Свой бизнес: как открыть газовую заправку

Свой бизнес: как открыть газовую заправку

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

16 600 000 ₽

Стартовые вложения

1 500 000

Выручка

300000 ₽

Чистая прибыль

54 - 60 мес

Срок окупаемости

Ниша газовых заправок хороша своей стабильностью, однако открывать газовую заправку имеет смысл, если вы готовы к длительной окупаемости и инвестициям в размере от 15 миллионов рублей. 

Стоимость бензина на заправочных комплексах в 2020 году продолжает неуклонно расти, что приводит к тому, что все большее количество автомобилистов задумываются о переводе своего транспорта на газ. Ценообразованием в сегменте бензинового и дизельного топлива по прежнему занимается не государство, а нефтяные компании-монополисты. При этом объемы экспорта на текущий момент настолько высоки, что российский внутренний рынок остается ненасыщенным.

С одной стороны резкого скачка цен на бензин ждать в ближайшее время не стоит — по прогнозам экспертов из РАНХиГС и Института Гайдара, средний ценник на АЗС в двадцатом году составит 48,97 рубля за литр. Интересно, что Россия сейчас занимает всего 22 место из 30 возможных в рейтинге европейских стран по стоимости топлива — наши соотечественники могут купить 826 литров бензина на среднестатистическую зарплату по стране. 

Однако даже текущий уровень прайс-листов на АЗС довольно высок по сравнению с расценками на пропан и метан. Например, на юге России стоимость того же пропана составляет порядка 25 рублей — что почти в два раза ниже бензина. Это приводит к тому, что доля машин на газовом топливе постепенно увеличивается.

В связи с этим многие предприниматели задумываются над тем, чтобы открыть свою газовую заправку. С одной стороны, объемы инвестиций в подобный проект будут довольно высоки, однако этот недостаток нивелируется стабильным спросом. Да и государство сулит этому сегменту бизнеса субсидии и всестороннюю поддержку. Потому в сегодняшнем материале предлагаем более подробно коснуться темы розничного бизнеса на газовом топливе.

Метан или пропан: что выгоднее водителю и предпринимателю

Для начала давайте определимся, с каким видом топлива целесообразнее иметь дело начинающему предпринимателю. На автомобили можно установить различные виды газобалонного оборудования — которое позволит работать на метане или пропане. Каждый из обоих вариантов имеет свои плюсы и минусы.

Метан. Плюсы и минусы

С точки зрения выгоды для конечного потребителя, метан, на первый взгляд, интереснее. При заправке таким видом газа стоимость поездки на стандартном легковом автомобиле получается крайне выгодной - чуть более 1 рубля за  1 километр. Однако у такого варианта есть и довольно существенные недостатки — например, высокая стоимость ГБО. 

Дело в том, что непосредственно с завода газовым оборудованием комплектуется крайне мало машин. Например, в сегменте российского автопрома некоторое время выпускались специализированные модификации, работающие на метане: Lada Vesta CNG и Lada Largus CNG. Однако их доля в объемах реализации моделей на привычном бензиновом топливе была крайне невысокой, при этом спрос на дорогие изначально версии CNG стимулировался только субсидиями со стороны государства. На данный момент производство Лад, работающих на метане, временно прекращено. А потому первым делом автовладелец, покупающий машину, станет считать затраты на установку ГБО в сторонних сервисах. Итак, во сколько обойдется перевести машину на метан и пропан соответственно?

Переоборудовать под работу на метане современный массовый авто наподобие Volkswagen Polo или Hyundai Solaris обойдется порядка 50 000 рублей. Чтобы окупить затраты на установку такого оборудования, водитель должен проезжать в год немало, минимум 30-40 тысяч километров — иначе игра не стоит свеч. 


Пропан: преимущества и недостатки

А вот пропан, даром что дороже в розницу, существенно дешевле по части установки ГБО — специализированные сервисы могут перевести машину на данный вид топлива за сумму в пределах 15 — 20 тысяч рублей. Такой вариант уже будет оправдан и тем, кто ездит на машине просто на работу и по делам, а не использует ее как профессиональный инструмент.

Еще одно преимущество пропана для автовладельцев — легкий вес и небольшие габариты газового баллона. Возможно, некоторые внимательные читатели обращали внимание на то, как сильно проседают пружины на машинах из такси — объемные и тяжелые метановые баллоны дают существенную нагрузку на заднюю ось. При этом они еще и съедают приличную долю багажного пространства — а потому оправданы в основном на тяжелом коммерческом транспорте — например, грузовиках или автобусах.

А вот с точки зрения предпринимателя особой разницы в том, какой вид газового топлива продавать нет. Наценка на пропан и метан примерно одинакова и составляет порядка 15-20 процентов от стоимости закупки. 

С одной стороны, заправку на метане целесообразнее открывать поскольку их существенно меньше тех, которые торгуют пропаном. Например даже в крупном городе-миллионнике вроде Ростова-на-Дону существует всего 3-4 крупных АГЗС, реализующих метановое топливо. С другой стороны, и обусловлено это тем, что большее количество рядовых автовладельцев ставит на свои машины все-таки пропан. А потому, если вы не планируете большой поток корпоративных клиентов вроде транспортных компаний или таксопарков — имеет смысл обратить свои взоры все же на пропан.

Регистрация бизнеса

Для регистрации предпринимательской деятельности в сфере розничных продаж газового топлива целесообразнее открывать ООО. С учетом затрат на закупку сырья, коммунальные платежи и фонд оплаты труда имеет смысл остановить выбор на УСН, оплачивая 15% от доходов за вычетом расходов.

Код деятельности согласно классификатору ОКВЭД необходим следующий:

  • 47.30. Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах.
  • Тут стоит обратить внимание на то, что данный вид ОКВЭД подходит только для ритейла — оптовые продажи газового топлива требуют указания дополнительных кодов 46.12.1 и 46.71.2.

Теперь немного о юридических аспектах открытия газовой заправки. Важно учитывать, что согласно текущему законодательству она является опасным производственным объектом, а потому владелец данного бизнеса должен в обязательном порядке оформить соответствующую лицензию на осуществление такого вида деятельности. Эта процедура занимает в среднем от 1 до 3 месяцев. Начинать вести бизнес до получения разрешения со стороны Ростехнадзора категорически не рекомендуется — штрафы на юрлицо начинаются с отметки в 200 000 рублей и до бесконечности, при этом проверяющие органы вправе приостановить деятельность газовой заправки на срок до 3 месяцев. 

Реализация проекта

С учетом существенных инвестиций в строительство газовой заправки, крайне важно либо владеть земельным участком, либо прописать длительный срок аренды с собственником на срок в несколько десятков лет.

Как правило, поставщики оборудования сами предлагают провести весь комплекс работ по проектированию, строительству и наладке работы газовой заправочной станции. Стоимость реализации проекта в среднем составляет от 10 до 15 миллионов рублей — это если говорить о создании стационарной газовой заправочной станции. 



Есть и более бюджетный вариант — установка модульной заправки. В отличие от традиционного варианта АГЗС, стоимость модуля существенно меньше — по сути покупатель получает уже готовый вариант заправки на единой раме, который можно даже транспортировать при необходимости. Такой вариант подойдет скорее для небольших городов с невысоким трафиком автомобилей. 

Безопасность на объекте

Бытует мнение, что газовые заправки крайне опасны, однако изначально большое количество громких случаев, связанных со взрывами на таких объектах, связаны с элементарным несоблюдением техники безопасности.

Нельзя однозначно ответить на вопрос, какой газ опаснее — пропан или метан. У каждого их них свои особенности, которые просто надо учитывать при эксплуатации объекта.

Метан сам по себе по весу легче воздуха, в связи с чем в открытом пространстве и помещении всегда поднимается вверх. А вот пропан, напротив, тяжелее воздуха, поэтому всегда опускается вниз. Важно исключить курение в местах, приближенных к заправке и исключить возникновение огня. 

Именно потому газовые заправки должны быть оборудованы согласно всем стандартам противопожарных требований, а сотрудники строго следить за соблюдением техники безопасности.

Сопутствующие виды бизнеса

Помимо непосредственно продажи пропана, на газовой заправке имеет смысл открыть также магазин и кафе. Как правило, сопутствующие виды бизнеса помогают получить дополнительную прибыль с объекта ввиду большого и стабильного трафика платежеспособных покупателей.

1. Магазин автотоваров и расходников

Ассортимент магазина формируется из продовольственной и непродовольственной групп. Это как правило различные виды автотоваров и расходных материалов — начиная от незамерзающей жидкости, востребованной в зимний период, и заканчивая ароматизаторами в салон машины и моторными маслами. При этом наценка на эту продукцию обычно куда выше, чем в традиционных магазинах формата «у дома» либо супермаркетах. И ведь покупаем же - зачастую у водителя нет времени специально заезжать для покупки этой группы товаров в отдельный магазин или на авторынок.

2. Продукты и мини-кафе

Продуктовый отдел в магазине возле заправки актуален даже при наличии кафе — многие предпочтут взять «перекус» с собой в дорогу, а не тратит время на прием пищи на заправочном комплексе. Большим спросом пользуются энергетических напитки, снэки и т. д. Ассортимент кафе — в основном кофе и фастфуд. Разместить магазин и кафе можно в одном помещении, которое возводится на территории газовой заправки.

Зачастую благоприятно на развитии всего проекта в целом сказывается открытие таких параллельных направлений, как шиномонтаж, мойка, автосервис. Интересно, что доля прибыли с сопутствующих видов бизнеса в виде кафе и магазина зачастую может составлять от 30% и выше.

Персонал

Средняя численность персонала газовой заправки — порядка 7 человек. Это администратор, контролирующий работу персонала и решающий различные вопросы организационного характера, заправщики и кассиры (по 3 человека на каждую штатную должность).

Работа сотрудников газовой заправки, как правило, не требует высокой квалификации. Фонд оплаты труда исходя из должности следующий:

  • Администратор: 40 000 руб. ( 1 чел.);
  • Кассир: 20 000 руб. (3 человека, итого 60 000 руб.);
  • Заправщик: 25 000 руб. (3 человека, итого 75 000 руб.).

Итого общий размер фонда оплаты труда сотрудников газовой заправки составляет 175 000 рублей.

Маркетинг и продажи

Основное внимание при рекламе газовой заправочной станции следуют обратить на оффлайн-рекламу. Соответственно лучшим вариантом продвижения будет размещение информации об объекте на близлежащих придорожных рекламных щитах. Разумеется необходима светящая вывеска, яркая и заметная с любой точки проезжей части в любое время дня и ночи.

Для удержания и повторного возврата покупателей на газовую заправку имеет смысл выпустить карты лояльности для постоянных клиентов. Работают они по разному:

  • Дисконтные карты дают возможность приобретения пропана со скидкой в размере 2-3 процентов при предоставлении чеков на определенную сумму (например 20 000 рублей);
  • Бонусные карты предлагают накопительную систему — полученные при приобретении топлива баллы можно использовать при оплате последующих покупок на заправке, в магазине или кафе.

Несмотря на то, что большая часть клиентов — физические лица, все же имеет смысл проработать корпоративный сегмент на предмет постоянного сотрудничества. В первую очередь можно заняться продажами компаниям — собственникам коммерческого автопарка. Это такси, грузовые и пассажирские транспортные компании, курьерские службы и так далее. Предоставив скидку на корпоративное обслуживание на заправке можно рассчитывать на прирост порядка 10-20% от общего числа покупателей.

Финансовые показатели

Размер первоначальных инвестиций в запуск газовой заправки в нашем проекте составляет 16 600 000 рублей. Эти затраты складываются из следующих вложений:

Статья затрат

Сумма, руб.

1

Затраты на проектирование, строительство и пуско-наладочные работы силами компании подрядчика

12 000 000

2

Приобретение участка под строительство

3 000 000

3

Затраты на рекламу

100 000

4

Укомплектовка газовой заправки: закупка мебели, стеллажей в магазины, кассовых аппаратов, оргтехники

300 000

5

Закупка пропана под реализацию (60 000 литров по закупочной цене в 20 рублей за литр)

1 200 000

Итого: 

16 600 000


Ежемесячные затраты составят от 1 575 000 рублей/мес.:

  • Закупка топлива для оборота: 1 200 000 рублей
  • ФОТ: 175 000 рублей
  • Коммунальные платежи: 200 000 рублей

Выручка при реализации 60 000 литров пропана (средний показатель по продажам газа на заправке в городе-миллионнике) с наценкой в 20% составит 1 500 000 рублей.

Чистая прибыль с проекта составляет 300 000 рублей в месяц.


Период окупаемости проекта газовой заправки: от четырех с половиной до пяти лет.

Резюме:

Открывать газовую заправку имеет смысл в том случае, если вы готовы к окупаемости в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также планируете инвестиции в размере от пятнадцати миллионов рублей. 

Да, на старте придется существенно вложиться в проект, однако при этом ниша газовых заправок хороша своей стабильностью - даже кризисный период экономики страны играет бизнесу на руку, поскольку автовладельцы все больше задумываются над экономией на топливе.

Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса
Связаться с автором: dm@openbusiness.ru
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
08.04.2020

Все материалы по тегу: АЗС

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: