Свой бизнес: как открыть автопрокат
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Стартовые вложения
Выручка
Чистая прибыль
Срок окупаемости
Несмотря на появление каршеринга, услуги по длительной аренде автомобилей остаются востребованными. В статье рассмотрим, как войти в этот бизнес с минимальными вложениями, и какие есть варианты его запуска.
Недавно мы уже публиковали материал про набирающую популярность услугу поминутной аренды автомобилей – каршеринг. Однако жизненные ситуации бывают разные, и зачастую многим клиентам интересен вариант автопроката на более длительный срок. Компаний, сдающих машины в аренду, на рынке немало, при этом большинство их них успешны в своем деле. А потому предлагаем более подробно рассмотреть особенности этой ниши.
Сейчас в России представлены как крупные международные компании, включая Avis и Europcar, так и многочисленные представители малого и среднего бизнеса. Известные бренды основной упор в своих услугах делают на прокат машин в аэропортах и гостиницах, в том время как небольшие ИП (а зачастую и частники) практикуют сдачу автомобилей в прокат под такси. В первом случае период аренды обычно составляет от суток до нескольких недель, в то время как сдача машины под такси происходит обычно минимум на месяц.
Услугу посуточной аренды сейчас предлагают даже многочисленные операторы каршеринга, а потому серьезной конкуренции не избежать. Однако в каршеринге есть как минимум один существенный минус – суточный пробег автомобиля обычно ограничен скромными 80 километрами. А что делать, если машина берется для поездки в отпуск или в качестве инструмента для работы? А потому, несмотря на новомодное увлечение населения каршерингом, у традиционных компаний по аренде и прокату авто все равно отличные перспективы. Как правило у последних ограничение пробега составляет 300-400 километров в сутки, либо отсутствует вовсе. Весомый козырь, не так ли?
В сегодняшнем материале мы пройдемся по различным направлениям аренды автомобилей и обязательно заострим внимание на всех особенностях ведения этого бизнеса. Итак, начнем.
Регистрация бизнеса на автопрокате
Несмотря на то, что многие начинающие предприниматели стартуют с бизнесом по аренде машин «под черным флагом», все же рекомендуем иметь открытое ООО на случай оплаты по безналу и во избежание лишних вопросов со стороны контролирующих органов. В таком случае необходимо прописать следующий код ОКВЭД:
-
77.11 – аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств
На случай, если некоторым клиентам может понадобиться аренда автомобилей с водителем, лучше также внести соответствующий код из классификатора:
-
49.32 – деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем
Выбор местоположения автопроката
Многие предприниматели, сдающие авто в аренду, открывают небольшой офис в промзоне рядом с автосервисом – чтобы было удобнее при необходимости обслуживать машины «не отходя от кассы». По затратам выйдет немного – порядка 20 000 рублей в месяц за парковку и расположенный рядом в шаговой доступности офис.
Открытие своего представительства в аэропорту или гостиничном комплексе – это уже совсем другой уровень затрат, поэтому пока более подробно рассмотрим действия на старте бизнеса. В дальнейшем, если почувствуете, что это «ваше» и бизнес по прокату авто обеспечивает достойный уровень прибыли – можно задуматься и о переходе на новый уровень. Можно будет говорить о формате с открытием современных офисов в местах с хорошей проходимостью.
Оборудование автопроката
Для оснащения офиса всем необходимым многого не нужно – достаточно будет 2-3 ноутбуков и обычной современной оргтехники. Вполне реально уложиться в 50 000 рублей. Покупать дорогостоящее оборудование для обслуживания транспорта на первых порах необходимости нет – достаточно будет заключить договора с ближайшими автосервисами. Кстати, нередки случаи, когда предприниматель совмещает ведение нескольких бизнесов параллельно – держит автосервис и сдает автомобили в прокат.
Основные расходные материалы, чтобы сэкономить, можно закупать самому. Это в первую очередь автомобильные масла (пробеги то планируются большие), тормозные колодки, щетки дворников, омывающая жидкость. На первых порах достаточно будет закупить все самое необходимое на 20-30 тысяч рублей.
Как правило станции техобслуживания продают запчасти и расходники со своей наценкой, а потому лучше найти крупных оптовых дистрибьюторов, которые смогут сделать вам скидки как постоянным покупателям. Чем больше машин в парке – тем больше будет ваша экономия.
Закупка автомобилей
Самые жаркие дебаты разгораются, когда приходит время определиться с выбором автомобилей под сдачу в прокат. Одни предприниматели утверждают, что брать стоит только новые машины с салона. Такой выбор обусловлен тем, что стандартная трехлетняя гарантия позволит избежать на первых порах «головной боли» с возможными ремонтами машины.
Однако у такой идеи есть и противники – даже некоторые крупные прокатные компании, располагающие серьезными инвестиционными средствами, намеренно покупают под сдачу в аренду только подержанные автомобили. Сторонники такого выбора считают, что даже новые машины быстро «убиваются» клиентами, а потому переплачивать за авто с салона смысла нет.
Нам видится, что как часто бывает, «истина где-то посередине».
Оптимальным вариантом для автопроката может стать 3-4 летняя иномарка в хорошем состоянии, не требующая затрат и недорогая в обслуживании. Начинать бизнес стоит с таких моделей, как Hyundai Solaris, Kia Rio, VW Polo.
Опять же, никто не отрицает, что при очередном левел-апе можно закупать и более нишевые дорогие машины. В частности, в автопрокатах при курортных гостиницах прекрасно пользуются спросом Chevrolet Camaro, Mercedes-Benz SLK или малютка Smart ForTwo Cabrio.
Предположим, что на старте вы располагаете собственным или заемным бюджетом в 2 миллиона рублей. Это позволит взять 4-5 машин эконом-класса: пара-тройка бюджетных «корейцев», один «дешман-вариант» в виде Datsun on-Do и что-нибудь из гольф-класса, например Kia Ceed или Ford Focus.
Персонал автопроката
Поскольку наш стартап пока не предполагает большого объема инвестиций ограничиться можно парой человек, не считая собственника бизнеса.
Это в первую очередь механик, хорошо знающий устройство автомобиля, который сможет взять на себя решение всех вопросов с техобслуживанием. Этот же сотрудник может заниматься текущей закупкой расходных материалов, по необходимости отгонять машины на сервис или «малярку», заниматься мойкой и химчисткой.
Второй человек – клиентский менеджер, который займется взаимодействием с заказчиками. Это телефонные звонки, прием и сдача автомобилей в прокат, подписание договоров аренды, контроль оплаты и проверка водителей по базам ГИБДД и ФСПП.
ФОТ оплаты сотрудников обычно небольшой и составляет по 30 000 рублей ежемесячной зарплаты каждому.
Финансовые показатели автопроката
Как мы уже упоминали выше, основной статьей расходов при запуске бизнеса по прокату и аренде легковых машин станет приобретение транспорта. Поскольку мы запланировали покупку подержанных авто, крайне обязательно тщательно проверить их техническое состояние, проверить на наличие ДТП и неоплаченных штрафов.
|
НАИМЕНОВАНИЕ |
СУММА, руб. |
---|---|---|
Недвижимость |
||
1 |
Аренда парковки и помещения |
20 000 |
Оборудование |
||
2 |
Закупка автомобилей для сдачи в аренду |
2 000 000 |
3 |
Компьютеры и оргтехника |
50 000 |
4 |
Мебель в офис |
20 000 |
|
Итого: |
2 090 000 |
Средняя стоимость сдачи автомобиля в прокат варьируется от количества дней, на которые клиент берет машину. Взять в прокат машину класса Hyundai Solaris обойдется от 1500 до 2000 рублей, что позволит зарабатывать в месяц от 45 000 рублей с каждой машины, то есть от 180 000 рублей дохода при сдаче четырех авто.
Если вычесть затраты на ФОТ персонала, а также порядка 20 000 рублей на техобслуживание и замену расходников – останется не так уж много. А потому многие предприниматели поначалу экономят на чем только можно – например, мало кто в России оформляет сотрудников официально.
Некоторые на первых порах обходятся вообще без вышеназванного персонала и сами занимаются ведением клиентов.
|
Должность |
ФОТ, руб. |
---|---|---|
1 |
Зарплата специалиста по работе с клиентами |
30 000 |
2 |
Зарплата механика |
30 000 |
|
Итого: |
60 000 |
|
Социальные отчисления: |
18 000 |
|
Итого с отчислениями: |
78 000 |
Даже если не кредитоваться и открывать бизнес за свои кровно нажитые наличные, финансовые показатели с 4 машин выглядят следующим образом:
№ | Показатель | Сумма, руб. |
---|---|---|
1 |
Инвестиции в оборотные средства |
2 090 000 |
2 |
Выручка, руб. |
180 000 |
3 |
Переменные затраты, руб. |
20 000 |
4 |
Постоянные затраты, руб. |
20 000 |
5 |
ФОТ (с отчислениями), руб. |
60 000 |
6 |
Аннуитетный платеж по кредиту, руб. |
0 |
7 |
Налог УСН 6% |
10 800 |
8 |
Чистая прибыль |
69 200 |
9 |
Прибыло ДС |
180 000 |
10 |
Выбыло ДС |
110 800 |
11 |
Денежный поток (CF) |
2 159 200 |
12 |
Денежный поток НИ |
2 159 200 |
Таким образом, период окупаемости при текущих заданных параметрах будет составлять порядка двух с половиной лет. Однако, как мы уже говорили, многие предприниматели «тянут лямку бизнеса» сами, не используя дополнительных наемных сотрудников. В таком случае можно рассчитывать не на условные 70 000 рублей прибыли, а на 120-130 000 рублей доходов.
Такую модель ведения бизнеса особенно часто используют бизнесмены, сдающие машину на длительный период времени под услуги такси – например, в Uber или Яндекс.Такси. С одной стороны это плюс – не нужно каждый день заниматься взаимодействием с новыми клиентами и рутиной с документами. В таком случае можно не только обойтись в первое время своими силами, но и параллельно вести бизнес в другой нише.
Однако есть у такого формата работы и недостатки – например, ускоренный износ машин при использовании в работе на агрегаторах такси. «Автоматом» возрастает и риск попадания машины в ДТП – зачастую таксисты работают по 14 часов в смену и более, что приводит к увеличению рисков попадания в ДТП. А потому мы настоятельно рекомендуем не только оформить полис ОСАГО, но и позаботиться о приобретении КАСКО. Это дополнительные 30-40 000 рублей расходов на старте бизнеса, но поверьте – в дальнейшем это может существенно сэкономить ваши время, деньги и нервы.
Способы продвижения
В сфере аренды и проката автомобилей, по словам представителей этого бизнеса, хорошо работает размещение соответствующих объявлений на таких досках как Avito, Юла и других подобных ресурсах.
Не лишним будет и ведение контекстной рекламы в Сети – Яндекс.Директ и Google Adwords. Это позволит привлечь дополнительных клиентов, которые планируют взять машину, например, для поездки в отпуск или на выходные.
Те, кто рассчитывает сдать машины в такси, могут наладить партнерство с представителями агрегаторов, к которым периодически обращаются по вопросу трудоустройства таксисты.
Отдельная ниша – корпоративные клиенты, которых можно находить путем обзвона и массовой рассылки коммерческих предложений. Многим компаниям требуется длительная аренда для нужд компании – так почему бы не попробовать свои силы в сегменте таких, как ALD Automotive? Это лишь один пример того, как услуга по предоставлению в аренду автотранспорта может вырасти в преуспевающий и широко представленный бизнес. Некоторые представители сегмента B2B берут авто в аренду на небольшой срок. Например, на период командировки сотрудников в ваше регион – это может быть пара дней или даже недель. Оплату можно согласовать даже выше средней по рынку.
Подводные камни и возможные риски
Увы, от мошенников никто не застрахован – касается это и сферы аренды автомобилей. Некоторые недобросовестные арендаторы специально берут машину на небольшой период времени, устраивая «автоподставу». Черный рынок страховщиков, несмотря на постоянную борьбу со стороны правоохранительных органов, по-прежнему остается. А потом если не хотите через день после начала аренды получить уведомление о том, что ваш арендный “Солярис” стал участником ДТП с каким-нибудь Mercedes S-класса или Toyota Camry – тщательно проверяйте арендаторов на аварийное прошлое. Вполне вероятно, что у него за плечами уже не один десяток аварий – таким клиентам лучше отказать в выдаче машин. Выйдет себе дороже.
Не стоит исключать и вероятность крупных поломок - далеко не все арендаторы бережно относятся к машинам как к своим собственным и не жалеют транспорт, гоняя «в хвост и в гриву». Даже бюджетный авто возрастом до 5 лет может при нещадной эксплуатации подкинуть неприятностей. Основные «больные места» - износ подвески, начинающийся «масложор» двигателя, пинающийся «автомат». На такие непредвиденные ситуации всегда лучше откладывать амортизационные средства из полученных доходов – иначе внеплановая поломка больно ударит по кошельку предпринимателя.
Сезонность бизнеса
Как правило наибольший поток клиентов наблюдается в летний период и перед новогодними праздниками. Рассчитывать на таксистов и корпоративных заказчиков в такой сезон не стоит. Зато ждите большое число частников, которые берут машины для поездок на море или в горы – с этой целью стоит заранее согласовать «партнерку» с турагенствами, которые в пиковый сезон могут стать вашим новым каналом поступления клиентов.
Подводим итоги
Итак, если вы не являетесь счастливым жителем солнечных Сочи или Ялты – откажитесь на первых порах от затратного в продвижении и обслуживании «премиума». Грамотно налаженная услуга сдачи машин эконом-класса в аренду станет оптимальным вариантом и будет приносить либо неплохой дополнительный доход, либо при интенсивном развитии вырастет в отдельный серьезный бизнес.
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса