Как открыть театральное агентство

Как открыть театральное агентство

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Население издревле требовало хлеба и зрелищ. За многовековую историю человечества ничего практически не изменилось, люди нуждаются в отдыхе и приятном времяпрепровождении. Театр – одно из самых древних изобретений, призванное разнообразить досуг человека, со временем он превратился в полноценную отрасль искусства, в которой трудится множество людей, которую изучают, которой живут. 

В современном мире походы в театр общепринято считаются уделом интеллигенции старой закалки, которой чужды развлечения сегодняшнего дня – компьютерные игры, кинофильмы и прочие подобные отражения реальности двадцать первого века. Казалось бы, чтение книг, театры, музеи стали неинтересны современной молодёжи, но всё же книгопечатные издательства живут (пусть и получают не столько прибыли, сколько хотели бы), музеи имеют своих посетителей, а театры даже процветают и не испытывают трудностей с привлечением посетителей – полные залы, раскупленные задолго до премьеры билеты не редкость в театральном учреждении сегодня. 

Впрочем, всё это касается только крупных театров в больших городах, которые имеют известное имя и хороший актёрский состав, который привлекает зрителей игрой и действительно даёт наслаждение от просмотра постановки. В провинции же ситуация с театрами весьма печальна; те заведения, которые не были закрыты ещё несколько лет назад, сейчас переживают свои не самые лучшие дни – посетителей почти нет, да и те всего лишь школьники ближайшей школы, которых учитель литературы потащил на пьесу только потому, что её изучают по школьной программе, а директору нужно делать вид, что он занимается социальной работой. Актёры наняты из местных любителей, которые играют только в свободное от основной работы время за символический гонорар. 

На самом деле, человек, интересующийся искусством и единожды побывавший в театре, где представление было поставлено настоящим, разбирающимся и творческим режиссёром, навсегда влюбляется в театр. Это покажется удивительным, но театр действительно может быть интересней кинотеатра и даже посещения интернет-пространств. Каждому своё, как известно, но в театр ходили, ходят и будут ходить его любители.



Зная об этом положении театра в современном мире, можно легко понять, что и театральные заведения зарабатывают неплохие деньги, потому что клиент имеется. Причаститься к театральному искусству хотят многие, только одни предпочитают оставаться зрителями, а другие мечтают работать в актёрской труппе, выступая на площадках именитых театров. Для решения потребностей и тех, и других существуют театральные агентства, которые приведут в театр зрителей и помогут актёрам выйти на сцены. 

Зачастую театральное агентство занимается только продвижением начинающих и не только талантов, подыскивая им театральные заведения или просто мероприятия, в которых их услуги могут потребоваться. Стоит сразу отметить, что дело это достаточно хлопотное, но посредническая деятельность всегда была очень прибыльным начинанием, требующим небольших затрат. 

Для того, чтобы организовать свою фирму, предлагающую услуги по агентскому продвижению актёров театра, а также по организации культурных мероприятий, потребуется стандартная регистрация субъекта предпринимательской деятельности с указанием кода (ОКПД 2) 90.02 Услуги по поддержке исполнительских искусств и (ОКПД 2) 93.29 Услуги в области развлечений и отдыха прочие. 

Уважающее себя агентство должно иметь представительство в виде офиса, поэтому стоит задуматься об аренде помещения, если в собственности его не имеется. Работать только через интернет вряд ли получится, хотя создание собственного сайта необходимо, это станет хорошей площадкой по привлечению клиентов и размещению собственной информации. Для того, чтобы арендовать офис, потребуется от 20 тысяч рублей, располагаться лучше всего в центральных районах города для удобства будущих клиентов. Можно снять небольшое помещение в бизнес-центре, если это окажется экономически целесообразным. 

Большие площади для фирмы не потребуются, ведь реквизит хранить не придётся – эта забота останется в ведении актёров, с которыми будет проходить сотрудничество, но всё же небольшой склад в виде отдельной комнаты выделить, потому что в дальнейшей работе при организации мероприятий какое-то оборудование может храниться у самого агентства, что накладывает обязательство по его содержанию, причём не мешающему рабочему процессу сотрудников. Ведь эти люди постоянно будут заняты делом, им придётся искать как представителей одной стороны: режиссёров, актёров или полноценные труппы или творческие группы, музыкантов, художников и прочих людей, готовых выступать за деньги, так и другой: театры, концертные площадки, клубы, спортивные сооружения (в них часто в свободное от соревнований время проходят культурно-массовые мероприятия), парки отдыха и тому подобные заведения. 

Персонал должен быть обучен работе с людьми, обладать коммуникабельностью, желателен организаторский опыт. Набранные с улицы сотрудники не смогут эффективно выполнять свои обязательства, если только их предварительно не обучить (а это дополнительные расходы); изначально нужно рассчитывать на то, что коллектив должен оставаться единым и сплоченным – работы тогда станет гораздо продуктивней. На эту роль хорошо подходят молодые специалисты, которые полны желания работать. В зависимости от размеров города или охваченной географической области и, соответственно, количества договоров сотрудничества штат может насчитывать от трёх человек, которым потребуется руководитель. Предприниматель может самостоятельно занять руководящую должность, лично принимая участие в деятельности агентства, что даст экономию средств и вовлечённость в процесс. 

Когда арендован офис, наняты все сотрудники, закуплено оборудование офиса (которое обойдётся в сумму от 70 тысяч рублей) можно приступать к поиску первых клиентов. Для этого, как было сказано выше, потребуется свой собственный сайт и доступ в интернет из офиса для всех сотрудников. Чтобы создать свою страницу в интернете (регистрация домена, получение хостинга, разработка сайта) нужно вложить от 20 тысяч рублей, чем выше функциональность сайта, тем больше сумма будет необходима.

Большинство агентств работает «от человека», то есть находит начинающий актёрский коллектив и начинает заниматься его продвижением. Это схоже с продюсерской деятельностью, только здесь агентство не вкладывает свои собственные средства, а получает комиссионное вознаграждение от суммы, выплачиваемой труппе. Лучше всего начать поиски среди начинающих творческих коллективов, не брезгуя работой с людьми из провинции, потому что для проявления таланта не важно происхождение человека. Непритязательные провинциальные люди искусства будут соглашаться на менее интересную и оплачиваемую работу, поэтому и устроить их будет зачастую несложно, при этом их уровень будет таким же, как и у городских актёров – любительским. 

Когда клиент приходит в агентство, его данные заносятся в базу, по которой производится в дальнейшем поиск. С пришедшим обговариваются все возможные условия сотрудничества, что он умеет и в каких жанрах может выступать. После этого принимаются его контактные данные, и он отправляется ожидать подходящих вариантов. В это время сотрудники начинают пытаться найти для актёра подходящий театр и место устройства, зачастую внештатных артистов принимают только ради массовки в каком-нибудь представлении или для второстепенных ролей. Если это совсем безызвестный актёр, то обычно сотрудничество с ним заканчивается после нахождения ему первого же театра, в который его возьмут на официальное устройство, и он потеряет интерес к проходным и единовременным выступлениям, предпочтя работать пусть и на заднем плане, но уже постоянно. 

Иначе дело обстоит с актёрами или труппами, которые уже заработали себе имя. Сотрудничество с ними – это организация гастролей, которые поначалу будут проходить в одном крупном городе и его окрестностях, затем уже начнутся по городам, а там и до уровня всей страны недалеко. На агентстве будут обязанности по поиску площадки для проведения выступлений, рекламная кампания в каждом населённом пункте и прочие организаторские вопросы. Вообще нужно уметь оценивать творческий потенциал пришедшего клиента, ведь велик процент бесталанных людей, которые стремятся заниматься искусством, которое им не дано. Работа с ними – заведомо проигрышное дело, на которое только зря будут брошены силы и время. Можно работать «от организации», находя театрам нужных людей для разнообразных мероприятий. Однако артисты востребованы не только учреждениями культуры но и рекламными и event-агентствами, которые ищут творческим людей для организации праздников у частных лиц, предприятий и даже проводимых муниципальными учреждениями. 

Если сосредоточиться на раскрутке артиста или творческого коллектива, то можно, заработав ему имя, быть полноправным его представителем, который решает все вопросы его работы и получает хорошее агентское вознаграждение за свой труд. Однако пробиться сегодня в сфере творчества особенно сложно, поэтому, если не попадётся талантливый самородок, придётся довольствоваться суммой в виде процента от и без того небольшого гонорара. Но желающих работать всегда больше предприятий, готовых обеспечить трудоустройство, поэтому можно договориться с учреждениями культуры для предоставления им необходимых кадров, договоры с организациями позволят получать всё тот же процент, но доход будет более стабильным. 

Event-агентства всегда нуждаются в креативных людях, зачастую им нужен человек, обладающий незаурядными способностями, но нужны они им спонтанно, они не занимаются их поддержкой и развитием, поэтому театральное агентство, которое имеет налаженные отношения со многими артистами, станет для фирм по организацию праздников хорошим партнёром, знающим нужных людей. Главное понимать, что развивать и помогать прославиться можно не только начинающим театральным актёрам, но и музыкантам, художникам и поэтам, которых также можно предлагать соответствующим учреждениям.

Однако занять подобной деятельностью нужно лишь двух человек (при становлении такого бизнеса клиентов и договоров будет немного, и два сотрудника в состоянии справиться со всем объёмом работы). Их коллега займётся немного другим направлением – а именно предлагать услуги театров для населения. Это не значит, что он станет проводить маркетинговые кампании в городе, повышая интерес людей к театру как искусству. Из-за того, что фактически достойные культурные учреждения находятся зачастую только в крупных городах, большое количество людей не имеет возможности посмотреть хороший спектакль, попасть на музыкальный концерт или посетить картинную галерею. Это касается в первую очередь жителей провинции, которые просто не имеют в своём населённом пункте подобных заведений или проводимых мероприятий. 

Уже сотрудничая с театрами и прочими учреждениями культуры, можно всегда быть в курсе готовящихся премьер и текущего расписания представлений, поэтому есть возможность заранее бронировать билеты, после чего предлагать их жителям ближайших маленьких городов по чуть большей цене. Основная деятельность в этом направлении будет направлена на школы и прочие образовательные учреждения, расположенные на периферии крупного города, школьная администрация с большой долей вероятности согласится на организованную поездку одной параллели классов для посещения учащимися культурного мероприятия. Выгода со всех сторон – населению зрелища, театру – реализация большого количества билетов, агентству – выгода от посредничества. Основной риск – не продать большую часть билетов, но грамотная работа сотрудника должна предполагать умение предложить и продать предлагаемую услугу. 

Предлагать посещение дорогих мероприятий не стоит; стоимость одного представления в крупном театре может достигать полутора тысяч рублей с человека, сюда же прибавляется вознаграждение агентству (которое делит его в пропорции 70%/30% владельцу и агенту соответственно), а также транспортные расходы, поэтому общая сумма поездки для одного человека может превысить исходную стоимость билета почти в два раза, что позволить себе могут далеко не все слои населения. Поэтому лучше находить хорошие спектакли, но в недорогих театрах, которые предлагают меньшую цену ввиду менее известного актёрского состава. 

Для обеспечения переезда нужно будет обращаться в транспортные компании, но дополнительным заработком может стать перевозка на предварительно купленном собственном микроавтобусе. Однако для транспортировки больших групп людей одного транспортного средства может не хватить, поэтому парк может составить три машины. Для экономии рекомендуется приобрести «ГАЗели», стоимость каждой составляет около 500 тысяч рублей. Кузова автомашин можно украсить логотипами собственной компании – дополнительная пассивная рекламам по городу. Но придётся платить водителям, поэтому подобные вложения окупятся не очень скоро и целесообразны только при налаженных отношениях с администрациями школ и постоянных заказах на культурные поездки. 

Помимо организации проезда провинциальных жителей в крупные города для посещения мероприятий искусства, можно заниматься и обеспечением переезда жителей относительно больших городов в мегаполисы, в которых могут проходить гастроли известных на весь мир групп. Подобные музыкальные коллективы редко посещают больше двух самых крупных городов страны, но фанаты со всех окраин готовы ехать куда угодно, чтобы побывать на концерте любимых звёзд. Так как подобные события происходят относительно редко, желающие будут готовы на всё, чтобы посетить мероприятие, платя хорошие суммы за билеты и поездку к месту проведения.

Для открытия театрального агентства потребуется около 150 тысяч рублей, при этом сотрудники будут получать не фиксированный оклад, а процент от комиссионного вознаграждения агентству за его посреднические услуги; то есть каждый работник получает те деньги, которые заработал, договариваясь с театрами, актёрами или школами. Если же предполагается закупка автомашин, то стартовый капитал увеличивается на полтора миллиона рублей и к ежемесячному расходу добавляется зарплата водителей, которые на процент работать точно не согласятся. 

Доходы посчитать достаточно сложно, всё зависит от того, насколько талантливые люди попадутся агентству, какие будут условия и вакансии в театрах и прочих культурных учреждениях, насколько будут заинтересованы школьники в поездках, но при налаженных и уже долговременных отношениях можно организовывать в среднем четыре посещения мероприятий в месяц; при этом ежемесячные расходы на оплату труда водителей, коммунальных услуг офиса и его аренду составят около 90 тысяч рублей. С каждого ученика можно получать до тысячи рублей за весь комплекс услуг (вся поездка будет ему обходится около 2 тысяч рублей), тогда с четырёх поездок по 40 учеников в каждой (это всего лишь 2 класса) получится доход в 160 тысяч рублей. И это только та часть работы, которой занимается один человек, а ведь ещё есть комиссия за сотрудничество с театрами и актёрами, которые ищут друг друга. 

Подобное начинание может стать делом всей жизни, особенно если попадётся уникальный талант, развитие и продвижение которого обеспечит владельца агентства хорошей прибылью.

Матиас Лауданум 
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

12.11.2014

Все материалы по тегу: театр

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: