Свой бизнес: Инвестиции в продовольственные магазины

Продовольственный розничный рынок практически безмерен, это значит, что в него можно инвестировать деньги, организовав собственный продовольственный магазин и получая с него неплохую прибыль.

Статистика свидетельствует: если до супермаркета приходится добираться более 10 мин., многие предпочтут сделать покупку рядом с домом. Поэтому магазин «на углу» может принести неплохую прибыль, если правильно выбрать место и грамотно организовать все бизнес-процессы.

Как известно, в столице найти площади совсем непросто. Поэтому многие из тех, кто желает начать работать в торговле, предпочитают покупать действующие предприятия, а не создавать новые. Помимо размеров торговой точки и величины товарооборота стоимость магазина определяется месторасположением и тем, работает он на арендованных или на собственных площадях. К примеру, продуктовый магазин в районе Покровки, расположенный на собственных площадях, стоит порядка 900 тыс. долл., а аналогичный в Митино, арендующий помещение, — всего 90 тыс. долл.

Сейчас средняя стоимость магазина составляет примерно 230 тыс. долл. Арендные ставки на престижные торговые площади колеблются от 700–850 долл./кв. м в год в зоне третьего транспортного кольца до 2000–2300 долл. внутри Бульварного. В «спальных» же районах этот показатель составляет от 180–250 долл. за 1 кв. м в отдельно стоящем здании до 200–380 долл./кв. м за помещение, расположенное в жилом доме. Максимальная арендная плата за торговую точку с высокой покупательской активностью в таком месте достигает 450–600 долл./кв. м.

Как выбрать местоположение?

Местораположение будущего магазина выбрать нетрудно. Главное условаие, чтобы оно было удобным, имелись подъездные пути и парковка. Место должно быть проходимым, хорошо, чтобы рядом проходили дороги и трассы или на крайний случай пешеходные дорожки от остановки к жилому массиву.

Но прежде чем принять окончательное решение, стоит провести маркетинговое исследование. Специалисты помогут определить, какие пустые доселе ниши существуют в данном районе, на чем вам лучше специализироваться, какая группа клиентов не охвачена вниманием крупных сетей, как построить ассортимент, разработать концепцию маркетинга и продвижения.

Очень важны советы специалистов по выбору торгового оборудования. Одна из самых распространенных ошибок непрофильных инвесторов — несоответствие количества приобретаемого оснащения масштабам магазина. Консалтинговое агентство поможет провести все необходимые исследования и даст рекомендации. Эта услуга в среднем стоит от 3 до 10 тыс. долл. Если же заказчик попросит составить еще и бизнес-план, ему придется доплатить 20–30% от стоимости исследования.

Существует три группы потенциальных потребителей : первая — это люди, совершающие импульсивные покупки, вторая группа — те, кто по выходным запасается большим количеством основных продуктов в супермаркете, а в «магазин у дома» забегает за молоком и хлебом, третья — люди, совершающие все покупки в ближайшем к подъезду магазине. Это, как правило, пенсионеры, работающие люди, у которых не хватает времени на нормальный шопинг, люди, не имеющие автомобиля. Первый этап- выбрать группу покупателей , на которую вы будете ориентироваться.

Следующий этап — ассортимент и цены. Необходимо проанализировать какие товары раскупаются быстрее, на какие товары существует повышенный спрос. Ассортимент вашего магазина должен, с одной стороны, повторять набор продукции конкурентов , включать основные товарные группы. С другой — иметь редкие товарные группы, которых нет у соседей. Кроме того, можно смело делать ставку на продукты не представленные в других магазинах, например, если конкурент активно торгует мясом, делайте упор на свежей рыбе и т.д. Общий ассортимент среднего магазинчика составляет примерно 3000 наименований. Средний чек 100-150 руб.

Оборудование

От ассортиментной специализации зависит очень многое, в том числе и выбор оборудования.

Прежде всего необходимо просчитать, какое количество покупателей будет заходить в магазин ежедневно. Это нужно для того, чтобы определить количество и тип POS-терминалов, которые следует закупить. Если район богатый, и каждый покупатель будет оставлять в кассе кругленькую сумму, то необходимо приобрести POS-терминал с большим приемником, а если основные покупатели магазина – бабушки, которые ходят за хлебом и молоком, то понадобится POS-терминал, который позволит паковаться максимально быстро, не допуская очередей.

Один из способов организации магазина, в котором нет очередей – это минимаркет.

Торговое оборудование бывает трех видов: холодильное, кассовое и так называемое сухое, т.е. стеллажи. Выбирается оно исходя из расчета планируемого оборота: предполагаемый дневной оборот нужно разделить на среднюю цену товара, получается количество товарных единиц, которое вы будете продавать ежедневно, эту цифру умножьте на теоретически усредненную площадь, занимаемую товаром на полке, в итоге получится сколько полок потребуется.

При выборе холодильных агрегатов, следует иметь ввиду, что встроенная холодильная аппаратура повышает температуру в помещении и может стать источником неприятных запахов. Поэтому предпочтительнее выносное оборудование, которое стоит недешево. Но в борьбе за покупателя каждый на первый взгляд незначительный нюанс может стать решающим.

Особое внимание следует уделить витрине, ведь это бесплатная реклама магазина. Она должна быть яркой, читаемой и ясно говорить о том, что вы предлагаете покупателям. Если ставка делается на низкие цены, то витрину следует сделать аскетичной, с четким сообщением, на какой товар сегодня дается скидка. Если же магазинчик позиционируется как гастрономическая лавка, в которой предлагаются только самые свежие и лучшие продукты, то витрина должна быть оформлена с использованием натуральных тонов, материалов и т.д.

Бизнес-процессы и витрина

Современное розничное предприятие не может приступать к работе без четко прописанных и организованных бизнес-процессов. Для небольшого магазинчика, его владелец может прописать их сам. Для точки покрупнее, около 200 кв. м есть смысл потратиться на покупку регламентирующих правил для розницы, которые стоят 1-2 тыс. долларов.

Розница — очень своеобразный бизнес. Степень соприкосновения персонала с клиентом максимальна, и, если продавец совершает ошибку, она мгновенно вызывает ответную реакцию у людей, которые к вам пришли. Навредить рознице может и воровство, и банальная порча товара. А уровень ущерба не компенсировать никакими штрафными санкциями.

Поэтому необходимо заранее отстраивать технологию, которая поможет свести все риски к минимуму. Обязательно необходимо прописать все бизнес-процессы, составить должностные инструкции, правила трудового распорядка.

Следующий этап- набор сотрудников. Желательно до открытия магазина провести с продавцами тренинг продаж, познакомить с мерчендайзерами.

Франчайзинг

Для тех, кто предпочитает выходить на рынок под маркой хорошо раскрученной розничной сети, крупные отечественные сети предлагают франчайзинг.

Одна из таких компаний - «Перекресток»
Они предпочитают работать с человеком, у которого есть опыт розничной торговли и который представляет, что это такое. Еще одно обязательное условие — репутация, деловая и финансовая. Высокие требования и к месторасположению магазинов. Если место не очень интересное, то в сотрудничестве отказывают.

Если с просьбой о сотрудничестве обращается готовый магазин, которому нужна только вывеска, рекламная кампания, замена компьютерно-кассового оборудования, подсоединение к сети, то минимальный единовременный франшизный взнос составит от 200 тыс. долл. Если же магазин нужно полностью реконструировать и менять все оборудование, то это уже порядка 1 млн. долл.

Более «экономичный» вариант франшизы предлагает сеть «Копейка»
Они предоставляют полный пакет стандартов, в том числе строительства, оснащения и т.д. , включают франчайзи в свою систему скидок по закупке оборудования. Сумма инвестиций в такой стандартный магазин без учета стоимости объекта недвижимости и с учетом полной реконструкции, ремонта, оснащения оборудованием составляет порядка 500 тыс. долл. Единовременный франшизный взнос пока не берется, но в будущем планируется.

Компания «Пятерочка» не распространяет франшизу для отдельных магазинов, а продает право на открытие в регионах целых сетей из 20–30 торговых точек. Стоимость технологии — от 500 до 750 тыс. долл. в зависимости от региона, который ее приобретает. Роялти минимальное. Инвестиционный объем — от 3 до 5 млн. долл. за 2 года. А потом сеть выходит на свои собственные средства. Как правило, она представляет собой сеть из 30 магазинов, с собственным учебным центром и складскими помещениями.

По материалам статьи Ольга Бородиной для журнала «Директор-инфо»

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал