Франшизы месяца:

Франчайзинг в российском договорном праве

Франчайзинговая бизнес-модель наиболее всего подходит крупным компаниям, которые планируют расширять географию своего бизнеса за счет создания сети франшизных предприятий, рассредоточенных на определенной территории и обслуживающих региональные рынки.

Правовое оформление таких отношений также дает франчайзеру ряд несомненных преимуществ. Например, у него отпадает необходимость заниматься открытием своих филиалов или дочерних компаний в других регионах, заниматься подбором персонала, самостоятельно улаживать бюрократические вопросы. Кроме того, он может не связываться с приобретением или арендой земли, недвижимости, оборудования и формированием других фондов, не берет на себя обязательств по заключению трудовых договоров с персоналом новых предприятий. Все эти заботы перекладывается на плечи франшизополучателя, а головная компания при этом сохраняет определенный контроль над предприятиями, которые входят в ее франчайзинговую систему, что позволяет франшизодателю буквально в течение нескольких лет создать разветвленные франчайзинговые сети сразу в нескольких регионах страны и даже за ее пределами, не прикладывая к этому больших усилий и не тратя много средств.

Но все это возможно лишь в том случае, если компания-франчайзер сможет грамотно оформить договорные отношения со своими партнерами. Статья 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации дает определение понятию договора. Так, к гражданско-правовому договору относится «соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». В этом определении отражается сущность договора как соглашение, достигнутое двумя его сторонами, и особенность гражданско-правового договора как юридического факта, который выступает в роли основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Впрочем, термин «договор» может использоваться и в других значениях. Например, под ним может пониматься совокупность условий, определяющих действия его сторон, обязательство, возникшее из соглашения, или же сам документ, подписанный обеими сторонами. В гражданском праве существует большое количество различных видов договоров, каждый из которых учитывает особенности определенного вида экономических отношений.

Сравнительно недавно сюда же стали относить и договор, применяемый для установления и регулирования правовых отношений франчайзинга между двумя сторонами – головной компанией и франчайзи. Для того чтобы такой договор был заключен, необходимо наличие «выражения согласованной воли двух или более сторон» (ст. 154 ГК РФ «Договоры и односторонние сделки»).

Договор франшизы предполагает предоставление одной стороной (франчайзеру, франшизодателю) другой стороне (франчайзи, или франшизополучателю) совокупности прав. Сторона, которая получает эти права, может производить, продавать определенные товары или предоставлять услуги по договору франчайзинга. В российской практике стороны такого договора называются «правообладателем» и «пользователем». Правообладатель – это лицо, обладающее комплексом прав, которые он передает в пользование другой стороне соглашения. В качестве каждой из сторон может выступать как юридическое лицо (коммерческая организация), так и физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Но если на момент государственной регистрации договора физическое лицо утратит статус ИП, то это автоматически нарушает требование п. 3 ст. 1027 ГК РФ в части субъектного состава участников договора, что повлечет ничтожность последнего.

Так как пока в нашей стране отсутствует специализированное законодательство, регулирующее сферу франчайзинговых отношений, предприниматели, работающей в ней, заключают не собственно договор франчайзинга, а договор коммерческой концессии. Такой вид договора регулируется главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1027 – 1040) и является самостоятельным видом договора. Помимо положений главы 54 ГК РФ, к нему применяются нормы законодательства об интеллектуальной собственности (в частности, Закона о товарных знаках, Патентного закона, Парижской конвенции по охране промышленной собственности).

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания определенного срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru