Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Своя стоматология: практика открытия бизнеса

Стоматология – одно из самых бурно развивающихся секторов рынка медицинских услуг. Состоятельные граждане обращаются чаще всего имен к стоматологам, нежели к примеру, к терапевтам, да и сумма чека здесь выше в разы, если не на порядок. Но в о же время, это рынок и самый жесткий в плане конкуренции.

В негосударственной стоматологии можно выделить три формата. Самый распространенный формат, занимающий в настоящее время чуть ли не 60% рынка, — это небольшие одиночные кабинеты на две-три установки. Как правило, они располагаются в помещениях на первых этажах жилых зданий. По мнению большинства экспертов, именно этот формат наиболее «нестабилен»: такие кабинеты либо со временем уходят с рынка, обанкротившись, либо начинают строить сеть или переходят в следующий более развитый формат — стоматологические клиники. И, наконец, третий тип клиник: крупные медицинские центры, которые предоставляют широкий перечень медицинских услуг — и не только стоматологических.

Классифицировать действующих игроков можно и с точки зрения их подхода к бизнесу. Во-первых, существуют клиники, которые ориентируются на поточное обслуживание клиентов, предлагая им услуги удовлетворительного качества по относительно невысокой цене. Такие центры имеют большое количество стоматологических кресел и зачастую работают в круглосуточном режиме. Во-вторых, клиники, которые ориентируются в основном на корпоративных клиентов в рамках системы добровольного медицинского страхования. В-третьих, к особой группе можно отнести небольшие клиники на одну-пять стоматологических установок, которые ориентируются на VIP-клиентуру.

Это почти аксиома для любого бизнеса: чем меньше стартовые вложения, тем более важную роль в успехе предприятия играют «нематериальные» факторы.

Стартовые вложения в открытие стоматологии

Размер стартовых инвестиций для открытия стоматологического кабинета не такой уж и огромный, как может показаться на первый взгляд. По информации «АМИКО», для запуска собственного кабинета с одним стоматологическим креслом нужно всего 70–80 тысяч долларов, на два кресла - 100 тысяч, а на три — 150 тысяч.

Второй вариант - приобретение готового бизнеса. В этом случае диапазон цен в столице составляет 120–200 тысяч долларов в зависимости от известности клиники, клиентской базы, опыта работы, условий аренды и медицинского оборудования. Средняя площадь продаваемой клиники обычно — от 80 до 140 кв. м.

Обычно стоматологические кабинеты развиваются по стандартной схеме: открылись — заработали немного денег — еще раз одолжили — открыли второй кабинет — опять заработали денег — отдали долг — заработали — опять одолжили — открыли третий кабинет, и так далее.

Успех бизнеса во многом зависит от подбора сильных специалистов и установки хорошего оборудования.

Собственно, грамотные кадры — это и есть тот самый «нематериальный» актив, без которого новому бизнесу не видать окупаемости долгие годы. Но, если лет десять назад стоило беспокоиться только о специалистах-стоматологах, то теперь в сегменте возник настоящий «голод» на толковых управленцев и администраторов.

Своя стоматология: подводные камни бизнеса

Основные трудности, с которыми может столкнуться молодая стоматологическая компания, это недостаток клиентов, особенно на первых порах работы, жесткая конкуренция и несовершенство действующего законодательства.

Первая и главная опасность — это низкий поток клиентов, особенно в первый год работы, финансовым итогом которого при сравнительно удачном раскладе может стать всего 6–10 тысяч долларов прибыли. Новичкам надо быть готовым к тому, что наработка клиентской базы — дело не одного месяца.

Второе проблемное место — несовершенство действующего законодательства, выражающееся и в несоответствии СанПиНов реальным условиям нынешнего дня, и в чехарде с документами. Медицина сегодня регламентируется законами, в большинстве своем принятыми еще в советские времена, которые морально устарели и давно потеряли актуальность.

Наконец, главное препятствие на пути стоматолога-бизнесмена —это чрезвычайно высокая конкуренция. Сегодня на рынке существует очень большое число игроков, часть из которых действует не всегда законно.

Настоящая, честная конкуренция возможна между клиниками одного ценового уровня. А вот когда государственные клиники конкурируют с частными, это ненормально - государственные клиники не платят ни за аренду, ни за что. Другой важный аспект — конкуренция медицины с другими сферами. Пока у наших людей недостаточно высокий уровень культуры, и если он встает перед выбором купить машину, костюм или вылечить зубы, он выберет ходить в хорошем костюме, но без зубов.

Жесткость конкуренции, впрочем, с лихвой компенсируется быстрым ростом спроса на стоматологические услуги, который, по отзывам тех, кто находится на рынке, поднялся за последние несколько лет до не виданных ранее высот. Причем , запросы населения заметно изменились, сегодня на первый план выходят красота и надежность. Людям требуется уже не только лечение, но и сервис. Кроме того, все просят чеки, гарантии, спрашивают сертификаты на материалы, интересуются квалификацией докторов.

Там, где потребитель все чаще обращает внимание на качество, все большую роль начинает играть брэнд. А это, в свою очередь, сулит блестящие перспективы крупным сетевым игрокам, которые способны создать свои стоматологические брэнды и захватить большую долю рынка. С другой стороны, перспективы есть и у профессионалов, которые, заработав репутацию и клиентскую базу в частной или государственной клинике, легко и с минимальным риском выходят на рынок со своим собственным стоматологическим кабинетом. Такие небольшие игроки, успех которых часто основывается на «золотых» руках и опыте специалиста, как показывает опыт, необычайно жизнестойки. Примечательно, что в этой ситуации слабым звеном рынка оказываются как раз игроки среднего размера — именно они испытывают наибольшее давление конкурентов.

Своя стоматология: стоматологический кабинет в деталях

Размер первоначальных инвестиций для запуска стандартного стоматологического кабинета, площадью 80 кв. м на первом этаже жилого здания— около 100 тысяч долларов. Аренда его обойдется в Москве в 450-500 долларов в год за кв. м (первая линия домов, не в центре столицы).

Аренда в Москве - 450-500 долларов в год за кв. м

Оборудование - две укомплектованные стоматологические установки ценой 10 тысяч долларов каждая с дополнительными комплектами наконечников по 1 500 долларов и инструментами стоимостью 1 000 долларов за комплект в расчете на установку.

Расходные материалы - 1 500 долларов в месяц на установку.

Дополнительное оборудование: две лампы (600 долларов каждая), автоклав (3 100 долларов), холодильник (600 долларов), ультрафиолетовая камера для хранения стерильного инструмента (400 долларов).

Зарплата:

санитарки — от 3 000 рублей
медсестры — от 6 000 рублей

врач-стоматолог – оклад плюс 10–30% от стоимости выполненных работ.
среднемесячная выручка — около 20 тысяч долларов;

среднемесячная сумма затрат — 10–14 тысяч долларов США.

доход в месяц в 6–10 тысяч долларов

Источник: данные компаний, «АМИКО»

По материалам статьи Алексея Бородкина для Бизнес-журнала

Другие статьи на тему «стоматология»
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!

*Статье более 5 лет. Может содержать устаревшие данные