Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Как открыть бизнес на производстве кукол

Как открыть бизнес на производстве кукол

На протяжении последних нескольких лет отечественные производители игрушек переживают не лучшие времена. Хотя, в целом, условия для развития отрасли эксперты оценивают как благоприятные. Согласно статистике, в нашей стране проживает свыше 25 млн. детей в возрасте до 14 лет. Емкость российского рынка детских товаров оценивается в $8,5 млрд. в год, а годовой оборот на рынке игрушек составляет свыше $160 млн. По прогнозам российской ассоциации производителей игрушек, эта цифра будет увеличиваться на 20% ежегодно в течение ближайших нескольких лет. Хотя темпы роста лет пять назад были выше: отечественных производителей игрушек «подкосил» кризис.

Чаще всего игрушки покупают родители детей в возрасте от трех до шести лет (45%). На втором месте идут родителей детей в возрасте от нуля до трех лет (44%). Правда, эта целевая аудитория покупает, в основном, погремушки, развивающие игрушки, мобили, подвески для колясок и кроваток. А вот куклы для таких малышей практически не приобретаются.

Главные любители кукол – дети в возрасте от семи до двенадцати лет. Согласно данным на 2011 год, жители столицы тратят на игрушки для своих детей свыше 25 тысяч рублей в год. По другим городам-«миллионникам» этот показатель раза в два ниже. По данным зарубежных исследовательских групп российские семьи с уровнем дохода ниже среднего тратят на игрушки для своих детей большую долю своего дохода, нежели потребители с уровнем дохода выше среднего.

Доля кукол и мягких игрушек на российском рынке детских товаров составляет 40%, 22% - это конструкторы и развивающие игрушки, 10% - технические игрушки, 10% - настольные игры, пазлы, головоломки.

В нашей стране ведет свою деятельность национальная ассоциация производителей детских игрушек, в которую входят многие производственные и торговые предприятия. Среди крупнейших отечественных производителей кукол можно назвать следующие фабрики: ОАО «Весна» (г. Киров), завод игрушек ОАО «Огонек» (г. Москва), ЗАО «Кругозор» (Московский завод игрушек). Доля продукции этих производителей на российском рынке совсем невелика. Лидирует, как всегда, Китай (45% от общего объема импорта). На втором месте с небольшим отрывом (около 42%) идут зарубежные производители, известные во всем мире: Mattel, Zapf Creations, Gotz, Corelle, MGA Entertainment и др. Оставшиеся 13% - это продукция российских производителей (в основном, в ценовом сегменте ниже среднего).

В качестве материала для производства кукол во всем мире чаще всего используется винил – полимеризованное производное этилена, который был открыт больше 150 лет назад российским ученым Бутлеровым. Этот материал пластичен и легко поддается обработке, он надежен и устойчив ко многим активным средам. Самое большое его преимущество заключается в полной безопасности для человека. Опасность могут представлять только запрещенные добавки в составе винила и неправильные условия изготовления игрушек.

При производстве виниловых игрушек используется так называемое «литье под давлением»: с помощью специального оборудования жидкий по консистенции винил заливается в кукольную форму, а затем затвердевает и извлекается из нее. Эта технология легко автоматизируется, не требует использования сложного оборудования и относительно дешевая. Особая фактура материала позволяет делать из него максимально реалистичных кукол.

Производство кукол – это сложный процесс. Прежде всего, художник придумывает образ будущей игрушки и создает эскизы. В некоторых случаях используется фотография настоящего ребенка. Так, например, испанская компания Paola Reina выпускает куклу Leonor, которая сделана по образу инфанты – старшей дочери наследного принца Испании. У этого же производителя есть другая портретная кукла со звуковым чипом в 32-х сантиметровой линейке под названием Клеопатра Стратан. Она копирует образ одноименной самой юной молдавской певицы. Одежда этих кукол также является уменьшенной копией настоящих нарядов их «прототипов».

Затем эскиз или фотография передается мастеру, который работает над созданием 3D-модели лица будущей куклы. После этого специалист на кукольной фабрике создает глиняные модели всех твердых частей куклы. Кукла может быть полностью выполнена из пластика или винила, либо иметь отдельные твердые элементы (как правило, голова, руки, ноги) и мягконабивное тряпичное тело. В последнем случае тело изготавливают на последнем этапе. Глина, которую использует мастер, специально предназначенная для скульптурных работ. Она бывает различных цветов. По этим деталям изготавливаются модели частей тела куклы. В качестве материала для них используется специальный пластик (но не тот, из которого будет изготовлена настоящая кукла).

После этого, согласно предварительному эскизу, выбираются глаза, которые будут вставляться кукле. Они могут быть закрывающимися или нет. Чаще всего используются акриловые и реже стеклянные глаза. У недорогих кукол глаза, как правило, рисованные. К вставным глазам подбираются ресницы (пластмассовые или более реалистичные в виде ленты). На этом же этапе «кукольные стилисты» определяются с цветом и длиной волос, а также с прической куклы. Все это примеряется непосредственно на форме. Причем последний вариант может сильно отличаться от первоначального замысла.

Когда окончательный вид куклы будет, наконец, утвержден, по деталям изготавливаются пресс-формы, которые потом используются для отливки всех твердых частей куклы. До сборки мастера с помощью специального оборудования прошивают кукле волосы (как правило, используются волосы из синтетических материалов) и стригут их, делают прически и укладки, вставляют глаза, клеят ресницы, рисуют губы, брови, румянец, веснушки (делают так называемый «мейкап» с помощью аэрографа). После чего все части куклы собираются воедино.

Если кукла с мягконабивным телом, то после покраски и прошивки головы, шьется туловище, которое набивается синтепоном и соединяется с помощью специальных креплений или резинок с остальными деталями. Очередность этапов может меняться. Иногда кукла прошивается и окрашивается уже в собранном виде.

Параллельно в швейном цеху раскраивается и сшивается одежда, изготавливается обувь для кукол. Обувь может быть пластмассовой (более дешевый и быстрый вариант за счет использования специальных форм для отливки) или сшитой. В последнем случае технология производства кукольной обуви схожа с технологией, по которой изготавливается обувь для людей: отдельно выкраивается подошва и детали, которые затем сшиваются и склеиваются. При необходимости ставятся люверсы или приклеиваются декоративные элементы. Кукла одевается и обувается, аккуратно прикрепляется к подложке и упаковывается в коробку, после чего игрушка отправляется на склад.

Как в случае с другими детскими игрушками, качество производимых вами кукол имеет решающее значение. Тем более что продукция отечественного производства, по мнению потребителей, практически всегда уступает западной. Переубедить покупателей будет непросто. Зарубежные производители контролируют процесс производства кукол на каждом этапе. Впрочем, даже у них процент брака зачастую довольно высокий.

Вторая после качества проблема – ценообразование. Конкурировать по цене с китайской продукцией российские производители не могут, так как даже с условием расходов на доставку и таможенные пошлины оптовая цена кукол, импортированных из Китая, все равно оказывается на порядок ниже оптовой стоимости отечественных игрушек. Не говоря уже о том, что качество их примерно одинаковое.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1013 от 13 августа 1997 года, все детские игрушки должны пройти обязательную сертификацию. Наличие сертификата подтверждает безопасность игрушки для ребенка. В процессе сертификации проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза и сертификация соответствия. Всего сертифицируемая игрушка проверяется более чем по ста показателям.

Проверку проходит и производство игрушек, и игрушки, которые поступили в розничную продажу. Основные требования, которые предъявляются к детским игрушкам: безопасность материалов, из которых они изготовлены (она подтверждается специальным паспортом, который свидетельствует о том, что игрушка не вызывает аллергии и не токсична); отсутствие неприятного запаха, цветовое решение. Также продукция оценивается на наличие мелких и потенциально опасных для ребенка деталей.

Существуют и международные стандарты качества ISO 9001, которыми руководствуются зарубежные производители. Эти сертификаты понадобятся, если вы собираетесь импортировать свою продукцию за рубеж. Согласно этому стандарту, все компоненты, которые добавляются в винил и пластик, краски, лаки, синтетические материалы и пр. проходят сложную систему тестирования на медицинскую и экологическую безопасность, на отсутствие компонентов, вызывающих аллергию, и представляющих угрозу для здоровья ребенка. Сами предприятия проходят проверку на соответствие квалификационным требованиям GMP (международный стандарт оборудования и работы предприятий, которые производят медицинские, детские и пищевые товары).

Продукция всемирно известных брендов стоит намного дороже и китайской, и российской. Для сравнения: средняя розничная стоимость куклы китайского или отечественного производства составляет 350-500 рублей, в то время как игрушка известной торговой марки, произведенная в Европе или Америке (или в Китае, но под западной торговой маркой), обойдется в сумму от 1000 до 2000 рублей. Но и в этом случае цена не может стать конкурентным преимуществом кукол, произведенных в России, так как большинство родителей предпочитает покупать пусть и дорогие игрушки, но известные и широко разрекламированные.

Большую роль играет и тот факт, что кукол приобретают, в основном, для девочек младшего школьного возраста, руководствуясь их пожеланиями. По данным исследования КОМКОН «Новое поколение», более 80% детей Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 4 до 12 лет участвуют в выборе игрушек, а самостоятельно выбирают игрушки около трети детей в возрасте 4-6 лет и больше половины детей 10-12 лет. Разумеется, дети отдают предпочтение тем игрушкам, которые они видят в рекламе. Отечественных кукол покупают, в основном, ностальгирующие родители.

Очевидно, что тратить на рекламу несколько миллионов долларов в год, как крупнейшие мировые компании, российские производители не могут. Но небольшие компании-производители находят выход из этого положения.

В этом плане показательна история куклы Blythe, которая появилась в 1972 году в студии Марвина Гласса. Работая над дизайном лица Блайз, художница Элисон Кацман (Alison Katzman) черпала вдохновение в картинах Маргарет Кин (Margaret Keane), которая рисовала девочек и животных с непропорционально большими глазами. В том же году права на производство Блайз приобрела японская компания Tomy.

Тем не менее, странные куклы не понравились ни детям, ни их родителям, и в 1973 году производство кукол прекратилось. Возможно, эти игрушки так бы и канули в небытие, если бы в 1997 году телепродюсер Джина Гаран не увидела Блайз. Она увлекалась фотографированием и использовала куклу в качестве модели. Путешествуя по всему миру, женщина брала с собой куклу и фотографировала ее. В 2000 году издательство Chronicle Books выпустило альбом «Это Блайз» (This is Blythe) с фотографиями Гаран. К тому времени права на забытую куклу перешли к компании Hasbro, но когда Джина обратилась к ней с просьбой разрешить ей использовать изображения игрушки, представители компании даже не поняли, о какой именно кукле идет речь.

После того, как в 2000 году Джина совместно с коллегой Джунко Вонг (Junko Wong) запустила рекламную кампанию для японской сети супермаркетов «Parco» с участием Блайз, кукла стала невероятно популярна в Японии. Через полгода компания Takara приобрела у Hasbro лицензию на производство новой версии Блайз и выпустила свою первую куклу. Лимитированный выпуск в количестве 1000 штук был распродан за несколько часов. Теперь куклы Блайз позиционируются как коллекционные и продаются по всему миру по цене около 3,5-5 тысяч рублей за каждую.

Организация собственного производства кукол обойдется в сумму не менее 7 млн. рублей. Сюда входит покупка необходимого оборудования, аренда производственных и складских помещений, закупка первой партии сырья. Штат сотрудников для небольшого производства составит минимум 30 человек (рабочие для обслуживания линий, художник, дизайнер-конструктор, швеи и пр.). Это все сопряжено с большими расходами, финансовыми и бюрократическими трудностями. Поэтому большинство российских и зарубежных производителей игрушек размещают свои заказы на заводах в Китае.

Перевод производства в Поднебесную позволяет значительно сократить расходы и сосредоточиться на продвижении своей продукции на российском рынке. А вот конструирование и изготовление пресс-форм, как правило, заказывают в европейских странах, как и разработку молдов. Молд (от англ. Mould – «отливать») – это техническое обозначение лепки лица той или иной модели куклы.

Лилия Сысоева
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Другие статьи на тему «игрушки»

Социальные комментарии Cackle