Автобусные туры выходного дня: открытие бизнеса

Автобусные туры выходного дня: открытие бизнеса
* В расчетах используются средние данные по России
100 000 - 120 000 ₽

Стартовые вложения

240000 ₽

Выручка с одного тура

82 000 ₽

Чистая прибыль

2 мес

Срок окупаемости

Золотых гор на автобусных турах выходного дня, по крайней мере в первое время, не заработаешь, но как способ дополнительного дохода на хобби эта ниша выглядит довольно заманчиво.

Туры выходного дня на автобусах - отличное решение для тех, кто хочет сменить обстановку и развеяться после тяжелой рабочей недели. Именно в таких поездках на относительно небольшие расстояния раскрываются преимущества туристических автобусов по сравнению с другими видами транспорта — добраться до заветного местечка можно быстрее, чем на поезде, и дешевле, чем на самолете. При этом поездка на автобусе позволит не отвлекаться на управление машиной и набраться сил на предстоящий отдых, спокойно вздремнув в удобном кресле туристического лайнера.

А как обстоят дела с точки зрения организации подобного бизнеса? Для многих предпринимателей организация автобусных туров выходного дня стала своеобразным продолжением хобби, которое со временем переросло в бизнес. К примеру любители горнолыжных видов спорта, приметившие красивые спуски и уютные отели собирают компанию из друзей и знакомых, те рекомендуют их после поездки в своем кругу общения — и понеслось… Аналогичным образом появляются автобусные экскурсии по историческим и заповедным местам, и даже экстрим-туры в не самые безопасные места — достаточно вспомнить про поездки в Припять с бывшими сталкерами.

Положительные эмоции от любимого дела — это всегда хорошо. Однако мы предлагаем более системно подойти к вопросу открытия бизнеса на турах выходного дня, чтобы понять — а собственно стоит ли овчинка выделки? Окупятся ли в конечном итоге многочисленные хлопоты по организации поездки, и если на этом можно заработать — то каков примерно порядок цифр? Как пошагово открыть бизнес на автобусных турах? Давайте разбираться вместе в нашем сегодняшнем материале.

Организация тура и выбор целевой аудитории

Прошлым летом мне довелось побывать на экскурсии в столице донского казачества — городе Старочеркасск. Честно сказать, впечатления двоякие — в целом местечко колоритное и несомненно заслуживает детального изучения, но вот организация тура откровенно хромает. Проходит поездка на теплоходе, но из-за откровенно низкого уровня организации и разношерстной публики, распивающей спиртные напитки — пожалел, что не поехали на машине. 

Это применимо и к автобусным турам — крайне важно при большом количестве клиентов грамотно спланировать посадку и размещение пассажиров, а также определиться с целевой аудиторией, чтобы всем было комфортно в пути. Лучше делать упор на какую-либо определенную целевую группу, не смешивая в одной поездке студентов, семейных людей и пенсионеров.

Что объединяет все три категории отдыхающих, так это желание получить достойный комфорт во врем поездки — а значит необходимо будет позаботиться об удобных и современных автобусах, которые займутся доставкой клиентов до пункта назначения. 

Многие эксперты сходятся во мнении, что закупка собственных автобусов под туры выходного дня за наличные денежные средства или в лизинг - это далеко не самое выгодное решение.

Все дело в том, что как и любая техника автобусы должны постоянно находиться в движении, принося деньги. Любой простой чреват тем, что бизнес будет работать в ноль, либо и вовсе загонит предпринимателя в долги. 

Специфика автобусных туров такова, что бизнес имеет довольно выраженную сезонность. Пиковые период — летние поездки на море и зимние выезды в горы, в то время как в осенние месяцы автобусы будут простаивать без работы. Именно поэтому для организации туров выходного дня лучше всего заключить договоры с пассажирскими транспортными компаниями, для которых такой вид деятельности будет вспомогательным, а не основным. 

Еще один плюс аренды автобусов по сравнению с покупкой лежит на поверхности. Если покупать автобус для езды по загородным трассам - он должен быть относительно комфортным и свежим, чтобы не подвести где-нибудь вдали от сервиса. Ценник на такую технику будет кусаться, даже если покупать какого-нибудь «китайца». Например, ходовая модель автобуса из Поднебесной - Higer KLQ, эдакий современный, достаточно надежный и при этом доступный в обслуживании «турист». Но его ценник в 8 миллионов рублей окупится только если каждый день совершать рейсы по 1000 километров.

Отели, питание, гиды — продумываем все до мелочей

Впрочем, решение проблемы с доставкой пассажиров по межгороду — только верхняя часть айсберга. 

Отель. Самое главное — найти оптимальное место для заселения туристов. Отель должен подходить под потребности целевой аудитории — например любителей лыжного спорта и сноуборда не имеет смысла селить вдалеке от канатки с подъемником. И наоборот — пожилые пары, увлекающиеся спортивной ходьбой по живописным местечкам, наверняка предпочтут отель в стороне от оживленной тусовки.

Предприниматели, преуспевшие в организации автобусных туров выходного дня, советуют начинать с небольших групп — так проще будет решить вопрос с заполняемостью. Начинать можно с туров на 10-15 человек, подбирая под их потребности небольшой и удобный отель. В любом случае при бронировании нескольких номеров сразу можно договориться о скидках со стороны отеля — тем более если это небольшой частный бизнес и вы проведете переговоры напрямую с владельцами гостиницы. В дальнейшем при постоянном сотрудничестве сумма дисконта на проживание может увеличиваться.

Партнерство с кафе. Аналогичным образом можно заключить партнерские договоры с местными кафе и ресторанчиками, особенно если в гостиницах не предусмотрено 3-разовое питание. Комиссионные за приведенных клиентов также пополнят копилку выручки. 

Гид. В качестве гида можно выступить самим организаторам, хорошо освоившись в местных достопримечательностях, либо договориться о партнерстве с местными гидами, которые наверняка лучше знают местность.

Юридические аспекты бизнеса

Некоторые, начиная бизнес на автобусных турах, задаются вопросам — а разве не требуется лицензирование для такого вида деятельности, как оказание туристических услуг? Отвечаем — действительно требуется, но как часто бывает в России, есть некоторые лазейки в действующем законодательстве, которыми пользуются в этой нише осведомленные предприниматели. 

Дело в том, что «туристическая деятельность» и «экскурсионная деятельность»  — немного разные с точки зрения госструктур вещи. Первый вариант подлежит лицензированию, вот второй — нет. Справедливости ради отметим, что по правилам экскурсией считается поездка, длительность которой не превышает 24 часов. Впрочем, есть еще такие направления деятельности, как «оказание информационных услуг», либо попросту «выездное мероприятие». Так что в этом плане каждый может трактовать формулировку как ему угодно.

Однако если хочется работать полностью «в белую» и выйти на больше обороты, ничего не мешает разработать тур и запустить его в жизнь уже посредством официальных продаж через туроператора. У последнего наверняка уже будет лицензия, что позволит избежать лишних вопросов со стороны проверяющих органов. Вы же получите официальный канал продаж, пусть и лишившись части прибыли, поделив ее с оператором.

Что касается регистрации бизнеса, в любом случае необходимо будет открыть свое ИП, указав следующие коды деятельности по классификатору ОКВЭД:

  • 79.1 Деятельность туристических агентств и турпоператоров.
  • 79.9 Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность.

Во втором пункте есть подраздел, который оптимально подходит под нужный нам формат бизнеса:

  • 79.90.21. Деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг.

Продажи и маркетинг

  • Соцсети. Оптимальным вариантом для онлайн-продвижения туров выходного дня могут стать соцсети. По словам предпринимателей из этой сферы, хорошо раскрученные группы в "Инстаграме" и "Вконтакте" могут генерировать до 30-40% процентов наполняемости тура. Для успешного продвижения лучше нанять специалиста в этой сфере — фрилансеры в сфере SMM сейчас берут за свои услуги относительно недорого, порядка 5-7 тысяч рублей в месяц. Сам бюджет на рекламу в соцсетях тоже может быть поначалу скромен — пост в тематической группе стоит в среднем от 300 рублей до 2000 рублей. Лучше всего работают группы со схожими интересами (активный отдых, поездки по региону) и тематические группы городов и регионов, откуда вы набираете туристов.
  • Контекстная реклама. А вот в контекст вкладывать придется куда больше — и потому вполне возможно на начальных стадиях этот вид продвижения стоит приберечь. Все дело в высокой стоимости кликов и показов в той нише, связанной с большой конкуренцией со стороны крупных и средних туристических агентств.
  • Партнерство с турагентствами. Впрочем этот момент можно обратить себе во благо, договорившись с турагентствами о партнерстве. Они смогут поставлять вам клиентов, а сами заработают на автобусных турах свои комиссионные. Главное — обеспечить наполняемость тура.
  • Партнерство с оздоровительными центрами. Неплохие результаты может привести сотрудничество с различными йога-центрами и оздоровительными центрами, которые смогут выступать вашими представителями при общении с клиентами. Среди таких сообществ довольно высокий процент потенциальных клиентов, которым будут интересны туры выходного дня.
  • Сайт. Разумеется, для раскрутки своих автобусных туров и презентации ключевых преимуществ пригодится собственный сайт. Это может быть обычный лендинг-одностраничник, цель которого — максимально оперативно конвертировать лид в заявку. Впрочем некоторые делают сайт большим и красочным — добавляя такие разделы, как собственный блог, фотоотчеты с проведенных мероприятий и поездок и т. д. Все это очень привлекает клиентов и поможет при выборе тура склонить чашу весов  в сторону вашей компании.

Многие начинающие предприниматели задаются вопросом — за какой период времени лучше начинать продвигать тур? Если это «коротыш», как его некоторые называет, то есть поездка выходного дня, то, как правило, продвижение начинается за 2 месяца. Если тур достаточно длительный (неделя и больше) и дорогой, его необходимо рекламировать пораньше — за 4-5 месяцев.

Итого бюджет на рекламу в сети будет достаточно небольшим — порядка 10 тысяч в месяц. Из этой суммы порядка половины — затраты на контекст (больше, повторим, смысла вкладывать нет ввиду большой конкуренции со стороны турагентств). 

Оплата туров: утром деньги, вечером стулья?

При заключении договоров на автобусный трансфер и бронировании гостиниц ваши бизнес-партнеры скорее всего потребуют предоплату, и это нормально для этого вида бизнеса. Как правило, оплачивается сумма в размере от 30 до 50 процентов стоимости всей услуги. 

При этом вовсе не обязательно эти расходы лягут вам на плечи. Опытные участники турбизнеса рекомендуют брать с клиентов предоплату в размере примерно половины стоимости тура. Этим способом вы сразу убьете двух зайцев — минимизируете вложения в бизнес на начальном этапе и прозондируете спрос на тур. Если клиенты действительно заинтересованы в поездке, они с радостью забронируют за собой места, внеся предоплату.

Чтобы мотивировать клиентов вносить предоплату за туры заранее, можно предложить скидки за ранее бронирование, как это делают крупные туроператоры. Да, скидки «подъедят» вашу прибыль, зато позволят не замораживать свои средства, а пустить их ,например, на раскрутку другого тура.

Минимизируем риски

Любой начинающий предприниматель, с каким бы энтузиазмом он не подходил к организации автобусных туров, может потерпеть неудачу. За счет чего «первый блин может выйти комом»? В первую очередь из-за недобора клиентов на туры — это приведет к тому, что даже наполнив группы на 30-50 процентов, вы в итоге сработаете в ноль или и вовсе уйдете в минус. 

Как избежать этих рисков?

  • Привлекательный уровень цен. Необходимо промониторить цены на подобные туры у конкурентов — цены не должны существенно превышать рыночные, а если вы молодая компания и еще не сделали себе имя на рынке, имеет смысл установить цены даже чуть ниже чем у большинства. Да, это уменьшит доход, но позволит избежать фиаско по итогу всего проекта в целом.
  • Скидки. Неплохо будет работать акция для студентов из разряда «привел друга - получил скидку». Такой формат будет мотивировать молодых людей привлекать в тур как можно больше своих знакомых и друзей. 
  • Горячие путевки. Наконец, если все вышеперечисленное не помогает, и вы видите что уже в последние дни перед стартом тура все равно идет недобор — не отчаивайтесь, устраивайте «распродажу горячих путевок». Здесь опять же не придется изобретать велосипед, действуя по принципу крупных игроков турбизнеса. Да, прибыль в итоге будет меньше, но лучше немного, чем ничего. Хороший дисконт даст пинок «забуксовавшим» продажам и позволит закрыть пустующие места в последние дни и даже часы перед поездкой.

Финансовые показатели

Итак, на какую прибыль стоит рассчитывать начинающему предпринимателю при запуске автобусных туров выходного дня? Давайте посчитаем затраты и прибыль.

Ознакомительная поездка по маршруту с целью выбора оптимальных партнеров (гостиницы, гиды и т. д.): 10 000 рублей

Рекламная компания (соцсети, контекст по минимуму): 10 000 рублей в месяц. Итого 20 000 рублей за 2 месяца продвижения тура в сети.

Выручка с тура на 20 человек при средней цене путевки в 12 000 рублей: 240 000 рублей.


Маржинальность автобусного тура, как правило, составляет минимум 30% от суммы выручки. Еще от 10 до 20 процентов можно получить в качестве агентского вознаграждения от гостиницы, гидов, экскурсии на месте и т. д. 

Итого доход с каждого тура составит порядка 120 000 рублей. После вычета налогов останется 102 000 рублей. Не забываем про затраты на рекламу в «двадцатку» и в итоге имеем… 82 000 рублей чистыми. 

Не такая уж большая цифра за 2 месяца работы, однако не стоит забывать, что можно параллельно продвигать не один, а два, пять и более туров. Соответственно, будет пропорционально расти прибыль предпринимателя.

Резюме

Итак, что в итоге? Да, «золотых гор» на автобусных турах выходного дня не заработаешь, по крайней мере в первое время, но как способ дополнительного дохода на хобби эта ниша выглядит довольно заманчиво. 

Из преимуществ автобусных туров — крайне невысокие затраты на старте. Даже если учесть необходимость предоплаты услуг транспортной компании, брони номеров в гостинице и первоначальный бюджет на рекламу в сети, первоначальные затраты на открытие бизнеса составят порядка 100 000 -120 000 рублей. 

А небольшие прибыли на старте пусть не пугают - со временем, «набив шишки» и постигнув тонкости этого бизнеса, можно увеличивать обороты и количество туров — как следствие будут расти и доходы.

Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса
Связаться с автором: dm@openbusiness.ru
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
10.03.2020

Все материалы по тегу: автобусные экскурсии

10825 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 445806 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по вашей теме:


Мгновенный подбор бизнеса