Бизнес-план: организация производства асфальтобетонной смеси для дорожного строительства

Бизнес-план: организация производства асфальтобетонной смеси для дорожного строительства

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – организация производства асфальтобетонной смеси для дорожного строительства. Место расположения предприятия – г. Омск. Производительность завода – до 100 тонн/час. Основной канал сбыта – организации, ведущие дорожное строительство в регионе.

Инвестиционные средства расходуются на приобретение производственной линии и формирование фонда оборотных средств до выхода проекта на окупаемость. Факторы успеха проекта:

  • Низкий уровень конкуренции в регионе

  • Низкое качество дорожного фонда региона

  • Государственное субсидирование дорожного строительства

  • Квалифицированная команда проекта, знание инициатором проекта участников регионального рынка дорожного строительства

Основные показатели проекта приведены в Табл. 1.

Таблица 1. Показатели эффективности проекта

Срок окупаемости (PP), мес.

6

Дисконтированный срок окупаемости (DPP), мес.

6

Чистая приведенная стоимость (NPV), руб.

27 504 784

Коэффициент рентабельности инвестиций (ARR), %

28.27%

Внутренняя норма прибыли (IRR), %

18.09%

Индекс доходности (PI)

1.12 

2. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ И ОТРАСЛИ

На сегодняшний день состояние дорог в России улучшается по сравнению с предыдущим десятилетием. Однако, по оценкам экспертов и населения, оно все еще очень далеко от удовлетворительного. При общей протяженности федеральных трасс в 24,9 тыс. км, только 33% находятся в хорошем состоянии, 67% - в удовлетворительном и 1% - в неудовлетворительном. Общая протяженность соединительных трасс, при этом, в хорошем состоянии находится 40%, в удовлетворительном – 42%, в неудовлетворительном – 19%. Общая продолжительность региональных дорог, из которых 31% находится в хорошем состоянии, в удовлетворительном – 43%, в плохом – 26%. При этом, состояние дорог в Омской области оценивается преимущественно как неудовлетворительное (это касается и самого города).

В последнее время в дорожном строительстве отмечают тенденции к активному освоению инноваций, передовых технологий. Считается, что проблемы в отрасли были связаны с некачественным техническим регулированием до 2011 года, осуществлявшимся Минрегионом. После перевода отрасли в ведомство Минтранса, ситуация стала показывать тенденции улучшения. Несмотря на достаточно медленные темпы, на многих федеральных трассах видно положительное влияние реструктуризации отрасли. Например, используется технология ресайклинга – создание нового асфальтобетонного с использованием старых дорожных одежд, снятых спецтехникой. Еще одна инновация – использование цемента вместо битума в составе дорожного покрытия, что позволяет повысить несущую способность дорожного полотна и его долговечность. Активно внедряются геосинтетические материалы – также для увеличения прочности и долговечности дорожного полотна.

Однако, по сравнению с общим количеством дорог, требующих ремонта, объем применения инновационных технологий пока еще крайне мал. Большинство строительных работ проводится с использованием традиционных технологий и материалов.

Омск – один из крупнейших городов России, административный центр Омской области, крупный промышленный центр с предприятиями различных отраслей, включая оборонную и авиакосмическую, крупный транспортный узел. Через Омск проходит федеральная трасса Р254 Челябинск – Курган – Петропавловск – Омск – Новосибирск.

На 2016 год в г. Омске запланировано проведение работ по:

  • Аварийно-восстановительному ремонту объектов городской улично-дорожной сети (234 объекта)

  • Ремонту дорог с укладкой асфальтового покрытия по всей ширине проезжей части (21 объект)

Кроме этого, на данный момент есть подтвержденная информация о планах по ремонту еще 36 объектов. Таким образом, потребность региона в асфальтобетонной смеси не вызывает сомнений.



Проектом предусматривается организация производственного предприятия на арендованной площади на территории промышленного комплекса в г. Омске, приобретение оборудования для производства асфальтобетонной смеси и ее реализация организациям, участвующим в подрядных работах по ремонту дорог в регионе.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Продукция предприятия – асфальтобетонная смесь для проведения различных дорожных работ. Вся продукция производится на собственном оборудовании на промышленной площадке в г. Омске. Асфальтобетон – строительный материал, производимый путем создания смеси из вяжущего вещества (битум, цемент) и заполняющих элементов (щебень, песок) с последующим ее остыванием. В зависимости от температуры укладки асфальтобетонные смеси делятся на горячие, теплые и холодные. В зависимости от физических свойств асфальтобетоны делят на жесткие, пластичные и литые.

Таблица 2. Продукция предприятия и ее описание

Наименование

Описание

1

Асфальтобетон крупнозернистый

Смесь асфальтобетонная плотная или пористая, на основе битума. Размер зерен до 40 мм. Для капитального дорожного строительства и ремонта

2

Асфальтобетон мелкозернитстый

Смесь асфальтобетонная различной плотности на основе битума. Размер зерен до 20 мм. Для капитального дорожного строительства и ремонта

3

Асфальтобетон песчаный

Смесь асфальтобетонная различной плотности на основе битума. Размер зерен до 5 мм. Для устройства пешеходных дорожек, тротуаров 

Смесь производится на заказ в соответствии со спецификацией заказчика. Вся продукция соответствует требованиям ГОСТ. Предполагается самовывоз продукции заказчиком с территории производства.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Основной канал сбыта – реализация предприятиям, выполняющих подрядные работы по дорожному строительству и ремонту. Регион сбыта – г. Омск и Омская область.

Поскольку асфальтобетон не является уникальным товаром, основным параметром, влияющим на конкурентоспособность продукции, является качество смеси и его стабильность. В остальном, конкурентная борьба ведется по цене, срокам изготовления. Немаловажным фактором является также наличие связей со строительными организациями, налаженные партнерские отношения.

Стабильность высокого качества асфальтобетонной смеси обеспечивается за счет высокого качества оборудования, компонентов, а также соблюдения производственной технологии, которое контролируется квалифицированным технологом.

Уровень цен на продукцию на 5-7% ниже среднерыночного, что позволит создать условия для входа на рынок. Цены реализации указаны в Табл. 3.

Таблица 3. Затраты на производство и цена реализации

ТОВАР/УСЛУГА

ЗАТРАТЫ НА ЕД., руб.

ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, %

СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб.

1

Асфальтобетон крупнозернистый

890

140%

2 136

2

Асфальтобетон мелкозернистый

935

140%

2 244

3

Асфальтобетон песчаный

970

140%

2 328

Итого:

6 708 ₽


Поскольку требуется жесткое соблюдение технологии производства, снижение срока изготовления смеси может быть обеспечено только за счет постоянного наличия на складе всех компонентов. При этом, необходимо избегать «затоваривания» склада для минимизации замороженных денежных средств. Для этого складской запас поддерживается на уровне плановой месячной потребности со страховым запасом в размере 10% от общего объема.

Предприятие ведет активную работу по взаимодействию с дорожно-строительными организациями с выстраиванием долгосрочных партнерских отношений. Такое сотрудничество обеспечивает конкурентоспособность проекта и является гарантией получения постоянного объема заказов.

Уровень спроса на продукцию проекта подвержен сезонным колебаниям и совпадает с ходом традиционного строительного сезона. Работы по ремонту и строительству дорожных покрытий ведутся в теплое (желательно сухое) время года. Учитывая климат региона, можно считать, что продукция проекта будет пользоваться спросом с апреля по октябрь.

При среднем размере переменных затрат на единицу продукции в 932 руб. и средней стоимости единицы продукции в 2236 руб., точка безубыточности предприятия составляет 187 тонн асфальтобетона в месяц. При ширине полосы движения, согласно СНиП 2.05.02-85, для дорог I и II категории в 3,75 м, для дорог III категории в 3,50 м, расход крупнозернистого асфальтобетона составляет 1577 тонн на 1 км двухполосной дороги шириной 7,0 м.

Таблица 4. Плановые объемы продаж

ТОВАР/УСЛУГА

СРЕДНИЙ ПЛАНОВЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ, ед./мес.

ЦЕНА ЗА ЕД., руб.

ВЫРУЧКА, руб.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, руб.

1

Асфальтобетон крупнозернистый

6 700

2 136

14 311 200

5 963 000

2

Асфальтобетон мелкозернистый

4 600

2 244

10 322 400

4 301 000

3

Асфальтобетон песчаный

2 500

2 328

5 820 000

2 425 000

Итого:

30 453 600

12 689 000

 5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Производство организуется на арендованной производственной площадке в составе промышленного комплекса общей площадью 300 м2 с расположенными на территории складскими помещения для хранения сырья. Площадка имеет асфальтовое покрытие, требующее ремонта, удобные подъездные пути, подведены необходимые коммуникации. На территории промышленного комплекса, в непосредственной близости располагается офисное помещение.

Оборудование приобретается у российского производителя. Доставка осуществляется спецтранспортом и включена в стоимость оборудования. Срок поставки – 15 календарных дней. Производитель также оказывает услуги шеф-монтажа, наладки оборудования и обучения персонала.

Сырье закупается у местных оптовых поставщиков, предоставляющих дополнительные скидки постоянным клиентам, что в перспективе позволит повысить рентабельность предприятия. Поставщики отбираются по критериям качества сырья и объему поддерживаемого складского запаса. Также создается база альтернативных поставщиков, к которым можно обратиться в случае перебоев поставок у основных поставщиков.

Сырье складируется на территории производственной площадки в неотапливаемом складе. Готовая продукция выгружается непосредственно в транспорт заказчика, таким образом, склад готовой продукции не требуется.

Продукция производится на заказ в соответствии со спецификацией заказчика и требованиями ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные». По этой причине план производства совпадает с планом продаж и приведен в Прил. 1.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Подготовительная стадия проекта занимает порядка тридцати календарных дней. В нее входит приобретение и монтаж оборудования, обучение персонала, закупку первой партии сырья, отладку технологии производства. Также проводятся первичные переговоры с потенциальными клиентами и заключение договоров. После этого начинается стадия серийного производства.

Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Форма налогообложения – УСН (объект «доходы минус расходы»).

Один из основных факторов успеха проекта – квалифицированная команда. Особенные требования предъявляются к сотрудникам отдела продаж, в задачи которых входит работа с дорожно-строительными компаниями, поиск и привлечение новых клиентов, а также к технологу, который отвечает за качество продукции и его стабильность.

Требования к специалистам отдела продаж: наличие опыта продаж строительных материалов от трех лет, наличие опыта проектных продаж от одного года, наличие личного автомобиля. Требования к технологу: наличие опыта работы на АБЗ в аналогичной должности не менее трех лет, наличие рекомендаций.

Таблица 5. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный

1

Бухгалтер

25 000

1

25 000

2

Директор

35 000

1

35 000

Производственный

3

Технолог

27 000

1

27 000

4

Оператор производственной линии

25 000

1

25 000

5

Подсобный рабочий

20 000

2

40 000

6

Водитель погрузчика

23 000

1

23 000

Торговый

7

Специалист по продажам

25 000

2

50 000

Вспомогательный

8

Кладовщик

23 500

1

23 500

9

Грузчик

20 000

1

20 000

Итого:

268 500.00 ₽

Социальные отчисления:

80 550.00 ₽

Итого с отчислениями:

349 050.00 ₽

Рисунок 1. Организационная структура предприятия

 

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план проекта составлен на пятилетний срок и учитывает все доходы и расходы предприятия. Проект не предусматривает ведение инвестиционной деятельности, доходы приводятся только от операционной деятельности, реализация основных средств и других активов финансовым планом не предусмотрена.

Инвестиционные затраты проекта составляют 26,42 млн. руб. Основной объем расходуется на приобретение производственной линии, а также на формирование фонда оборотных средств до выхода проекта на окупаемость. Собственные средства инициатора проекта – 10,0 млн. руб. Дефицит оборотных средств планируется покрыть путем привлечения банковского кредита на 36 месяцев под 18% годовых.

Таблица 6. Инвестиционные затраты

 

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Недвижимость

1

Оборудование производственной площадки

300 000

Оборудование

2

Комплект производственного оборудования

22 000 000

3

Оборудование для офиса

75 000

4

Погрузочная техника

600 000

Нематериальные активы

5

Веб-сайт

45 000

Оборотные средства

6

Оборотные средства

1 200 000

7

Закупка сырья

300 000

Итого:

24 520 000 ₽

Собственные средства:

10 000 000.00 ₽

Требуемые заемные средства:

14 520 000 ₽

Ставка:

18.00%

Срок, мес.:

36 

Переменные затраты включают расходы на приобретение сырья, его транспортировку, а также на оплату электроэнергии, потребленной в процессе производства (Табл. 3). Постоянные затраты (Табл. 7) включают оплату аренды, коммунальных услуг, амортизацию, и т.д.

Таблица 7. Постоянные затраты

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА В МЕС., руб.

1

Аренда производственной площадки

15 000

2

Аренда офиса

20 000

3

Коммунальные платежи

15 000

4

Телефония и интернет

3 500

5

Амортизация

155 000

6

Коммерческие расходы

10 000

7

Управленческие расходы

5 000

8

Обслуживание оборудования

20 000

Итого:

243 500 ₽

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Эффективность проекта оценивается на основании анализа финансового плана, простых и интегральных показателей эффективности (Табл. 1). Срок окупаемости проекта (простой и дисконтированный) – 6 месяцев. Ставка дисконтирования – 10%, что соответствует характеристикам продукции и основной идее проекта.

При этом, чистый дисконтированный доход (NPV) – 27,5 млн. руб. Внутренняя норма прибыли (IRR) – 19,09%. Коэффициент рентабельности инвестиций (ARR) – 28,27%. Индекс доходности (PI) – 1,12. Все эти показатели говорят о высокой эффективности и инвестиционной привлекательности проекта.

9. ГАРАНТИИ И РИСКИ

При оценке рисков, связанных с реализацией проекта, анализируются внутренние и внешние факторы. К внутренним можно отнести:

  • Низкое качество смеси может привести к рекламациям со стороны заказчиков, потере клиентов и упущенной прибыли. Для нейтрализации данной угрозы необходимо проводить постоянный входящий контроль качества сырья, контроль качества готовой продукции, проводить текущее обслуживание и ремонт оборудования

К внешним факторам можно отнести:

  • Сокращение программ государственного субсидирования дорожного строительства. На период снижения активности на рынке возможно сокращение текущих затрат проекта, в том числе за счет сокращения штата предприятия

  • Появление новых конкурентов. Необходимо предусмотреть программу лояльности для клиентов проекта; предусмотреть возможность участия в ценовой борьбе путем снижения собственной рентабельности, либо за счет более выгодных условий от поставщиков и сокращения издержек

10.   ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План производства

Финансовый план

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

19.01.2017

Все материалы по тегу: асфальтобетонная смесь

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: