Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Особенности спроса на услуги частных школ

Рынок платных образовательных услуг для детей школьного возраста в настоящее время переживает период развития. Однако это развитие сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, существуют проблемы, связанные с общеэкономической ситуацией: спрос на услуги частных школ ограничен из-за небольшого количества платежеспособных родителей. Во-вторых, не оформился сам рынок. Лишь немногие образовательные учреждения имеют свое «лицо» и могут обоснованно сослаться на длительные традиции образования и воспитания. Преимущество здесь на стороне спецшкол при крупнейших вузах. Большая же часть школ и гимназий вынуждена «с нуля» завоевывать авторитет, искать рыночную нишу, вырабатывать философию обучения.

Перед школами встает проблема: как организовать свою деятельность таким образом, чтобы заинтересовать родителей. В целях решения этой проблемы Агентство «Бизнес?Маркетинг!» провело исследование, направленное на изучение пожеланий родителей по поводу условий обучения их детей. Использовался метод телефонного опроса. Всего было опрошено 1288 человек. В выборку вошли сотрудники московских фирм, имеющие детей дошкольного и школьного возраста. Среди предприятий, участвовавших в опросе, были как широко известные компании («СИДАНКО», «Группа МОСТ», «Pfizer International», «Газпром», «Премьер СВ», «Кампомос», «Ингосстрах», «ЗИЛ», «Торговый дом Довгань» и др.), так и менее знаменитые. В результате от родителей получена интересная информация, касающаяся отношения к частным школам, мнений по поводу задач, которые должны решать школы, требований, предъявляемых к учебным заведениям.

Отношение к частным школам

Прежде всего, изучалась степень востребованности платных образовательных услуг. Полученные результаты нельзя назвать слишком благоприятными для управляющих частными школами. Лишь 256 опрошенных (около 20% выборки) выразили желание перевести своих детей в частные учебные заведения, или хотя бы отметили возможность того, что это случится (диагр. 1). Основные причины такого отношения — недостаток материальных средств и недоверие к качеству предлагаемого образования.

Диаграмма 1. Как Вы оцениваете возможность перехода Ваших детей в частную школу? (% опрошенных)

Дело в том, что многие родители, имеющие опыт обучения своих детей в частных школах, разочарованы. По их мнению, платное обучение ничем не лучше, а даже хуже, чем бесплатное, и родительские деньги расходуются не по назначению. Подобное разочарование может привести к полной потере интереса к платным образовательным услугам. И действительно прогрессивным, «продвинутым» школам зачастую приходится преодолевать негативизм, возникший благодаря действиям шарлатанов.

Зачем родители отправляют детей в частные школы?

Ясно, что, посылая детей учиться в частные школы, родители хотят получить от образовательных услуг дополнительные результаты. Чтобы выявить направленность интересов родителей, задавался ряд вопросов, касающихся понимания функциональной роли учебных заведений.
Как свидетельствуют данные исследования, 43% родителей считают, что школа должна в первую очередь ориентироваться на развитие внутреннего мира и личности ребенка. Приблизительно столько же (40%) предполагают, что главное в процессе обучения — решение конкретных образовательных задач.
По направленности образовательных программ (диагр. 2) предпочтение отдается развитию мышления (выбирают 34% родителей).

Диаграмма 2. Наиболее интересная, с точки зрения родителей, направленность учебных программ, % опрошенных

Интеллектуальная, а не творческая ориентация интересов родителей подтверждается желаемой направленностью советов, которые родители хотят услышать от преподавателей. 53% предпочитают советы по развитию умственных способностей детей, и только 16% считают более важными советы по эмоциональному развитию (диагр. 3).

Большинство (62%) родителей думают, что программа обучения должна строиться на углубленном изучении предметов. 32% считают необходимым введение дополнительных курсов.

Из двух модных в настоящее время направлений обучения: иностранного языка и компьютерной грамотности, 55% родителей отдают предпочтение иностранному языку (диагр. 4).

Таким образом, можно сделать вывод, что школа, по мнению родителей, должна быть ориентирована в первую очередь на формирование интеллектуальных навыков. В целом преобладает тенденция к подчеркиванию обучающей, а не воспитывающей роли школы. Следовательно, весьма рискованны в современных экономических условиях эксперименты по созданию образовательных учреждений «гуманистической направленности».

Платежеспособные родители консервативны, они желают, чтобы дети получали традиционное образование. Речь идет не об изменении принципов обучения, а о повышении его качества.

Досуговые функции школы

Отличительной особенностью многих частных школ является то, что дети в них не только учатся, но и проводят часть свободного времени. И даже большую часть, если речь идет о полном пансионе или группах продленного дня. Следовательно, на плечи работников школы ложится задача по организации досуга учеников. Ориентиры деятельности в этом направлении могут быть видны из ответов на вопросы, которые задавались родителям.
Результаты исследования показывают, что 33% родителей считают наиболее важными занятия спортом, 19% предпочитают чтение, 17% — прогулки, 6% предоставляют детям возможность самостоятельного выбора, 5% рекомендуют различные кружки (диагр. 5). Таким образом, руководству частных школ следует очень внимательно относиться к вопросу физического развития учащихся.

Есть сведения также по желаемым формам организации досуга школьников. 26% родителей полагают, что следует организовывать в рамках школы различные кружки и секции, 49% рекомендуют нечастое проведение различных мероприятий, 23% полагают, что досуговые мероприятия должны проводиться часто.

В число рекомендуемых родителями мероприятий входят посещение театров, выставок, музеев; организация экскурсий; школьные театральные постановки; выезд на природу; спортивные соревнования; КВН; игры эрудитов.

Уровень требований к частным школам

Диаграмма 3. Какое направление советов родителям (о развитии умственных способностей или эмоций ребенка) важнее? % ответивших

Диаграмма 4. Чему важнее обучать: иностранному языку или компьютерной грамотности. % опрошенных

Изучался уровень запросов родителей, считающих возможным перевести детей в частные школы, относительно условий обучения. Рассматривались такие параметры, как месторасположение школы, количество детей в учебной группе, отделка и оформление помещений, качество оборудования, размер помещений школы, уровень подготовки преподавателей, контингент (состав учащихся), программа обучения.

Составлен «идеальный портрет» школы, основанный на максимальных требованиях родителей. Также составлен портрет школы, соответствующий более прагматичным (связанным с необходимостью экономить) запросам родителей. Изучена динамика изменений требований к частным школам.

По результатам исследования родители были поделены на две категории: в первую вошли те, кто намерен перевести детей в частную школу или рассматривает такую возможность, а во вторую — те, кто не желает иметь дела с частными учебными заведениями.

Оказалось, что родители, принадлежащие к первой группе, отличаются следующими особенностями:
• в большей степени готовы к тому, что их дети будут тратить больше времени на путь к месту учебы (диагр. 6);
• предъявляют более высокие требования к отделке и оформлению помещений, а также к оборудованию (диагр. 7, 8);
• могут более четко ответить на вопрос о желаемых условиях приема в школу (диагр. 9);
• называют в качестве приемлемого меньшее количество учеников в группе (диагр. 10);
• проявляют больше «снобизма» относительно контингента учащихся (диагр. 11).

Руководителям частных школ будет полезна информация относительно склонности родителей к экономии на каждом из факторов (диагр. 12).

Оказалось, что большая часть родителей не только не отказывается от требований по таким параметрам, как местоположение школы и количество учеников в группе, но даже повышает свои требования. Это свидетельствует о чрезвычайной степени важности упомянутых факторов. Напротив, в наибольшей степени родители готовы отказаться от повышенного объема свободного пространства в помещениях школы. Примерно на треть от первоначального уровня снижаются запросы по дизайну помещений, стоимости оборудования, уровню подготовки преподавателей, контингенту учащихся, учебной программе, досуговым мероприятиям.

продолжение

Источник: www .cfin .ru

Другие статьи на тему «школа»
Получить предложения по открытию бизнеса, в этой сфере

Внимание! Все поля обязательны для заполнения!

*Статье более 5 лет. Может содержать устаревшие данные

Социальные комментарии Cackle