Франшизы месяца:

Франшизы хостелов: обзор рынка

Еще совсем недавно в России слово «хостел» мало кто знал. В течение нескольких лет мини-гостиницы стали массово появляться в мегаполисах, а затем проникли и в небольшие города. Внешней легкостью хостельный бизнес привлекает многих, однако остаться в нем получается не у всех – дело не приносит желанной прибыли, плата за аренду велика, а поток клиентов не настолько велик, как хотелось бы. Здесь-то и приходит на помощь сотрудничество по франшизе, которое дает то, чего многим не хватает на старте: известность бренда, эффективную организацию работы и опыт.

Для начала стоит сказать, что такое собственно есть хостел, потому что до 1 января 2015 года такого понятия в России законодательно не существовало. Итак, хостел – это экономичное средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее номера/комнаты различной вместимости и  санузлы, как правило,  за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей. Такая формулировка прописана в ГОСТе, который отныне регламентирует работу хостелов. Лишь совсем недавно сам термин «хостел» вводил людей в заблуждение. Вместо многоярусных кроватей, опрятной кухни и уютного ночлега турист мог запросто оказаться в ветхом бараке, переполненной коммуналке, студенческом общежитии или другом неожиданном месте. Теперь, как ожидается, рынок станет более цивилизованным. ГОСТ прописывает, где именно могут располагаться хостелы и какие требования предъявляются к помещениям и их обустройству вплоть до расстояния между кроватями.

Открыть хостел и стать хостельером может как юрлицо или ИП, так и физическое лицо. В ГОСТе даже прописано определение сферы, в которой будет работать предприниматель – малобюджетный туризм. По данным председателя ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов» Романа Сабиржанова, на октябрь 2015 года в России существует около тысячи хостелов. Сфера привлекает начинающих предпринимателей низким порогом входа в бизнес. Затраты на открытие хостела не такие большие (обычно в пределах 1 млн. рублей), как на гостиницы или отели, а ниша, особенно в регионах, еще не заполнена. Главное – хостелы пользуются популярностью у клиентов: низкая цена на проживание притягивает огромное количество молодежи, путешественников и всех, кто находится в стесненных финансовых условиях. Стоимость проживания в хостеле обычно варьируется от 400 до 1500 рублей, что в разы ниже, чем в гостиницах. Конкурентное преимущество есть и перед арендой квартир – в отличие от съемного жилья в хостеле ведется обязательное обслуживание постояльцев.

Чем выгодны франшизы хостелов

Перед желающими самостоятельно открыть хостел встает множество проблем. Помимо вопросов, связанных с арендой, обустройством помещения, закупкой мебели, необходимо разобраться с документацией, уведомив о своей деятельности Роспотребнадзор, пройти нормы СаНпиНа, заключить договор на вывоз и утилизацию ТБО и многое-многое другое. Кроме того, выйти на окупаемость и достойную прибыль при непродуманной стратегии ведения бизнеса будет непросто, особенно если помещение находится в аренде, а не в собственности. Преодолеть трудности и подводные камни, которые могут ожидать предпринимателя в самом начале, поможет сотрудничество по франшизе.

Франшизы хостелов – направление новое, но пользующееся все большим спросом. На сегодня в России по франчайзингу динамично развиваются несколько сетей. Как правило, свой успех они объясняют просто – низкая цена на проживание + качество обслуживания, которое тщательно контролируется. Когда-то завоевав клиентов в родном городе, предприниматели, ставшие потом франчайзерами, решили пойти дальше и передать свой опыт другим. В результате постоянные клиенты (а это, напомним, туристы, путешественники и люди, которые «не сидят на месте»), отправляясь в тот или иной город, уже целенаправленно ищут хостел под знакомой вывеской. Поэтому первое, что получает франчайзи от покупки франшизы хостела – это бренд, а с ним и потенциальных постояльцев из числа постоянных клиентов франчайзера. Кроме того, франчайзер, заинтересованный в расширении сети, становится для своего нового партнера настоящим путеводителем и опорой в его начинании.

Как правило, головной офис способствует подбору помещения и дает письменные или устные инструкции по открытию хостела. Иногда у франчайзера имеется собственный юрист, который помогает собрать весь пакет необходимых документов. В большинстве случаев к франчайзи приставляют персонального куратора, который ведет сопровождение на всех этапах развития бизнеса. Некоторые сети берут на себя обучение франчайзи, приглашая их на специальные обучающие курсы в головной офис. Такой политики в частности прдерживаются Artist Hostel и «Хостелы  Рус». Также в пакет франшизы могут входить такие услуги как подбор сотрудников («Хостелы Рус»), разработка дизайн-проекта хостела, предоставление программного обеспечения и сервисов онлайн-бронирования, а также сайт и оформление аккаунтов в социальных сетях.

Одна из главных выгод, которую получает франчайзи – реклама. В основном хостелы имеют дело с молодой и активной частью аудитории, поэтому бóльшая часть рекламы содержится в интернете. Информация о новом хостеле попадает на сайт франчайзера, в букинг-системы, каталоги, карты, контекстную рекламу и прочее. Чем больше рекламных площадок, тем большее количество потенциальных клиентов смогут узнать о хостеле. Наименее используемые и невыгодные методы рекламы в хостельном бизнесе – это реклама в печатных СМИ и наружная реклама.

В некоторых случаях головной офис может помочь и с привлечением корпоративных клиентов. Политика сотрудничества с крупными организациями и компаниями больше характерна для гостиничного бизнеса, но встречается и у хостелов. В качестве примера можно привести сеть «Хостелы Рус», которая сотрудничает с компаниями «Мегафон», МТС, «Торро Гриль», РЖД и другими.

Какие есть предложения

Несмотря на возрастающее количество предложений по открытию хостелов, число реальных франшиз, от которых можно получить отдачу, небольшое. Поэтому начинающему хостельеру нужно внимательно отнестись к опыту и репутации франчайзера. На отечественном рынке имеются франшизы как крупных сетей хостелов, работающих в России и за ее пределами, так и небольших, но многообещающих. Также имеются и международные игроки, например, проект международной ассоциации хостелов Hostelling International – Nice hostel, насчитывающий более 400 хостелов по всему миру. Часто сети предлагают на выбор несколько вариантов франшиз. У того же Nice hostel есть четыре формата: для городов с населением до 500 тыс. жителей, городов от 500 тыс. до 1 млн. жителей, городов с населением от 1 млн. человек и эксклюзивное предложение для инвесторов, желающих разом охватить всю территорию региона.

Надо иметь ввиду и то, что у некоторых хостелов уже сформировалась своя специфическая аудитория. Речь идет о тех заведениях, которые как-либо выделяются своим форматом. Например, франшиза московского хостела Fabrica Hostel&Gallery сочетает в себе дешевую гостиницу и выставочное пространство для творческих экспериментов. Франчайзер позиционирует свой хостел как «art-хостел», где проходят выставки современного искусства и куда стекаются неординарные творческие личности.

Франшизы популярных хостелов

Обзор франшиз хостелов

В среднем для открытия хостела по франшизе хватит 1-1,5 миллионов рублей. Самые бюджетные расценки стартовых инвестиций предлагает сеть родом из Ижевска «Лайк Хостел» - от 350 тыс. рублей. Наиболее внушительные суммы обозначает  Artist Hostel – от 1,3 о 8,9 млн. рублей (в зависимости от формата хостела).

Все франшизы имеют требования по уплате первоначального взноса. Диапазон его колеблется от 150 до 1 млн. рублей. В большинстве предложений сумма не превышает 300 тысяч рублей. Роялти чаще всего взимается раз в месяц с одного койко-места. Другие варианты предлагают Nice Hostel (понедельный расчет) и хостел «Достоевский» (процент с оборота). Привлекательные показатели можно увидеть в графе «Окупаемость». Так «Лайк Хостел» окупит себя уже на 2-3 месяц работы. Остальные предложения обозначают сроки до 1 года и от 18 месяцев (Bears Hostels).

Некоторые сети также дают приблизительный расчет месячного оборота. По подсчетам «Хостелы Рус», сделанных по московским расценкам, при цене 500 рублей за одно койко-место и загрузке хостела на 80% сумма оборотных средств составит 312 тыс. рублей, 200 из которых уйдут на зарплату сотрудникам и арендную плату, а 112 тыс. придется на чистую прибыль.

Требования к помещению и расположению

По ГОСТу хостелы могут располагаться в отдельностоящих зданиях, частях домов, и даже в квартирах, что намного выгоднее в плане аренды. Причем отдельный вход в обязательном порядке хостелам не требуется, равно как и перевод юридического статуса помещения из жилого в нежилое. Размещать мини-гостиницы запрещено на цокольных этажах. Однако там может располагаться душевая комната, прачечная, подсобка или буфет. Некоторые компании также самостоятельно ограничивают верхний потолок: вряд ли постояльцем понравиться подниматься на 5 или 10 этаж. Что касается жилых комнат, то их площадь определяется исходя из расчета не менее 4 квадратных метров на 1 кровать. На 15 постояльцев должно приходиться не менее одной туалетной кабины, одного умывальника, и одной душевой (полный список требований содержится в ГОСТ Р 56184-2014).

Требования к площади помещения у сетей начинаются от 44 кв. метров (NICE Hostel) и заканчиваются 500-1000 кв. метров, а иногда и больше в зависимости от формата франшизы. Помещение может быть как в собственности, так и на условиях договора аренды. Отметим, что некоторые франчайзеры требуют, чтобы договор с арендодателем был заключен на длительный срок («Хостелы Рус» -  от 3 лет ). Еще одно из условий – свежий ремонт. Помещение должно быть отремонтировано максимум за два года до начала работы хостела.

Находиться хостел желательно должен «в центре событий», в шаговой доступности от достопримечательностей, парков, кафе, ресторанов и торговых центров. Основной принцип хостелов – максимальная туристическая проходимость и как можно меньше раздражающих факторов, например, окружающих свалок, шума и т.д.

Подводные камни

Как и в любом деле, в хостельном бизнесе есть свои сложности. Трудности у франчайзи вызывают многие направления. Найти и заключить выгодный и долгосрочный договор аренды в рублях в центральной части города, тем более в нежилом помещении бывает трудно. Поэтому взоры многих начинающих предпринимателей устремляются к жилым помещениям.

По данным «Межрегионального объединения развития индустрии хостелов», около 80% хостелов в России расположены во многоквартирных домах. Основной подводный камень для потенциальных и действующих хостельеров - неясность будущего в связи с позицией государства. На момент написания статьи Госсдума одобрила рассмотрение законопроекта о запрете хостелов в жилых помещениях. Если закон будет принят, то владельцы таких мини-отелей, должны будут перевести квартиры в статус нежилых при условии, что они находятся на первом этаже. Остальные хостелы будут вынуждены закрыться. В этом случае весь хостельный бизнес получит серьезный удар, а возможности для бюджетных путешествий в стране снизятся.

Основная причина, почему хостелы не угодили государству – многочисленные жалобы жильцов, проживающих по соседству с квартирными мини-отелями. Конфликты с соседями – вещь в этом бизнесе нередкая. Очень часто жильцы жалуются на «проходной двор» в их подъезде, шум и мусор от постояльцев. В крупных городах за дело в последнее время взялась прокуратура – некоторые хостелы в жилых домах закрылись из-за несоответствия нормам СаНпиНа. Инициаторы поправок, действуя в интересах жильцов, утверждают, что ведут борьбу с местами-рассадниками наркомании и алкоголизма, где люди живут без регистрации и договора на аренду. Сгущение красок вокруг хостелов не может не огорчать ответственных предпринимателей-хостельеров.

Другой подводный камень, который существует в хостельном бизнесе, - это сервис. Подбору персонала и контролю качества работы предприниматели порой не придают должного значения. Довольно часто администраторами хостела становятся студенты без опыта работы, которые к тому же и безответственно относятся к делу. Плохо, если молодой человек привлекает «на помощь» своих друзей или знакомых – тогда хостел легко превращается в «тусовку на квартире для своих», что отпугивает клиентов и губительно сказывается на бизнесе. Поэтому сетевые компании стараются внимательно следить за дисциплиной и часто контролируют своих франчайзи. К примеру, сеть «Хостелы Рус» регулярно проводит аудит. Раз в месяц хостел партнера посещает тайный клиент, который затем оценивает работу персонала и качество услуг по нескольким десяткам критериев. Также ежемесячно администраторы хостелов сдают экзамены на знание своих обязанностей, а первые десять смен нового сотрудника курирует и направляет преподаватель.

Ходзинский Владимир
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Смотреть популярные франшизы хостелов:

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru