Творческий бизнес: как заработать на изостудии

Творческий бизнес: как заработать на изостудии

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

В не столь далекие времена в нашей стране существовало большое количество различных досуговых учреждений для детей и взрослых, занятия в которых были бесплатными. И тогда нам сложно было представить, что на этом можно зарабатывать деньги. Конечно, за последние два десятилетия ситуация на рынке образовательных услуг кардинально изменилась. Одни люди, увлеченные каким-то делом, хотят, чтобы их хобби приносило хорошую прибыль, другие находят время и средства для того, чтобы обучиться чему-либо новому. Однако, в целом, рынок образовательных услуг остается сравнительно узким

Как считают эксперты, выгоднее всего открывать языковые школы и досуговые заведения (клубы, центры раннего развития, курсы) для детей дошкольного возраста. Означает ли это, что любые другие нелингвистические школы и студии, рассчитанные на взрослую аудиторию, – заведомо убыточные предприятия? На самом деле, все зависит от степени вашей увлеченности своим хобби и вовлеченности в свой бизнес.

Главные факторы успеха вашего заведения: правильно выбранное направление, высокий уровень преподавания, удобство расположения и подходящее время проведения занятий, грамотное продвижение и… возможность некоторое время (хотя бы первые полгода) работать в убыток. Выбор направления зависит от ваших интересов. Как правило, такие школы «вырастают» из хобби одного человека, увлеченного им настолько, что он решает превратить его в свою работу и в основной источник дохода. Такое хобби может быть экзотичным (например, изготовление сахарных цветов, тряпичных кукол или декорирование тортов) или же вполне обычным, но требующим определенной учебной базы. К последним относится рисование.

Студии изобразительного искусства существуют в каждом городе. Но многие даже не подозревают об их существовании. Часть подобных школ чудом уцелели и еле сводят концы с концами, работая на базе муниципальных учреждений. Часть студий в скором времени после своего открытия значительно расширили свою «специализацию» и сделали ставку на детскую аудиторию. Однако, как показывает опыт немногочисленных удачливых предпринимателей – владельцев изостудий, сама по себе идея такого бизнеса достаточно жизнеспособна. Но начинать надо не с составления бизнес-плана, поиска помещений и регистрации фирмы. Прежде всего, надо разработать программу обучения и опробовать ее на «тестовой группе». Программа в данном случае имеет принципиальное значение.

Конечно, есть большое количество готовых программ по курсу дизайнерского рисунка, рисунка пастелью, основ композиции, пейзажа, анималистики, графики, акварели, общих уроков живописи, рисунка карандашом и т. д. И все они построены по одной и той же схеме. Но если есть возможность, лучше расширить предлагаемый выбор. Например, можно обучать детей, подростков и взрослых основам анимационного рисунка и т. д. Единственная сложность состоит в том, чтобы найти художников-преподавателей, которые бы смогли вести такие занятия.



Специалисты советуют делать основной акцент не на продолжительных курсах, а на краткосрочных занятиях. Например, в московских изостудиях один курс может состоять из пяти занятий по часу-два каждое. Причем стоимость одного такого занятия составляет в столице 1000-1500 рублей. Для желающих изучать рисование более углубленно, предлагаются курсы на месяц, полгода и год (но последние варианты встречаются редко). Все эти дисциплины изучаются как в группе по заранее составленному расписанию, так и в индивидуальном порядке. В первом случае, расписание составляется таким образом, чтобы занять все время с утра и до вечера. В утренние часы занимаются обычно дети дошкольного возраста, днем – школьники, а вечером после работы – взрослые.

Хорошо, если у вас есть художественное образование, вы умеете рисовать сами и любите обучать других. В этом случае вы сможете составить программы преподавания самостоятельно и опробовать их на своих учениках. Если же нет, то придется искать того, кто сможет все это сделать. Очевидно, что расходы во втором случае будут намного больше. Кроме того, всегда есть риск, что ваш преподаватель в любой момент уволится и откроет собственную студию.

Как оценить качество образовательной программы? Прежде всего, на занятиях должна чередоваться теория и практика (невозможно хорошо рисовать, не зная теории, как и нельзя, изучая одну лишь теорию, научиться рисовать), все теоретические моменты должны объясняться максимально просто и доступно. Если ваш курс предполагает около 5-10 занятий, то уже после первых 2-3 занятий должны быть заметны определенные успехи ваших учеников. Какие именно – лучше определить заранее и озвучить их вашим клиентам. Курсы рисования нужно выстраивать таким образом, чтобы, с одной стороны, ваши ученики, отзанимавшиеся определенное время в вашей студии, могли продолжать свое обучение, улучшая технику, а с другой – чтобы любой желающий, независимо от навыков и подготовки, мог присоединиться к занятиям в студии.

Обучайте людей по разным направлениям. Старайтесь, чтобы ваша программа включала в себя не только рисунок, графику и живопись, но и прикладное искусство. Например, можно преподавать лепку, работу по металлу, аппликации, пэтчворк и т. д. Далеко не каждое направление обязательно превратиться в целый курс. Многие из них могут ограничиться мастер-классами и воркшопами. Делайте акцент на творческой составляющей. Многие изостудии организовывают занятия арт-терапии совместно с психологическими центрами, и они пользуются большой популярностью.

Выбор помещения, конечно, имеет большое значение. Но если вы планируете скорее получить прибыль от работы своей изостудии, то выбирать площади для занятий придется, исходя из стоимости аренды и ваших доходов. В группе занимается от 3 до 10 человек. Но среднее количество взрослых учеников на одном занятии – 5-6. Стоимость двухчасового занятия для взрослых составляет, в зависимости от региона и программы, от 250 до 1500 рублей. Стоимость абонемента сразу на несколько занятий получается на 20-25 % меньше, нежели оплата каждого занятия отдельно. Определенную часть от этой суммы (до 50 %) получает преподаватель. Таким образом, если вы работаете самостоятельно, то ваша прибыль составит минимум от 750 рублей за час занятий (в регионах).

Скорее всего, в день вы сможете проводить лишь три часа занятий (по часу утром, днем и вечером). Причем рассчитывать на полную загрузку и пятидневную рабочую неделю с самого начала работы не стоит. Таким образом, арендуемая под изостудию площадь должна удовлетворять следующим требованиям (в порядке приоритета): невысокая стоимость аренды, наличие условий для проведения занятий (без необходимости делать ремонт за свой счет и, в идеале, докупать учебное оборудование), удобство расположения – поблизости от транспортных развязок.

Так как даже для размещения пяти человек с мольбертами требуется площадь не менее 30 кв. метров, а ремонт большой площади и/или ее переоборудование обойдется весьма недешево, оптимальный вариант – арендовать помещение в школе, досуговом центре и т. д. В последнее время набираются популярность «коворкинговые» центры, когда несколько человек (обычно репетиторы, преподаватели и даже врачии т. д.) арендуют в складчину подходящее помещение и по очереди проводят там занятия. Например, с 9 до 10 часов утра в этом помещении проводятся занятия с логопедом, с 10.30 до 11.30 проходят уроки рисования, с 12.00 до 13.00 – курсы иностранного языка и т. п. Эта форма еще новая и непривычная для нашей страны (особенно для регионов), но она уже была опробована и хорошо себя зарекомендовала в крупных городах. Правда, для изостудии этот вариант наименее удобен, так как преподавателю придется перед и после каждого занятия передвигать мебель, расставлять мольберты, готовить реквизит. Зато он позволит значительно сэкономить на аренде и быстрее выйти на уровень самоокупаемости.

На чем экономить точно не получится, так это на мольбертах, бумаге, кистях, красках, карандашах и пр. Даже если предполагается, что ваши ученики будут приходить на занятия со своими материалами, нужно иметь «стратегический запас» для забывчивых и новичков. Многие студии открывают мини-магазины, где представлен большой выбор товаров для рисования в частности и творчества в целом.

Регистрировать свой бизнес лучше всего как ИП. Конечно, если вы планируете заниматься профессиональным образованием и выдавать выпускникам дипломы, то придется регистрироваться как НОУ и получать лицензию на образовательную деятельность. Но рисованием в студиях, как правило, занимаются в качестве хобби, поэтому самая оптимальная организационно-правовая форма в таком случае – это индивидуальный предприниматель.

Помимо стандартной рекламы (листовки, объявления в газетах, на местных сайтах и форумах, информация в каталогах и на досках объявлений) необходимо активно использовать различные методы PR. Организовывайте выставки (своих и независимых художников), приглашайте журналистов на различные мероприятия, проводите открытые уроки, устраивайте и принимайте участие в конкурсах. Если есть время и возможности, сделайте собственный сайт или хотя бы заведите блог, где вы будете выкладывать фотографии с занятий, расписание, советы и рекомендации для начинающих художников.

В дальнейшем, когда ваши доходы позволят больше денег вкладывать в рекламу, можно предложить на продажу подарочные карты на определенный курс, заказать сувенирную продукцию с логотипом вашей студии (например, одна московская изостудия раздает в качестве сувениров брендированные карандаши).

Основная часть посетителей занятий в изостудиях – это дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также женщины от 35 лет и старше. Несмотря на то, что студии работают круглый год, большая часть потенциальных учеников приходит в начале осени. Зимой многие оставляют или прерывают занятия, особенно если студия находится довольно далеко от них и дорога занимает немало времени. Летом также большого наплыва ждать не стоит: дети и взрослые разъезжаются на каникулы и в отпуска. Таким образом, больше всего учеников приходится на период с сентября по декабрь и с февраля по май.

Сысоева Лилия 
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

01.01.1970

Все материалы по тегу: художественная школа

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: