Франшизы месяца:

Импорт обуви из Китая

Качество китайской обуви уже давно не вызывает нареканий у потребителя. Многие европейские и американские бренды переносят свое производство на территорию КНР, так как здесь более дешевые ресурсы. Метка «сделано в Китае» стоит на большей части производимой в мире обуви (ежегодно в КНР выпускается более 10 миллиардов пар обуви), и большинство людей понимают, что вещи китайского производства по качеству не хуже, чем в других странах, а вот по цене точно значительно выгоднее. Залогом качества китайской обуви является высокоразвитое сельское хозяйства страны, а конкретнее - животноводство. Практически вся обувная промышленность Китая работает со свиной кожей, производимой в стране.

Импорт китайской обуви привлекает большое количество предпринимателей со всего света, и политика КНР всячески поощряет интерес иностранных покупателей к товарам китайского производства. Объем импорта обуви в Россию из КНР в 2012 году составил 2600 миллионов долларов США и увеличился по сравнению с 2011 годом почти на 1%. Из Китая выгодно возить обувь из натуральных материалов, искусственной кожи, резины, текстиля, пластика. Разнообразие производимых моделей поразит воображение даже самого искушенного продавца обуви.

Преимущество закупок обуви в Китае для предпринимателя заключается в том, что можно исключить цепочку посредников и получить более низку цену на товар, что поможет обойти конкурентов. Сотрудничество напрямую с китайскими производителями также поможет сократить время между размещением заказа и получением готовой партии и даже позволит торговать обувью под собственной торговой маркой.

В этой статье мы рассмотрим основные пути организации поставок обуви из Китая.

Импорт любого товара начинается, конечно же, с поиска поставщика. В Китае это не всегда просто, так как импортеров интересует прямое сотрудничество с производителями, а предложений больше всего поступает от торговых компаний, которых в КНР очень много, и многие из них выдают себя за производителей, а на деле закупают обувь на фабриках и потом делают на нее свою наценку. Проблема в том, что отличить торговое предприятие от производственного без личного визита на фабрику не получится. Да и нет никакой гарантии, что во время посещения производства вас не обманут, так как часто владельцы фабрик имеют договоренности с китайскими торговцами. Прежде чем заключать контракт, стоит заказать проверку интересующего вас предприятия, которую осуществляют многочисленные консалтинговые компании, предлагающие свои услуги предпринимателям, занимающимся импортом китайской продукции.

Особенностью китайского рынка обуви является распределение сегментов обувной промышленности по различным китайским регионам. Центром производства женской обуви считается город Чэнду в провинции Сычуань. Большую часть мужской обуви производят в провинциях Джэцзян и Гуадун. На этих территориях можно найти как фабрики брэндовой продукции известных производителей, так и самую дешевую низкокачественную обувь. Провинция Фуцзянь известна производством спортивной обуви. Готовую обувь со всего Китая везут на рынки Пекина, Урумчи, Гуанчжоу.

Деловых партнеров проще всего начинать искать в Гуанчжоу, двадцатимиллионном городе на юге КНР. Гуанчжоу – крупнейший экономический, транспортный и промышленный центр Южного Китая. Сюда стекаются импортеры из всех стран мира, здесь легко найти переводчика и компанию, предлагающую помощь в оформлении сделки и перевозке груза. Деловые поездки в Гуанчжоу предлагают многие российские туристические фирмы. Стоимость бизнес-тура из Москвы – от 1500 долларов.

Начинающему импортеру следует обратить внимание на китайские торговые выставки. Они проходят в разных городах КНР и объединяют производителей со всей страны. Участие в выставках принимают только реальные компании, в том числе уважаемые экспортно-импортные фирмы, которые знают требования иностранных клиентов и правила оформления товаров для ввоза в Россию. Предпринимателям, интересующимся китайской обувью, могут быть полезны сведения о следующих мероприятиях.

  1. Одна из самых крупных выставок в Китае – это Кантонская ярмарка, которая официально называется «Выставка-ярмарка экспортных товаров Китая», проводится в Гуанчжоу в апреле и октябре. На выставке экспонируется весь спектр производимых в Китае товаров. Адрес http://www.cantonfair.org.cn/
  2. Международная выставка кожи в Гонконге. (Fashion Access Hong Kong ) – это одна из ведущих торговых площадок в Азии. Проводится дважды в год, в марте и сентябре. Экспонируется мужская, женская, детская, спортивная и домашняя кожаная обувь. Ежегодно выставку посещают 14 тысяч покупателей из разных стран. Сайт выставки http://www.fashionaccess.aplf.com/
  3. Международная выставка кожи, аксессуаров и компонентов (Lineapelle Asia) проводится в ноябре в Гуанчжоу. На выставке представляют инновационную продукцию из области кожи, аксессуаров и компонентов, текстиля и синтетики для обувной промышленности. Посетители могут познакомиться с направлениями развития и стилями в разделе Trend Area, побывать на семинарах по стилю и посмотреть видео по перспективным направлениям развития. Официальный сайт выставки http://www.lineapelle-asia.com/en/home.html
  4. Международная выставка обуви и изделий из кожи в Китае (IFLE Guangzhou) – это значимое событие для иностранных покупателей, которые заинтересованы в приобретении качественной обуви и кожаных изделий. Выставка проходит в Гуанчжоу в мае и собирает ведущих производителей и поставщиков отрасли. Вниманию посетителей представляется широкий ассортимент всех видов обуви. В рамках мероприятия организуются технические семинары, рабочие встречи, форумы, конкурсы. В выставке 2013 года приняли участие более 6000 посетителей из 47 стран. Официальный сайт выставки http://www.ifle-china.com/templates/ifle-guangzhou/index.php
  5. Международная выставка обувной и кожевенной промышленности (Shoes & Leather Guangzhou) также проходит в Гуанчжоу в мае и является платформой для демонстрации достижений обувного и кожевенного производства. В 2013 году выставку посетили 37 250 посетителей из разных стран. Официальный сайт мероприятия http://www.shoesleather-guangzhou.com/home.html

Услуги переводчика для поездок на рынки и фабрики стоят около 400 юаней в день. Как правило, производители устанавливают минимальный объем заказа в 300 единиц товара, причем одинаковых моделей должно быть не менее 100 единиц. Если вам предлагают меньшие партии, то это либо говорит о том, что вы имеете дело с посредником, либо у фабрики плохо идут дела, а такое случается с предприятиями, производящими низкокачественный товар. На оптовых рынках объем закупок меньше, там можно приобрести партии от 3 моделей одного цвета или размера.

Еще одной отличительной чертой китайской обувной промышленности является узкая специализация фабрик. Каждое предприятие выпускает 2-3 наименования обуви. Если вам предлагают большой ассортимент товаров, то это также повод заподозрить, что вы имеете дело с посредником.

Когда поставщик найден, начинается процесс переговоров. На этом этапе следует знать о нескольких подводных камнях. Во-первых, подписанные документы не имеют для китайского предпринимателя такого большого значения, как для европейского, и если у вас в контракте ясно и четко прописаны определенные обязательства, то они совершенно необязательно будут выполнены. В судебном порядке споры на территории Китая решать иногда довольно сложно. Судебная система в провинциях вообще развита довольно плохо, и в любых городах защищает, прежде всего, интересы КНР. Эксперты отмечают, что самый верный залог успешного бизнеса в Китае – это хорошие отношения с партнером и постоянный контроль.

Часто развитие делового сотрудничества с китайской фабрикой происходит таким образом. Перед заключением договора производитель предоставляет образец продукции, качество которого кажется иностранному предпринимателю вполне приемлемым, и сделка заключается. В процессе переговоров, заказчик, памятуя о том, что в Китае принято торговаться и можно получить продукцию по бросовой цене, убеждает фабриканта снизить стоимость товара. Производитель соглашается, заказчик перечисляет аванс (не менее 30 процентов), и в итоге в транспортные контейнеры грузится партия обуви, напоминающая образцы только по виду, и то отдаленно. Причина этому проста: производитель экономит на сырье, и результат оказывается совершенно неудовлетворительным. Заказчику можно порекомендовать посещать производство в период выполнения заказа и непременно присутствовать при отгрузке товара.

Несмотря на то, что наличие подписанного контракта не может гарантировать заказчику точного исполнения договоренностей, составлению документов следует уделить большое внимание, так как беспечное отношение к этому вопросу может дорого стоить.

Перед подписанием контракта необходимо запросить у производителя копию удостоверения личности лица, подписывающего документы и полный пакет регистрационных документов компании, в который входит свидетельство о регистрации предприятия, свидетельство о постановке на учет в налоговых органах. Надежные предприятия должны без проблем предоставить все документы, небольшая задержка может быть вызвана согласованием действий менеджера с руководителем компании.

Проверяя готовый контракт, уточните несколько важных моментов. В документе не должно быть пункта, допускающего изменение цены без согласования с заказчиком. Возможный процент брака в отгружаемой партии обязательно должен быть указан в договоре. Как правило, это не более 5 процентов. Если заказ производится под вашей собственной маркой, стоит предусмотреть пункт о защите авторских прав. Еще лучше зарегистрировать марку в Китае, так есть хоть какая-то вероятность, что китайский суд будет защищать ваши интересы. Важно точно указать сроки поставок, оговорить дату начала производства и дату отгрузки товара. На сроки выполнения заказа могут повлиять национальные праздники Китая, плановые отключения электричества в некоторых районах с целью экономии энергии и другие явления, которые нужно постараться предвидеть, договариваясь о времени выполнения заказа. Уточните, совпадает ли название компании, с которой вы заключаете договор, с названием компании, которой вы переводите деньги. Все расхождения должны быть оговорены в контракте. В контракте следует указать, какие именно документы производитель должен оформить на товар. Иногда за оформление экспортных бумаг китайские фабриканты просят дополнительные деньги. Есть вероятность, что включение пункта о штрафе за несоблюдение сроков поставки сделает исполнителя более дисциплинированным. Важно получить как можно больше документов с печатью завода, на основании которых будет проще решать споры. Не пренебрегайте услугами юристов.

К товару должен прилагаться ряд документов с печатями и подписями производителя, а именно:

  • прайс-лист в двух вариантах (на английском и русском языке), который должен быть заверен Китайским Министерством внешнеэкономического развития либо Торгово-промышленной палатой;
  • оригинал инвойса в двух вариантах (на английском и русском языке);
  • оригинал упаковочного листа (на английском и русском языке);
  • коносамент (хорошая читаемая копия);
  • экспортная декларация (хорошая читаемая цветная копия);
  • экземпляр перевода экспортной декларации на английский язык, который должен быть заверен Китайским Министерством внешнеэкономического развития либо Торгово-промышленной палатой;
  • сертификат происхождения («форма А»), должен быть заверен Китайским Министерством внешнеэкономического развития либо Торгово-промышленной палатой;
  • сертификат соответствия.

Также для прохождения таможни потребуется контракт с приложениями (по возможности также заверенный Китайским Министерством внешнеэкономического развития либо Торгово-промышленной палатой), копия паспорта сделки (которая должна быть заверена печатью фирмы), СВИФТ об оплате с указанием размера предоплаты по условиям контракта, транспортный договор (в котором будет оговорена транспортировка груза до территории России и по территории России), сертификаты Российской Федерации.

Обоснованность цены, которая указана в контракте, можно доказать, сославшись на сайты фабрик, где размещены сведения об аналогичном товаре, или контракты, где указана сходная закупочная цена, это подтвердит, что цена является среднестатистической для Китая. Не лишним будет заключение Российской торгово-промышленной палаты по данной группе товаров.

На таможне могут возникнуть проблемы, если у производителя, который указан в документах, нет экспортно-импортной лицензии, так как, согласно китайскому законодательству, экспортировать товары могут только лицензированные предприятия.

Поскольку и российская, и китайская таможни работают по своим правилам и руководствуются законами своих стран, лучше подготовить два варианта контрактов. В китайском четко прописывается то, что важно для китайской стороны: наименование товара, количество товара, сроки поставки, условия оплаты. На основании российской версии открывается паспорт сделки, в этом варианте на русском и английском языках указываются юридические адреса, банковские реквизиты, арбитраж, форс-мажорные обстоятельства.

Инвойс, как уже отмечалось выше, составляется на русском и английском языках. Перед прохождением таможни стоит лишний раз убедиться, что данные в инвойсе полностью совпадают со сведениями в контракте. В инвойсе для российской таможни название компании-импортера и юридический адрес должны быть переведены на русский язык. Для каждого наименования товара нужно указать цену, название модели и ее описание. Правильно заполненный инвойс позволит легко пройти российскую таможню, а ошибки могут привести к конфискации груза. Внимательная проверка документов, в том числе упаковочного листа, и верности переводов обязательно должна проводиться. Таможенная пошлина рассчитывается, исходя из веса нетто, поэтому он должен быть указан без неточностей, как и другие характеристики (маркировка товара, вид упаковки, количество товара, вес брутто, габариты).

На китайской таможне экспортер должен подать все документы, в том числе лицензии, без которых товары через границу пропущены быть не могут, не позднее чем за 24 часа до планируемого пересечения границы. Специалист таможни может осматривать груз и документы столько раз, сколько посчитает нужным, просить вскрыть упаковку, показать образцы товара и т.д. Если товар задерживается на границе более трех месяцев, китайская таможня имеет право переуступить товар.

Доставка груза из Китая осуществляется тремя способами: автомобильным транспортом, морским транспортом или самолетом. Железнодорожные перевозки используются крайне редко, так как это слишком долго по причине слабой развитости железнодорожного сообщения между Россией и Китаем. При выборе логистической компании убедитесь, что перевозчик владеет удобно расположенными консолидационными складами и обладает достаточным опытом транспортировки грузов. Товар перевозится в контейнерах. Для небольших партий обуви будет выгодной перевозка сборных грузов.

Авиаперевозки – самый быстрый и самый дорогой способ транспортировки грузов. Стоимость – от 2, 5 тысяч рублей за килограмм. Морскими перевозками удобно пользоваться, если пункт назначения находится в городе, где есть морской порт. Перевозка тонны груза по морю стоит от 15 тысяч рублей тонна. Самый распространенный вид грузоперевозок – автомобильные. Стоимость начинается от 90 рублей за килограмм груза. 

Наталья Меркулова
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru