3 способа построения сбытовой сети, о которых стыдно не знать
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
А помните ли вы, какие существуют три ключевые стратегии сбыта при создании сбытовой сети? Вспоминаем основы маркетинга, глядя на нашу удобную таблицу.
Чтобы построить эффективную торговую сеть, определить количество посредников и обеспечить нужный уровень охвата рынка, нужно определиться со стратегией сбытовой политики. Их есть три: интенсивная, селективная и эксклюзивная. Эта информация нисколько не претендует на уникальность. Это - азы маркетинга, самая элементарная теория... Но, как показывает практика, многие предприниматели приходят к ней только после того, как наломают дров: после конфликтных ситуаций с посредниками, дилерских войн, а в последние годы - и после провалов в создании своей “франшизы”.
Критерий |
Интенсивный сбыт |
Селективный (избирательный) сбыт |
Эксклюзивный (исключительный) сбыт |
---|---|---|---|
Суть |
Компания имеет дело со всеми возможными посредниками по сбыту. Товар продается везде, где его только могут купить |
Компания имеет среднее, частично ограниченное число посредников. Охват рынка производится избирательно, путем сознательного отбора определенных поставщиков (по размеру фирмы, качеству услуг, техоснащенности) |
Производитель выбирает жестко ограниченное число поставщиков, которые работают исключительно с его товарами. Посреднику даются эксклюзивные права на реализацию продукции на закрепленной за ним территории (эксклюзивный дилер, франчайзи) |
Что дает |
- максимальная представленность товара на рынке;
- максимальное количество торговых точек;
- максимальный объем продаж;
- широкая демонстрация товара;
- наибольшая доступность товара;
- нет необходимости поддерживать дилера;
- не нужно обучение посредников;
- нет затрат на рекламу |
- достаточно широкий охват рынка;
- более жесткий контроль посредников, нежели при интенсивном сбыте;
- эффективность спрашивается с конкретных избранных фирмой посредников;
- возможность предоставлять качественный сервис;
- меньшее количество издержек распределения, чем при интенсивном сбыте
|
- максимальный контроль за каналом продаж;
- посредники не продают конкурирующие марки в той же товарной категории
- возможность дифференцировать свой товар по качеству;
- контроль ценообразования;
- возможность устанавливать высокие цены;
- возможность выделить товар по престижности;
- возможность выделить товар по уровню сервиса;
- удобство поддержания уровня марки;
- полный контроль над деятельностью продавцов;
- контроль над уровнем сервиса;
- тесное взаимодействие между производителем и торговцем;
- возможность поддерживать и обучать дилера |
Недостатки |
- сложность контроля товарооборота;
- различные объемы продаж по разным каналам при одинаковых издержках, что приводит к снижению рентабельности системы в целом;
- нет контроля над ценовой политикой, разная рентабельность товара;
- нет контроля за системой скидок;
- нет возможности поддерживать имидж марки,
- трудность позиционирования, выделения товара.
- соседство с конкурентами на “одной полке”
- трудность контроля качества сервиса |
-неспособность достичь максимального охвата рынка;
- низкая доступность товара, потребность следить за ее повышением;
- потеря потенциальных клиентов;
- самостоятельное выполнение функций оптовика из-за ориентации на короткие каналы сбыта;
- возможность получить отказ от большой группы торговцев;
- нужно обеспечивать поддержку поставщику;
- расходы на рекламу и продвижение товара;
- необходимость предоставления покупателям дополнительных услуг |
- наименьший охват рынка;
- самая низкая доступность товара;
- посредник обязан неукоснительно следовать политике изготовителя;
- посредник утрачивает самостоятельность и мотивацию, фактически становясь филиалом;
- крайне низкая доступность товара для конечного потребителя;
- необходимость полного рекламного сопровождения |
Группы товаров |
- товары повседневного спроса FMCG;
- товары импульсной покупки;
- сырьевые товары;
- товары экстренного спроса;
- нетрудоемкие товары |
- сложнотехнические товары, требующие специального обслуживания; - товары предварительного выбора с низкой частотой покупки (покупатель сравнивает цены и свойства товара); - товары неповседневного спроса; - товары пассивного спроса с повышенным риском |
- специализированные изделия и оборудование, требующее специального обслуживания;
- товары особого спроса;
- товары с уникальными свойствами;
- коллекционные товары |
Примеры товаров |
Продукты питания, напитки, жвачки, чипсы, сладости, лампочки, цветы, моющие средства, туалетная бумага, лекарства, зонты, стройматериалы, автозапчасти, крупа, уголь и т.д. |
Электроника, автомобили, мебель, одежда, обувь, рассада, парковочные радары, миксеры, и т.д. |
Автомобили Porshe, продукция Apple, дизайнерская мебель, продукция “Макдоналдс” и т.д. |