Как открыть реставрационную мастерскую

Как открыть реставрационную мастерскую

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Обычно люди пришедшую в негодность вещь пытаются отремонтировать или, в случае нерентабельности или невозможности ремонта, от неё избавляются, покупая ей аналог, то есть попросту заменяют, отправляя старую на свалку. Совсем иначе дело обстоит, если изделие особо дорого как память или как историческая ценность (попросту говоря – антиквариат), тогда его берегут и всеми возможными способами пытаются сохранить в надлежащем состоянии. Предметы старины имеют особую стоимость, которая увеличивается со временем, их естественное разложение и гибель недопустимы для владельца, при этом важным моментом является сохранение первоначального облика, вещь должна выглядеть старой, хранящей свою историю, а не выглядеть новой. Эти тонкости роднят работу реставратора с трудом ювелира, который скрупулёзно изучает предмет, вырабатывает чётки план работы, после чего аккуратно приступает к делу, боясь дышать, чтобы не навредить вещи. 

Подобная работа – своего рода искусство, нацеленное на сохранение другого искусства, это кропотливый труд, выверенный и профессиональный. Настоящим реставратором может стать только тот, кто потратил время на обучение, кто изучил все особенности, кто готов усидчиво и долго выискивать пути решения. Лишь настоящий мастер имеет право прикасаться к изделию, нуждающемуся в реставрации, потому что его главная задача, как и у врача, – не навредить, качественно выполнив при этом свою задачу.

Однако реставрируют не только памятники истории, которые имеют общечеловеческую ценность, но и простые вещи, которые дороги только её владельцу. В связи с этим появляется спрос на восстановление предмета, который подвергся тлетворному влиянию времени или какой-то обыденной неудачи. Старая бабушкина кровать, которая была куплена во времена Николая Первого, пусть и не представляет собой ценности, но бережётся семьёй бабушки как история рода, но вот маленький ребёнок проливает на спинку кровати не оттирающуюся краску – вещь испорчена, имеет неприятный внешний вид, бабушка ложится в больницу с инфарктом. Чтобы исправить ситуацию, семья обращается к реставраторам, которые могут работать со старыми предметами. 



Суть работы реставрационной мастерской не только устранить появившиеся современные изъяны и сохранить прежнее состояние предмета, но и подобрать такие материалы, которые как можно дольше сохранят первозданность изделия, при этом изделие нужно правильно транспортировать, чтобы не уничтожить в процессе перевозки. Спрос среди населения на такой вид услуг имеется всегда, но его нельзя назвать стабильным и очень большим; ввиду высоких цен на реставрационные услуги к ним обращаются только относительно богатые люди или же учреждения, которые хранят памятники культуры – музеи, галереи, библиотеки, впрочем, зачастую они имеют своих мастеров. 

Открытие своей реставрационной мастерской может быть сопряжено с некоторыми рисками, ведь уже имеющиеся конкуренты почти всегда имеют своих постоянных клиентов и известное в соответствующих кругах имя. Рынок нужно тщательно изучить, так как стоимость вложений достаточно велика, и потери в случае неудачи тоже будут значительными, поэтому не стоит пытаться начать ведение подобного предпринимательства, если потребитель уже имеет широкий выбор реставрационных мастерских. 

Однако множество подобных заведений занимаются не реставрацией, а ремонтом, что на языке реставраторов носит уничижительный оттенок – настоящая реставрация выполняется мастером с многолетним опытом работы, а не недавним выпускником столярного профессионального технического училища, коих много в так называемых «центрах реставрации». Неопытный специалист только испортит предмет, который в итоге придётся нести профессионалу, стоимость услуг которого значительно возрастёт. Поэтому если качество выполняемых конкурентами работ не радует конечного потребителя, можно смело выходить на рынок, имея, конечно, в сотрудниках настоящих реставраторов-мастеров. Самое главное конкурентное преимущество подобного бизнеса зачастую даже не цена, а именно качество работы.

Деятельность реставрационной мастерской в той или иной степени подпадает под следующие кодировки (ОКПД 2) 74.1 Услуги по специализированному дизайну, (ОКПД 2) 95.24 Услуги по ремонту мебели и предметов домашнего обихода, (ОКПД 2) 95.25 Услуги по ремонту часов и ювелирных изделий и (ОКПД 2) 95.29 Услуги ремонту прочих предметов личного потребления и бытовых товаров; более точно сообщат при регистрации в зависимости от спектра оказываемых услуг. 

Зарегистрироваться можно и как индивидуальный предприниматель, и как юридическое лицо (ни для кого не секрет, что после ИП самая оптимальная форма субъекта предпринимательской деятельности это ООО). Оформление проходит стандартным образом, потребует от начинающего бизнесмена порядка 20 тысяч рублей и предложит взамен возможность воспользоваться упрощённой системой налогообложения. Главным нюансом регистрации реставрационной мастерской является получение лицензии от Министерства культуры Российской Федерации. Можно обойтись без неё, если не предполагается работа с объектами культурного наследия. То есть лицензия нужна только для работы с памятниками культуры и истории общественного значения, для реставрации частных вещей таких требований не предусмотрено, однако если и нет возможностей или желания заниматься государственными заказами с самого начала деятельности, то стоит рассмотреть такую возможность как перспективу развития, потому что некоторые госзаказы очень неплохо оплачиваются и, что, пожалуй, ещё более существенно – помогают получать известность.

Стоимость лицензии рассчитывается в зависимости от количества оказываемых видов реставрационных работ и может достигать несколько сотен тысяч рублей, требует подтверждения высокой квалификации персонала и предъявляет высокие требования к уровню мастерской, но и даёт право на участие в государственных тендерах на получение заказа с высокой стоимостью. В конечно итоге, хорошо зарекомендовав себя, можно стать предприятием, работающим только на государство, а частные заказы выполняющим только в качестве небольшого дополнительного заработка; но к этому моменту пройдёт немало времени, поэтому как старт бизнеса такой способ рассматривать не стоит. 

В первую очередь нужно сконцентрироваться на поиске клиентов, которые представлены простыми людьми, имеющими в наличие старинные вещи, подлежащие реставрации, консервации или восстановлению. Большие объёмы работ могут предоставить антикварные лавки и магазины, которые тоже не всегда имеют свои мощности для реставрации, но обладают многими изделиями, над которыми нужно потрудиться для придания им нужного вида и состояния. 

Сотрудничество с перекупщиками антиквариата нельзя отбрасывать, их нужно даже искать самостоятельно и предлагать условия, которые могут их заинтересовать. В крупном городе это не должно стать проблемой, так как торговля антиквариатом является очень выгодным бизнесом, и многие даже начинающие предприниматели стремятся открыть подобное дело, не располагая при этом возможностями для реставрации своего товара. 

Для того, чтобы обеспечить потребителя качественными услугами, нужно найти хорошего мастера, опытного и профессионального. Найти такого человека бывает достаточно сложно, так как многие из них уже работают в реставрационных лавках или самостоятельно оказывают такие услуги; работа на предпринимателя лишит их части дохода, поэтому заинтересовать их можно только наличием большой клиентской базы, что позволит реставратору работать значительно больше, чем если бы он продвигал свою услуги сам. Да и одного профессионала не хватит для выполнения всех заказов – заказчики будут слишком долго ждать выполнения просто потому, что предметы пребывают в очереди. Нужно как минимум два, которые смогут обеспечить реставрацию в нужные сроки с минимальными задержками. 

При дальнейшем расширении штат сотрудников должен увеличиваться по первой же необходимости, при этом наниматься будут не только мастера – основа реставрационной мастерской, на которой она и держится, но и прочий вспомогательный персонал. Для работы мастерской потребуется столяр и краснодеревщик, они будут выполнять самые простые задания, служить подмастерьями для реставраторов и постепенно сами учиться реставрационному делу. 

Чтобы обеспечить все возможные виды услуг в дополнение нужно нанять художника и дизайнера, их функциональные обязанности также предполагают наличие если и не опыта, то настоящей способности к творчеству в своей профессиональной сфере, заурядным личностям не место в реставрационной мастерской. Это скорее минус для предпринимателя, которому интересна только краткосрочная прибыль, так как подобный персонал и оплаты будет требовать соответствующей. Но исполнительная команда должна быть сплочённым коллективом, который любит свою работу и в состоянии выполнить её качественно и даже, как бы несовместимо с бизнесом это ни звучало, с душой. 

Как и в любом творческом коллективе здесь очень эффективно действует принцип управления TQM – ориентация на человека, нацеленность на качественное выполнение своих обязанностей и сохранение своей репутации как предпринимателя и работодателя станут хорошим залогом процветания предприятия. 

Не стоит забывать и о вспомогательном персонале: грузчиках, администраторе и оценщике. Грузчики потребуются при перевозки крупногабаритных объектов – мебели, скульптур и больших картин; администратор будет принимать входящие звонки и просто отвечать на вопросы зашедших посетителей, а также принимать предметы на реставрацию, делая соответствующие записи, выдавая клиентам росписи о получении и забирая их при передачи предмета после выполнения работ (все организаторские и администраторские обязанности может выполнять и сам предприниматель); оценщик понадобится в случае предполагаемой организации дополнительного заработка путём торговли антиквариатом, оценщик также должен будет узнать приблизительную стоимость принимаемого в работу предмета, ведь в случае запредельных цифр рекомендуется получить страховку от ошибки в работе мастера. Идеально, если оценщик сможет выполнять и администраторские обязанности. А вот бухгалтерию лучше всего отдать на аутсорсинг.

Мастерская не обязательно должна располагаться в центральном районе города, ведь подобных заведений немного, и здесь клиенту не принципиально расположение предприятия. Рекламу такой специфической фирмы люди не замечают ровно до тех пор, пока им не понадобятся подобные услуги, но если у них такая потребность появилась, то они сами мастерскую найдут. В этом случае проводить агрессивную рекламную кампанию не стоит, достаточно ограничиться листовками в антикварных лавках (если получится договориться) и созданием собственного сайта. Всё это обойдётся около 30 тысяч рублей. 

Теперь о помещении. Оно должно включать в себя небольшой офис, где сидит администратор, принимающий клиентов и делающий все записи, склад, в котором хранятся предметы на очереди, все материалы и инструменты, и, собственно, само рабочее пространство. Самый минимум – 70 м2 (в денежном эквиваленте с учётом того, что арендуется помещение в недорогих в плане недвижимости районах города – от 50 тысяч рублей), максимум практически не ограничен в зависимости от объёмов работ (никто не исключает, что для реставрации кто-нибудь может притащить многометровую скульптуру, хотя это, конечно, практически нереально, но вот работать с крупными объектами всё равно придётся). Само помещение должно быть светлым, вентилируемым и просторным, иметь большие двери для возможности внесения мебели и крупных картин. 

Также нужно позаботиться не только о разрешениях пожарной службы, но и серьёзно заняться вопросом охраны мастерской, ведь на ночь в ней будут оставаться порою очень дорогие экземпляры, которые иногда превышают стоимость всего бизнеса. 

На фоне этого лучше всего также застраховаться от всех видов порчи имущества – от простого пожара до стихийных бедствий. В дополнение стоит задуматься о покупке фургона, возможно в лизинг, для перевозки крупных объектов, который можно украсить собственной рекламой.

Виды реставрационных работ можно условно разделить на два вида – работа со стационарными объектами и с транспортируемыми. Реставрационная мастерская занимается, в основном, только объектами, которые можно в мастерскую привезти. Сюда относятся:

  • Живопись и графика (в том числе и иконы)

  • Скульптура

  • Ткань

  • Металлические изделия

  • Книги

  • Мебель

  • Часы и ювелирные изделия

  • Фарфор, хрусталь (и посуда вообще)

Конечно, можно при наличии соответствующей квалификации мастеров производить и выезд для реставрации памятников, монументальной живописи и прочих подобных объектов. Для того, чтобы обеспечить полнофункциональную работу мастерской потребуется соответствующее оборудование:

  • Первым делом нужно закупить комплексные рабочие места для реставраторов – это столы, которые располагают базовым оборудованием.

  • Вакуумные столы. Предназначены для работы с бумагой; отдельно выделяются книжные вакуумные столы, которые отличаются от стандартного аналога возможности не распарывать переплёт реставрируемой книги; и столы для работы с тканью. Некоторые модели имеют уже встроенную ванну для промывания бумаги.

  • Светильники. Отличаются от обычных источников освещения оснащением лупой и лампой ультрафиолета.

  • Прессы. Также являются отдельным инструментом для работы с раритетными книгами и позволяют сшивать переплёты.

  • Столы низкого давления для работы с живописью и графикой. Полноценные модели имеют возможность раскладывать в зависимости от нужного формата реставрируемого полотна.

  • Листодоливочные машины. Устраняет изгибы и утерянные участки документов.

  • Пульт создания и контроля вакуума. Позволяет проводить консервацию объектов – временную или постоянную.

  • Станок для вырезания паспарту. Название полностью передаёт принцип и перечень его работ.

  • Машины для доливки утрат. Своего рода химическая лаборатория, которая позволяет восстанавливать повреждённые бумажные документы.

  • Промывочные ванны. Необходимы в процессе некоторых видов реставрации для подготовки объектов к работе и для очищения поверхностей.

  • Инструменты и материалы

    • Измеритель уровня кислотности (pH)

    • Паровой карандаш

    • Реставрационная смола

    • Станок для шерфования

    • Люминесцентная плёнка

    • Аэрозольный генератор

    • Генератор пара

    • Шпатели

    • Очиститель

    • Реставрационный кейс.

Полный комплект всего оборудования обойдётся в сумму порядка трёх миллионов рублей. Можно сокращать стоимость вложений, исключая из перечня предлагаемых услуг тот или иной вид реставрации, тем самым уменьшая и общую стоимость закупок, но это не позволит удовлетворить запросы всех клиентов. Впрочем, если удалось нанять не универсальных мастеров-реставраторов, то тогда будет целесообразно исключить какие-либо услуги. 

Вся деятельность реставрационной мастерской делится на четыре вида. Первый – это реставрация классическая, то есть работа с предметами старины, которые требуют особо тщательного обслуживания. Заказы такие будут приходить редко и сосредотачиваться только на них не нужно. 

Второй – реставрация быстрая, которая как раз и обеспечивает восстановление дорогих сердцу частному клиенту вещей, которые представляют собой раритет для него. 

Третий – art-design, который не столько реставрация, сколько преобразование современной вещи согласно желанию клиента: искусственное «состаривание» мебели, обшивка техники различными материалами и прочие подобные услуги. Может стать одним из основных источников дохода. 

И, наконец, четвёртый – моддинг, который является для некоторых даже святотатством, потому что модернизирует старую вещь, превращая её в современную и иногда даже более функциональную (процесс, честно говоря, обратный реставрации). 

Два последних вида деятельности будут по большей части выполняться именно художниками и дизайнерами, а также менее квалифицированными, чем реставраторы, столярами. Чтобы дизайнер мог разработать хороший проект, на его компьютере должны быть установлены соответствующие графические редакторы, которые также стоят денег. Вся исполнительная команда будет получать процент от суммы выполненного заказа, например, реставраторы будут забирать себе до 70% от этой суммы, дизайнеры и художники чуть меньше. 

Подобное начинание окупится за несколько лет в связи с крупной суммой первоначальных вложений и возможного простаивания в первые месяцы работы. Вообще спрос может быть сильно плавающим, что оставит без дохода в один месяц, но принесёт хорошую выручку в следующем. 

Впрочем, стоимость реставрационных работы начинается от трёх тысяч рублей и достигает нескольких сот тысяч (она складывается из почасовой оплаты труда мастера, расходных материалов и вознаграждения за предпринимательский талант), поэтому грамотно налаженная работа и уже хотя бы некоторая известность в городе позволят ежемесячно на небольших заказах даже в периоды простоя покрывать расходы на содержание мастерской. При этом даже относительно долгий в отношении сроков выполнения заказ редко занимает у профессионала больше месяца работы. 

Но стоит не забывать о резервных средствах, которые могут понадобиться в случае совсем полного отсутствия заказов, так как некоторому персоналу заработную плату нужно отдавать ежемесячно, расходы на аренду, коммунальные платежи и охранную сигнализацию также не потерпят отлагательств. Ежегодные крупные траты ожидают того предпринимателя, который решил избавить себя от рисков и застраховал свою деятельность. 

Но несмотря на все эти трудности, работа реставрационной мастерской может приносить предпринимателю пусть и непостоянную и сильно различающуюся в разные месяцы, но достаточно хорошую прибыль.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса


07.11.2014

Все материалы по тегу: реставрация

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: