Салон электромобилей: будущее уже наступило?

Салон электромобилей: будущее уже наступило?
* В расчетах используются средние данные по России
30 300 000 ₽

Стартовые вложения

1 000 000 ₽

Ежемесячные затраты

10 - 30%

Маржинальность

36 мес.

Срок окупаемости

С какими трудностями столкнется предприниматель, решивший открыть свой бизнес по продаже электромобилей, и как зарабатывают в России на «электричках» уже сейчас — в нашем сегодняшнем материале. 

Еще совсем недавно электромобили воспринимались как дорогая причуда, которая никогда не станет полноценной альтернативой привычным машинам с двигателем внутреннего сгорания. Однако тенденция последних лет говорит о том, что в следующем десятилетии нас ждет большой скачок в этом направлении. 

На рубеже двадцатых практически каждый автопроизводитель успел застолбить за собой место в классе электромобилей — подержанные японские Nissan Leaf в хорошем состоянии можно купить по цене “Солярисов”, пионеры отрасли из Tesla удивляют публику экзотическими пикапами Cybertruck и тягачами Semi, и даже заядлые консерваторы из Jaguar Land Rover вовсю продвигают на российском рынке кроссоверы I-PACE.

Уже сейчас становится очевидным, что салон электромобилей может стать перспективным и довольно рентабельным проектом. С какими трудностями столкнется предприниматель, решивший открыть свой бизнес в этом направлении, и как зарабатывают в России на «электричках» уже сейчас — в нашем сегодняшнем материале. 

Где лучше открывать салон электромобилей

Интерес к электромобилям сейчас проявляют потенциальные клиенты со всей России, однако наибольший спрос по понятных причинам демонстрируют Москва и Санкт-Петербург. Это связано не только с более высокой платежеспособностью автомобилистов из этих мегаполисов, но и относительно хорошо развитой инфраструктурой электрозаправок. 

За пределами двух столиц ситуация с подзарядкой авто на электротяге пока находится на стадии зародыша -  а потому продажи в регионах исчисляются единицами. 

Об особенностях развития бизнеса в сфере электрозаправок можно прочитать здесь.  Если вкратце — с учетом необходимого объема вложений в развитие инфраструктуры заправок без помощи государства предпринимателям открывать этот бизнес крайне рискованно. Тем не менее, все больше электромобилей покупают в Сочи и других городах юга России, где особенности климата позволяют эксплуатировать такую технику круглый год подряд, а также есть хотя бы необходимый минимум станций для подзарядки.


Поэтому особенности спроса диктуют следующее правило — открываться лучше в мегаполисе с теплым климатом и высокой покупательской способностью автолюбителей. Открытие салона в Первопрестольной хорошо большей концентрацией потенциальных клиентов, однако и конкуренция там выше.

Регистрация салона электромобилей

Какого либо дополнительного лицензирования продажа электромобилей не требует, весь процесс регистрации салона электромобилей сопоставим с открытием традиционного дилерского центра. Основной код по классификатору ОКВЭД: 45.11 - Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности.

Таким образом законодательно ничего не мешает вам параллельно продавать через тот же салон и машины с двигателем внутреннего сгорания, однако некоторые компании принципиально дистанцируют себя остальных продавцов традиционной техники. 

Маркетинг и позиционирование на рынке

В качестве примера успешного маркетинга можно привести одного из пионеров среди игроков этого бизнеса — Moscow Tesla Club. Правильное позиционирование себя именно в качестве дистрибьютора электромобилей привело к тому, что компания сейчас прочно ассоциируется как один из признанных лидеров в сфере салонов по продаже такой техники и дополнительного оборудования к ней. Расположенный в столице салон занимается продажей новых и подержанных авто, а также прокатом и поставкой запчастей и аксессуаров.

Официальных дилеров, равно как и сертифицированных поставщиков запчастей на электромобили Tesla в России по прежнему нет, при этом многие клиенты ждут высокого уровня сервиса — ведь многие модели недешевы. Именно те, кто сможет выйти на уровень «официалов» по части сервиса и предложить профессиональный подход по части обслуживания — станут снимать сливки с этого направления.


Аренда электрической техники — отличный способ дать клиенту возможность на своем опыте прочувствовать особенности эксплуатации электромобиля, все плюсы и минусы. Считайте, что это своеобразный длительный тест-драйв, за который вам еще и денег заплатят. Взять Tesla  в аренду можно за 95 000 рублей — именно во столько обойдется трехдневная аренда Model S в столице. Арендовать электромобиль можно и на месяц — это обойдется в 350 000 рублей. Взять напрокат Tesla Model X (кроссовер с поднимающимися вверх задними дверьми) обойдется дороже — 145 000 и 450 000 рублей за трехдневую и месячную аренду соответственно.

Некоторые компании не рискуют уходить полностью в «электромобильный» бизнес, занимаясь продажей экологически чистого транспорта только в дополнение к основному направлению — реализации привычных машин с ДВС внутреннего сгорания. Связано это с тем, что спрос пока не настолько велик, чтобы делать ставку только на электромобили. 

Какой формат бизнеса выбрать — узкую специализацию на электромобилях или параллельный охват обоих ниш - выбирать вам.

Закупка электромобилей — откуда везем? 

На текущий момент электромобили в Россию поставляются в основном из Америки, Европы и Японии. Сразу оговоримся  - маржинальность на бренде Tesla на текущий момент довольно небольшая. Связано это со многими факторами — например, покупатель из России может самостоятельно купить и привезти новую машину из Штатов, купив электромобиль… через интернет. Да-да, команда Тесла одна из первых среди автопроизводителей начала продажи своей продукции через онлайн-маркеты. 

Более того, спрос на новые модели от Tesla настолько велик, что впору вспоминать советские времена, когда перепродавались очереди на машину. Бизнес-модель американской марки устроена так, что “Теслу” можно купить по предзаказу. Предложения в сети пестрят многочисленными предложениями о «переуступке очереди» на какую-нибудь Model 3. И ведь покупают же!

Битые Tesla из США: насколько это выгодно

Впрочем, заработать на Tesla из Америки можно — однако только если действовать не «в лоб». Российские умельцы ухитряются покупать в Новом Свете битые экземпляры, после чего переправляют их к нам в страну и приводят к первоначальному виду для дальнейшей перепродажи. Восстановление кузовщины битой “Теслы” в России существенно дешевле проведения аналогичных работ за рубежом. 

Немного цифр — взять электромобиль не на ходу на американском аукционе можно и за 15 000 долларов, что составляет примерно порядка миллиона рублей. Ценники на подержанные Tesla на российском рынке начинаются от 3,5-4 миллионов рублей. Золотая жила?

На самом деле не все так просто. Во-первых американцы используют алюминий при производстве своих электрокаров, что существенно усложняет процесс восстановления кузовной структуры. Во-вторых, неоригинальных запчастей на электромобили этого бренда попросту нет в природе — придется заказывать только дорогие оригинальные элементы. В третьих, и это касается любителей «скрутить» пробеги — показания одометра на “Тесле” не корректируются совсем. Нередки случаи, когда машина полностью блокировалась при попытке полной замены панели приборов с новыми значениями. 


Впрочем, к чести российских салонов, многие делают процесс поставки битого электромобиля полностью прозрачным для клиентов — например, Electric Vehicle Group специализируется на поиске и восстановлении электромобилей после ДТП под нужды клиентов. Наиболее популярный аукцион в Штатах из тех, что используют российские импортеры — Copart.com, на котором сейчас размещены объявления о продаже нескольких десятков битых электромобилей Tesla.

Определенные сложности возникают и после восстановления кузова — большинство электронных систем требуют перепрошивки, замененные элементы приходится заново «привязывать» к операционной системе машины. Будьте готовы к тому, что понадобятся не только мастера-кузовщики, но и профи из IT, которые обладают специализированными навыками в этой области.

Тем не менее, при наличии у вас определенного опыта и необходимых специалистов маржинальность при перепродаже восстановленной “Теслы” может составлять от 20 до 30%.

Электромобили из Европы и Японии: заработать можно, но с некоторыми оговорками

С европейскими малышами по сравнению с технологичными электрокарами Tesla все относительно просто. Наибольшей популярностью пользуются компактные городские автомобили, такие как Smart Fortwo Elecrtric и Fiat 500E. Довольно большой выбор таких машин в Германии и Италии. 

Затраты на транспортировку обойдутся примерно в 1000 евро. Увы, в связи с отсутствием госпрограммы по поддержке экологически чистого транспорта, после  уплаты таможенных платежей стоимость таких электромобилей составит для российского покупателя примерно 1,2-1,3 миллиона рублей. Недешево, однако с учетом компактных размеров и экономии на топливе такие авто могут стать отличным дополнением к основной семейной машине для города. В качестве обходных путей некоторые ввозят такой транспорт через Республику Беларусь, где растаможить электромобиль существенно дешевле, чем в России. После РБ электромобиль везется в Россию как импортируемый из страны Таможенного союза. Одним словом, принцип ввоза похож на тот, который мы описывали в материале про авто из Армении и Абхазии.

С запчастями на европейские электромобили дела обстоят довольно просто, например по части ходовой электрические варианты полностью копируют устройство своих бензиновых собратьев, а потому в обслуживании они стоят относительно недорого.

Маржинальность на европейских электромобилях — от 10 до 20 процентов стоимости, однако необходимо учесть, что срок реализации такой техники существенно выше машин с ДВС. Продать такой электромобиль и отбить вложения удастся возможно не в первый, и даже не во второй месяц с момента ввоза в Россию.

Электромобили из Японии

Ввоз электромобилей из Страны Восходящего Солнца — еще один популярный способ заработка для автодилера. Самые ходовые варианты — упомянутые нами Nissan Leaf. При необходимости машины с правым рулем можно переоборудовать под европейскую панель с более привычным российскому водителю расположением органов управления. Основной способ импорта — покупка через аукцион с последующим ввозом в контейнерах через Новороссийск либо по ЖД ветке с Дальнего Востока. 

Существующие системы оценки электромобилей по японским стандартам позволяют с высокой степенью вероятности узнать все про страховые выплаты по ДТП, реальный пробег и степень износа основных узлов и элементов. Таким образом, если разобраться в особенностях бронирования и покупки электромобилей через аукцион, риски сведены к минимуму. Свою наценку в размере 10-20% салон всегда получит, да и спрос на японские электрокары выше, чем на более дорогих «европейцев».

Выбор помещения и локации

С учетом того, что закупать сразу большое количество электромобилей смысла нет, мы рекомендуем не тратить большие ресурсы на строительство либо аренду автосалона. Можно воспользоваться инновационным форматом, который используют для продажи электромобилей некоторые австралийские и американские дилеры.

В качестве площадки для размещения одного из элетромобилей используется крупный торговый центр с хорошим трафиком. Находящийся возле машины менеджер презентует электромобиль, показывает на планшете склад с остальными вариантами машин и приглашает на тест-драйв. Остальной сток хранится на площадке недалеко, чтобы у потенциального покупателя не уходило много времени на дорогу.

Некоторые маркетологи называют такой способ продажи авто «рыбалкой» - из большого потока посетителей ТЦ привлекаются потенциальные лиды, с которыми затем ведется поэтапный процесс продажи. К слову, в России по такой бизнес-модели работает компания Automama, реализующая через торговые центры подержанные автомобили.

Стоимость аренды места под электромобиль может зависеть от города и размеров торгового центра. В среднем это порядка 100 000 рублей за демонстрационное машиноместо и проведение маркетинговой акции с менеджером. Еще около 200 000 рублей будет стоить аренда площадки под склад электромобилей.

Персонал салона

В целом, требования к сотрудникам при открытии салона электромобилей сопоставимы с персоналом обычного дилерского центра. С той лишь разницей, что нужно делать особый упор на знания и профессионализм сотрудников сервисного отдела. Как показывает практика, ремонт и даже текущее техобслуживание электромобилей — процедуры куда более сложные и затратные, чем аналогичные операции с традиционными автомобилями. Сложная программная оболочка может «заглючить», потребовать привязки к машине и так далее. Соответственно и уровень заработных плат у сотрудников технического отдела должен быть выше средних значений по рынку.


Структура персонала салона электромобилей:

  • Руководитель салона, ФОТ 100 000 рублей;

  • Отдел продаж: РОП и 2 менеджера, общий ФОТ на отдел 200 000 рублей ;

  • Технический отдел: 3 специалиста по сервису и ремонту электромобилей (ФОТ 250 000 рублей), 2 техника для ручной работы - мойка, полировка, приёмка (ФОТ 70 000 рублей).

  • Специалист по кредитованию и страхованию (ФОТ 40 000 рублей).

Итого: затраты на фонд оплаты труда составят 660 000 рублей.

Финансовые показатели

При подсчете финансовых показателей стоит обязательно учесть, что салон электромобилей не должен и не может зарабатывать только на продаже машин. Важнейшие KPI для бизнеса: сервис и ремонт электромобилей, а также продажа аксессуаров (устройства для зарядки в домашних условиях и т. д.) и тюнинг (увеличение емкости батареи, увеличение дальности пробега от подзарядки, переделка американских и японских экземпляров под российские стандарты).

Судите сами, ежемесячные затраты немалые:

  • ФОТ: 660 000 рублей;

  • Аренда островка в ТЦ под демонстрационный автомобиль: 100 000 рублей;

  • Аренда площадки под склад электромобилей в проходном месте недалеко: 200 000 рублей;

  • Реклама: 40 000 рублей;

Итого: 1 000 000 рублей

Добавляем сюда еще первоначальные вложения:

  • Закупка электромобилей: 30 000 000 рублей (3-4 «Теслы» и 5-7 более доступных «электричек» из Японии и Европы);

  • Закупка мебели и оргтехники в офис: 300 000 рублей.

То есть, для того чтобы просто работать в ноль, салону нужно продавать электромобилей на 5 миллионов при наценке в 20% или электромобилей на 10 миллионов с наценкой 10%. В принципе это реально, но не так уже просто. 



Однако, как любил говаривать Евгений Чичваркин, основатель салонов связи «Евросеть»: «мы зарабатываем не на телефонах, мы зарабатываем на аксессуарах». Аналогичным образом выглядит и устройство салона электромобилей — важно не столько продать электромобили, но и заработать на аксессуарах, сервисе и тюнинге. С дополнительных услуг можно делать еще порядка миллиона рублей в месяц, а это уже как-никак позволит отбивать затраты. Таким образом период окупаемости салона электромобилей составит порядка 3 лет.

Резюме

Так что же, стоит ли овчинка выделки, или же проще открыть стандартный салон по продаже подержанных авто с пробегом? Про нюансы открытия автосалона по б/у машинам можно прочитать здесь

С одной стороны, сейчас в регионе зачастую логичнее вложить сопоставимые деньги в традиционную площадку с трейд-ин, однако тенденция такова, что все равно доля электромобилей будет расти с каждым годом. А потому открытие салона электромобилей — еще и работа на перспективу. 

Как вы думаете, кто окажется впереди спустя 10 лет — уже хорошо зарекомендовавший себя дилер в сфере экологически чистых авто или площадка по продаже вымирающих как динозавры авто с двигателем внутреннего сгорания? Как говорится, поживем — увидим.

Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса
Связаться с автором: dm@openbusiness.ru
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
10.03.2020

Все материалы по тегу: электромобили

2880 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 136061 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по вашей теме:


Мгновенный подбор бизнеса