Франшизы месяца:

Выгодный бизнес: мясной магазин

Открытие мясного магазина нельзя назвать слишком сложным направлением деятельности, однако свои особенности есть и в этом направлении. Мясо – тот продукт, который покупается всегда в огромных количествах, работая в проходном месте, можно рассчитывать на достаточно большое количество потребителей. Даже при немалом уровне конкуренции можно занять своё место на рынке, несколько рядом расположенных торговых точек в итоге редко конкурируют друг с другом, если расположены в удачном месте. При этом не требуется слишком больших средств для открытия мясного магазина, особенно если не планируется открывать крупный магазин.

Для начала стоит зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Можно оформиться просто как индивидуальный предприниматель, однако в случае, когда необходима регистрация юридического лица, лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, потому что тогда, как и в случае с индивидуальным предпринимательством, будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Процесс регистрации может затянуться на пару месяцев, при этом величина государственной пошлины составляет 4 тысячи рублей. Однако важно при открытии точки, которая торгует мясом, получить необходимые разрешения от Роспотребнадзора. Вообще данный вид деятельности не является лицензируемым, и получение разрешения от Роспотребнадзора – это стандартная процедура, которую проходят многие предприятия, но в данном случае разрешение получить может быть очень сложно. Немаловажный момент – разрешение выдаётся на основании ветеринарного свидетельства на мясо, которое поставляется вместе с продуктом, поэтому искать нужно будет только проверенных и надёжных поставщиков, у которых никогда не возникает проблем с получением такой документации на свои поставки. Роспотребнадзор проверяет наличие ветеринарных свидетельств, а также оценивает состояние помещения и его соответствие установленным требованиям. Это зачастую стандартные параметры, однако нужно понимать, что в разных регионах России могут быть свои требования на помещение, в котором предполагается торговля мясом и мясными продуктами, поэтому изначально стоит обратиться в местное отделение Роспотребнадзора для уточнения. Помочь в регистрации может и грамотный юрист, если таковой есть в команде предпринимателя, но в любом случае можно обратиться к аутсорсеру или вовсе в специальную контору, которая занимается помощью в получении лицензий и разрешений. Но стандартный перечень обычно выглядит следующим образом:

1.       Свидетельство о государственной регистрации (ОГРН);

2.       выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

3.       Свидетельство о постановке на учёт в налоговых органах (ИНН);

4.       Свидетельство о собственности на здания, сооружения, помещения (или договор аренды);

5.       Предыдущее разрешение СЭС на деятельность или заключение СЭС о возможности размещения объекта торговли при наличии такового;

6.       Проектную документацию (при наличии) – архитектурную и технологические части с проектом вентиляции, а также документы БТИ: поэтажная экспликация помещений и план БТИ;

7.       Заключение СЭС о соответствии проектной документации;

После того, как собран весь пакет документов, когда есть ветеринарные свидетельства, можно обращаться в Роспотребнадзор, и если всё будет в порядке, то в течение максимум двух месяцев разрешение будет выдано. Однако это всё документы на помещение, но Роспотребнадзор проверяет соответствие не только помещения и товара, но и людей, которые будут работать в магазине. Продавцы обязательно должны располагать санитарной книжкой, и часто её меняют раз в полгода или год. Когда все бюрократические вопросы решены, можно приступать к тому, чтобы начать организацию своей деятельности.

Следующим этапом организации деятельности станет поиск помещения для своей работы. Для маленького магазинчика можно найти помещение размером около 40 м2, меньше обычно не подходит, но можно открыть и торговую точку немалого размера, в которой идёт торговля не только мясом, но и мясными продуктами (к примеру, колбасами, полуфабрикатами и тому подобной продукцией). Требования к помещению, как уже было замечено, предъявляются весьма жёсткие, но ничего сверхъестественного тут не предусмотрено. Хорошая вентиляция, использование правильного оборудования, чистота, соответствие условиям пожарной безопасности и тому подобные требования – это всё стандартные положения, и любой человек, который в той или иной степени сталкивался с организацией торговли в сфере питания, понимает, что хотят увидеть проверяющие органы. Также стоит задуматься о внутреннем обустройстве помещения, потому что не всегда удаётся арендовать его сразу с подходящим ремонтом, и его будет необходимо делать самому. 

Стоимость аренды может сильно отличаться в зависимости от множества факторов, к примеру, в центральных районах города всегда она будет выше, чем на окраине, в больших городах выше, чем в провинции. В целом, это элементарные вещи, и предприниматель ещё в начале работы обычно уже знает расценки на аренду в своём городе. Средняя стоимость аренды за сорок квадратных метров составит около 80 тысяч рублей в месяц за магазин на каком-нибудь центральном рынке мегаполиса, но в более мелких городах не в самом центре города можно его снять за сумму около 40-50 тысяч рублей, а иногда и дешевле, но нужно понимать, что это очень усреднённые показатели. Около 100 тысяч придётся выделить также на мелкий ремонт своего помещения и на приобретение простого оборудования и мебели, простого инвентаря. Однако для того, чтобы иметь возможность торговать мясом, необходимо купить специальные холодильные установки и витрины, в которых также соблюдается температурный режим, и можно выставлять образцы продукции. Открытие обычного мясного магазина не предполагает обработку поступающей продукции, то есть нужно только оборудование для хранения товара, но не для его изменения. Магазину проще купить уже готовый фарш или вырезки, чем самостоятельно заниматься разделкой туш и сортировкой. Однако некоторые торговые точки как раз считают выгодным направлением именно лично заниматься созданием новых товарных позиций, приобретая у поставщиков только мясо, туши забитых животных. Чтобы заниматься разделкой, нужно получать ветеринарные свидетельства на получаемый продукт, то есть это направление бизнеса достаточно сложное, и при этом не обещающее серьёзной прибыли. Помещение дополнительно может оборудоваться дверными проёмами для разгрузки поступающей продукции (широкий проём необходим при больших объёмах заказа). 

Теперь нужно чуть более подробно рассмотреть вопрос с оборудованием. В магазине должны быть хотя бы простые торговые весы и весы для приёма продукции; мясорубка, рубочная колода, разделочные столы, моечные ванны и тому подобные простое оборудование нужны в том случае, если в магазине занимаются не простой перепродажей поступающей мясной продукции. Ещё можно купить простенький термоупаковщик, для удобства потребуется купить несколько шкафов. Всё это и относится к оборудованию, которое стоит недорого и включается в стоимость первейшего оснащения своего магазина. С другой стороны, профессиональное оборудование стоит уже бо́льших денег, к примеру, мясорубка обойдётся в сумму от 20 тысяч рублей. Но самое дорогое оборудование, обычно, это именно морозильные установки и витрины. Принято разделять витрины на холодильные и морозильные – для выкладки и хранения различных типов продукции. Дополнительно приобретаются габаритные холодильные установки, которые нужны в качестве места для складирования и длительного хранения товара. В целом, оснащение мясной лавки, в которой также происходит переработка поступающей продукции, обойдётся в сумму около полумиллиона рублей – в эту цену входят также ножи, разделочные доски, простая упаковка на первое время, то есть все мелочи, необходимые в работе сотрудников. Стоимость оборудования может существенно меняться, если покупать, к примеру, машины иностранного производства; китайские аппараты стоят дешевле, а вот европейские агрегаты обойдутся на порядок дороже, чем российские аналоги. Дополнительно, если везти оборудование из-за границы, придётся некоторую сумму заплатить за транспортировку и таможенные операции. Правда, во многих случаях можно найти представителей иностранных фирм в России, что значительно упрощает задачу приобретения оборудования. Найти их относительно несложно, в любом крупном городе можно найти такие предложения по простому запросу в интернете. Также нужно понимать, что 500 тысяч – это сумма для оснащения относительно небольшого магазина с 2-3 витринами и одним большим холодильником, для открытия крупной торговой точки нужно в разы больше средств.

Следующий момент – это поиск поставщиков продукции, причём очень неплохо, если удастся работать совсем без посредников, то есть закупать мясо у разводчиков, у фермеров, но никак не у тех, кто его закупает тоннами и поставляет в магазины. Впрочем, работать в таком формате обычно не удаётся, потому что предпринимателю для организации поставок приходится сотрудничать с немалым количеством компаний и даже индивидуальных предпринимателей, иногда самостоятельно забирая мясо у производителей. Если же выбрать стандартный формат работы – то есть работать через дистрибьюторов – то сложностей ждать не приходится, любой посредник заинтересован в каждом клиенте и предлагает обычно приемлемые условия сотрудничества. Цена у разных поставщиков может меняться, но обычно в регионе редко отличается больше, чем на 5-10% и зависит от якобы качества продукции. Однако вряд ли можно будет натолкнуться на компанию, которая предлагает «плохое» мясо. Стоимость одного килограмма мяса также меняется в зависимости от того, в каких объёмах его планирует закупать магазин. Тут уже дело обстоит сложнее, потому что действительно низкие цены поставщики предлагают только при покупке немалого количества мяса (несколько тонн), и не каждый маленький магазин может позволить себе закупать продукцию в таких количествах. Хотя бы просто потому, что её будет негде хранить. Есть и компании, которые ориентированы на розничных торговцев, не располагающих большими мощностями, но в любом случае, если нет возможности покупать мясо в очень больших количествах, то нужно рассчитывать на весьма высокую цену оптовой закупки. При этом не всегда удаётся найти поставщика, который предлагает широкий ассортимент продукции, ведь речь идёт не только о самом типе мяса, но и продуктах, изготовленных на его основе. Многие крупные животноводческие предприятия поставляют уже готовую продукцию, упакованную и рассортированную, что избавляет предпринимателя от дополнительной переработки. Однако в любом случае наценка на продукцию в розничном магазине не всегда превышает 30%, и прибыль предпринимателя формируется за счёт объёма продаж. 

Мясной магазин должен быть популярен, у него всегда должны быть покупатели, потому что, даже несмотря на то, что продукция хранится в замороженном виде (и, в основном, поставляется также замороженной), срок её годности ограничен. Хороший магазин продаёт всю свою продукцию задолго до того, как она станет негодна, поэтому проблем с потерей средств из-за просрочки у него нет. На примере полутуши свинины можно рассмотреть, что с одного килограмма мяса предприниматель получает 30-40 рублей дохода (оптом килограмм обходится в сумму от 140 рублей, а вот в розницу продаётся за сумму около 180). При этом нужно понимать, что в некоторых регионах России стоимость мяса будет значительно выше, так как рядом нет предприятий или фермеров, а значит, увеличиваются транспортные расходы. Поэтому средняя стоимость килограмма мяса по России не может отображать точный уровень цен в регионе работы, тут разброс может быть от указанных 180 рублей в розницу до 400 рублей. Мясо, готовое к продаже, то есть избавленное от костей, разделанное, стоит, конечно, дороже, на примере той же свинины можно сказать, что килограмм чистого мяса обойдётся около 300 рублей. Такой же разброс будет и в случаях покупки другого типа мяса. Кстати, не всегда легко найти поставщика любого мяса, кроме говядины, свинины и курятины, однако за дополнительную плату мясо привезут из любого региона в нужную точку России.

Также нужно найти сотрудников для работы, но тут не должно возникнуть сложностей, потому что продавец мяса – это должность, на которой может работать любой человек, хотя преимущество стоит отдавать тем, кто имеет опыт аналогичной работы. Главное условие при приёме на работу нового сотрудника – это наличие у него санитарной книжки, без неё работать с пищевыми продуктами запрещено, и штраф будет выплачивать сам предприниматель. Для работы в небольшом магазине достаточно одного человека, то есть и сам бизнесмен может стать работников, избавившись от необходимости нанимать постороннего человека, однако в случае ежедневной работы магазина нужно будет нанимать персонал, который работает в разные смены. Величина заработной платы одного такого работника составляет около 20 тысяч рублей в месяц, при этом все бизнес-процессы, которые не относятся к получению прибыли организацией, стоит передать на аутсорсинг. Сюда относится, в первую очередь, ведение бухгалтерии, потому что индивидуальному предпринимателю нет смысла нанимать ещё одну штатную единицу, когда за малую сумму эти обязанности может выполнять сторонняя компания. Также, если в магазине будет производиться разделка туш и производство каких-либо продуктов, то нанимать лучше тех сотрудников, которые имеют опыт работы с мясными продуктами и могут без проблем заниматься этой весьма специфической деятельностью. Простыми словами – нужно искать настоящих мясников со стажем работы.

Сумма ежемесячных расходов на содержание магазина редко превышает 100 тысяч рублей, а если предприниматель работает в одиночку, то ему не приходится платить зарплату – одну из самых больших статей расходов. При самых неоптимистичных прогнозах для покрытия расходов придётся продавать 3,3 тонны мяса в месяц – это при условии, что величина наценки составляет 30 рублей за один килограмм. Но обычно всё гораздо проще, особенно если мясной магазин известен в своём районе и не испытывает проблем с количеством покупателей. В первые месяцы работы вряд ли стоит ожидать слишком большой прибыли, потому что людям нужно время, чтобы начать доверять только открывшемуся магазину, однако впоследствии прибыль начнёт увеличиваться. Срок окупаемости подобного проекта составляет несколько месяцев, обычно не меньше полугода, зато потом можно будет получать хороший доход. Главное преимущество этого бизнеса – это торговля продуктом, который всегда востребован, редкий человек отказывает себе в покупке мяса, а значит, потенциальными потребителями становится очень большое количество людей.

Матиас Лауданум 
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса.

Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!



Другие статьи на тему «мясной магазин»

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru