Hello, moto: как заработать на обучении вождению мотоцикла
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Стартовые вложения
Выручка
Чистая прибыль
Срок окупаемости
Мотошкола сегодня может быть прибыльным видом бизнеса, тем более, что изменения в законодательстве привели к тому, что соответствующую категорию прав должны иметь владельцы скутеров. В этой статье рассмотрим, во сколько обойдется открытие мотошколы, как начать дело с минимальными вложениями и сколько на этом можно заработать.
Несмотря на обилие в крупных городах различных автошкол и курсов по повышению водительского мастерства, открытие специализированной мотошколы может стать весьма востребованным и прибыльным проектом. Причин тому несколько:
-
Новички и автолюбители, решившие пересесть на двухколесный транспорт, предпочитают учиться у специалистов узкого профиля, которые обладают лучшими профессиональными навыками именно в своей сфере;
-
Байкеры, которые меняют своего первого «железного коня» на более мощный аппарат, понимают что базовых навыков, полученных при обучении категории «А», уже явно недостаточно;
-
Изменения в текущем законодательстве привели к тому, что владельцам скутеров и другой малокубатурной техники приходится в обязательном порядке открывать соответствующую категорию в правах (до недавнего времени на двухколесных аппаратах с объемом двигателя до 50 «кубиков» можно было ездить вообще без водительского удостоверения).
Мотошкол, изначально «заточенных» под обучение езде на двух колесах, не так уже много. Те, что существуют сейчас на рынке, пользуются стабильным спросом у новичков и даже опытных райдеров.
При этом некоторые образовательные учреждения, выступая своеобразным проводником в мир мототехники, продолжают «вести» своих клиентов даже после получения ими заветной категории прав. Какие примеры удачного маркетинга в среде мотошкол можно привести? Это может быть сервис по обслуживанию и ремонту мотоциклов, продажа экипировки, шин, кастом-ателье по тюнингу и постройке двухколесной техники и многие другие сопутствующие проекты.
Регистрация бизнеса
Для открытия мотошколы в 2020 году первым делом необходимо зарегистрировать юрлицо со следующим кодом деятельности по классификатору ОКВЭД: 85.42.1 Деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств. В эту группу входит в том числе деятельность и по обучению вождению мотоциклов.
Поскольку мотошкола в любом случае квалифицируется как образовательное учреждение, в обязательном порядке необходимо получить лицензию на право предоставления специализированных услуг. Этим занимается Департамент образования того региона, где вы планируете вести свой бизнес. Перед визитом в эту госструктуру понадобится выполнить еще несколько необходимых формальностей: получить одобрение пожарной службы, СЭС, а также дорожной полиции.
Заветная лицензия для мотошколы выдается бессрочно, но чтобы ее получить придется запастись изрядным терпением — документы согласно законодательству рассматривают до 45 дней. Стандартная пошлина для организации составляет 7500 рублей — если делать все самому.
С учетом того, что далеко не каждый предприниматель располагает необходимыми знаниями и временем, чтобы заниматься решением этих бюрократических проволочек, можно воспользоваться профессиональными услугами юристов. Стоит это порядка 50-70 тысяч рублей в зависимости от региона.
Полагаться на русское «авось» и начинать деятельность мотошколы без лицензии категорически не советуем. Размер штрафа, если вы попались, будет весьма значительным — от 100 000 рублей если деятельность велась без получения прибыли и до 200 000 рублей, если вы уже успели на ней что-либо заработать.
Персонал мотошколы
Но вот наконец заветная корочка лицензии получена и можно делать следующие шаги по открытию бизнеса. Разумеется, успех вашей компании будет во многом предопределен выбором преподавателей, на плечи которых ляжет главная задача — научить начинающих мотоциклистов грамотно и безопасно управлять «железным конем». Какой бы гениальный маркетинг вы не использовали, какие бы отличительные конкурентные преимущества не придумали — все может пойти «коту под хвост» из-за плохого преподавательского состава.
Согласно текущим стандартам для мотошкол, на группу из 30 человек в обязательном порядке нужно предоставить одного преподавателя теории и трех инструкторов-практиков.
Как правило, инструкторы получают фиксированный процент от количества проведенных с учениками часов. Про наличие богатого опыта езды на двух колеса говорить не будем — это обязательное условие. Будет также нелишним, если ваши преподаватели имеют за плечами опыт выступлений в спортивных соревнованиях (мотокросс, кольцо, стантрайдинг).
Выбор помещения и площадки
Искать помещение под мотошколу в идеале недалеко от площадки, где ученики будут непосредственно оттачивать свои навыки по езде на двух колесах. Поскольку мототранспорт бывает разным, необходима не только ровная огороженная асфальтовая площадка, но и желательно хорошая связка безопасных поворотов, а также заточенная под езду на пересеченной местности территория. Последняя будет весьма кстати для квадроциклистов и желающих освоить тонкости езды на кроссовых мотоциклах и эндуро.
Чтобы снизить издержки на открытие мотошколы, можно на старте рассмотреть партнерство с уже действующей автошколой. Идея хороша тем, что автошкола расширит спектр своих услуг, а вам не придется тратиться на аренду отдельных классов и асфальтовой площадки.
Да, при таком варианте придется отдавать часть процентов партнерам, но вполне возможно, что такое решение позволит в конечном счете неплохо сэкономить.
Закупка техники
Стандартный набор мототехники из разряда must have для мотошкол — байки начального уровня. Как правило это недорогие китайские модели наподобие Stels 200, либо проверенные временем «японцы» начального уровня — за простоту в управлении инструкторы очень любят Yamaha YBR125. Стоимость единицы техники в зависимости от того, новая она или с пробегом, колеблется в пределах 70-150 тысяч рублей.
Такие базовые мотоциклы есть, как правило, у многих автошкол, а вот если речь идет о навыках езды для более продвинутых райдеров, придется разориться на более мощные модели. Это может быть классик Honda CB400, либо более современные аналоги.
Не стоит забывать и про нишевые варианты, например простенькие 50-кубовые скутеры — из-за специфики «табуреточной» посадки они требуют немного других навыков езды, чем привычный мотоцикл. Большим плюсом может стать наличие 1-2 квадроциклов, как правило, берется хорошо зарекомендовавшая себя техника марки CF Moto. Люди, которые пересаживаются на такую технику впервые, как правило, ошибочно испытывают ощущение устойчивости квадроцикла — это чревато многочисленными авариями в первый же сезон. Поможет увереннее чувствовать себя в седле четырехколесной техники для активного отдыха и теория по езде на бездорожье.
На приобретение мотопарка можно заложить порядка 1 миллиона рублей. В эту сумму можно уложиться, взяв 5 мотоциклов, квадроцикл и пару бюджетных скутеров.
Мы рекомендуем часть техники взять новой, а часть мотоциклов найти на вторичном рынке в хорошем состоянии — особенно это касается мощных версий, которые в салонах стоят довольно дорого и «съедят» существенную долю вашего бюджета.
Маркетинг для мотошколы
С чего начать продвижение вашего бизнеса и на какие результаты можно рассчитывать в первые полгода-год? Все будет зависеть от того, насколько креативно вы подойдете к решению этого вопроса.
-
Соцсети. Особое внимание следует обратить на соцсети — лучше всего в этой нише работают отзывы первых ваших клиентов. Не поленитесь и соберите обратную связь от учеников первого потока — это позволит вам не только выявить слабые места, но и получить классные кейсы для размещения в соцсетях. Оптимальный формат поста — фотография довольного клиента в процессе обучения, его краткий отзыв из нескольких предложений и ссылка на профиль в соцсети, если таковой имеется.
-
Мероприятия. Многие мотошколы получают хороший поток лидов после участия в специализированных мероприятиях — это могут быть различные шоу и фестивали по автозвуку и тюнингу. На ивентах такого формата не стоит ограничиваться стандартным размещением своего стенда и раздачей листовок. Можно провести розыгрыш сертификата на обучение в вашей мотошколе среди посетителей и даже устроить зрелищное выступление ваших инструкторов на байках с выполнением сложных трюков.
-
Контекстная реклама. Стоимость кликов и показов в рекламных компаниях Яндекс.Директ и Google Adwards сопоставима с затратами на онлайн-рекламу у автошкол и из-за высокой конкуренции в смежном сегменте бизнеса довольно высока. Пренебрегать такими видами продвижения не стоит — тем более пока на первых порах не будет «сарафанного радио».
-
Дополнительные сервисы. В продвижении особый упор необходимо делать на свои конкурентные преимущества — мы рекомендуем делать ставку на дополнительные сервисы, такие как «продвинутые» курсы для владельцев спортбайков или внедорожных мотоциклов.
-
Видеоблог. С ростом популярности YouTube, неплохим решением для маркетинга может стать собственный канал на популярном хостинге, посвященный тонкостям езды на мотоцикле. Чем занимается потенциальный клиент мотошколы, решивший освоить вождение двухколесного транспорта? Правильно, изучает видеоматериалы по безопасной езде в плотном городском трафике, обзоры на новые модели мотоциклов для новичков, особенности их обслуживания и т.д. Если заинтересовать зрителя качественным контентом, можно рассчитывать на дополнительный поток лидов с канала.
-
Рассрочка. Дополнительным инструментом для привлечения клиентов может стать также беспроцентная рассрочка для клиентов. Это неплохо работает у традиционных автошкол.
Финансовые показатели
Затраты на открытие бизнеса вполне можно удержать в пределах полутора миллионов рублей. Согласно нашим расчетам в таблице ниже, при закупке 7-8 единиц мототехники (новой либо подержанной, но свежих годов выпуска и в хорошем состоянии) первоначальные вложения в проект составят даже чуть меньше — 1 300 000 рублей.
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ |
СУММА, руб. |
---|---|---|
Получение разрешений на ведение бизнеса |
||
1 |
Лицензирование (с использованием услуг юридических фирм), сопутствующие разрешения (СЭС, дорожная полиция) |
100 000 |
Закупка оборудования |
||
2 |
Приобретение мототехники (7-8 единиц) |
1 000 000 |
3 |
Аренда площадки и офиса, переоборудование классов |
50 000 |
4 |
Покупка экипировки (шлемы, наколенники и т.д.) |
100 000 |
Маркетинг |
|
|
5 |
Рекламные компании (соцсети + контекст) |
50 000 |
Итого: |
1 300 000 |
Что касается фонда оплаты труда, мы приводим расчеты исходя из 5 человек, которые вы возьмете в команды. Это «обязательный минимум» из одного преподавателя теории, 5 инструкторов по вождению, а также администратора, который возьмет на себя документооборот и работу с новыми клиентами.
№ |
Должность |
Зарплата, руб. |
Кол-во, чел. |
ФОТ, руб. |
---|---|---|---|---|
Административный |
||||
1 |
Администратор (менеджер по работе с клиентами) |
25 000 |
1 |
20 000 |
2 |
Преподаватель |
30 000 |
1 |
30 000 |
3 |
Инструктор по вождению |
50 000 |
5 |
250 000 |
Итого: |
300 000 |
Как правило, оформляются сотрудники в штат с официальным минимальным размером оплаты труда, а некоторые работают по договору подряда в качестве ИП, потому информацию по социальным отчислениям считать в затратной части не будем.
Стоимость базового курса обучения на права категории А в городе-миллионнике составляет 7-10 тысяч рублей, стоимость более продвинутых курсов обычно выше — от 20 000 рублей. При средней стоимости курса в 10 000 рублей, с трех групп по 30 человек прибыль составит 900 000 рублей. Длительность базового курса обучения при сдаче на категорию А — полтора месяца, то есть 600 000 в месяц месячной выручки.
Итого:
-
Затраты на начальном этапе: 1 300 000 рублей;
-
Размер месячной выручки: 600 000 рублей;
-
Постоянные расходы: 350 000 рублей в мес.;
-
Средняя доходность при потоке в 3 группы: 250 000 рублей;
-
Период окупаемости: от полугода.
Краткий SWOT-анализ
К сильным сторонам проекта мотошколы можно отнести стабильный спрос на услуги по обучению вождению. Большим преимуществом именно этого направления является достаточно низкая конкуренция в нише, если не брать в расчет привычные автошколы.
Слабые стороны — сезонность (наибольший всплеск интереса со стороны клиентов наблюдается ближе к началу весны, чтобы успеть к открытию мотосезона), меньшая востребованность по сравнению с по сравнению с автомобильной категорией B.
Мы уже упоминали выше, что хорошо организованная мотошкола это не только образовательное учреждение, но и клуб любителей по интересам. Идеально работающий сценарий — клиенты, которые с получением прав и повышением квалификации по вождению возвращаются для обслуживания мотоциклов на клубном сервисе, устраивают совместные выезды-покатушки, покупают запчасти и аксессуары для своих «железных коней».
Угрозы для мотошколы — нестабильная финансовая ситуация в стране, которая может привести к снижению платежеспособности населения и падению спроса на мототехнику. Если автомобиль для многих из роскоши стал просто средством передвижения, то мототехника пока остается все же по большей части дорогим хобби. Для региональной школы, располагающей небольшими финансовыми ресурсами, угрозой может стать также приход на местный рынок крупных федеральных игроков.
Подводим итоги
Открытие мотошколы — бизнес несомненно интересный и прибыльный, хотя и требующий особого подхода. Начинают его, как правило, люди, которые сами не первый год являются ярыми поклонниками мототехники — это позволяет им более глубоко вникать в детали, и лучше «держать руку на пульсе» бизнеса. В любом случае направление очень перспективное. Надеемся, что в ближайшие годы количество мотошкол будет только расти. Как насчет того, чтобы пополнить их ряды?
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса