Свой бизнес: как открыть магазин сухофруктов и орехов

Свой бизнес: как открыть магазин сухофруктов и орехов

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

493 000 ₽

Стартовые вложения

420 000 ₽

Выручка

90 000 ₽

Чистая прибыль

6 мес.

Срок окупаемости

Формат торговли сухофруктами имеет ряд неоспоримых преимуществ. Для сухофруктов не существует проблем со сроками годности, при этом на такой вид продукции сохраняется довольно высокая наценка.

Несмотря наметившуюся в 2020 году тенденцию по переходу продуктового бизнеса в онлайн и бурное развитие сервисов доставки еды на дом, традиционные точки на рынках по-прежнему остаются весьма популярными среди покупателей. Зачастую ассортимент продуктов в небольшом магазинчике на рынке оказывается больше, экологичнее и полезнее, чем в супермаркетах крупных федеральных сетей. Целевая аудитория постоянных посетителей рынков довольно широкая - от молодых семейных пар до пожилых людей и даже известных рестораторов. Поэтому многие предприниматели, решившие попробовать свои силы в сегменте FMCG, рассматривают возможность аренды торгового места на рынке под реализацию продуктов питания. 

Конечно, наиболее популярным направлением деятельности торговых точек на рынке остается реализация фруктов и овощей, однако открытие магазина, специализирующегося на продаже сухофруктов, имеет ряд неоспоримых преимуществ. Для сухофруктов не существует проблем со сроками годности, при этом на такой вид продукции сохраняется довольно высокая наценка (розничная цена выше примерно в 2 раза по сравнению с закупкой). 

Непаханое поле для владельца магазина сухофруктов и с точки зрения развития дополнительных направлений - от реализации мёда и снеков в самой торговой точке до самостоятельного производства сухофруктов. Добавим к этому растущую в последние годы популярность здорового образа жизни и растущий спрос на полезные продукты - и получим довольно привлекательный формат для инвестиции суммы в полмиллиона рублей, которая еще и окупится в довольно сжатые сроки. Впрочем, обо всем по порядку.

Регистрация магазина

Для регистрации магазина сухофруктов оптимальным вариантом станет открытие ИП, работающего на упрощенной форме налогообложения. В таком случае предприниматель заплатит налогов на 6% от общей суммы доходов или 15% от разницы дохода и расхода.

За последние пару лет процесс открытия ИП в России немного изменился, став более простым и удобным. Налоговые органы вместе с  МФЦ перешли на электронное взаимодействие при регистрации индивидуальных предпринимателей, без необходимости дублировать документы в бумажном виде. Будущий предприниматель, обратившись в МФЦ, получит ответ за то же время, что и при обращении в налоговый орган — то есть за три рабочих дня.

Коды ОКВЭД для магазина сухофруктов необходимо прописать следующие:

  • 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах;

  • 47.21 Торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах;

  • 47.81 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией.

Госпошлина при открытии ИП в 2020 году составляет 800 рублей. Если времени совсем мало, дел невпроворот и некогда вырваться даже в МФЦ, можно воспользоваться услугами консалтинговой компании - в таком случае расходы вырастут примерно до 3000 рублей.



Что касается требований, предъявляемых текущим законодательством к магазину сухофруктов, они достаточно схожи с теми, что действуют в отношении других направлений продуктового ритейла:

Список документов для открытия магазина сухофруктов следующий: 

  • Свидетельство о государственной регистрации ООО или ИП; 

  • Устав ООО; 

  • Свидетельство о постановке на налоговый учет; 

  • Заключение МЧС о соответствии помещения магазина требованиям пожарной безопасности; 

  • Заключение СЭС (Роспотребнадзор) о соответствии санитарным нормам; 

  • Карточка регистрации кассового аппарата (кроме плательщиков ЕНВД и ПСН); 

  • Договор с организацией, вывозящей мусор; 

  • Копии документов на право пользования помещением (договор аренды или свидетельство на право собственности); 

  • Разрешение на наружную рекламу (понадобится только в случае, если вы планируете размещать не обычную вывеску-табличку, а делать полноценную рекламную вывеску);

  • Заявление в местные административные органы на выдачу свидетельства о внесении магазина в торговый реестр.

Выбор помещения магазина

Для старта торговли сухофруктами подойдет как нестационарный торговый объект на рынке (например, ларек или выделенное торговое место с прилавком), так и стоящий отдельно небольшой магазин. Даже в таком случае вам будет достаточно торговой площади в 20-25 квадратов.

Стоимость аренды как отдельно стоящего магазина с хорошим пешеходным трафиком, так и торгового места на рынке примерно сопоставима и составляет порядка 50 000 – 60 000 рублей, если мы говорим о крупном городе-миллионнике. 

При прочих вариантах отдельное помещение все же предпочтительнее, с точки зрения того, что у вас будет больше места под выкладку товара и возможность параллельно продавать сопутствующие товары. 

Еще один популярный формат торговли сухофруктами - островок ТЦ площадью в несколько квадратов. В таком случае товарный ассортимент включает также орехи всевозможных видов. Размещаются такие точки в непосредственной близости от якорных арендаторов, а именно - возле продуктовых гипермаркетов. Стоимость аренды сильно варьируется от раскрученности самого ТЦ.

Формирование ассортимента

Наибольшей популярностью в России пользуются следующие сухофрукты:

  • Курага;

  • Изюм;

  • Чернослив; 

  • Сушеные яблоки;

  • Сушеные сливы;

  • Финики.

Эти 6 категорий товаров - must have для любого небольшого магазина , занимающегося продаже сухофруктов. Однако мы рекомендуем расширить ассортимент за счет чуть менее известных, но при этом не менее вкусных и полезных позиций: например, цукатов из папайи и ананаса, вяленой вишни, сушеного барбариса, сушеных долек арбуза и дыни, урюка (абрикосов с косточкой, которые высушиваются еще на дереве).


Где закупать товар

Как правило, объемы магазина, реализующего сухофрукты, не настолько существенные, чтобы выходить непосредственно на крупных поставщиков. Большинство владельцев небольших магазинчиков и торговых точек на рынках закупают продукцию на оптовых продуктовых базах, имея неплохой дисконт за счет покупки мелкого опта.

Для формирования полноценного ассортимента магазину сухофруктов средней руки необходимо закупать товара примерно на 200 000 рублей в месяц.

В случае, если вы поймете, что бизнес активно растет, можно расширить количество торговых точек до 5 штук в различных районах города. При сумме закупок порядка 1 000 000 рублей в месяц уже будет целесообразно работать не с посредниками на оптовых базах, а непосредственно закупать товар у производителей.

Причем необязательно, что это будут российские производства. За последние несколько лет наблюдается серьезный прирост импортных поставок на российский рынок сухофруктов. Например, согласно данным аналитиков этого рынка, за период с 2016 по 2019 год ввоз этих продуктов в нашу страну вырос на 34,1 тысячи тонн. Маркетинговое агентство ROIF Expert утверждает, что рынок импорта сухофруктов в РФ поделен между пятью странами - это КНР, Узбекистан, Иран, Турция и Чили.

Наконец, при наличии хорошего рынка сбыта можно задуматься и о собственном небольшом производстве сухофруктов, благо этот процесс достаточно простой и не сильно трудоемкий.

Не забываем также про расширение ассортимента путем продажи меда и орехов - это позволит получать дополнительную прибыль с магазина.

Закупка мебели и оборудования

Если покупать торговую мебель для магазина сухофруктов с нуля, сумма затрат составит порядка 50 000 рублей. Однако ничего не мешает вам поискать подержанные витрины, прилавки и стеллажи на досках объявлений наподобие “Авито” или “Юлы” - в таком случае можно уложиться в 20 000 – 25 000 рублей на старте.

Также желательно укомплектовать магазин ролл-ставнями - на их производство и установку уйдет порядка 20 000 рублей. На покупку кассы и весов уйдет еще 10 000 и 5 000 рублей соответственно.

Маркетинг и продажи

Несмотря на то, что основной упор при открытии магазина сухофруктов делается на розничные продажи, можно активно развивать также онлайн-направление. 

  • Соцсети. Например, создать небольшой интернет-магазин и заняться продвижением своих аккаунтов в социальных сетях. Рекомендации для ведения аккаунтов SMM - регулярные и частые посты на тему реализуемых товаров, качественный контент (не поленитесь, проведите пару профессиональных фотосессий продукции и довольных клиентов), положительные отзывы блогеров (особый упор можно сделать на тех, кто специализируется на здоровом образе жизни и правильном питании).

  • Сайт и контекст. По затратам создание небольшого продающего сайта-магазина обойдется в 8 000 – 10 000 рублей. Сухофрукты можно продвигать через рекламу в “Яндекс.Директ” и Google Adwords, заложив бюджет в 10 000 – 15 000 рублей в месяц. Это позволит генерировать новый поток лидов на товары. Доставку можно организовать через популярные курьерские компании, наподобие СДЭК, ПЭК или DPD. По городу можно доставлять заказы своими силами либо через курьеров агрегаторов.

  • Скидочная система. Для постоянных клиентов в офлайне можно продумать систему скидок - при наценке в 100% на рентабельности не сильно скажется скидка в 5-10%, а клиенты в итоге будут довольны.

Персонал магазина

Для организации продаж в магазине сухофруктов достаточно будет двух продавцов, которые станут работать по графику 2/2. Уровень их дохода формируется из небольшой окладной части (порядка 10 000 рублей) + бонусной составляющей, зависящей от объема продаж. Средний уровень ФОТ на каждого продавца - порядка 25 000 рублей. Основные требования - доброжелательность по отношению к клиентам, честность, ответственность. Как правило, оптимальный вариант кандидатуры - женщины за 40 лет с  опытом работы в розничных продажах.

А если начать производство сухофруктов самому

Со временем предприниматель, открывший магазин с подобным ассортиментом, начинает задаваться вопросом - а что, если самостоятельно освоить производство сухофруктов?

Для изготовления сухофруктов сейчас можно подобрать оборудование под любой бюджет и потребности: начиная от небольших комбайнов, которые дадут возможность открыть небольшое домашнее производство, и заканчивая различными комплексами, "заточенными” под крупные предприятия. 


Технически существует два вида сушилок: инфракрасные и конвективные.

  • Конвективные сушилки. Устройство конвективных сушилок основано на обычных электронагревателях. Фрукты или ягоды размещают на специальном поддоне, где они подвергаются обработке теплым воздухом. После такой термической обработки влага, которая содержится в плодах, испаряется - а вы получаете готовый к продаже продукт.

  • Инфракрасные сушилки. При использовании инфракрасного сушильного оборудования плоды обрабатывают инфракрасным излучением. Перед обработкой их стоит измельчать, нарезая дольками - иначе сушка будет не очень эффективной, ведь глубина проникновения инфракрасного излучения небольшая, всего 6-8 миллиметров. Зато и вкус, и полезные свойства такая продукция сохраняет лучше.

Стоимость сушильного оборудования сильно варьируется от производительности и функционала. Если говорить не о крупном производстве, а скорее об удовлетворении спроса нескольких магазинов сухофруктов, будет достаточно бюджета в 80 000 – 100 000 рублей. 

Направление собственной сушки фруктов и ягод довольно выгодно - например, занимаясь производством кураги, предприниматель увеличивает стоимость продукта на выходе в десять (!) раз. 

А потому основной задачей бизнесмена, решившего освоить выпуск готовой продукции самостоятельно, основной целью станет хороший объем сбыта - ведь при положительном развитии направления окупить затраты на оборудование удастся буквально за несколько месяцев.

Сезонность бизнеса

Магазин сухофруктов приносит наибольшую прибыль в период с октября по апрель, при этом в летний период наблюдается определенный спад. Этот фактор следует обязательно учитывать, открывая магазин сухофруктов - оптимальным временем для запуска бизнеса видится конец осени.

Связано это в первую очередь с тем, что летом люди предпочитают покупать в первую очередь свежие фрукты и овощи, а вот в зимний период, напротив, наступает “звездный час” точки с сухофруктами.

Чтобы по возможности нивелировать падение спроса в летний период, можно заняться реализацией свежего мёда (как раз в июне пчеловоды собирают первый урожай полезного майского медосбора, который пользуется большим спросом на рынках и в магазинах). 

Финансовые показатели магазина

Преимуществом магазина сухофруктов в том, что на старте бизнес потребует не так уже много вложений. Давайте перечислим основные из них.

Стартовые вложения в открытие магазина сухофруктов

Статья затрат

Сумма, руб.

Закупка товара (80% сухофрукты, 20% - орехи, мед и другие сопутствующие товары)

200 000

Аренда магазина либо торгового павильона на рынке

60 000 + гарантийный платеж за последний месяц аренды (залог): 60 000

Затраты на зарплату персоналу (2 продавца)

50 000

Закупка торгового оборудования

50 000

Покупка кассы

10 000

Покупка весов

5 000

Покупка весов

5 000

Вывеска, штендер

30 000

Реклама онлайн

25 000

Затраты на открытие ИП через консалтинг

3 000

Итого:

493 000


Теперь что касается ежемесячных затрат на бизнес.

Текущие расходы

Статья затрат

Сумма, руб.

Аренда

60 000

ФОТ

50 000

Коммунальные платежи

5 000

Оборотные средства на закупку товара

200 000

Итого:

315 000


Что получается, если провести промежуточный итог: 115 000 рублей затрат на ведение бизнеса ежемесячно.


Наценка на товар при его продаже на рынке и в магазине составляет порядка 100 % и выше, поэтому размер ежемесячной выручки торговой точки составляет порядка 420 000 руб. 

Прибыль магазина сухофруктов после вычета всех расходов до уплаты налогов - 105 000 рублей, после уплаты налога по УСН чистая ежемесячная прибыль магазина сухофруктов составит порядка 90 000 руб.

Период окупаемости магазина сухофруктов довольно небольшой и составляет около полугода.

Денис Малеев, эксперт портала openbusiness.ru
Связаться с автором: dm@openbusiness.ru
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
29.07.2020

Все материалы по тегу: продуктовый магазин

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: