Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны

Как написать инвестиционный меморандум?

Как написать инвестиционный меморандум?
* В расчетах используются средние данные по России

Как написать инвестиционный меморандум? Если Вы зададите этот вопрос «яндексу», то вывалится огромное количество ссылок как «правильней» это сделать, вернее написать. Ссылки по своей информативности самые разные, более или менее качественные и не очень.

Давайте, попытаемся из разнородной, иногда противоречивой информации, выбрать самое, самое… на наш взгляд праведное, но прежде, предлагаю Вам представить себя инвестором, которому в день делают 3-5 предложений по инвестированию его денежных средств в самые разные проекты, от сомнительных до вполне «привлекательных» (на первый взгляд).

Как Вы думаете, какие вопросы волнуют в первую очередь инвестора по тому, или иному инвестпроекту? На мой взгляд, его должны волновать следующие вопросы:

  1. Насколько данный проект перспективен в принципе в сегодняшнем сложившимся тренде развития бизнеса, общества, технологий и т.д.
  2. Насколько перспективен рынок, на котором предполагается его реализация? Какую долю рынка сможет занять предприятие при благоприятно складывающихся условиях?
  3. Сколько необходимо инвестировать денежных средств по проекту?
  4. Какова будет выручка, чистая прибыль, срок окупаемости?
  5. Возможные риски на разных стадиях проекта, начиная от его проработки и заканчивая его работой через год, два и т.д.
  6. Возможно ли будет продать это бизнес через 3-5 лет и по какой стоимости?
  7. И, на мой взгляд, самый основной вопрос… Если проект окажется в финансовом плане «несостоятельным», то какие убытки, финансовые потери возможны в процентном соотношении от вложенных средств? Другими словами, сколько денег удастся вернуть и, за какой промежуток времени?

Как мне кажется, все т.н. структуры «инвестиционных меморандумов» которые мне приходилось просматривать, а так же сами меморандумы, на два/три последних вопроса, как раз и не отвечали… А эти вопросы, как Вы понимаете, самые основные.

А теперь, вернемся к структуре инвестиционного меморандума. На мой взгляд, как таковой, единой структуры «для всех инвестпроектов» быть не должно, но, должны быть некие ориентиры, которых желательно придерживаться по ходу его составления/разработки.

  1. Вводная часть (резюме), где указаны данные о проекте (его суть), предполагаемая сумма инвестиционных затрат, предполагаемые прогнозные показатели:

  • инвестзатраты;
  • выручка от реализации;
  • чистая прибыль;
  • рентабельность продаж;
  • интегральные показатели.

Другая важная информация о предприятии: реквизиты, дата образования, количество работающих, основные виды деятельности и т.д.

2. Обзор отрасли промышленности ( или сектора экономики, в котором работает или предполагает работать компания). В данном разделе рассматривается: состояние отрасли в целом, конкурентная среда данной отрасли, тренды и т.д.

3. Информация о компании. Этот раздел посвящен истории компании, перечислению основных владельцев и акционеров, оценке системы качества производственного процесса в данной компании, а также рассмотрению юридической структуры предприятия.

  • Историческая справка.

  • Тип собственника и юридическая структура - акционерный капитал, список основных держателей акций (или долей), доля акций, находящаяся во владении руководства предприятия, рабочих, юридических и физических лиц, доля акций, находящихся во владении государства.

  • Дочерние предприятия и другие инвестиции предприятия и другая информация.

4. Продукция/услуги/производство.

Данный раздел охватывает все основные стороны производства, имеющейся инфраструктуры, технологии. и, конечно, продукции и/или услуги.

5. Маркетинг и реализация выпускаемой продукции (услуг). Данный раздел состоит из обзоров:

  • Рынок - ёмкость рынка, количество возможных клиентов, их потребности, уровень цен и возможные конкуренты.

  • Существующая и новая продукция (услуги).

  • Структура продаж, торговый персонал, способы оплаты труда торгового персонала.

  • Ценообразование, включая методику установления цен и их пересмотр и т.д.

6. Финансовая информация о проекте.

В данном разделе предоставляется и обосновывается вся финансовая информация необходимая инвестору для принятия решения. Как правило – это инвестиционные затраты, их структура, информация по инвестивложениям (сколько сложено в проект, сколько денежных средств не хватает, на каких условиях предполагается их привлечь и т.д.). Отдельно, финансовый план включающий в себя отчет о финансовых показателях, отчет о движении денежных средств, интегральные показатели.

Неплохо было бы, и спрогнозировать, какова будет рыночная стоимость предприятия через 5 лет и насколько оно будет ликвидно?

Место для вашего бизнес предложения

7. Возможные риски (как на этапе реализации проекта, так и в процессе реализации). Тут как раз и должен раскрыться вопрос: «Если проект окажется в финансовом плане «несостоятельным», то какие убытки, финансовые потери возможны в процентном соотношении от вложенных средств? Другими словами, сколько денег удастся вернуть и, за какой промежуток времени»? В заключении подводится общий итог по инвестпроекту, даются выводы, предложения и рекомендации.

Другими словами «инвестиционный меморандум» должен быть похож по своей структуре на очень сжатый, обрезанный, но предельно информативный мини бизнес-план.

© Аллавердян В.В., ООО "Оценочно-консалтинговая компания "ИКР-Консультант", 2014 г.
специально для проекта www.openbusiness.ru
17.09.2014

328 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 23083 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал


Подпишитесь на рассылку
и получайте все самые интересные материалы.

Мгновенный подбор бизнеса
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 22 448 просмотров

за 30 дней 1 564 390 просмотров

за 365 дней 14 157 741 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 4 571 просмотров

за 30 дней 327 472 просмотров

за 365 дней 2 977 028 просмотров

Нам доверяет
6 758 543
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru