Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Организация охотничьих и рыболовных хозяйств

Организация рыболовных и охотничьих хозяйств

Согласно Статье 1. Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», охотничье хозяйство — это такая сфера деятельности, которая предполагает не только использование природных ресурсов, но и их сохранение. Так что, открывая охотничий бизнес, приготовьтесь к альтруизму: кто-то будет приезжать и стрелять, а вы будете потом все это восполнять. Не без личной выгоды, конечно.

Аренда земельных угодий

Это первая и основная задача, с которой вы начнете свое плавание в мире охотничьего бизнеса, и здесь есть два вида земель — охотохозяйственные угодья и просто земли.

Охотохозяйственными угодьями считаются участки, которые зарегистрированы в краевом (региональном) и общем государственном реестре как земли, на которых можно осуществлять добычу охотничьих ресурсов. Просто земли — это участки, отведенные подо все остальное. Знать это очень важно, поскольку первый выбор, который станет перед вами — арендовать участок из охотохозяйственных угодий или из «просто земель»? У каждого из них есть свои нюансы.

Просто земли
Если вы решили просто арендовать понравившийся вам кусок леса и организовать там охотничье хозяйство, нужно пройти через три важных этапа:

  • оформить юр. лицо или ИП;
  • выбрать и арендовать участок;
  • выиграть аукцион на заключение охотохозяйственного соглашения с Госохотоинспекцией.

При успешном проведении аукциона в вашу пользу, вы заключаете договор и арендованный вами участок присоединяется к общему реестру охотохозяйственных угодий. Это значит, что отныне отстрел животных на его территории не будет считаться браконьерством. Возможно вы не в восторге от одного только упоминания об аукционе, но здесь есть и еще одно «но». Согласно вышеупомянутому закону «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее 20% от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.

Это значит, что в конкретно взятом регионе охотничьи угодья делятся на два вида: общедоступные и закрепленные. Закрепленные угодья — это те, которые закреплены за другими предпринимателями как частные охотничьи, которые они могут, в свою очередь, сдавать в аренду для охоты другим лицам (то, чем предполагаете заниматься вы). Общедоступные же — это те угодья, которые остаются в собственности государства, но на территории которых каждый лицензированный охотник может производить отстрел животных и дичи на основании имеющегося у него разрешения.

Так вот, эти самые общедоступные охотничьи угодья не должны сокращаться меньше чем на 20% от общей территории охотничьих зон в данном регионе. И вышеупомянутые аукционы проводятся только в том случае, когда в распоряжение общедоступных зон попадают «лишние» территории. Как вы понимаете, это случается редко.

Охотохозяйственные угодья

Здесь с первого взгляда все кажется значительно проще. Необходимо всего лишь:

  • оформить юр. лицо или ИП;
  • выбрать и арендовать участок, находящийся в реестре охотохозяйственных угодий;
  • получить долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

И все — если будут соблюдены эти три условия, вы можете организовывать охоту. Но что значит последний пункт? Давайте остановимся на нем подробнее. Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром, необходимо подать заявку в орган исполнительной власти субъекта РФ (администрация региона/края). В заявке необходимо указать:

  • сведения о себе;
  • вид пользования животным миром;
  • перечень объектов животного мира;
  • границы и площадь территорий;
  • предполагаемый срок пользования.

Предпочтение здесь отдается тем, кто уже осуществлял какие-либо виды природопользования на данной территории, а также собственникам земель и лесного фонда, в распоряжении которых также имеются необходимые специалисты. Лица, которые имеют лишь договор аренды, без долгосрочной лицензии, вправе вести только охотохозяйственную деятельность без осуществления охоты. Ч

тобы понять как одно отличается от другого, приведем здесь еще одну выдержку из вышеупомянутого закона (см. вступление): охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.

Как вариант, вы можете стать не арендатором земель, а собственником, т. е. купить землю. Но в таком случае вам придется ближе столкнуться с коварной системой государственного аппарата и выложить больше денег.

Лицензии, путевки и разрешения

Первый и самый главный документ охотника — охотничий (охото-рыболовный) билет. Его обязан иметь каждый охотник, который захочет пострелять (либо половить рыбу) на территории вашего охотохозяйства. А ваша прямая обязанность — проверять его наличие. Как получить охотничий (охото-рыболовный) билет? Он выдается каждому охотнику лично, на основании заявления и данных, предоставленных в орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации.

Согласно законодательным изменениям, произошедшим в 2011 году, охотничьи билеты теперь выдаются единого федерального образца, совершенно бесплатно и не имеют ограничений по сроку действия. Дополнительно: если вы планируете осуществлять охоту с собаками, то каждая из них должна быть вписана в охотничий билет и иметь свидетельство о регистрации в органах надзора.

Второй по важности документ охотника — путевка (лицензия) на охоту. Выдается каждому охотнику, действует на территории конкретного охотохозяйства, предопределяет отстрел конкретного вида животного/дичи и обозначает строго определенные сроки для этого (сезон охоты на тот или иной вид). По окончании срока действия путевка возвращается по месту выдачи и в ней делаются отметки о добытых животных.

Но откуда их брать? Выдавать такие путевки будете вы, после того, как станете юр. лицом или ИП и заключите охотохозяйственные соглашения. После этого вы будете вправе получать от уполномоченных органов государственной власти бланки разрешений, которые сможете заполнять самостоятельно и выдавать охотникам по своему усмотрению. Для получения бланков достаточно подать заявку в уполномоченные органы и указать количество необходимых бланков, виды предполагаемой охоты, сведения об охотничьих ресурсах, а также личные данные.

Стоит заметить, что это одна из процедур, которая будет требовать вашего постоянного внимания (следить за количеством бланков, соблюдать сроки сезонов охоты, и т. д.). Дополнительно: некоторые виды птиц/животных считаются охраняемыми и для охоты на них необходима специальная лицензия, которая определяет поштучный отстрел особи.

Ну и конечно же основной документ — разрешение ОВД на хранение и ношение огнестрельного охотничьего оружия. Мы не будем сейчас подробно останавливаться на этом моменте, просто знайте, что он необходим.

Охотохозяйство

Итак, с юридической и оформительской стороной вопроса покончено, как же организовать само охотохозяйство? Надо сказать что уровень сервиса здесь создается каждым по мере возможностей. Кто-то превращает рыболовно-охотничью базу в пятизвездочный мини-отель со всеми удобствами и развлечениями современного мира, а кто-то создает условия по-походному: утепленные вагончики и примус. Мол, почувствуй суровый вкус настоящего охотничьего образа жизни. Поэтому данный вопрос мы рассмотрим поэтапно.

Обязательные услуги

Охотничья база:

  • услуги егеря;
  • проживание;
  • питание;
  • обработка трофеев.

Рыболовная база:

  • услуги егеря;
  • проживание;
  • питание;
  • аренда водного транспорта;
  • аренда рыболовного инвентаря;
  • обработка трофеев.

К видам обработки охотничьих трофеев (любых) относится: разделка туши, чистка, потрошение, засолка, копчение (холодное\горячее), балыковяление, заморозка, и т. д. А если у вас есть парочка знакомых таксидермистов, вы можете организовать еще и создание чучел. Услуга эта затратная по времени, зато прибыльная.

Дополнительные услуги

Дополнительные услуги призваны повысить качество сервиса и выбор их зависит только от того, каким вы в итоге желаете видеть свое охотохозяйство. Вот некоторые из них:

  • трансфер (легковые автомобили, автобусы)
  • сауна\баня на территории базы
  • бассейн
  • площадка для пикника\мангал
  • тир\стендовая стрельба
  • игры (пейнтбол\волейбол\бильярд\настольный теннис)
  • экскурсии\конные прогулки по территории охотничьей зоны
  • водные прогулки (гидроциклы\квадроциклы\водные лыжи)
  • детская площадка\услуги няни
  • интернет\прачечная\ массаж

При желании можно даже и вертолетную площадку соорудить, но создавать такие условия повышенного комфорта лучше и безопаснее, если данный участок лесных угодий принадлежит вам, а не находится в аренде.

Персонал

Если вы планируете открывать «скромную» базу, то при желании можно обойтись минимальным составом, куда входит: егерь, управляющий, повар. Если список услуг будет более расширенный, то потребуется большее количество обслуживающего персонала: официантки, прачки, уборщики внутренних помещений и территории, чистильщики бассейна, и т. д. Ограничений полета фантазии тут нет — если будут возможности, хоть собственных музыкантов держите, главное чтобы это положительно отражалось на прибыли.

Финансы

Есть огромная разница между открытием рыболовно-охотничьей базы и любым другим видом бизнеса, ибо эта деятельность специфична. Большинство знающих или просто углублявшихся в эту тему людей утверждают, что получить полноценную прибыль (или просто окупить вложения) здесь можно, как минимум, через полгода. Так что начинать такой бизнес стоит либо без погони за куском хлеба, либо с активным привлечением сторонних инвестиций (по большей части невозвратных бюджетных средств). Рассмотрим первичные статьи расхода и дохода, исходя из «средних» показателей уровня сервиса базы.

Статьи расхода

Основные статьи расхода касаются первичного этапа организации базы (когда происходит постройка домиков, обустройство территории, и т. д.) и являются единовременными затратами. Регулярные затраты появятся позже и среди них:

  • интродукция и реинтродукция объектов животного мира (сюда также относится регулярное зарыбление водоемов),
  • зарплата сотрудникам.

А во что обойдется сегодня соорудить базу? Если на арендованной\купленной вами территории нет каких-либо построек, которые можно отреставрировать, либо сдавать в готовом виде, то приготовьтесь начинать все «с нуля». Это включает несколько этапов.

Коммуникации — проверьте, есть ли они? Если да, то очень хорошо, если нет, то придется прокладывать.

Проект базы — это дело, над которым стоит работать вместе с профессионалами. Большинство рыболовно-охотничьих баз не сильно отличаются от стандартных: домики для проживания, большое общее помещение, кухня, столовая, подсобные помещения\бараки для персонала. При желании можно еще сделать отдельный домик для администрации и крытый гараж для машин гостей.

Строительство — здесь объемы ваших расходов будут зависеть не только от самих стройматериалов и найма рабочих, но и от дальности расположения вашей базы — чем дальше, тем дороже доставка сырья.

После того, как все подготовительные работы будут закончены, необходимо выделить бюджет на рекламу, иначе как мир узнает о вас?

Статьи дохода

Основная статья дохода рыболовно-охотничьей базы — охота и добытые трофеи. И здесь каждая база учреждает свои нормы и способы оплаты услуг. В основном, определяется цена за предоставление территории для охоты, за работу егеря, за добытые трофеи (звери и дичь — поштучно, рыба — по весу), за их обработку. Помимо этого, небольшую плату еще можно брать за выдачу лицензий (300 – 1000 руб). Если на базе производится отлов рыбы, то имеет смысл организовать прокат рыболовного инвентаря и водного транспорта с учетом расхода ГСМ (горюче-смазочные материалы).

Также оплате подлежат проживание на территории базы, питание и все другие дополнительные услуги.

На правах рекламы

Чтобы ваш бизнес не смотрелся «скучно» в череде конкурентов, придумайте ему какую-нибудь «изюминку». Это не только развлечет вас, но и поможет клиентам запомнить вас. Кроме вышеупомянутого совета вязать чучела, можно еще устраивать соревнования, например, по вылову рыбы. Или по отстрелу определенной дичи. Это будет являться своеобразной «рекламной акцией» и призвано привлечь больше внимания к вашей базе. И помните, что в данном виде бизнеса «сарафанное радио» имеет великий вес! Поэтому постарайтесь поддерживать репутацию хозяйства на нужном уровне и прибыль обязательно найдет вас!

Удачи вам в бизнесе. И не забывайте платить налоги!

Олеся Бедашова
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств