Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Торговля цифровой музыкой

Компакт диски сдают свои позиции, уступая место цифровому формату. Сегмент цифровой музыки растет огромными темпами во всем мире. Именно сейчас самое время определяться и вступить в игру за солидную часть пирога миллиардных доходов.

Когда в 2001 году Apple объявила о начале производства музыкальных плееров, аналитики вертели пальцем у виска. Когда спустя два года компания открыла в Интернете магазин по продаже цифровой музыки, умудренные опытом эксперты продолжали утверждать, что Стива Джобса впервые подвело чутье и что ничего путного из этого не выйдет. Однако же вышло. По прогнозам аналитиков, «музыкальная» выручка компании (плееры iPod и музыкальный магазин iTunes Music Store) к 2010 году составит 15 миллиардов долларов.

Недавно глава EMI Music Алейн Леви Фрайди заявил, что как формат CD «мертв», а подавляющее большинство пользователей применяют компакт-диски лишь для переноса музыки на цифровые плееры.

Ситуация на рынке

До России волна цифрового звука тоже докатилась. Эксперты оценивают объем российского рынка цифровой музыки в 200 миллионов долларов, а к 2010 году этот показатель может превысить один миллиард. Рынок торговли цифровым контентом находится в стадии взрывообразного роста. Есть уже практически все, кроме одного — качественного контента. Есть готовность тематических сайтов и порталов продавать музыку, есть умение принимать онлайн-платежи, есть воспитанная пиратами готовность пользователей платить за контент.

Главное препятствие выхода на российский рынок для иностранных монстров музыкальной индустрии— традиционная для них политика ценообразования. В большинстве западных интернет-магазинов, торгующих цифровой музыкой, за один трек просят сегодня около доллара, а то и больше. И цена эта намного превышает пиратские цены и даже стоимость легального контента российских компаний. В общем, зарубежные компании и хотят, и бояться пиратов и не верят до конца в легальность продаж. Но приход зарубежных игроков на российский рынок цифровой музыки отсрочен, но неизбежен.

А тем временем российские ресурсы предлагают скачивать музыку по куда более низким ценам. Например, цены Yanga! — результат долгих и сложных переговоров с правообладателями, факт признания российского рынка перспективным.

Правда справедливости ради стоит заметить, что каталоги iTunes и Yanga! вовсе не одинаковы. На российском портале вы вряд ли обнаружите (по крайней мере, по адаптированным ценам) произведения, находящиеся в ротации на крупнейших радиостанциях и занимающие верхние строчки хит-парадов. Основа каталога — собственность независимых студий, выпускающих редкую или некоммерческую музыку.

Но Александр Кузнецов, владелец портала полагает, что на мейнстриме свет клином не сошелся — покупатели найдутся и на музыку его магазина.

Дело в том, что мейджор-лейблы, которым принадлежит большинство хитов, пока не очень охотно дают свою продукцию в цифровом формате. Но в мире помимо мейджор-лейблов есть сотни тысяч более мелких издателей, и их музыка зачастую не хуже того, что крутится на MTV. А иногда и намного лучше! Поэтому они и берут музыку у разных студий, формируя широкий ассортимент. Задача ресурса — открыть глаза российским пользователям Интернета на мировую музыку во всей ее широте: это более трех с половиной миллионов музыкальных композиций, а не 40 треков последнего чарт-листа.

Музыкальный интернет-магазин

Сегодня выход на цифровой рынок не дешевый, нужно вложить сотни тысяч долларов. Некоторые эксперты называют сумму в 800–900 тысяч долларов. Именно столько придется потратить на оплату интернет-трафика, серверного оборудования, зарплату персонала, рекламу и маркетинг.

Не следует забывать и об отношениях с правообладателями. Ведь, как известно, объем роялти, отчисляемых им, может составлять до 80% прибыли официального магазина цифровой музыки.

Серьезной конкуренции в этом сегменте российского рынка цифрового контента пока не наблюдается. Пока фирмы называют себя партнерами в общей борьбе за легализацию рынка. Но уже сейчас формируются законы и правила рынка, и кто сейчас займет лидирующие позиции, тот и станет победителем в будущем.

Шансы на успех есть у компаний, предлагающих наиболее богатую и разнообразную музыкальную коллекцию. На одном лишь ассортименте далеко не уедешь. По мнению экспертов, в выигрышной ситуации окажутся сайты, сделавшие ставку на формирование сообществ, те, кто построит настоящий музыкальный портал и привлечет максимум заинтересованной аудитории. Именно создание дополнительных сервисов и сообществ поможет удержать существенную долю рынка.

Не стоит забывать и о давно зарекомендовавшей себя модели получения прибыли за счет размещения рекламы. Это не только дополнительный источник доходов, но и возможность переложить часть затрат на плечи рекламодателей, а как следствие — установить более низкие, чем у конкурентов, цены. Эта схема с успехом действует на Западе, но пока не слишком адаптирована в России.

Музыкальный магазин — не единственная перспективная модель бизнеса в сфере цифровой музыки. Есть и другие возможности выйти на новый рынок: например, стать агрегатором музыкального контента и выступать от лица крупных звукозаписывающих компаний, предлагая музыку онлайновым ритейлерам.

Другие игроки

У интернет-магазинов, торгующих цифровой музыкой, скоро могут появиться новые сильные конкуренты — операторы мобильной связи, уже заявившие о вступлении в игру, а также компании, имеющие опыт работы с музыкой на смежных рынках — контент-провайдеры.

Но некоторые эксперты уверены, что существуют значительные отличия между продажей мелодий для мобильных телефонов и закачкой музыки с интернет-ресурсов. Технологии этих двух форматов, от мотивации до продвижения, покупки, обработки и доставки файлов отличаются кардинально. Единственное сходство - в цифровом формате музыки и пересечении целевой аудитории.

Еще одно немаловажное отличие контент- провайдеров от интернет сообществ в том, что они ведут свой бизнес честно, отчисляя роялти законным правообладателям, в том числе звукозаписывающим компаниям. Большинство же интернет сайтов работает на основании так называемых «коллективных лицензий», легитимность которых очень спорна.

Именно эта белизна бизнес модели дает контент-провайдерам реальное конкурентное преимущество: в Рунете сейчас нет легальных интернет-ресурсов, которые могут оперативно предложить пользователю актуальную западную музыку. У контент-провайдеров такая возможность имеется благодаря тесным взаимоотношениям с издательствами и авторами.

У третьей стороны, сотовых операторов тоже есть свои козыри. Самый ценный – это наличие огромной аудитории, например, у того же Мегафона 29 миллионов абонентов.

Кроме того преимущество мобильной загрузки в отличие от интернет скачивания в ее удобстве. Скачать мелодию на телефон можно всегда и везде, для этого не нужен компьютер, подключенный к интернет.

Поэтому сотовые операторы готовы предлагать своим многочисленным абонентам любые персональные и интерактивные сервисы по приемлемой цене.

Тем более, что в отличие от интернет-магазинов, сотовые операторы имеют обратную связь, например, SMS. В Интернете же пользователь, как правило, сам ищет то, что ему нужно.

Рынок только начинает набирать обороты, а готовых принять участие в игре уже хоть отбавляй. Проблема этого рынка пока одна — пираты.

Вступление в силу изменений в закон «Об авторском праве и смежных правах» 1 сентября 2006 года никак не изменило ситуацию на рынке. По-прежнему на огромном количестве сайтов можно беспрепятственно скачать любой фильм или музыкальную композицию. Причина — в несовершенстве механизма правоприменительной системы.

Впрочем, судя по опыту рынка программного обеспечения ситуация меняется. Несмотря на все многочисленные пессимистические прогнозы рынок легального софта на подъеме. Посмотрим, возможно и с музыкальными пиратами легальные игроки справятся.

По материалам статьи Дениса Волкова для Бизнес-журнала

Другие статьи на тему «контент»
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!

*Статье более 5 лет. Может содержать устаревшие данные

Социальные комментарии Cackle