с самого проекта, но и в дальнейшем принесут дополнительный доход по обслуживанию. Однако не все клиенты захотят воспользоваться всем перечнем услуг, нередко заказывается одна только проектировка – то есть услуги самого дизайнера.

Чтобы обеспечить себе беспрерывную работу, нужно сразу найти поставщиков оптом всех возможных растений, в том числе и весьма экзотических и не произрастающих на территории России. Не исключено, что придётся сотрудничать с зарубежными компаниями и заключать договоры на поставку растений с другого материка. Но клиент будет этого требовать, и использование нехарактерных для этой страны растений будет обходиться дороже для заказчика, но более выгодно для студии фитодизайна. Оптимально, если поставщики будут привозить растения по первому требованию, а особо неприхотливые растения можно временно держать и у себя. Помимо продавцов живого товара нужно договориться с поставщиками расходных материалов, дополнительных элементов, искусственных цветов и тому подобными людьми. Сотрудничать в таком виде бизнеса придётся с большим количеством компаний.

Основными клиентами станут почти наверняка другие предприниматели – в первую очередь те, которые содержат офис. Их проекты будут обходиться дороже (из-за размеров помещений и высоких требований к качеству), чем у частных лиц. Это вторая категория клиентов – люди, желающие украсить свой дом. Здесь можно рассчитывать на весьма смелые требования, и дизайнер должен уметь справляться с самыми сложными заданиями. В дополнение студия фитодизайна занимается тем, что предоставляет свои услуги по временно декорированию. Это могут быть банкеты, свадьбы, деловые мероприятия, детские праздники и тому подобные события. Как правило, такие заказы выполняют именно студии флористики, но и фитодизайнер может браться за такие заказы. Дополнительный доход можно себе обеспечить, если заниматься небольшим производством, то есть из закупленных растений создавать букеты, композиции и даже венки, чтобы впоследствии продавать их в розницу или оптом. Такая работа может занять флориста при отсутствии заказов или же будет приносить приятный дополнительный доход. Как и в любом творческом бизнесе, здесь тоже можно придумывать новые идеи.

Но для того, чтобы получать прибыль, придётся огромное внимание уделить рекламе. В первую очередь нужно создать свой собственный сайт, на котором размещены предложения для клиентов, указана стоимость услуг и подробно расписано, что такое фитодизайн и зачем он вообще нужен. Здесь придётся продвигать свой товар самостоятельно, а не ждать спроса от клиентов, потому что люди в России пока ещё не слишком активно интересуются такой услугой. Многие и вовсе считают её ненужной тратой денег. Здесь лучше ориентироваться в первую очередь на тех, кто нуждается в дизайнерском проекте помещения вообще – им и стоит предлагать чуть более совершенную услугу. Причём по стоимости она не сильно отличается от обычного дизайнерского проекта, что позволяет заинтересовать потребителя. Не исключено, что потребуется нанять менеджера(-ов) по продажам, и человек на этой должности должен будет самостоятельно находить клиентов и продвигать услуги компании.

Работа в данной сфере отличается творческим подходом, нестандартным форматом к понятию дизайна и в некотором роде инновациями. Всё же в настоящее время фитодизайн – не слишком распространённое явление, и население, если его правильно заинтересовать, наверняка будет обращаться к такому новому веянию. Сложности в данном виде бизнеса как раз и заключаются в первую очередь в продвижении своих услуг, нужна мотивация и интерес потенциальных клиентов, но, с другой стороны, этим занимается небольшое количество конкурентов, а значит, серьёзной борьбы ожидать не приходится. Поэтому, обладая достаточными знаниями, можно открывать столь необычный проект и рассчитывать на получение прибыли. Для людей, которые увлекаются фитодизайном, это станет и бизнесом, и хобби одновременно.

Матиас Лауданум
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «цветы»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru