Как организовать бизнес по доставке еды из ресторанов

Как организовать бизнес по доставке еды из ресторанов

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Без еды человек жить, конечно, может. Но недолго.

Как и любое другое живое существо, человек должен восполнять расходуемую в процессе жизнедеятельности энергию. Для этого нам приходится есть – употреблять пищу, укомплектованную в различной степени жирами, белками и углеводами. При этом мы любим, чтобы пища эта была вкусной, то есть не только отвечала нашим требованиям к вкусовым качествам, но и превосходила их. Зачастую мы не имеем достаточных навыков для ее приготовления таким образом. Или не хотим тратить время на ее приготовление. Или и то, и другое вместе. Именно для удовлетворения подобных потребностей и появились всевозможные заведения общепита, которые обеспечивают нас едой, отвечая одному или нескольким требованиям сразу: вкусно, быстро и без затрат собственного времени на приготовление. Как правило, кафе и рестораны стараются обеспечить уютную обстановку для посетителей и качественное обслуживание.

И все же, несмотря на эти приятности, иногда может возникнуть желание (а иногда и необходимость) поесть вкусно не в ресторане, а дома. Романтический ужин в приятном уединении, встреча с друзьями, просто желание провести вечер в уютном кресле за вкусным ужином – все это может заставить нас отказаться от ресторанного сервиса. Некоторые заведения предлагают услугу доставки еды на дом – и в данном случае это выход. Некоторые, но далеко не все. На сегодняшний день доставлять еду собственными силами готовы не более 10% заведений. Причиной этому служит то, что создание службы доставки – это не только дополнительные финансовые затраты, но и необходимость ее правильной организации. Здесь возникает возможность организации прибыльного бизнеса.

Организация службы доставки еды – это относительный новая для России ниша предпринимательства. Активных и успешных игроков здесь пока что практически нет: в ответ на соответствующий запрос поисковые системы в среднем городе-миллионнике предложат не более 3-4 вариантов, два из которых будут игроками федерального уровня. Сложно сказать, с чем именно связано такое положение дел. Можно лишь констатировать определенные сложности, возникающие при организации подобного бизнеса. Но какой же бизнес без сложностей?





В первую очередь необходимо продумать собственно организационную схему доставки: какой транспорт и в каком количестве необходим, как управлять логистикой. Здесь наиболее важным является момент соблюдения заявленных сроков доставки. Его также следует определить с особенной тщательностью – если заявить слишком малый срок, возникает риск не успеть, что вызовет негатив со стороны клиента; если заявить чересчур большой с целью перестраховаться, никто не откликнется на рекламу. Учитывать следует не только время курьера в дороге от места дислокации до ресторана, и оттуда до клиента, но и (возможно) время приготовления заказанного блюда. Для среднего регионального центра целесообразным будет время доставки от 1,5 часов. В идеале, курьер, приехав за заказом должен получить его уже без ожидания – здесь необходимо обеспечить грамотную работу диспетчера, который получив заявку от клиента сразу же транслирует ее в заведение, в котором блюдо будет готовиться.

При организации логистики существенную помощь может оказать специализированное программное обеспечение – CRM-система, обеспечивающая работу оператора и курьера в едином пространстве. Большим преимуществом при этом будет ее интеграция с геоинформационной системой для построения наиболее эффективного маршрута курьера. На сегодняшний день подобную систему предлагает один из участников рынка – франчайзер, несколько лет назад организовавший бизнес по доставке еды из ресторанов. Безусловно, приобретение франшизы – это хороший способ получить практически готовый бизнес и минимизировать риски, связанные с выводом на рынок новой услуги. Однако, по различным причинам не каждый предприниматель принимает решение в ее пользу. Альтернативой является использование уже существующих в открытом доступе CRM-систем, а для тех, кто обладает знаниями в программировании – создание собственного программного обеспечения.

Выбор транспорта для курьеров обусловлен условиями конкретного города дислокации. В Краснодаре, например, довольно успешно существует доставка еды на скутерах. При том, что это один из наименее затратных видов транспорта – дешевле только общественный – для города с более суровым климатом он вряд ли подойдет. В этом случае требуется приобретение малолитражных автомобилей – новых или б/у в зависимости от планируемых инвестиций в проект. Что касается упомянутого выше общественного транспорта, то и он может быть актуален в некоторых случаях. В Москве, например, в час пик с небольшим заказом гораздо быстрее добраться на метро; конечно присутствуют некоторые оговорки – заказ не должен быть слишком объемным, маршрут не должен быть чересчур сложным и длительным.

На момент старта проекта двух одновременно работающих курьеров будет вполне достаточно – это позволит обслуживать до 5 клиентов за час. Со временем количество курьеров будет увеличиваться, а расходы на их содержание будут покрываться за счет увеличивающейся клиентской базы. Потребуется также небольшой офис, оборудованный минимальным набором офисной техники, а также смартфоны или планшеты для курьеров с установленной CRM-системой. Таким образом, первоначальные затраты составят:

- разработка и продвижение интернет-сайта – минимум 150-200 тысяч рублей, если передавать на подряд; если позволяют знания и навыки – можно разработать самостоятельно, но на рекламу все равно придется потратить не менее 50-70 тысяч;

- CRM-система – в среднем от 40 000 рублей за одно рабочее место «коробочной» версии, но есть облачные сервисы, позволяющие полностью бесплатное использование версий с ограниченным функционалом для небольших компаний; если же необходима полная версия, то ее аренда обойдется от 1000 до 10000 рублей в зависимости от функционала и количество подключенных пользователей;

- транспорт для курьеров – от 30 000 рублей за новый скутер с гарантией или в два раза дешевле за бывший в употреблении; новая же малолитражка-иномарка обойдется в десять раз дороже – 300 000 рублей, а подержанная отечественная в хорошем состоянии – 80-100 тысяч, так что выбор будет обусловлен размером бюджета предпринимателя;

- компьютерная и мобильная техника – до 50 000 рублей;

- оборотные средства на несколько месяцев – на выплату заработной платы курьерам, оплату арендованного офиса, рекламу и т.д.

В итоге, в самом бюджетном варианте получаем сумму стартового капитала в 300-350 тысяч рублей. Однако, потребуется много терпения, усилий и, что немаловажно, везения, чтобы при таких вложениях добиться внушительных результатов. Оптимальным размером стартового капитала можно считать сумму от 600-800 тысяч рублей.

Начинать создание такого бизнеса, однако, стоит не с валовой закупки транспорта и оборудования, а с договоренностей с местными заведения общепита. Перед тем как принимать окончательное решение об инвестировании свободного капитала в проект, необходимо заручиться согласием кафе и ресторанов работать с вашей службой доставки. Как показывает практика, основных вариантов сотрудничества два: в первом минимальная сумма заказа не ограничивается, заказчик оплачивает фиксированную стоимость доставки; во втором доставка бесплатна для заказчика, минимальная сумма заказа ограничена, а доставщику достается процент от суммы счета, выплачиваемый рестораном. Первый вариант в большей степени применим к формату фаст-фуд, второй – к кафе и ресторанам с широким ассортиментом блюд. Возможность выплаты процентов от заказа появляется у заведения за счет привлечения дополнительных клиентов от службы доставки, а также за счет того, что в сумме чека отсутствуют расходы на аренду и содержание зала и заработная плата официантов; по различным оценкам, доставщик может получать 20-25% от суммы заказа. Ценообразование для клиента также может быть разным – стоимость блюда на дом может равняться его стоимости в заведении, а могут быть предусмотрены различные скидки или наценки – все зависит от грамотного маркетингового обоснования ценовой политики.

Только после получения принципиального согласия (в идеальном случае подписания договора) от 10-15 заведений – с меньшим количеством работать просто нет смысла – можно приступать к покупке техники и организации офиса. Для продвижения проекта можно использовать такие каналы как интернет, в том числе и собственный сайт, рекламу в лифтах, флаеры в кафе и ресторанах. Позиционировать предприятие можно по-разному. Есть примеры, когда служба доставки занимается только доставкой пиццы, или только суши и роллов. Однако, такая специализация, с одной стороны, облегчая логистику и взаимоотношения с поставщиками, существенно может сократить клиентскую базу – русский человек любит широкий ассортимент.

График работы для такого бизнеса подойдет только сменный – а вот круглосуточный или ограниченный по времени, позволит определить маркетинговое исследование региона или непосредственно практический опыт. Заработная плата курьеров может быть как фиксированной, так и с переменной частью, зависящей от количества совершенных доставок. Из расчета 5 доставок в час двумя курьерами при 12-часовом рабочем дне, получим 60 обслуженных клиентов в смену. При минимальной фиксированной стоимости доставки, скажем, в 200 рублей, это составит 12 000 рублей за одну смену. В случае доставки комплексного меню из ресторана – скромный ужин на двоих сейчас обходится не менее, чем в две тысячи – доставщик получит уже 400-500 рублей за один заказ; таким образом, максимальная суточная выручка может достигать и более чем 20 тысяч рублей. При сменном графике без выходных месячная выручка составит от 360 000 рублей. 12-часовой график предполагает наличие двух смен – по два курьера и одному диспетчеру на первом этапе развития проекта. Еще одного курьера на сдельщине можно подключать в часы пик или в наиболее востребованное время – вечера пятницы и субботы.

Заработная плата курьера должна составлять не менее 20-22 тысяч рублей в месяц в зависимости от рынка труда региона, или 100-120 тысяч рублей в месяц валово по предприятию. Два диспетчера – еще 40-50 тысяч рублей в месяц суммарно.  Аренда офиса обойдется в 10-15 тысяч, аренда CRM – в среднем 5 000 рублей; расходы на связь – столько же. ГСМ для автомобилей и их обслуживание – 50 000 рублей (скутеры, соответственно, дешевле). Итого ежемесячных расходов – 225 000 рублей. Валовая прибыль в таком случае составит не менее 135 000 рублей. Весьма неплохой показатель для малого бизнеса. Главными факторами достижения успеха проекта являются грамотное продвижение услуги с целью обеспечить планируемое количество заказов и соблюдение сроков их выполнения. С ростом бизнеса будет увеличиваться клиентская база, количество курьеров и ресторанов-партнеров, а, следовательно, и прибыль предприятия.

До момента выхода на плановые показатели продаж, дополнительный объем заказов можно привлечь доставкой и других товаров. В частности, российский франчайзер в сфере доставки еды предлагает также услуги по приобретению под заказ и доставке любых товаров – от подгузников до автозапчастей; также это может быть просто перевозка какой-либо вещи из одного места в другое. Впрочем, здесь уже следует прибегать к оговоркам, иначе скоро придется принимать заказы на переезды с транспортировкой роялей и прочих интересных вещей. Наиболее востребованными и простыми для транспортировки являются цветы, автозапчасти, продукты питания и медикаменты.

В эру бурного развития информационных технологий, незаменимым инструментом коммуникации с клиентом может стать мобильное предложение, с помощью которого клиент сможет оформить заказ и отследить его состояние. Разработка такого приложения обойдется по стоимости не менее 80 000 рублей, а его продвижение – не менее 50 000.


Как мы говорили выше, около 10% всех заведений общепита имеют собственную службу доставки. Строить партнерские отношения с ними все же необходимо – зачастую они делают упор на рекламу собственной марки, нацеленную на посетителей заведения, а доставка уходит на второй план. Таким образом, отсекается определенная целевая группа – люди, желающие получить блюдо данного ресторана, но не имеющие возможности туда приехать. В этом случае, партнерские отношения будут заключаться в размещении меню заведения на сайте и в мобильном приложении доставщика, доставка будет производиться собственными силами ресторана, а доставщик получит небольшой процент за предоставленные рекламные возможности.

Начав с малого и отработав схему работы на одном городе, через время можно организовать филиалы в других городах страны. Следующим шагом может стать уже создание франшизы и ее продажа, либо же создание федеральной доставочной сети. Как всегда в бизнесе, возможности развития ограничены только вашим желанием.

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

14.01.2016

Все материалы по тегу: доставка еды

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: