Франшизы месяца:

Бизнес и школьное образование. Несовместимые понятия или перспективный симбиоз.

Вопрос заработка денег на образовании, особенно школьном, всегда оставался больной темой для нашего общества. Большинство родителей современных школьников  выросли в советские времена, когда даже сама мысль о ведении какого-либо бизнеса в школе была неприемлемой. Поэтому и сейчас многие предложения по внедрению платных услуг в образовательном учреждении воспринимаются родителями, а иногда и учителями.

С другой стороны опыт многих западных стран показал, что частичная коммерциализация обучения, или платное предоставление дополнительных образовательных услуг школьникам, может оказать положительный эффект и позитивно сказаться на уровне получаемых ими знаний.

Так возможно ли делать бизнес в сфере школьного образования? Именно с этим вопросом мы обратились к нашим экспертам.

Ирина Ушакова – учитель высшей категории, г. Альметьевск

Смотря на чем основывается такой бизнес. Если это продажа каких-то вещей или продуктов, напрямую не связанных с обучением, то такой бизнес необходимо ограничивать, чтобы школа не превратилась в торговый центр или бесплатную рекламную площадку. С другой стороны, если товар или продукт призван помочь ребенку в обучении, то почему бы и нет. На сегодняшний день государство не способно обеспечить на все сто процентов внедрение в школах всех современных инноваций в области образования. И если родители готовы на дополнительные расходы, чтобы их ребенок получил самое лучшее образование, то это их право.

Алексей Лето – ваумейкер, рекламное агентство «Kitchen»

Глядя на ситуацию со стороны, школу назвать бизнесом трудно, но можно, конечно. Хотя стоит заметить, что образование — это в первую очередь социальный институт, поэтому доля социального и общественного в школе несоизмеримо выше, чем денег и прибыли.

Если мы говорим о платном образовании, то это игра не для всех. Главная проблема в том, что общество не до конца созрело, чтобы воспринимать образование как платное благо. В нашей стране люди привыкли, что это обязательство государства и доходы достаточно низкие в целом по стране, чтобы оплачивать образование.

Но что бы ни говорили люди, есть исследование: в среднем, даже в бесплатной школе, родители тратят 6-8 тысяч рублей на обучение ребенка (в Москве), на дополнительные услуги, пособия и питание.

С точки зрения маркетинга образование — крайне сложный продукт. Ведь результат не виден сразу, и даже через много лет не понятно, какова доля заслуг школы в личных успехах выпускников. А значит, прогнозировать продажи сложно, и все зависит исключительно от эмоций родителей, т. е. важно организовать восприятие процесса.

Но если говорить о том, можно ли заработать вокруг школы, то, безусловно, можно. Продлёнки, билеты на экскурсии, питание, логистика, форма, буквари, электронные дневники — это все прогнозируемый и немаленький рынок, на котором к тому же не так много игроков.
Мое отношение к вопросу такое: если приносить людям ощутимую пользу, то деньги и бизнес возникнут вокруг этой ценности в любом случае. Но это мнение предпринимателя.

Ника Базилевская — сооснователь проекта «Системы Роста»

Возможно. Направлений для развития бизнеса много. К примеру, самый простой — предоставление рекомендаций по репетиторам на платной основе. Есть агрегаторы услуг по репетиторам, но родителю куда интереснее привлекать репетиторов по рекомендации, чтобы быть уверенным в качестве услуг. Обучающие программы по направлениям, не являющимся профильными в образовательной программе. Например, профессиональная ориентация для старших классов, тематические курсы и мастер-классы. Более того, уже существует ряд компаний, ориентированных на предоставление услуг в сфере школьного образования. Сервисы электронных дневников, дистанционного репетиторства, подготовки к сдаче экзаменов. На мой взгляд, со временем количество сервисных направлений вокруг школ будет только увеличиваться. Школа — это социальный объект, объединяющих вокруг себя подрастающее поколение. И бизнесу важно не только зарабатывать на предоставлении услуг, но и участвовать в формировании мировоззрения, потребительских предпочтений подрастающего поколения и их родителей.

Наталья Бобкова —  генеральный директор детской развивающей студии "Солныш"

Да, это возможно. Только надо всегда помнить о том, что родители в основном  привыкли получать образование бесплатно. Поэтому необходимо либо предлагать недорогие услуги, либо же, наоборот, крайне дистанцироваться и предлагать продукт наивысшего уровня.

Если у вас есть свое мнение по данной теме, присылайте его на company@shkolnaya-karta.ru

Возврат к списку

Социальные комментарии Cackle
Бесплатно задать вопрос эксперту портала openbusiness.ru