Франшизы месяца:

Франшизы зоомагазинов. Обзор рынка

Франшизы зоомагазинов – явление для нашей страны крайне редкое и непопулярное, а количество предложений можно пересчитать по пальцам. Однако франчайзинг может быть полезен тем, кто ранее не имел опыта в этой сфере и желает быстро поставить дело на поток. Сетевые зоомагазины достаточно стойко переживают кризис и имеют хорошие перспективы развития. Минимальные стартовые инвестиции для открытия точки по франшизе начинаются от 700 тыс. рублей.

По числу домашних животных на душу населения Россия занимает третье место в мире после Китая и США. По данным Росстата, 40% россиян держат дома мелких животных. Первое место со значительным перевесом удерживают кошки, число которых составляет 30 млн., следом идут собаки (около 20-21 млн.). Общее число всех остальных животных, включая лошадей, птиц, грызунов, пресмыкающихся, земноводных и рыбок в общем примерно сопоставимо с числом кошек. Примерно 3% семей содержат дома птиц и рыбок и 1% - черепах и хомяков. Любовь россиян к животным растет, что подтверждают возрастающие траты на их питание и уход. По данным Торгово-промышленной палаты на начало 2014 года, объем зоорынка в России составлял около 4 млрд. рублей. Наибольшим спросом пользуются корма, которые дают зоомагазинам 85-90% выручки.

Интересно отметить, что из-за девальвации рубля в начале 2015 года отечественному рынку предрекали серьезное сокращение. Дело в том, что около 90% зоотоваров привозятся в Россию из-за рубежа, поэтому цены на них возросли до 80-100% и более. Однако время показало, что прогнозам доверять не стоит. Россияне не спешат экономить на своих питомцах и переходить на более дешевые корма. Из-за повышения цен рынок пострадал не сильно, а в некоторых мегаполисах, даже прибавил. Например, в Санкт-Петербурге, по данным Союза предприятий зообизнеса, рынок вырос на 10%. Тем не менее, заметно снизился спрос на товары не первой необходимости – игрушки, одежду, ошейники, поводки, шлейки и другие аксессуары, а также на услуги домашним животным, таким как стрижка. Больше всего кризис сказался на рядовых зоомагазинах эконом-сегмента, многие из которых были вынуждены закрыться. Гораздо меньше пострадали сетевики, которые имеют более выгодные условия поставок и могут проводить более гибкую ценовую политику. И хотя условия для развития зообизнеса ухудшились, эксперты отрасли ожидают, что в 2016 году ситуация если не измениться к лучшему, то как минимум не усугубится.

Франшизы зоомагазинов: пересчитать по пальцам

Несмотря на все негативные факторы, зообизнес по-прежнему остается одним из привлекательных направлений для старт-апа. Начинающие предприниматели, как правило, сами неравнодушны к домашним животным и решаются на открытие зоомагазина во многом благодаря любви к питомцам. Образ позитивного бизнеса сочетается и с чисто практическими преимуществами. Для зоомагазина может хватить небольшой площади (от 10-20 кв. метров) и требуется минимум персонала. Бизнес отличается высокими торговыми наценками и имеет хороший спрос среди постоянных покупателей. Когда у желающего открыть зоомагазин встает вопрос о том, каким способом это лучше сделать, то в подавляющем числе случаев выбирается самостоятельное открытие. Франчайзинг в этой области непопулярен. Дело в том, что основной тезис, которым оперирует эта система сотрудничества – это работа под покровительством известного бренда, а известных брендов на рынке в этой области практически нет. В большинстве своем покупатели идут в зоомагазин не ради фирмы, а ради товара. В случае с зоомагазинами опасны даже «эксперименты» с наружной вывеской, и слово «зоомагазин» из нее выкинуть мало кто решается (похожую ситуацию можно наблюдать с аптеками). Среди крупных сетей, работающих на федеральном уровне и в мегаполисах, можно выделить зоомагазины  «Ле'Муррр», «Бетховен», Четыре Лапы», «Динозаврик», «Любимчик», «Cats&Dogs», «ЗооЛиния» и другие, однако развиваются они в основном путем открытия собственных магазинов, а не с помощью продажи франшизы за исключением сетей «Ле'Муррр» и «Беховен». Стоить отметить, что некоторые сети, ранее имевшие франшизу, от нее отказались. Далеко не всегда опыт франчайзинга бывает успешным.

Самым опытным франчайзером среди российских сетей является бренд «Ле'Муррр», имеющий 133 магазина, 56 из которых открыты по франшизе. Франчайзинг имеет также сеть «Бетховен», однако подавляющее число точек сеть открыла собственными силами. Также франшизу имеют некоторые компании, действующие в пределах одного региона. В частности, в Томской области недавно была открыта франшиза сети доступных зоомагазинов «Петбург». С трудом предложения также можно отыскать среди интернет-магазинов. Отечественных франшиз на рынке не найти, однако на условиях субфраншизы в России работает шведская компания Husse, известный мировой бренд, который специализируется на доставке кормов на дом.

Чем может быть полезна франшиза

Франшизу стоит выбирать в том случае, если присутствует неуверенность в собственных силах. Как и в других отраслях франчайзер может помочь с выбором помещения и проанализировать его проходимость. Предпринимателю не придется думать над формированием ассортимента товаров, их  правильной выкладке и закупке. Условия поставок – это одно из главных преимуществ партнерства с сетевой компанией. Дело в том, что сети закупают у поставщиков гораздо бóльшие объемы товаров и по сравнению с одиночными игроками и благодаря этому получают приличные скидки. Обязанность франчайзера – постоянно консультировать своих партнеров на всех этапах развития. Опытные игроки уделяют время процессу обучения франчайзи. Например, сеть «Ле'Муррр» передает партнерам накопленный опыт с помощью регулярных вебинаров и очного обучения в офисе компании. Процесс передачи знаний работает по двум направлениям: ветеринария и организация зоомаркета, включая технику ведения продаж и работу с покупателями. Также владелец франшизы может существенно упростить работу франчайзи при работе с сопроводительной документацией, необходимой при получении ветеринарных препаратов и животных. Если говорить об отличиях от рядовых магазинов, то сетевые игроки стараются выделиться на их фоне богатым ассортиментом и профессиональным сервисом, включая консультации ветеринаров. Среди недостатков франшизы можно выделить долгий процесс доставки в случае если франчайзер и франчайзи территориально удалены друг от друга, а также некую зависимость партнера в принятии решений от головной компании.

Сколько стоит партнерство

Вложения в открытие зоомагазина по франшизе будут варьироваться в зависимости от того формата, который изберет для себя франчайзи. Для старта будет необходимо минимум 700 тыс. рублей инвестиций. Один из лидеров розницы в стране, сеть зоомаркетов «Ле'Муррр», предлагает три формата франшизы. Это формат «Мини» площадью 15-20 кв. метров, формат «Стандарт» площадью 50-70 кв. метров и «Флагман» от 70 до 100 кв. метров. Все три варианта подходят для размещения в прикассовой зоне продуктового супермаркета, а форматы «Стандарт» и «Флагман» также могут представлять собой традиционные уличные магазины. Инвестиции в открытие будут составлять 700 тыс., 1,5 млн. и 2,7 млн. рублей соответственно. Также франчайзи будет необходимо уплатить паушальный взнос в размере 90 тыс. рублей. На открытие точки, по данным франчайзера, уйдет около 1,5 месяцев. Окупятся вложения через 1-2 года.

Франшизы сетей зоомагазинов/доставки кормов*

Франшизы сетей зоомагазинов/доставки кормов

*по данным официальных сайтов и открытых источников

Для открытия зоомагазина «Бетховен» понадобится площадь от 100 кв. метров в отдельном помещении или в торговом центре. В каждом магазине сети располагается ветаптека. Сумму инвестиций и размер паушального взноса компания не обозначает. По данным открытых источников, вложения составят минимум от 3,8 млн. рублей.  Окупаемость магазина наступит не ранее, чем через год. Для сотрудничества от франчайзи требуется наличие предпринимательского опыта в ритейле.

В 2015 году открылась франшиза сети зоомагазинов «Петбург» из Томска. Франчайзер предлагает три формата на выбор. Это «Зоомаркет» площадью 25-60 кв. метров с размещением в торговом центре, формат павильона Zoocity 24 на 50 кв. метров в близости от ТЦ, супермаркета или другого «якоря» и микроформат Petfood 24, представляющий собой небольшую точку продаж до 5 кв. метров внутри ТЦ или на парковке. В зависимости от формата минимальные стартовые вложения будут колебаться от 700 тыс. – 1,3 млн. рублей, а величина паушального взноса – от 65 до 115 тыс. рублей. Отметим, что такого показателя как роялти (ежемесячные отчисления за бренд) владельцы франшиз зоомагазинов не устанавливают.

Все большую популярность на рынке набирает онлайн-торговля. По данным компании Insales, зоотовары стоят в тройке лидеров среди самых быстрорастущих сегментов интернет-торговли. Только в 2013 году рост онлайн-продаж зоотоваров составил  95%. Свои интернет-магазины сегодня имеют многие крупные сети. Расходы на их открытие требуются куда меньшие, чем на создание торговой стационарной точки. Основные расходы придутся на организацию логистики и разработку качественного интернет-ресурса. Однако, как и в случае, с обычными магазинами, есть варианты сотрудничества по франшизе. К примеру, готовый бизнес предлагает шведская компания Husse, которая занимается доставкой кормов для собак и кошек, а также аксессуаров для ухода за домашними животными. Вложив от 150 тыс. рублей и уплатив паушальный взнос в размере 2000 евро (для городов от 500 тыс. человек), партнер получает эксклюзивные права на использование товарного знака на своей территории и интернет-магазин c внутренней системой заказа и учетом продаж. Окупятся стартовые вложения примерно через год после начала работы.

Что учесть перед открытием

Каким бы способом ни действовал желающий открыть свой зоомагазин, для начала ему предстоит проанализировать местный рынок и изучить работающих на нем конкурентов. Сетевые бренды пользуются успехом в основном в крупных мегаполисах, где есть возможность открывать свой бизнес на площадях крупных торговых центров. В провинции же рынок обычно делят между собой отдельные небольшие магазины. Примерную картинку зоорынка можно получить, узнав, сколько магазинов приходится на определенное количество населения. Вот к примеру, как выглядит ситуация в 15 городах-миллионниках России.

Количество зоомагазинов в 15 крупнейших городах России

Количество зоомагазинов в 15 крупнейших городах России

*при расчетах использованы данные по численности населения городов Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2015 года

**по данным 2ГИС на 25 ноября 2015

Любопытно, что из приведенных в таблице городов последнее место по числу зоомагазинов на 100 тыс. человек занимает Москва. Объяснить такие цифры, скорее всего, можно обилием зоомаркетов широкого ассортимента  и других точек продаж, где можно приобрести товары для животных.

На прибыльность зоомагазина наибольшее влияние оказывает трафик. Наиболее перспективными местами для открытия считаются торговые центры. Причем лучше всего, если зоомагазин будет вплотную прилегать к продуктовому супермаркету. В таком случае поток клиентов будет наиболее высок. Обычно владельцы магазинов стараются не ограничивать свой ассортимент какими-то определенными группами продукции. Обычно на полках могут быть представлены как эконом-товары, так и дорогие корма и аксессуары. Довольно редко можно встретить зоомагазины, торгующие продукцией для одного вида животных либо магазины ветеринарных препаратов и диетических кормов, которые обычно встречаются при ветеринарных клиниках.

Для старта в зообизнесе предпринимателю так или иначе придется зарегистрировать ИП или ООО. В случае если бизнесмен решит торговать лишь кормами и аксессуарами, никаких специальных лицензий не потребуется. Другое дело если в ассортимент войдут ветеринарные препараты и животные. В первом случае для реализации потребуется лицензия Россельхознадзора и специалист с ветеринарным или фармацевтическим образованием. Для продажи животных понадобится ветеринарное свидетельство или ветеринарная справка из ветеринарной клиники, подтверждающая, что животное поступило в магазин здоровым. Кроме того, для выставленных на продажу животных в магазине будет необходимо выделить специальную зону и организовать регулярный осмотр ветеринарного врача.

Ходзинский Владимир
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса 

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru