Франшизы месяца:

Франшизы аттракционов виртуальной реальности. Тенденции и подводные камни

Бизнес по открытию аттракционов виртуальной реальности потребует от франчайзи минимум финансовых вложений, но большой доли смелости. Компании, работающие в этой сфере, не боятся пробовать новое и идти на эксперименты, поэтому риск провалиться в самом начале стартапа по франшизе довольно велик. Серьезных и перспективных игроков на рынке сейчас крайне мало, гораздо больше – желающих быстро заработать и «исчезнуть из эфира», поэтому к выбору партнера нужно подойти со всей тщательностью.

Бизнес, связанный с открытием аттракционов виртуальной реальности, манит своей новизной и небольшими капиталовложениями. Индустрия развлечений работает вне зависимости от сезона. В век цифровых технологий потребность человека целиком погрузиться в виртуальный мир возрастает, и находчивые бизнесмены умело этим пользуются. На смену компьютерным играм приходят различные технологии, имитирующие эффект присутствия человека в игре.  За определенную плату, надев специальные 3D-очки или шлемы либо усевшись в кресло интерактивного аттракциона, любой желающий может окунуться в виртуальный мир и почувствовать себя героем кинофильма или компьютерной игры. При этом самому владельцу бизнеса остается лишь выступать в роли администратора: следить за лимитом времени и… получать пассивную прибыль. Отдельного помещения для аттракциона не требуется: нужна лишь минимальная площадь, начиная от 1 кв. метра. Для бизнеса может хватить одного аппарата и одной-единственной розетки: ни воды, ни канализации, ни вентиляции, ни каких-либо специальных разрешений для открытия точки не требуется. Минимальны издержки на рекламу, зарплату сотрудников (достаточно одного администратора), аренду. А главное – опыта работы не требуется вовсе. Все эти факторы привлекают многочисленных предпринимателей, которые развивают направление виртуальных развлечений в торговых центрах, городских парках, зоопарках и на набережных курортных городов. Дело притягивает своей мобильностью – не получилось в одном месте – всегда можно перебраться в другое.

Если организация столь проста, предпринимательского опыта не требуется, а вложения минимальны, то у многих возникает справедливый вопрос: а зачем, собственно приобретать бизнес по франшизе? Пожалуй, единственным доводом «за» будет оборудование. Если проанализировать те немногие франшизы аттракционов, которые присутствуют сегодня на отечественном рынке, можно обратить внимание, что владельцы бизнеса в качестве своего главного преимущества называют именно уникальные аппараты. Почему они уникальны? Все довольно просто. Либо на сегодняшний день их крайне тяжело достать в розницу, либо компания занимается собственным производством.

Виды виртуальных франшиз

Какие форматы франшиз можно отыскать в России? Один из способов погружения в виртуальную реальность – применение шлемов производства компании Oculus VR. Известны несколько зарекомендовавших себя моделей, среди которых пользуются популярностью Oculus Rift и Oculus Rift DK2. Закупая продукцию за рубежом и преодолевая цепочку таможенных злоключений, отечественные бизнесмены организуют на основе редкого в России товара небольшой бизнес. В течение 5-10 минут они разрешают клиентам насладиться виртуальной реальностью и зарабатывают на этом хорошие деньги. В качестве примера франшизы аттракционов на основе шлемов Oculus VR можно назвать «Аттракцион виртуальной реальности 360°». По расчетам франчайзера, для старта партнеру потребуется сумма от 60-150 тыс. рублей, которая окупится уже через 1-2 месяца. Ежемесячные затраты владельцы франшизы обозначают в размере 35-40 тыс. рублей, а возможную прибыль - до 180 тыс. рублей при максимальной нагрузке.

Данный сегмент не стоит на месте и постоянно пестрит новинками. В частности в 2015 году на рынок вышла франшиза бренда Fibrum, которая основана на использовании мобильных шлемов виртуальной реальности, аналогов которым на российском рынке еще нет. Шлем работает с любым смартфоном с диагональю от 4 до 6 дюймов и не зависит от вида платформы (подходит для iOs, Android, Windows Phone). За прокат взимается сумма около 150-200 рублей. Для открытия своей прокатной точки потенциальному франчайзи понадобиться от 158-228 тыс. рублей и 2-5 кв. метров площади в киоске или островке ТЦ. Роялти устанавливается в размере 10% от оборота, но платежи должны составлять не менее 10 тыс. рублей. По данным франчайзера, окупиться бизнес должен уже через 1-2 месяца после старта.

Другие виды франшиз близки по своей сути к технологиям 5D-кинотеатров. В частности, среди предложений выделяется франшизы отечественной компании Yotto Group. На основе разработок собственных инженеров компанией были созданы так называемые интерактивные кинотеатры и аттракционы Exo Box и Exo Skelet. Главное их отличие от 5D в интерактивности. При помощи джойстика посетитель может управлять движением платформы и совершать какие-либо действия, например, стрелять и поражать цели, а следовательно, управлять сюжетом фильма или игры. В результате клиент становится активным участником происходящего, а его удачи или неудачи добавляют в процесс соревновательный фактор. Также как и в 5D, у предпринимателя есть возможность снабдить аттракционы спецэффектами  («Ветер»,«Брызги воды», «Шипение в шею», «Молния» и «Мышиные хвостики»). Инвестиции в интерактивные аттракционы от Yotto Group составят от 1,7-2,5 млн. рублей, а окупиться вложенное в течение 6-12 месяцев с момента запуска аттракциона. Заключая договор, в зависимости от формата франшизы франчайзи обязуется выплачивать роялти в размере либо 5% от оборота либо 40 рублей с запуска одного экзофильма. В теории франчайзер обещает партнерам прибыль от 300 тыс. рублей в месяц.

Еще один трендовый бизнес, в котором начинают развиваться франшизы, связан с созданием уникальных видео и «живых» 3D фотографий. В специальных мобильных студиях посетители могут сняться в забавном клипе. К зеленому фону, как в кино, добавляется виртуальная реальность. Популярными забавами в  частности стали «танцующие головы», когда к головам героев в клипе подставляются остальные виртуальные танцующие части тела. Также распространены студии дополненной реальности, где невымышленным в клипе остается лишь сам герой, а вся обстановка вокруг него проектируются на компьютере. В результате на экране человек может увидеть себя в роли укротителя хищных животных, в роли популярной телезвезды и т.д. В качестве примера франшизы студии 3 в 1 («танцующие головы», дополненная реальность и оживающие 3D-фото) можно привести сеть Sugar Dance – проект российской компании GreenRoomWorkers. На площади в 4 кв. метра в ТЦ компания предлагает поместить студию со всем оборудованием, общий вес которого составляет всего 92 кг. По примерным оценкам, для старта по этой франшизе понадобится сумма от 430 тыс. рублей. Приобретать полный пакет будущему партнеру необязательно. Телевизоры, видеокамеру, акустическую систему и бесперебойник можно купить на месте и провести запуск самостоятельно.

Наконец, самыми популярными направлениями можно назвать аттракционы воссозданной реальности, где человек сам без каких-либо устройств-посредников принимает участие в действии. Самый ходовой формат франшиз – квест-румы. Посетители квест-румов попадают в запертую комнату и за определенное время (обычно 60 минут) стараются решить головоломки и загадки для того, чтобы найти выход наружу. Подробный обзор франшиз квест-румов читайте в отдельном материале нашего портала.

Выбор в пользу франшизы: на что обратить внимание

Первое, что необходимо узнать перед выбором франшизы - возможно ли сотрудничество в определенном городе и распространяется или нет на него эксклюзивное право по ведению бизнеса, т.к. город может быть занять действующими франчайзи. Как для самостоятельной работы, так и по системе франчайзинга, предпринимателю понадобится юрлицо (наиболее подходящий вариант - ИП). Независимо от формата работы (стационарное размещение или работа с выездом на частные мероприятия) и места аттракциона, предприниматель обязан платить налоги. Франчайзер предложит параметры необходимой площади и даст рекомендации по проходимости места. Важно, чтобы компания напрямую поспособствовала снижению арендной ставки и помогла в переговорах с арендодателями. Отдельного помещения для открытия может не потребоваться вовсе. Так для установки игрового аттракциона Exo Skelet нужна свободная площадь в размере 10,5 кв. метров в торговом центре, а для аттракционов на основе виртуальных шлемов, хватит и 1-5 кв. метров. В последнем случае не стоит забывать о том, что некоторые ТЦ требуют оплату не только за тот квадрат, где будет размещена торговая стойка, но и за то место, на котором будет находиться сам администратор. В некоторых случаях без закрытого помещения не обойтись. Так для интерактивного кинотеатра Exo Box необходимо помещение с высотой не менее 3,5 метров, шириной 6 метров и глубиной 5 метров.

Основной пункт франшизы аттракционов – это оборудование. Если франчайзер предлагает не собственные, а перекупленные аппараты,  следует обязательно поинтересоваться их рыночной ценой и сравнить ее со стоимостью франшизы. Если речь идет о шлемах виртуальной реальности, то предоставляться они должны в настроенном виде, а в комплекте должен идти пакет для выбора игр. Многие компании являются разработчиками собственных игр. Оценить их качество лучше всего будет самостоятельно до заключения договора. Также франчайзеры обычно предоставляют компьютер и ПО для запуска игр и учета посетителей. Некоторые компании, например, Yotto Group, предоставляют техническое обслуживание аттракционов по гарантии, которая может выдаваться на срок 1-2 года. Также владелец франшизы дает возможность постгарантийного обслуживания. Важно также, чтобы головной офис был заинтересован в обновлении продукта и регулярно снабжал партнеров новыми играми, 5D-фильмами и прочим. Вместе с комплектами оборудования и материалами для работы точки (стенды, стойки, униформа сотрудника и т.д.) франчайзер может поставлять партнерам товар для розничной продажи (например, шлемы или очки). Некоторые аттракционы используют в работе различные музыкальные композиции (например, сеть аттракционов Sugar Dance). Предпринимателю следует убедиться в том, что весь контент имеет необходимые лицензии и сертификаты и не нарушает авторских прав.

Пристальное внимание следует уделить доставке. Обычно стоимость перевозки включается в пакет франшизы, однако процессом транспортировки может руководить как компания, так и сам франчайзи. Сроки доставки будут напрямую зависеть от расстояния, а также иных факторов, например, поставок из-за рубежа или загруженности производства, если компания является производителем оборудования. К примеру, аттракцион Exo Skelet прибудет до адресата через 30-60 дней после заказа. Зачастую оборудование довольно компактно и для его перевозки может хватить минивэна.  

В отличие от франшиз прочих сфер, к франчайзи предъявляется минимум требований по персоналу. Роль менеджера точки может выполнять сам франчайзи. От правообладателя он должен получить лишь консультации по пользованию аттракционом и алгоритм работы. Зачастую все инструкции предоставляются в удаленном режиме (телефон, электронная почта, Skype) и предпринимателю даже не требуется приезжать в головной офис компании. Процедура контроля обычно сводится к предоставлению ежемесячных отчетов по основным финансовым показателям.   

На основе своего опыта франчайзер может существенно помочь с рекламой, предоставив дизайн-макеты и поделившись рекомендациями по продвижению. Обычно в данном виде бизнеса эффективны штендеры, стойки и постеры, чтобы люди могли издалека понять, что именно им предлагают, а также реклама в социальных сетях. Действеннее этих методов считается только живое наблюдение за посетителями. Сам аттракцион обычно транслирует позитив игроков и собирает вокруг себя потенциальных клиентов. Если аппараты позволяют устраивать соревнования между игроками, то хорошим ходом будет система накопления бонусных балов и скидок за успешное прохождение игры. В этом бизнесе хорошую службу может сослужить сарафанное радио, благодаря которому предприниматель может оказывать услуги с выездом на вечеринки, корпоративы и свадьбы.

О подводных камнях

Бизнес по открытию аттракционов виртуальной реальности еще довольно молод, не имеет четких форм, а будущее его остается неясным. Работа по франшизе, к сожалению, может не спасти предпринимателя от многих неожиданных трудностей и проблем.

«Сырые» франшизы. Многие франшизы, которыми пестрит интернет, отличаются непродуманностью и предлагают сомнительные схемы сотрудничества. Из коммерческих предложений и электронных ресурсов бывает неясно, что собой представляет франчайзер, каким опытом он располагает, достоверны ли финансовые расчеты и насколько обширна сеть его партнеров. В сфере аттракционов велика вероятность столкнуться с мошенниками, поэтому перед приобретением франшизы нужно убедиться, что торговая марка имеет официальную регистрацию. Для этого у франчайзера следует запросить свидетельство о регистрации товарного знака и проверить его номер по базе Роспатента. Отказ от предоставления информации уже станет весомым аргументом против начала сотрудничества.

Отсутствие поддержки. Проблема, которая плавно вытекает из первого пункта. Если франчайзер не имеет должного опыта, то, по сути, он может находиться на одном уровне развития вместе со своими франчайзи. Ответственности за неоказание поддержки франчайзер может избежать благодаря хитро составленному договору. Вместо договора коммерческой концессии, по которому на правообладателя ложится большая ответственность за работу его партнеров, компания может предложить подписать какой-либо альтернативный договор, не регистрирующийся в Роспатенте.

Некачественное оборудование и отсутствие гарантии. К сожалению, отзывы об оборудовании тех немногих компаний-франчайзеров, которые можно найти на отечественном рынке, неутешительны. Аттракционы довольно часто ломаются, при этом заявленная на бумаге техподдержка зачастую не производится. Некоторые франчайзи обещают в случае непредвиденных поломок онлайн-консультации специалистов, а уж если не поможет и консультация, то на место должен выехать мастер и по гарантии устранить неполадку или заменить оборудование. Однако как только франчайзи заявляют о поломках, владельцы франшизы напрочь забывают о своих обещаниях или вовсе пропадают «из эфира», если речь заходит о возврате/замене аппарата.

Трудности с арендой в ТЦ. Торговый центр может с недоверием отнестись к бизнесу на основе  единичных аттракционов и засомневаться в его способности оплачивать аренду. Арендодатели предпочитают долгосрочные договора, а веры в то, что бизнес на паре квадратных метров протянет долго - крайне мала. Самыми эффективными местами для аттракционов считаются курортные города и набережные крупных городов, поэтому аттракционы можно назвать скорее сезонным делом.

Перебои в поставках. Франчайзеры довольно часто подводят партнеров со своевременной поставкой нового оборудования, заставляя партнеров терпеть убытки. На практике франчайзи сталкиваются с довольно банальными ситуациями, когда первым делом партнеру приходит заказанная торговая стойка, а лишь спустя месяц-два, когда предприниматель уже заключил договор аренды и оплачивает деньги за занимаемое место, – сами аттракционы.

Запросы аудитории. Потребность аудитории в виртуальных развлечениях растет, как растет и предложение. Одно из главных опасений предпринимателей, развивающих это направление, состоит в том, что скоро различные виды продукции в виде шлемов, очков и иных устройств виртуальной реальности поступят в свободную розничную продажу, а значит их услуги окажутся невостребованными. Поэтому бизнес уже сегодня задумывается о новых форматах работы с незнакомыми потребителю технологиями.

Ходзинский Владимир
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса 

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru