Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Сколько зарабатывает турагентство?

Одноактная бизнес-пьеса

«Бизнес—журнал» продолжает в рамках своей рубрики «Снимаем кассу!» беззастенчиво пересчитывать выручку и живописать трудовые будни владельцев небольших столичных компаний. На этот раз в поле зрения редакции попало туристическое агентство — одно из примерно трех с половиной тысяч, работающих в Москве (если верить оценкам Ростуризма). Точнее определить нельзя, поскольку эта деятельность с 1 января 2007 года не лицензируется. Для удобства читателя происходящее описывается в виде пьесы с подобающей завязкой, кульминацией и развязкой.

Действующие лица:

Хозяйка — миловидная женщина лет сорока, пришедшая в турбизнес восемь лет назад в значительной степени из личной тяги к путешествиям (мотив, достаточно типичный для людей туриндустрии). Свой выбор в пользу предпринимательства объясняет просто: дети подросли, и муж—бизнесмен дал денег, чтобы была при деле.

Калькулятор — бесхитростное и беспардонное устройство, вечно встревающее в разговор и педантично фиксирующее доходы и расходы главного героя.

«Бизнес-журнал» — любопытствующий и благорасположенный к Хозяйке визитер.

Акт первый и единственный

Калькулятор (восторженно). Красивый у вас бизнес! Пальмы, море, всякие коста-бравы, троглодиты и нотрдамы… Наверное, и барыши красивые на выходе получаются, а?

«Бизнес-журнал» (авторитетно). Я тут в Ростуризме справлялся. Говорят: выездной туризм у нас за 2007 год на 20% вырос, 10 миллионов человек за рубеж выезжало.

Хозяйка (смеется). Бизнес-то красивый, спору нет — потому то я за него столько лет и держусь. Только ко всем этим лукавым процентам и миллионам я с юмором отношусь. Представьте себе какого?нибудь хабаровского бизнесмена, который приграничной торговлишкой занимается и два раза в неделю в Китай «самоходом», без всяких турагентов, за товаром мотается. Как вы думаете: здорово он этим пограничную статистику по выезду «накрутит»?

Калькулятор (оживляется). Ежели два раза в неделю? Аккурат сто четыре выезда за год и накрутит!

Хозяйка. То-то и оно! Так что моя собственная статистика иная. Как отправляла я в последние годы за рубеж по 1 300–1 400 человек в год, так и отправляю. При этом у меня есть основания полагать, что я крепкий середняк: все-таки у многих туроператоров на хорошем счету как успешный продавец.

Калькулятор. Ага, середняк. Так вас-то нам и надо! (Алчно.) Сколько у вас денег сегодня в кассе, ну? Хозяйка. Сегодня две супружеские пары купили путевки в Шарм-эль-Шейх и по программе «Классическая Италия». Приход составил 4 015 долларов.

Калькулятор. Ур?ра!!!

«Бизнес-журнал» (осаживает). Да не кричи ты так — нужно разобраться!

Хозяйка. На самом деле денек так себе. Мы же продавцы — на комиссии сидим, реализуем туры туроператоров. Комиссия турагента сейчас составляет от 10 до 14%, в среднем 12%. Так что нашему турагентству от сегодняшней выручки достанется примерно…

Калькулятор (подсчитав, подсказывает). 482 доллара.

Хозяйка. Даже меньше, потому что одна пара — постоянные клиенты, мы им дополнительную скидку в 5% за счет собственной комиссии сделали. А постоянных клиентов у нас примерно треть.

Калькулятор. Вот куда у вас денежки утекают — на скидки. Хозяйка. Если б только на это! В нашем бизнесе по одному дню продаж вообще ничего понять нельзя. Скажу так: в плохой месяц отправляем 40 человек, в хороший — 160. Сейчас март, плохой месяц. Средняя стоимость тура на человека у нас в прошлом году была примерно 980 долларов. Вот и считайте.

Калькулятор. Стало быть, месячный оборот колеблется от 39 200 до 156 800 долларов. Ваша комиссия — от 5 400 до 21 840 долларов.

Хозяйка. Корректнее будет сразу годовую выручку брать. В прошлом году мы заработали (смотрит по компьютеру) 136 710 долларов.

Калькулятор. Неплохо для небольшой конторы!

Хозяйка. Это ведь я еще про свои расходы не начала рассказывать.

«Бизнес-журнал». А вы не стесняйтесь, рассказывайте как на духу.

Хозяйка. Ну, смотрите. Аренда съела 21 360 долларов. Фонд заработной платы за год — ровнехонько 35 тысяч составил. Плюс проценты с продаж менеджерам (они по 10% получают с того, что заработало агентство). Их набежало 13 670 долларов.

Калькулятор (азартно). Фиксирую!

«Бизнес-журнал». Менеджеры по туризму часто плачутся, что заработки в вашей индустрии низкие.

Хозяйка. Да нормальные, в общем-то, заработки, когда умеешь продавать. Мои в среднем за месяц девятьсот–тысячу долларов получают, если оклад и проценты считать.

«Бизнес-журнал». Какие еще расходы есть?

Хозяйка. Дальше, чтобы в детали не вникать, считаем всем скопом затраты на коммуникации: телефония, безлимитный мобильный для офиса на входящие звонки, мобильный курьера, абонентская плата за подписку на поисковые туристические онлайн-системы, поддержка сайта. В год это примерно 12 с половиной тысяч долларов.

«Бизнес-журнал». А еще вам, наверное, немало приходится в рекламу вбухивать?

Хозяйка. Слава богу, теперь эта «черная дыра» прикрылась! Сколько я денег в первые годы работы перетаскала во всякие рекламные издания, это просто умопомрачение какое-то! Деваться-то некуда, нужно было клиентуру нарабатывать. Сейчас время пожинать плоды: работаем на постоянных клиентах и «цепочках».

«Бизнес-журнал». «Цепочки» — это как?

Хозяйка. А это когда твое агентство «идет по рукам»: съездил через тебя один клиент, понравилось — передал тебя трем или четырем своим знакомым. Такие «цепочки» годами тянутся, ветвятся. Так что теперь всех моих рекламных расходов в год всего 12 тысяч долларов; всю рекламную активность я в Интернет перенесла. Сейчас московские турагентства почти в полном составе из печатных СМИ во Всемирную паутину слиняли: ссылки закупают, сайты под поисковые машины оптимизируют. На «бумаге» сейчас только сети турагентств рекламируются.

Калькулятор. С налогами как, мухлюете?

Хозяйка (зардевшись). Признаться, в первые годы случалось — показывала по бухгалтерии только необходимый минимум. Тогда б я быстро загнулась, если бы все сполна платила. Сейчас сижу на упрощенке (6% от выручки), все провожу «в белую». Поставила на компьютеры классный турагентский софт — и теперь красота: документооборот автоматизирован, какой хочешь отчет по финансам агентства могу себе сгенерить за секунды. Если с таким софтом мухлевать с налогами — при первой же проверке спалишься. Сейчас покажу, сколько налогов я в прошлом году заплатила. (Показывает на экране.) Вот, если в доллары пересчитывать, примерно 8 200. Плюс 4 900 долларов — взносы в пенсионный фонд и фонд соцстраха.

Калькулятор. Фу, мне тут и делать нечего: ваша программулька все сама считает.

«Бизнес-журнал». Давайте расходы подытожим!

Хозяйка. Мы еще не учли всякую мелочовку: коммуналку, канцелярию и прочее. И самую приятную статью расходов: поездки сотрудников в рекламные туры, которые туроператоры для них организуют. Такие туры идут практически по цене авиаперелета. Своим менеджерам я дважды в год по 350 долларов на это ассигную — пусть страны и отели смотрят, квалификацию повышают. Сама-то я, конечно, гораздо чаще за счет фирмы в «рекламники» езжу. Должны же быть у меня, как у владельца, свои привилегии? В общем, всех расходов «до кучи» у меня в прошлом году было на… (сверяется с компьютером) 113 150 долларов.

Калькулятор. Докладываю про ваш чистый предпринимательский доход: 23 560 долларов в год, или 1 963 доллара в месяц. Не маловато?

Хозяйка. Ну, я ж еще и оклад получаю директорский. А поскольку продажами занимаюсь наравне с менеджерами, то и процент. Могу сказать, что хлеб наш — не самый легкий. Турагентство ведь — это не магазин, который ширпотребом торгует по принципу «продал и забыл». Туры — продукт сложносочиненный, в их «изготовлении» много сторон принимает участие. И каждая сторона может облажаться. Первыми за это по шее от клиента получаем мы — продавцы.

«Бизнес-журнал». Потребительские иски, жалобы?

Хозяйка. И такое в работе бывает. Чаще всего виноват туроператор — иногда совсем без вины, потому что его подводят «смежники»: авиакомпания рейс задержала, в отеле овербукинг приключился (перепродажа номеров. — Прим. реж.), принимающая сторона забыла индивидуальных туристов в аэропорту встретить… Тут мы стрелки на туроператора переводим, из него какую?то компенсацию выбиваем. Сами тоже, бывает, напортачим, хотя и редко: забронируем не так или оплату туроператору не вовремя внесем, и он нашу бронь снимет. Ну и с нашим законом о защите прав потребителей тоже ухо востро нужно держать…

«Бизнес-журнал». Может, ну его — этот туризм? Не такие уж большие здесь деньги.

Хозяйка. Что вы, меня от туризма за уши не оттащишь! Для меня это уже не бизнес, а образ жизни. Знаете, сколько я стран объездила, да не по одному разу? Тридцать семь! По шесть поездок в год минимум. В каком еще бизнесе мне такое счастье будет?

Дмитрий Денисов,

"Бизнес-журнал" №6 от 21 Марта 2008 года.

Другие статьи на тему «туристический бизнес»
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!

*Статье более 5 лет. Может содержать устаревшие данные