Как реализовать идею: вендинговый бизнес

 

К нам часто обращаются наши постоянные читатели с вопросами о том, как реализовать ту или иную идею, представленную на портале «1000 идей». Поэтому мы решили запустить новый цикл статей, в которых рассказывается о том, как в российских условиях можно воплотить многие проекты, которые с успехом работают за рубежом.

Отечественный вендинговый рынок развивается стремительными темпами, хотя все еще отстает от западного. В России работает почти 25 тысяч различных торговых автоматов. При этом потенциал роста рынка, по мнению экспертов, намного шире – почти в 1000 %. Ежегодный прирост рынка составляет 20-30 %. Происходит он как за счет появления новых игроков, так и за счет увеличения количества торговых автоматов. В основном, развитие происходит за счет экспансии вендинговых компаний производителей из-за рубежа – США, Канады, Европы и Кореи.

На сегодняшний день на российском вендинг-рынке преобладают кофейные автоматы, снековые автоматы, автоматы по продаже еды, механические автоматы и автоматы по оказанию услуг. Однако рынок еще далек от перенасыщения, и у предпринимателей есть возможность занять ниши, которые пока еще пустуют. Например, на Западе появились автоматы по продаже одежды и купальников. Причем последние стоят в неожиданных, хотя и в самых удачных с точки зрения продаж местах, – на пляжах и у бассейнов.

Существуют торговые автоматы, которые продают деликатесы кухонь со всего мира и обычную, пусть и очень вкусную пиццу, вендинговые автоматы по продаже рыбной икры и свежих французских батонов. Одно из последних нововведений – вендинговые автоматы для детей. Такие машины появились в Великобритании, благодаря местной сети детского питания под названием Ella’s Kitchen. В автоматах, высота которых не превышает 115 см (оптимальный размер для дошкольников), продаются вкусные и, главное, полезные лакомства для детей. Идей для собственного вендингового бизнеса в России очень много. Однако существуют правила, рекомендации и предостережения общие для любого предприятия, которое работает в сфере «автоматизированной торговли».

Если вы хотите заняться вендинговым бизнесом, прежде всего, придется заняться составлением бизнес-плана, провести или заказать маркетинговые исследования, изучить спрос на различные товары или услуги, выбрать подходящие места для расположения автоматов. Слухи о быстрой окупаемости вендинговых машин несколько преувеличены. В зависимости от вложений, средний срок окупаемости составляет около года. Связано это, в первую очередь, с относительно высокой стоимостью автоматов. Минимальная цена простого автомата по продаже снеков (чипсов, семечек, палочек и пр.) составляет около 160 тысяч рублей. Кофейный автомат обойдется в 150 тысяч рублей. И это без учета стоимости доставки автомата в регионы (минимум 1000-1500 за одну машину). Стоимость разработки вендингового автомата под заказ (например, нестандартного размера или для необычного товара) будет намного выше.

Предположим, вы планируете приобрести два простых кофейных автомата. На их покупку потребуется 302 т. р. Многие компании предоставляют возможность оплаты в рассрочку. Однако при этом срок окупаемости будет больше. Не забывайте про ежемесячные платежи: заработная плата обслуживающему персоналу (если количество автоматов не превышает десяти единиц, эти обязанности в первое время можно взять на себя), расходы на бензин, аренда места под автомат, налоги.

Предположим, вы планируете приобрести два простых кофейных автомата. На их покупку потребуется 302 т. р. Многие компании предоставляют возможность оплаты в рассрочку. Однако при этом срок окупаемости будет больше. Не забывайте про ежемесячные платежи: заработная плата обслуживающему персоналу (если количество автоматов не превышает десяти единиц, эти обязанности в первое время можно взять на себя), расходы на бензин, аренда места под автомат, налоги.

Кофейные автоматы считаются самыми выгодными среди традиционных вендинговых машин. Их рентабельность выше, а цена ниже. Да и найти место для них намного проще, чем для снековых. Например, многие предприниматели пытаются установить последние на территории университетов и институтов и… разочаровываются. Студенты, которые, казалось бы, представляют собой отличную целевую аудиторию, предпочитают есть в столовой, которая есть у каждого крупного вуза, или покупают необходимые им продукты и закуски в близлежащих ларьках. В официальных учреждениях, торговых и офисных центрах больше возможностей для хороших продаж. Однако тут есть другая проблема. Не всегда получается договориться об аренде площади. Если ваш поставщик утверждает, что в более половины случаев владельцы зданий разрешают поставить у себя торговый автомат бесплатно (потому что это удобно для посетителей и клиентов), не стоит верить ему на слово. Существует несколько схем оплаты аренды. Иногда владельцы автоматов отдают арендодателям до 10 % своего оборота или же договариваются о фиксированной оплате в несколько тысяч рублей в месяц. Точная сумма зависит от города, расположения, характера учреждения, проходимости. Некоторые предприниматели стараются всеми правдами и неправдами уклониться от оплаты аренды. Но если вы рассчитываете на долгое сотрудничество, стоит наладить хорошие отношения с владельцем недвижимости. На вашу прибыль напрямую влияет и работоспособность ваших автоматов, и их исправность. Специалисты не советуют экономить на качестве, приобретать старое оборудование или, того хуже, «зажимать» сдачу покупателям.

Многие владельцы вендинговых автоматов стараются производить выемку денег в такое время, когда поблизости никого нет (например, по вечерам, после окончания рабочего дня большинства людей, но до закрытия точки). Также не стоит откровенничать с арендодателем об уровне ваших доходов, иначе велик шанс, что он в скором времени поставит на место вашего автомата свой.

Когда вы уже установите свои торговые автоматы на местах продаж, постарайтесь понаблюдать за поведением ваших потенциальных клиентов. Экспериментируйте с ценами, например, округляя их до пяти рублей. В таком случае вы можете закладывать меньше сдачи. Как показывает опыт, если ваш автомат будет принимать относительно крупные купюры (например, по 100 рублей), то уровень продаж может заметно возрасти. Впрочем, на двух торговых автоматах большой бизнес не построишь. Для получения относительно нормального дохода потребуется минимум 20-25 машин. Каждую из них нужно не только расположить в хорошем месте, но и регулярно обслуживать. Нужно не только доставать деньги и закладывать товары, но и оперативно проводить ремонт, вести бухгалтерский учет, расширять сеть. За день один человек может обслуживать от пяти до десяти автоматов (в зависимости от их расположения) и заведовать общим парком в 30-50 машин. Дополнительное вложение (или регулярные расходы) – покупка и обслуживание автомобиля. В крупных городах в час пик и в непогоду вряд ли вы сможете добираться до пункта назначения пешком или на общественном транспорте (тем более, с крупными суммами денег).

Итак, если вы планируете заниматься вендинговым бизнесом всерьез и надолго, с самого начала рассчитывайте на приобретение минимум двадцати торговых автоматов (стоимостью от 100 до 200 тысяч рублей за каждый, в зависимости от объемов загрузки, состояния, производителя и дополнительных функций). Около четверти прибыли потребуется на закупку ингредиентов (для кофейных автоматов) или продуктов (для снековых машин). Кроме того, часть средств пойдет на выплату заработной платы операторам, аренду и ремонт автоматов. При таких оборотах и объемах средний срок окупаемости возрастает до 1,5-2 лет, а средняя выручка с одного торгового автомата составит 10-15 тысяч рублей в месяц. Рентабельность вендингового бизнеса достигает 29 %.

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал