Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Свой бизнес: как открыть крематорий

Свой бизнес: как открыть крематорий

К нам часто обращаются наши постоянные читатели с вопросами о том, как реализовать ту или иную идею, представленную на портале «1000 идей». Поэтому мы решили запустить новый цикл статей, в которых рассказывается о том, как в российских условиях можно воплотить многие проекты, которые с успехом работают за рубежом.

Похоронный бизнес считается одним из самых прибыльных, поэтому нет ничего удивительного в том, что конкуренция в этом сегменте огромная. Однако большинство предпринимателей интересует организация традиционных похорон. А ведь, помимо захоронения останков в земле, не менее широко распространена и процедура кремирования.

Например, только в США и Канаде работает около тысячи крематориев. В Великобритании было построено почти 400 крематориев, в Чехии и Франции – около ста (почти по одному на каждый город). Среди стран, где традиционному захоронению предпочитают кремацию, можно назвать Японию (кремируют около 98 % всех усопших), Чехию (95 %), Великобританию (70 %), Данию (68 %) и Швецию (65 %).

В нашей стране, согласно результатам исследования, проведенного Православным похоронным центром, процент кремации от общего числа погребений составляет около 61 % в Москве и менее 45 % в других российских городах. На сегодняшний день в нашей стране крематории есть в десяти крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Новосибирске, Екатеринбурге, Норильске, Нижнем Тагиле, Ростове-на-Дону, Находке и Владивостоке.

Крематорий – это специально оборудованное здание, где проводится сжигание умерших. Как правило, в этом здании есть два основных помещения: в одном родственники прощаются с усопшим, а другое представляет собой так называемый кремационный зал.

Во время кремации используются гробы из горючего материала. В процессе кремации температура внутри печати составляет от 870 до 1090 градусов Цельсия. Под воздействием столь высоких температур ткани и кости разрушаются на мелкие фрагменты. Длительность этой процедуры зависит от модели кремационной печи. Как правило, кремация тела взрослого человека средней комплекции занимает от полутора до двух часов.

После того, как останки остынут, они перемещаются во временный контейнер, где тщательно измельчаются. В дальнейшем они пересыпаются в урну из древесины, керамики или бронзы и передаются родным или близким усопшего. Иногда прах в урне помещается в колумбарий, хоронится в земле или же развеивается на специально отведенной для этого площадке.

Итак, потребность в услугах такого похоронного заведения довольно велика, в том числе и в России. Однако открытие крематория требует большого стартового капитала. Такой проект хотя и отличается высокой рентабельностью, но все же долго окупается. Перед тем как приступать к поиску участка для его строительства, тщательно проанализируйте ситуацию с похоронными компаниями в вашем регионе, изучите спрос, численность населения и уровень смертности.

Три главные проблемы, которые встают перед предпринимателями, планирующими такой бизнес: высокая конкуренция, большой стартовый капитал (покупка земли под строительство, дорогостоящее оборудование, оформление всех необходимых документов) и поиск земельного участка, который бы соответствовал всем требованиям. Конкуренция в похоронном бизнесе, на самом деле, очень большая.

Хотя, на первый взгляд, десять крематориев на всю страну не могут удовлетворить существующий спрос на услуги кремирования. Кремации подвергаются в среднем около половины всех умерших. Однако эта тенденция сильно зависит от региона. Так, например, в Санкт-Петербурге и Норильске количество кремируемых достигает 70-75 % от общего количества усопших. А в других городах эта цифра может быть около 20 %.

Открывать крематорий в небольшом городе с населением менее 700 тысяч человек не имеет смысла – вы просто не окупите свои расходы. Специалисты рекомендуют работать на область, но лишь в густонаселенных регионах. В этом случае большое значение имеет правильный выбор месторасположения крематория, чтобы к нему было удобно добираться из различных населенных пунктов. В городах с населением свыше 700 тысяч человек открывать крематорий будет рентабельно лишь при отсутствии прямых конкурентов. Похоронные бюро и ритуальные агентства являются вашими косвенными конкурентами.

Перед началом строительства нужно разработать архитектурный проект будущего крематория и получить большое количество разрешений от местных органов власти. В Москве есть фирмы, которые предлагают услуги по получению всех необходимых документов. Они выступают в качестве посредников и занимаются оформлением бумаг, в том числе и в других городах.

К месту расположения крематория предъявляются определенные требования. Оно должно соответствовать всем нормативным требованиям, находиться на специально отведенной для этого территории за чертой города, чтобы минимизировать вредное воздействие на окружающую среду. В некоторых случаях при согласовании с муниципальными властями можно открыть крематорий и в черте города (но располагаться он должен минимум за три километра от жилых домов). Как правило, для его размещения выбирается территория городского кладбища.

Строительство крематория из кирпича обойдется достаточно дорого и займет много времени. Поэтому зачастую владельцы крематориев стараются сэкономить на строительстве, отдавая предпочтение не капитальным кирпичным стенам, а постройкам из металлических конструкций. Использование при строительстве легких конструкций позволяет возводить комплекс зданий из готовых элементов в короткие сроки.

Комплекс крематория обычно состоит из одноэтажных ритуального и технического корпусов, а также галереи, которая их соединяет. Ритуальный корпус включает в себя зал прощаний, вестибюль, медпункт, хозяйственные помещения. Технический корпус состоит из кремационного зала, бытовых, подсобных и технических помещений. Также нужно будет позаботиться о стоянке для автомашин.

Когда крематорий открывает компания, у которой уже есть свой похоронный бизнес, то она может снизить издержки за счет строительства лишь кремационного зала. В качестве места прощания родственников с усопшим можно использовать помещения в существующем здании (обычно около кладбища). На территории крематория укладывается плиточное тротуарное покрытие, устанавливаются скамьи, разбиваются газоны и цветники.

В качестве оборудования для кремационного зала вам понадобятся специальные печи. В большинстве случаев они состоят из двух камер. В самой большой камере происходит кремирование тела с гробом. Во втором ее отделении из отходящих газов выжигаются все продукты сгорания (вредные примеси, твердые дымообразующие частицы). Таким образом, из труб печи выходит лишь нагретый воздух без следов дыма и гари и неприятного запаха. Гроб загружается в печь при помощи гидравлических тележек различных моделей или автоматизированных тележек с рельсовой дорогой (для кремационных печей большой мощности).

Помимо печей, потребуется холодильная камера, где хранятся тела в ожидании кремации, и кремулятор, который сначала при помощи магнита-ловушки удаляет из кремированных останков несгоревшие металлические предметы (например, зубные протезы), а затем измельчает прах. Лучшее кремационное оборудование, которое соответствует самым жестким экологическим требованиям, производится в США, Чехии и Германии. Оно достаточно долговечно. В среднем такие машины требуют капитального ремонта спустя 5-6 тысяч кремаций (примерно 3-5 лет эксплуатации). Ремонт заключается в замене огнеупорных материалов пода и свода основной кремационной камеры, огнеупорных материалов камеры дожига, выхода отработанных газов и облицовки горелок. Можно проводить капитальный ремонт своими силами или же вызвать специалиста из-за рубежа. В последнем случае стоимость ремонта увеличивается до 75-80 тысяч рублей.

Список дополнительного оборудования включает в себя поддоны для пепла из нержавеющей стали и алюминия, временные пластиковые или картонные контейнеры для праха, таблички для крепления на этих контейнерах или же урнах, ручные магниты для удаления из праха металлических предметов, щетки для удаления праха из печи, инструменты для обслуживания кремационного оборудования.

Для персонала крематория заказывается спецодежда, которая состоит из маски, защитных очков, респираторов, рабочих халатов, перчаток, фартуков. Форма может представлять собой также комбинезон из плотной хлопковой ткани, чулки для обуви и капюшон. Она защищает от пыли и грязи, а специализированные фартуки с алюминиевыми вставками и защитные рукава используются при удалении праха и чистки печи с целью защиты от ожогов.

Процесс кремирования занимает, как уже упоминалось выше, больше часа. Из ритуального корпуса гроб, установленный на ручную передаточную тележку, транспортируется по крытой галерее в технический корпус – в кремационный зал. Затем он передается к загрузочному окну, через которое перегружается на подину печи. По завершении кремации продукты сгорания собирают в специальный контейнер в окне выгрузки, а затем поступают на участок измельчения. После чего они пересыпаются в урну, которая хранится в техническом корпусе до выдачи клиенту. Расход природного газа одной печи составляет около 25 м3/час.

Самое дешевое оборудование для кремирования обойдется в сумму от 5 до 10 миллионов рублей. Качественное же оборудование, соответствующее всем требованиям, стоит раза в два-два с половиной дороже. Для открытия крематория понадобится минимум 25-30 миллионов рублей. В эту сумму входит приобретение печей и другого оборудования, покупка или аренда земли, строительство крематория, фонд заработной платы. Средний срок окупаемости предприятия составляет минимум 4-5 лет.

Стоимость кремации составляет порядка 3-5 тысяч рублей (по данным для Москвы и Санкт-Петербурга). Дополнительно оплачиваются ритуальные принадлежности: гроб, постель и подушка в гроб, траурное покрывало и пр., транспортировка, оформление зала прощаний. Таким образом, для того чтобы кремировать усопшего, понадобится в сумме около 10-15 тысяч рублей. Организационная структура такого предприятия включает в себя управляющих (директора), бухгалтера, механика, слесаря, оператора печи (минимум 6-8 человек), распорядителя и сторожа.

Открытие крематория – очень сложное, хотя и прибыльное дело. Из-за высокой конкуренции и необходимости иметь большой стартовый капитал или привлекать инвесторов для его открытия, предприниматели стараются найти пока еще пустующие и менее затратные ниши. К таким относится, например, крематорий для домашних животных. Это очень перспективное направление, ведь российское законодательство запрещает хоронить тела домашних животных в земле. Тем более, их нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры.

Между тем, специализированных кладбищ домашних животных в большинстве российских городов нет. Поэтому кремация представляет собой самый оптимальный вариант утилизации останков. На Западе крематории для животных распространены довольно широко. Они предлагают не только услуги по утилизации останков, но и по хранению их праха и даже изготовлению различных памятных «сувениров» (кулоны с частицами праха, специальные кувшины и урны и пр.). Постепенно такие предприятия стали появляться и в российских городах. Сейчас они существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Екатеринбурге, Новосибирске.

Открыть крематорий для домашних животных намного проще и дешевле, нежели обычный. Так как кремация животных относится к ветеринарным видам деятельности, то она не требует лицензирования. Правда, специальное оборудование для кремирования в нашей стране не купишь. Печи и все остальное придется заказывать в Европе (Германия, Великобритания). Но даже в этом случае они будут стоить на порядок меньше, нежели оборудование для обычных крематориев. И вы сможете быть уверены в качестве оборудования и в его соответствии всем экологическим нормам и требованиям.

Кроме того, продавец пришлет все свидетельства и сертификаты на технику. Стоимость оборудования для кремации животных зависит от мощности и объема печи. Печь вместимостью 100 килограмм, размерами два метра в длину и один в ширину стоит около 400-500 тысяч рублей. Требования к помещению те же, что и для обычных крематориев. В первое время можно обойтись без колумбария (хранилища урн с прахом). Для такого крематория нет необходимости в ритуальном корпусе, поэтому он объединяется с техническим. В дальнейшем можно будет расширить площади и предложить клиентам дополнительные услуги.

Крематории для животных предлагают два варианта кремации животного: обычную процедуру и индивидуальную. Последняя отличается от обычной тем, что перед кремированием печь тщательно очищается, чтобы не допустить перемешивания останков с прахом других животных. Тело животного помещают в картонную коробку, обернутую изнутри полиэтиленом.

Затем коробка либо отправляется в морозильную камеру, если нужно отложить процедуру, либо сразу же в печь. Печь разогревается очень быстро, коробка горит сначала при 600 градусов Цельсия, а потом температура увеличивается в два раза. Дым, который выделяется при сжигании, дожигается дополнительным газом. На выходе получают угарный газ и горсть пепла, который собирается в специальный пластиковый контейнер, а затем выдается хозяину.

При желании за дополнительную плату можно заменить пластиковый контейнер на специальную урну. Вся процедура кремирования от розжига печи до ее полного остывания занимает около шести часов. Тело полностью превращается в пепел за три часа, еще столько же потребуется, чтобы печь полностью остыла, так как толщина ее стенок составляет около десяти сантиметров.

На Западе производство и продажа авторских урн для хранения праха представляет собой дополнительный источник доходов крематориев. Однако российские заказчики, как правило, предпочитают не хранить прах четвероногого питомца у себя дома, а хоронят его в земле, что не противоречит российским законам и санитарным нормам.

Услуги крематориев для домашних животных очень востребованы, но без рекламы все же не обойтись. Прежде всего, необходимо разместить объявления в ветеринарных клиниках города. Как показывает практика, именно туда в первую очередь обращаются владельцы умерших животных с вопросами о том, где можно похоронить питомца. Многие компании активно используют интернет для продвижения своих услуг. Так, например, томский крематорий для домашних животных предлагает на своем сайте специальную услугу «виртуальная память»: владельцы умерших животных могут разместить в электронной галерее некролог с фотографией своего любимца.

Стоимость кремации составляет, в среднем, около 1000-2000 рублей, в зависимости от веса животного или раза в полтора больше, если речь идет об индивидуальной кремации. Сожжение тела небольшого животного (например, кошки) стоит порядка 500 рублей, мелкого грызуна – около 300 рублей.

Открытие крематория для животных окупается в течение 1-2 лет, в зависимости от региона, стоимости услуг и спроса. Казалось бы, этот бизнес никак не зависит от фактора сезонности, так как животные умирают от старости или болезней в течение всего года. Однако владельцы таких компаний отмечают, что наибольшим спросом их услуги пользуются в период с конца осени до середины весны, а в теплое время года наблюдается значительный спад. Он связан с тем, что, несмотря на строгие запреты, владельцы кошек и собак все же предпочитают хоронить погибших животных в земле и обращаются к услугам крематориев лишь в холодное время года, когда земля промерзает и выкопать могилу становится невозможно. Одно из направлений для расширения такого бизнеса – организация завода по утилизации биологических отходов.

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Другие статьи на тему «ритуальный бизнес»